Поиск

Как оказалось, установка валидаторов в автобусах крайне невыгодна частным перевозчикам, которых, похоже, полностью устраивает нынешняя ситуация.

Чуть более года назад в муниципальных автобусах Омска появились валидаторы. За это время бескондукторная система оплаты проезда распространилась на сотню маленьких и больших автобусов, а также два десятка троллейбусов и трамваев. Эта система полюбилась омичам. Ведь благодаря валидаторам в переполненном салоне, с одной стороны, кондуктору не нужно пробираться к пассажирам, с другой стороны – пассажирам искать в толпе кондуктора или вовсе идти и рассчитываться за проезд у водителя.

Но рост числа валидаторов повлек за собой и рост количества безбилетников – когда в салоне нет кондуктора, то у многих горожан возникает соблазн проехать бесплатно. Для борьбы с зайцами в городе возродили службу контролеров, и РИА «Омск-информ» уже подробно рассказывало о работе этой службы.

Но на ряде очень популярных маршрутов – 20, 59, 64, 72, 73 – работают частники. Как и в муниципальном транспорте, в этих автобусах в часы пик не протолкнуться. Причем, как правило, в этих автобусах нет кондукторов, и деньги за проезд, проездные или карты приходится через весь салон передавать водителю. Не все пассажиры хотят, чтобы их карта ежедневно «ходила» через чьи-то руки или, не дай бог, осела в чьем-либо кармане. Намного удобнее было бы в таком транспорте пользоваться валидаторами. Но их нет.

Поэтому мы решили узнать у участников рынка перевозок о том, появятся ли в частных автобусах устройства для бесконтактной оплаты. Как оказалось, не все так просто.

Дефицит оборудования и бескультурье омичей

Глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев рассказал о нескольких причинах, по которым частные перевозчики, работающие на автобусах среднего класса, не ставят в салонах валидаторы.

– К сожалению, на рынке есть дефицит валидаторов и оборудования для них. К тому же это оборудование дорогое – комплект с установкой на один автобус обходится в 100 тыс. рублей. Валидаторы есть на нескольких автобусах 73-го маршрута. Но их мало. Поэтому и рады бы поставить, но то денег не хватает, то оборудования нет, – говорит руководитель объединения перевозчиков.

Помимо дефицита оборудования Николай Артемьев назвал еще одну причину отсутствия удобных устройств для оплаты проезда – это бескультурье омичей, которые не хотят расплачиваться за проезд. Ведь если в автобусах появятся валидаторы, то горожане станут просто ездить бесплатно. А как таковых контролеров у частников нет.

– Расчет с водителем с задней площадки автобуса практически невозможен, – говорит Артемьев. – К сожалению, слабый уровень образования и культуры, поэтому кто-то рассчитывается, а кто-то нет. У нас как таковых контролеров нет. Мы выступали за то, чтобы сделать службу контролеров единой. Но муниципалы сделали свою отдельную службу. Жителям вообще должно быть без разницы, какой автобус его везет: муниципальный или частный, ему важно, чтобы автобус работал по графику и в нем была единая система расчетов. А у нас пока по-прежнему идет разделение на «своих» и «чужих».

К слову, ранее глава дептранса Вадим Кормилец говорил о том, что частники должны создавать свою службу контролеров, а «муниципальные» ревизоры не имеют права проверять оплату проезда в частных автобусах. Бюджет города просто не может тратить деньги в виде зарплаты ревизоров на проверку эффективности работы сторонних организаций – частных перевозчиков.

Контролеры ничего не смогут сделать

Так почему частникам не нанять собственных ревизоров и уже потом купить валидаторы? Ответ на этот вопрос лежит даже не в экономической, а в юридической плоскости.

Во многих автобусах частных перевозчиков Омска за последний месяц появились объявления о том, что штраф за безбилетный проезд составляет 1000 рублей. Как оказалось, это не более чем «пугалка». Даже если частные перевозчики и наймут контролеров, то толку от них не будет – согласно действующему законодательству они не смогут оштрафовать зайца ни на 1 рубль, ни на 1000 рублей и не могут даже выписать протокол. В отличие от своих муниципальных коллег.

– Частные перевозчики не имеют права штрафовать безбилетных пассажиров, – говорит заместитель главы дептранса Сергей Фальковский. – Они могут только обилетить необилеченного пассажира. И все. Других полномочий у них нет.

Именно поэтому частные перевозчики и не создают своей службы контролеров, видимо, считая, что в этом случае нет смысла и в валидаторах. А страдают в итоге простые пассажиры, которым в переполненных салонах крайне неудобно рассчитываться за проезд. Многие поэтому и не рассчитываются. Хотя при наличии «синеньких коробочек», возможно, проявляли бы сознательность.

Кондукторы затратнее, но практичнее валидаторов

Владелец транспортной компании «АБ», член комитета по транспортной инфраструктуре горсовета Андрей Бондаренко уверен, что городу нужна единая служба контролеров. Ревизоры должны проверять билеты у всех пассажиров вне зависимости от того, в каком автобусе они едут.

– Было бы хорошо, если бы в городе была создана единая служба контролеров. Но пока о таких планах мне ничего не известно. При этом зайцев в автобусах достаточно. Поэтому перевозчики не отказываются от кондукторов. Кондукторы – это хотя и более затратно, чем валидаторы, но все-таки более практично. Кондуктор, в отличие от валидатора, дисциплинирует пассажиров, – говорит член профильного комитета горсовета.

А Николай Артемьев уверен, что в городе, помимо создания единой службы контролеров без «своих» и чужих», нужно полностью менять систему оплаты проезда – уходить от оплаты наличными в транспорте. Ведь помимо зайцев частных перевозчиков сейчас обкрадывают и собственные водители, собирающие с пассажиров наличку.

– На каком основании люди едут бесплатно? Это загадка для водителя и кондуктора, поэтому они пытаются внести искру разума в мозг непорядочного пассажира, Мы давно говорим, что необходимо модернизировать систему оплаты проезда в городе. Речь идет о тех случаях, когда водители маршруток и автобусов ежедневно складывают наличные деньги в карманы. Суммы могут исчисляться миллиардами рублей. Эти деньги сегодня проходят мимо кассы – нашей и «Пассажирсервиса». Но пока на это никто внимания не обращает, – говорит перевозчик.

Частники ищут отговорки

Урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев предположил, что частные перевозчики просто ищут отговорки, чтобы не ставить валидаторы в своих автобусах. По словам эксперта, перевозчик всегда может найти возможность отследить зайцев и заставить их заплатить за проезд. Даже без контролера. Урбанист привел интересную аналогию.

– У нас в магазинах все больше касс самообслуживания, я сам ими пользуюсь. Это удобно и комфортно. И уж там-то можно утащить продуктов на куда большую сумму, чем проехать бесплатно. Тем не менее люди на это не идут. Хотя возле касс нет никаких контролеров, – говорит эксперт. – Очень странно, когда частные перевозчики говорят, что не могут «отлавливать» зайцев. Мне кажется, это отговорка.  Частники имеют опыт «отлавливания» зайцев – когда они просто не выпускают не расплатившегося за проезд человека.

Сергей Костарев отметил, что всегда можно организовать посадку и высадку пассажиров так, чтобы за проезд рассчитывались все. Например, впускать людей через переднюю дверь, а выпускать через заднюю. По словам урбаниста, валидатор – это благо, это удобно. И в Омске рано или поздно во всех автобусах перевозчиков всех форм собственности появятся валидаторы.

«Мы поможем перевозчикам с валидаторами»

А как на это все реагирует город? Власти Омска заявляют, что готовы оказать частным перевозчикам помощь в виде установки и технического сопровождения работы валидаторов.

– Насколько мне известно, пока еще не у одного частного перевозчика в Омске нет работающих валидаторов. Если кто-то поставит терминалы бесконтактной оплаты, мы сразу об этом узнаем, ведь только мы можем обеспечивать их работу в Омске. Вроде бы ООО «Альянс» собиралось покупать терминалы, как и предприниматель Александр Бакалов, но никто еще их не купил, – говорит директор МП «Пассажирсервис» Алексей Васильев. – Если частные перевозчики захотят, мы готовы с ними работать. Мы сможем обслуживать любое количество терминалов.

Проще оставить все как есть

Таким образом, частные перевозчики уверяют, что попали как бы в замкнутый круг. Они не могут установить валидаторы якобы из-за боязни «размножения зайцев», а бороться с зайцами юридическим путем не могут.

Омичи пока не увидят контролеров в частных автобусах 

Поэтому частникам проще оставить все как есть – пассажирам любыми путями нужно рассчитываться за проезд, передавая карты и деньги водителю или кондуктору. Последних, к слову, в частных автобусах почти нет.

В этой ситуации очевидно, что мэрии нужно разрешить частникам создавать свои полноценные службы контролеров, которые должны работать по единым стандартам с теми ревизорами, которые уже проверяют пассажиров в муниципальных автобусах. А взамен нужно заставить частных перевозчиков устанавливать валидаторы в автобусах. Этот пункт даже можно прописать в контрактах. И тогда частники не будут жаловаться, что не могут справиться с зайцами. У них не будет и формальных поводов не устанавливать устройства для бесконтактной оплаты проезда. Весь вопрос лишь в том, когда власти обратят внимание на эту проблему?

Как оказалось, установка валидаторов в автобусах крайне невыгодна частным перевозчикам, которых, похоже, полностью устраивает нынешняя ситуация.

Чуть более года назад в муниципальных автобусах Омска появились валидаторы. За это время бескондукторная система оплаты проезда распространилась на сотню маленьких и больших автобусов, а также два десятка троллейбусов и трамваев. Эта система полюбилась омичам. Ведь благодаря валидаторам в переполненном салоне, с одной стороны, кондуктору не нужно пробираться к пассажирам, с другой стороны – пассажирам искать в толпе кондуктора или вовсе идти и рассчитываться за проезд у водителя.

Но рост числа валидаторов повлек за собой и рост количества безбилетников – когда в салоне нет кондуктора, то у многих горожан возникает соблазн проехать бесплатно. Для борьбы с зайцами в городе возродили службу контролеров, и РИА «Омск-информ» уже подробно рассказывало о работе этой службы.

Но на ряде очень популярных маршрутов – 20, 59, 64, 72, 73 – работают частники. Как и в муниципальном транспорте, в этих автобусах в часы пик не протолкнуться. Причем, как правило, в этих автобусах нет кондукторов, и деньги за проезд, проездные или карты приходится через весь салон передавать водителю. Не все пассажиры хотят, чтобы их карта ежедневно «ходила» через чьи-то руки или, не дай бог, осела в чьем-либо кармане. Намного удобнее было бы в таком транспорте пользоваться валидаторами. Но их нет.

Поэтому мы решили узнать у участников рынка перевозок о том, появятся ли в частных автобусах устройства для бесконтактной оплаты. Как оказалось, не все так просто.

Дефицит оборудования и бескультурье омичей

Глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев рассказал о нескольких причинах, по которым частные перевозчики, работающие на автобусах среднего класса, не ставят в салонах валидаторы.

– К сожалению, на рынке есть дефицит валидаторов и оборудования для них. К тому же это оборудование дорогое – комплект с установкой на один автобус обходится в 100 тыс. рублей. Валидаторы есть на нескольких автобусах 73-го маршрута. Но их мало. Поэтому и рады бы поставить, но то денег не хватает, то оборудования нет, – говорит руководитель объединения перевозчиков.

Помимо дефицита оборудования Николай Артемьев назвал еще одну причину отсутствия удобных устройств для оплаты проезда – это бескультурье омичей, которые не хотят расплачиваться за проезд. Ведь если в автобусах появятся валидаторы, то горожане станут просто ездить бесплатно. А как таковых контролеров у частников нет.

– Расчет с водителем с задней площадки автобуса практически невозможен, – говорит Артемьев. – К сожалению, слабый уровень образования и культуры, поэтому кто-то рассчитывается, а кто-то нет. У нас как таковых контролеров нет. Мы выступали за то, чтобы сделать службу контролеров единой. Но муниципалы сделали свою отдельную службу. Жителям вообще должно быть без разницы, какой автобус его везет: муниципальный или частный, ему важно, чтобы автобус работал по графику и в нем была единая система расчетов. А у нас пока по-прежнему идет разделение на «своих» и «чужих».

К слову, ранее глава дептранса Вадим Кормилец говорил о том, что частники должны создавать свою службу контролеров, а «муниципальные» ревизоры не имеют права проверять оплату проезда в частных автобусах. Бюджет города просто не может тратить деньги в виде зарплаты ревизоров на проверку эффективности работы сторонних организаций – частных перевозчиков.

Контролеры ничего не смогут сделать

Так почему частникам не нанять собственных ревизоров и уже потом купить валидаторы? Ответ на этот вопрос лежит даже не в экономической, а в юридической плоскости.

Во многих автобусах частных перевозчиков Омска за последний месяц появились объявления о том, что штраф за безбилетный проезд составляет 1000 рублей. Как оказалось, это не более чем «пугалка». Даже если частные перевозчики и наймут контролеров, то толку от них не будет – согласно действующему законодательству они не смогут оштрафовать зайца ни на 1 рубль, ни на 1000 рублей и не могут даже выписать протокол. В отличие от своих муниципальных коллег.

– Частные перевозчики не имеют права штрафовать безбилетных пассажиров, – говорит заместитель главы дептранса Сергей Фальковский. – Они могут только обилетить необилеченного пассажира. И все. Других полномочий у них нет.

Именно поэтому частные перевозчики и не создают своей службы контролеров, видимо, считая, что в этом случае нет смысла и в валидаторах. А страдают в итоге простые пассажиры, которым в переполненных салонах крайне неудобно рассчитываться за проезд. Многие поэтому и не рассчитываются. Хотя при наличии «синеньких коробочек», возможно, проявляли бы сознательность.

Кондукторы затратнее, но практичнее валидаторов

Владелец транспортной компании «АБ», член комитета по транспортной инфраструктуре горсовета Андрей Бондаренко уверен, что городу нужна единая служба контролеров. Ревизоры должны проверять билеты у всех пассажиров вне зависимости от того, в каком автобусе они едут.

– Было бы хорошо, если бы в городе была создана единая служба контролеров. Но пока о таких планах мне ничего не известно. При этом зайцев в автобусах достаточно. Поэтому перевозчики не отказываются от кондукторов. Кондукторы – это хотя и более затратно, чем валидаторы, но все-таки более практично. Кондуктор, в отличие от валидатора, дисциплинирует пассажиров, – говорит член профильного комитета горсовета.

А Николай Артемьев уверен, что в городе, помимо создания единой службы контролеров без «своих» и чужих», нужно полностью менять систему оплаты проезда – уходить от оплаты наличными в транспорте. Ведь помимо зайцев частных перевозчиков сейчас обкрадывают и собственные водители, собирающие с пассажиров наличку.

– На каком основании люди едут бесплатно? Это загадка для водителя и кондуктора, поэтому они пытаются внести искру разума в мозг непорядочного пассажира, Мы давно говорим, что необходимо модернизировать систему оплаты проезда в городе. Речь идет о тех случаях, когда водители маршруток и автобусов ежедневно складывают наличные деньги в карманы. Суммы могут исчисляться миллиардами рублей. Эти деньги сегодня проходят мимо кассы – нашей и «Пассажирсервиса». Но пока на это никто внимания не обращает, – говорит перевозчик.

Частники ищут отговорки

Урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев предположил, что частные перевозчики просто ищут отговорки, чтобы не ставить валидаторы в своих автобусах. По словам эксперта, перевозчик всегда может найти возможность отследить зайцев и заставить их заплатить за проезд. Даже без контролера. Урбанист привел интересную аналогию.

– У нас в магазинах все больше касс самообслуживания, я сам ими пользуюсь. Это удобно и комфортно. И уж там-то можно утащить продуктов на куда большую сумму, чем проехать бесплатно. Тем не менее люди на это не идут. Хотя возле касс нет никаких контролеров, – говорит эксперт. – Очень странно, когда частные перевозчики говорят, что не могут «отлавливать» зайцев. Мне кажется, это отговорка.  Частники имеют опыт «отлавливания» зайцев – когда они просто не выпускают не расплатившегося за проезд человека.

Сергей Костарев отметил, что всегда можно организовать посадку и высадку пассажиров так, чтобы за проезд рассчитывались все. Например, впускать людей через переднюю дверь, а выпускать через заднюю. По словам урбаниста, валидатор – это благо, это удобно. И в Омске рано или поздно во всех автобусах перевозчиков всех форм собственности появятся валидаторы.

«Мы поможем перевозчикам с валидаторами»

А как на это все реагирует город? Власти Омска заявляют, что готовы оказать частным перевозчикам помощь в виде установки и технического сопровождения работы валидаторов.

– Насколько мне известно, пока еще не у одного частного перевозчика в Омске нет работающих валидаторов. Если кто-то поставит терминалы бесконтактной оплаты, мы сразу об этом узнаем, ведь только мы можем обеспечивать их работу в Омске. Вроде бы ООО «Альянс» собиралось покупать терминалы, как и предприниматель Александр Бакалов, но никто еще их не купил, – говорит директор МП «Пассажирсервис» Алексей Васильев. – Если частные перевозчики захотят, мы готовы с ними работать. Мы сможем обслуживать любое количество терминалов.

Проще оставить все как есть

Таким образом, частные перевозчики уверяют, что попали как бы в замкнутый круг. Они не могут установить валидаторы якобы из-за боязни «размножения зайцев», а бороться с зайцами юридическим путем не могут.

Омичи пока не увидят контролеров в частных автобусах 

Поэтому частникам проще оставить все как есть – пассажирам любыми путями нужно рассчитываться за проезд, передавая карты и деньги водителю или кондуктору. Последних, к слову, в частных автобусах почти нет.

В этой ситуации очевидно, что мэрии нужно разрешить частникам создавать свои полноценные службы контролеров, которые должны работать по единым стандартам с теми ревизорами, которые уже проверяют пассажиров в муниципальных автобусах. А взамен нужно заставить частных перевозчиков устанавливать валидаторы в автобусах. Этот пункт даже можно прописать в контрактах. И тогда частники не будут жаловаться, что не могут справиться с зайцами. У них не будет и формальных поводов не устанавливать устройства для бесконтактной оплаты проезда. Весь вопрос лишь в том, когда власти обратят внимание на эту проблему?

7511Сергей Энквист