Поиск

Эксперты «Омск-информа» разошлись во взглядах о необходимости в строительстве платного сообщения между Амуром и улицей 10 лет Октября.

Идея появления платного моста через Омь, который бы соединил Амурский поселок с улицей 10 лет Октября, активно муссируется в Омске уже несколько лет. Этот объект включили в Генплан развития до 2040 года.

В декабре 2020 года о готовности вложить в строительство моста 700 млн рублей заявлял автору этого материала директор компании «Инвеста-Омск» Сергей Банников. Стоимость проезда по сооружению составила бы 40–50 рублей. Предполагалось,  что проект окупится за 15 лет. Однако, судя по всему, намерения испарились. При этом руководитель фирмы не стал озвучивать «Омск-информу» причины такого решения.

Нужны деньги

Летом нынешнего года  вновь появилась информация о строительстве платного моста на этом же месте. Тогда мэр Сергей Шелест отмечал, что пока это только замысел.

– Мы действительно обсуждали этот объект с губернатором Виталием Хоценко, выезжали туда. Пока все это вилами по воде писано – нужны частные или бюджетные средства, – говорил тогда Шелест.

Инвестор нашелся оперативно. Им стала компания ООО «ИФР-Омь», связанная с известным омским предпринимателем Геворгом Акопяном. А также структуры, близкие к «Газпромбанку». Сам бенефициар подтвердил свое участие в проекте, пообещав раскрыть все детали немного позже.

По данным регионального Минтранса, строительство объекта обойдется в 1,6 млрд рублей, 300 млн рублей из которых  - областные средства. Сдать пятый мост через Омь планируется в 2025 году. К слову, на данный момент в городе четыре автомобильных моста через Омь: Юбилейный, Октябрьский («горбатый»), Комсомольский и Фрунзенский.

Пока ремонтируют Ленинградский мост через Иртыш (на фото), омичи стабильно стоят в пробках

В связи с повышенным интересом к этому проекту «Омск-информ» вместе с омичами и экспертами разобрались, зачем городу нужен первый платный мост.

Не хватает мостов через Иртыш и Омь

Бывший главный архитектор ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» Богдан Мрыглод лично наблюдал предыдущие проекты. В 2010 году он занимался проектированием центра города. И запланировал два новых моста через Омь, у речного вокзала и в районе улицы Кемеровской. Еще один транспортный мост предполагался в створе улиц Октябрьской и Декабристов как промежуточная магистраль между улицами Богдана Хмельницкого и Фрунзе. Но из Генплана до 2040 года эти объекты убрали.

Архитектор говорит, что такие сооружения, и не одно, безусловно, нужны городу.

– Естественно, у нас не хватает мостов через Иртыш и Омь. При этом нужно создавать дополнительную транспортную структуру. Это мост будет предназначен главным образом для грузового транспорта, как связующее звено между двумя промышленными зонами, для жителей микрорайонов на 10-летии Октября, на Богдана Хмельницкого и улицами Амурскими. И, конечно, обеспечит  пешеходное сообщение между дачными поселками, – отметил Мрыглод.

Глава омского областного союза предпринимателей, владелец автокомплекса «Реактор» Илья Николин считает, что появление нового сооружения поможет сэкономить время.

– Это отличный вариант для тех, кто спешит. Платным мостом будут пользоваться те, кто ценит свое время. Конечно, по нему будут ездить. Кстати, в Новосибирске возводится новый мост через Обь, который также предполагает плату. Его появление крайне необходимо. Также и в Омске: в часы пик перегружены все мосты через Омь, – отметил он.

К таким проектам, по мнению Николина, необходимо привлекать частные инвестиции.

– Если объект строится на бюджетные средства, тогда брать плату будет неправильным. Проект жизнеспособен, если возводится на условиях частно-государственного партнерства. Он должен окупаться, – добавил бизнесмен.

Кандидат технических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Экономика транспорта, логистика и управление качеством» ОмГУПС Андрей Ларин видит в этой идее массу позитивных смыслов.

– Думаю, эта услуга станет популярной среди транспортных компаний, эксплуатирующих большегрузы. И таким образом у нас разгрузятся основные транспортные магистрали, пробок станет меньше. Наверняка появится категория людей, которым станет выгодно сэкономить время, потратив какие-то деньги. Дороги станут более свободными, – убежден экономист.

Никто не видел проекта

А вот депутат горсовета Сергей Дроздов заявил о намерении сначала увидеть проект сооружения, а потом делать какие-то выводы.

– Платные дороги существуют везде в развитых странах: в Европе и в других городах. А зачем Омску платный мост? Чтобы такой объект существовал между разными частями города, такое вижу впервые. Это как купить одну пуговицу, а хвастаться целым костюмом. Мост – это пуговица, а транспортная инфраструктура и каркас города – костюм, – прибегнул к сравнению Дроздов. – Если бы назвали это Первым транспортным кольцом и соединили с Северным обходом, это было бы понятно. Но тогда необходимо создавать подъезды и дороги уже сейчас. Но никаких подвижек в этом направлении не предпринимается. Возможно, такой мост имеет смысл, если существует цель убирать грузовой транспорт из города. Однако целостного проекта моста как одного из звеньев дороги никто не видел. Пока это очень непонятная история.

Парламентарий сомневается, что новое сооружение решит проблему пробок. Но качественная транспортная инфраструктура в любом случае нужна. Это составляющая комфортной городской среды, способной, по мнению депутата, решить проблему массового исхода из региона.

Экс-мэр Вячеслав Двораковский, который стоял у истоков создания НПО «Мостовик», ушел от ответа на вопрос о необходимости платного моста.

– Для меня платные мосты – нечто чужеродное, поэтому здесь ничем не могу помочь, – подчеркнул бывший главный инженер предприятия, занимавшегося возведением бесплатных сооружений федерального значения.

Омичи платить не хотят

Дальнобойщик с огромным стажем Сергей Яровой оставил шанс будущему сооружению. Он считает, что фуры могут передвигаться только при условии низкой платы.

– Мосты – составная часть какой-либо трассы. Такого, чтобы они существовали как-то автономно, не припомню. Если мы едем по Московской области, в Ростов, в Краснодар или на Санкт-Петербург, там есть смысл платить, – рассуждает он. – Но, например, в Москве есть платная дорога в сторону Санкт-Петербурга, она ведет от самого МКАДа. Там никто не ездит, потому что это самый дорогой участок. И дальнобойщикам по ней передвигаться просто нет смысла. Даже не знаю, станут ли выкладывать за это деньги в Омске. Если мост сделают дорогим, то все так и продолжат ездить по «горбатому» мосту: все привыкли. Если только по нему не запретят движение большегрузов.

Другие омичи настороженно встретили идею появления первого платного моста.  

– В Омске я не готов отдавать деньги за право передвижения по мосту. Потому что в этом нет смысла. В городе нет ни дороги, ни путепровода, чтобы обогнуть заторы в час пик. И автономный новый мост вряд ли решит эту проблему, – отметил автовладелец Михаил Туголуков.

Автовладелица Татьяна Стоцкая призналась, что не планирует выкладывать свои личные средства пусть даже на быструю поездку.

– Я не готова тратить на это деньги! Обслуживание машины в наше время очень дорого. Бензин дорогой, мойка недешевая, запчасти тоже. Еще и платный проезд? – возмутилась она.

Часть опрошенных респондентов отказались высказываться, поскольку не видят смысла в этом сооружении.  Естественно, это мнение лишь нескольких жителей, которое вряд ли позволяет судить об отношении к опции платного проезда. Но уже очевидно, что далеко не все горожане пожелают раскошеливаться. Тем более что для проезда в Амурский поселок существует «горбатый» мост, хотя он довольно часто стоит в пробках.

В Питере – платить

В России примеров платных мостов как части какой-то трассы хоть отбавляй. Так, в 2017 году построен мост через реки Каму и Буй, соединяющий две части Республики Удмуртия. Он позволяет сократить путь из Ижевска в Уфу.

Самым дорогим мостом считается сооружение через реку Пур. Другой альтернативы в Ямало-Ненецком автономном округе нет, потому провозная плата доходит до огромных сумм, в зависимости от груза. А в Архангельской области функционирует частная понтонная переправа через реку Онегу. Автомобилисты отдают по 310 рублей, потому что иначе добраться до Кинозерского парка просто нельзя.

Наиболее грандиозные в этом плане конструкции – мосты через Корабельный и Петровский фарватеры в Санкт-Петербурге, построенные в 2016 году и являющиеся частью Западного скоростного диаметра (ЗСД). Проезд по каждому из них обходится в 200 рублей.

Как пояснили «Омск-информу» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, собственно говоря, платными являются не только мосты, но и отдельные участки этой трассы.

– Всего таких отрезков, где необходимо вносить плату, 4–5. Это отдельное частное предприятие, – подчеркнул глава пресс-службы ведомства Владимир Рычагов.

ЗСД обслуживает компания «Магистраль Северной столицы». Глава пресс-службы компании Андрей Цапу подробно рассказал, как работает эта система. По его словам, Западный скоростной диаметр позволяет проезжать город за 20 минут, помогает добраться до морского порта и разгрузить исторический центр. Это весьма востребованная магистраль, около 250 тыс. поездок в день.

– На данный момент мы фиксируем до 400 тысяч транзакций в сутки (это около 250 тыс поездок пользователей), по итогам 2022 года было зафиксировано более 100 миллионов транзакций, что делает ЗСД одной из наиболее востребованных трасс в стране. Доля грузового транспорта в данном потоке составляет около 8 %, – привел данные представитель компании.

Что касается окупаемости, то по условиям государственно-частного партнерства инвестору в первые годы выплачивалась городская субсидия. По договору установлен уровень максимально компенсируемых затрат.

– После первых лет эксплуатации зафиксировано превышение уровня выручки над уровнем  максимально компенсируемых затрат, разница делится в пропорции 90 % – городу, 10 % – инвестору. Уже несколько лет эксплуатация Западного скоростного диаметра не требует городских субсидий, а, напротив, приносит городу доход, – добавил  Андрей Цапу.

По личным наблюдениям обозревателя «Омск-информа», который ездил через ЗСД, эта трасса позволяет преодолеть за короткий промежуток времени большие расстояния. Опция очень удобная. А глядя на бесплатные дороги, кажется, что Питер стоит в пробках круглосуточно.

Руководитель Волгоградского регионального отделения «Движение автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ  Армен Оганесян призвал не называть омский проект дефектным раньше времени и дождаться подробных разъяснений от инвестора. Дополнительная дорожная инфраструктура наверняка появится. Эксперт сравнил Омск с Волгоградом.

– У нас нет и половины ваших мостов! В Волгограде дополнительное сооружение бы не помешало. А если говорить о самой инициативе, то считаю, что в платные мосты можно инвестировать, но вопрос, будут ли они востребованы. Именно поэтому, прежде чем строить, нужно провести оценку регулирующего воздействия. И только после положительного заключения можно привлекать инвестиции, – высказался Оганесян. – Если в Омске отсутствуют другие проблемы, то почему бы и нет? На условиях частно-государственного партнерства это вполне приемлемая математика. Мост – сложнейшее инженерное сооружение, там наверняка запланируют развязки и примыкания.

Нужно четко понимать

Чтобы возвести в Омске еще один мост и сделать его платным, нужно осознавать, для чего это сооружение: для разгрузки центра города от фур, для улучшения транспортной инфраструктуры или для какой-то иной цели. Власти и инвесторы должны четко понимать, что омичи и гости города примут идею платного моста и будут по нему ездить. А иначе строить бессмысленно.

Пока же можно видеть, что омичи настороженно относятся к такому явлению, как платный мост, и не готовы платить. Водители большегрузов пока сомневаются в целесообразности его строительства. Эксперты в основном также настроены настороженно. Но сходятся во мнении, что для тех, кто привык экономить время, платная опция проезда по мосту «зайдет».

Эксперты «Омск-информа» разошлись во взглядах о необходимости в строительстве платного сообщения между Амуром и улицей 10 лет Октября.

Идея появления платного моста через Омь, который бы соединил Амурский поселок с улицей 10 лет Октября, активно муссируется в Омске уже несколько лет. Этот объект включили в Генплан развития до 2040 года.

В декабре 2020 года о готовности вложить в строительство моста 700 млн рублей заявлял автору этого материала директор компании «Инвеста-Омск» Сергей Банников. Стоимость проезда по сооружению составила бы 40–50 рублей. Предполагалось,  что проект окупится за 15 лет. Однако, судя по всему, намерения испарились. При этом руководитель фирмы не стал озвучивать «Омск-информу» причины такого решения.

Нужны деньги

Летом нынешнего года  вновь появилась информация о строительстве платного моста на этом же месте. Тогда мэр Сергей Шелест отмечал, что пока это только замысел.

– Мы действительно обсуждали этот объект с губернатором Виталием Хоценко, выезжали туда. Пока все это вилами по воде писано – нужны частные или бюджетные средства, – говорил тогда Шелест.

Инвестор нашелся оперативно. Им стала компания ООО «ИФР-Омь», связанная с известным омским предпринимателем Геворгом Акопяном. А также структуры, близкие к «Газпромбанку». Сам бенефициар подтвердил свое участие в проекте, пообещав раскрыть все детали немного позже.

По данным регионального Минтранса, строительство объекта обойдется в 1,6 млрд рублей, 300 млн рублей из которых  - областные средства. Сдать пятый мост через Омь планируется в 2025 году. К слову, на данный момент в городе четыре автомобильных моста через Омь: Юбилейный, Октябрьский («горбатый»), Комсомольский и Фрунзенский.

Пока ремонтируют Ленинградский мост через Иртыш (на фото), омичи стабильно стоят в пробках

В связи с повышенным интересом к этому проекту «Омск-информ» вместе с омичами и экспертами разобрались, зачем городу нужен первый платный мост.

Не хватает мостов через Иртыш и Омь

Бывший главный архитектор ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» Богдан Мрыглод лично наблюдал предыдущие проекты. В 2010 году он занимался проектированием центра города. И запланировал два новых моста через Омь, у речного вокзала и в районе улицы Кемеровской. Еще один транспортный мост предполагался в створе улиц Октябрьской и Декабристов как промежуточная магистраль между улицами Богдана Хмельницкого и Фрунзе. Но из Генплана до 2040 года эти объекты убрали.

Архитектор говорит, что такие сооружения, и не одно, безусловно, нужны городу.

– Естественно, у нас не хватает мостов через Иртыш и Омь. При этом нужно создавать дополнительную транспортную структуру. Это мост будет предназначен главным образом для грузового транспорта, как связующее звено между двумя промышленными зонами, для жителей микрорайонов на 10-летии Октября, на Богдана Хмельницкого и улицами Амурскими. И, конечно, обеспечит  пешеходное сообщение между дачными поселками, – отметил Мрыглод.

Глава омского областного союза предпринимателей, владелец автокомплекса «Реактор» Илья Николин считает, что появление нового сооружения поможет сэкономить время.

– Это отличный вариант для тех, кто спешит. Платным мостом будут пользоваться те, кто ценит свое время. Конечно, по нему будут ездить. Кстати, в Новосибирске возводится новый мост через Обь, который также предполагает плату. Его появление крайне необходимо. Также и в Омске: в часы пик перегружены все мосты через Омь, – отметил он.

К таким проектам, по мнению Николина, необходимо привлекать частные инвестиции.

– Если объект строится на бюджетные средства, тогда брать плату будет неправильным. Проект жизнеспособен, если возводится на условиях частно-государственного партнерства. Он должен окупаться, – добавил бизнесмен.

Кандидат технических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Экономика транспорта, логистика и управление качеством» ОмГУПС Андрей Ларин видит в этой идее массу позитивных смыслов.

– Думаю, эта услуга станет популярной среди транспортных компаний, эксплуатирующих большегрузы. И таким образом у нас разгрузятся основные транспортные магистрали, пробок станет меньше. Наверняка появится категория людей, которым станет выгодно сэкономить время, потратив какие-то деньги. Дороги станут более свободными, – убежден экономист.

Никто не видел проекта

А вот депутат горсовета Сергей Дроздов заявил о намерении сначала увидеть проект сооружения, а потом делать какие-то выводы.

– Платные дороги существуют везде в развитых странах: в Европе и в других городах. А зачем Омску платный мост? Чтобы такой объект существовал между разными частями города, такое вижу впервые. Это как купить одну пуговицу, а хвастаться целым костюмом. Мост – это пуговица, а транспортная инфраструктура и каркас города – костюм, – прибегнул к сравнению Дроздов. – Если бы назвали это Первым транспортным кольцом и соединили с Северным обходом, это было бы понятно. Но тогда необходимо создавать подъезды и дороги уже сейчас. Но никаких подвижек в этом направлении не предпринимается. Возможно, такой мост имеет смысл, если существует цель убирать грузовой транспорт из города. Однако целостного проекта моста как одного из звеньев дороги никто не видел. Пока это очень непонятная история.

Парламентарий сомневается, что новое сооружение решит проблему пробок. Но качественная транспортная инфраструктура в любом случае нужна. Это составляющая комфортной городской среды, способной, по мнению депутата, решить проблему массового исхода из региона.

Экс-мэр Вячеслав Двораковский, который стоял у истоков создания НПО «Мостовик», ушел от ответа на вопрос о необходимости платного моста.

– Для меня платные мосты – нечто чужеродное, поэтому здесь ничем не могу помочь, – подчеркнул бывший главный инженер предприятия, занимавшегося возведением бесплатных сооружений федерального значения.

Омичи платить не хотят

Дальнобойщик с огромным стажем Сергей Яровой оставил шанс будущему сооружению. Он считает, что фуры могут передвигаться только при условии низкой платы.

– Мосты – составная часть какой-либо трассы. Такого, чтобы они существовали как-то автономно, не припомню. Если мы едем по Московской области, в Ростов, в Краснодар или на Санкт-Петербург, там есть смысл платить, – рассуждает он. – Но, например, в Москве есть платная дорога в сторону Санкт-Петербурга, она ведет от самого МКАДа. Там никто не ездит, потому что это самый дорогой участок. И дальнобойщикам по ней передвигаться просто нет смысла. Даже не знаю, станут ли выкладывать за это деньги в Омске. Если мост сделают дорогим, то все так и продолжат ездить по «горбатому» мосту: все привыкли. Если только по нему не запретят движение большегрузов.

Другие омичи настороженно встретили идею появления первого платного моста.  

– В Омске я не готов отдавать деньги за право передвижения по мосту. Потому что в этом нет смысла. В городе нет ни дороги, ни путепровода, чтобы обогнуть заторы в час пик. И автономный новый мост вряд ли решит эту проблему, – отметил автовладелец Михаил Туголуков.

Автовладелица Татьяна Стоцкая призналась, что не планирует выкладывать свои личные средства пусть даже на быструю поездку.

– Я не готова тратить на это деньги! Обслуживание машины в наше время очень дорого. Бензин дорогой, мойка недешевая, запчасти тоже. Еще и платный проезд? – возмутилась она.

Часть опрошенных респондентов отказались высказываться, поскольку не видят смысла в этом сооружении.  Естественно, это мнение лишь нескольких жителей, которое вряд ли позволяет судить об отношении к опции платного проезда. Но уже очевидно, что далеко не все горожане пожелают раскошеливаться. Тем более что для проезда в Амурский поселок существует «горбатый» мост, хотя он довольно часто стоит в пробках.

В Питере – платить

В России примеров платных мостов как части какой-то трассы хоть отбавляй. Так, в 2017 году построен мост через реки Каму и Буй, соединяющий две части Республики Удмуртия. Он позволяет сократить путь из Ижевска в Уфу.

Самым дорогим мостом считается сооружение через реку Пур. Другой альтернативы в Ямало-Ненецком автономном округе нет, потому провозная плата доходит до огромных сумм, в зависимости от груза. А в Архангельской области функционирует частная понтонная переправа через реку Онегу. Автомобилисты отдают по 310 рублей, потому что иначе добраться до Кинозерского парка просто нельзя.

Наиболее грандиозные в этом плане конструкции – мосты через Корабельный и Петровский фарватеры в Санкт-Петербурге, построенные в 2016 году и являющиеся частью Западного скоростного диаметра (ЗСД). Проезд по каждому из них обходится в 200 рублей.

Как пояснили «Омск-информу» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, собственно говоря, платными являются не только мосты, но и отдельные участки этой трассы.

– Всего таких отрезков, где необходимо вносить плату, 4–5. Это отдельное частное предприятие, – подчеркнул глава пресс-службы ведомства Владимир Рычагов.

ЗСД обслуживает компания «Магистраль Северной столицы». Глава пресс-службы компании Андрей Цапу подробно рассказал, как работает эта система. По его словам, Западный скоростной диаметр позволяет проезжать город за 20 минут, помогает добраться до морского порта и разгрузить исторический центр. Это весьма востребованная магистраль, около 250 тыс. поездок в день.

– На данный момент мы фиксируем до 400 тысяч транзакций в сутки (это около 250 тыс поездок пользователей), по итогам 2022 года было зафиксировано более 100 миллионов транзакций, что делает ЗСД одной из наиболее востребованных трасс в стране. Доля грузового транспорта в данном потоке составляет около 8 %, – привел данные представитель компании.

Что касается окупаемости, то по условиям государственно-частного партнерства инвестору в первые годы выплачивалась городская субсидия. По договору установлен уровень максимально компенсируемых затрат.

– После первых лет эксплуатации зафиксировано превышение уровня выручки над уровнем  максимально компенсируемых затрат, разница делится в пропорции 90 % – городу, 10 % – инвестору. Уже несколько лет эксплуатация Западного скоростного диаметра не требует городских субсидий, а, напротив, приносит городу доход, – добавил  Андрей Цапу.

По личным наблюдениям обозревателя «Омск-информа», который ездил через ЗСД, эта трасса позволяет преодолеть за короткий промежуток времени большие расстояния. Опция очень удобная. А глядя на бесплатные дороги, кажется, что Питер стоит в пробках круглосуточно.

Руководитель Волгоградского регионального отделения «Движение автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ  Армен Оганесян призвал не называть омский проект дефектным раньше времени и дождаться подробных разъяснений от инвестора. Дополнительная дорожная инфраструктура наверняка появится. Эксперт сравнил Омск с Волгоградом.

– У нас нет и половины ваших мостов! В Волгограде дополнительное сооружение бы не помешало. А если говорить о самой инициативе, то считаю, что в платные мосты можно инвестировать, но вопрос, будут ли они востребованы. Именно поэтому, прежде чем строить, нужно провести оценку регулирующего воздействия. И только после положительного заключения можно привлекать инвестиции, – высказался Оганесян. – Если в Омске отсутствуют другие проблемы, то почему бы и нет? На условиях частно-государственного партнерства это вполне приемлемая математика. Мост – сложнейшее инженерное сооружение, там наверняка запланируют развязки и примыкания.

Нужно четко понимать

Чтобы возвести в Омске еще один мост и сделать его платным, нужно осознавать, для чего это сооружение: для разгрузки центра города от фур, для улучшения транспортной инфраструктуры или для какой-то иной цели. Власти и инвесторы должны четко понимать, что омичи и гости города примут идею платного моста и будут по нему ездить. А иначе строить бессмысленно.

Пока же можно видеть, что омичи настороженно относятся к такому явлению, как платный мост, и не готовы платить. Водители большегрузов пока сомневаются в целесообразности его строительства. Эксперты в основном также настроены настороженно. Но сходятся во мнении, что для тех, кто привык экономить время, платная опция проезда по мосту «зайдет».

14319Елена Ляхова