Поиск

Двадцать лет назад контролеры наводили страх на пассажиров общественного транспорта. Сегодня они работают оперативно и вежливо.

Проверка в экспресс-режиме

С 18 сентября в Омске возродились регулярные проверки пассажиров общественного транспорта, которых не было с начала 2000-х годов. Бригады контролеров теперь работают в обновленном формате: их задача – проверить оплату проезда без ущерба для графика движения автобусов.

– Проверки станут регулярными как в подвижном составе, оснащенном валидаторами, так и в том, где работают кондукторы. На первый раз зайцы получат предупреждение, при повторном нарушении – штраф до 700 рублей, – анонсировал изменения мэр Омска Сергей Шелест.

Многие горожане помнят, как 20 лет назад контролеры жестко «прессовали» безбилетников. Сегодня используется принципиально другой подход, выяснил обозреватель РИА «Омск-информ», проведший один день в рейде с контрольно-ревизионной группой «Пассажирского предприятия № 8».

Теперь проверку оплаты проезда осуществляют не во время движения автобуса, а пока он находится на остановке. Происходит все крайне оперативно: зашли, проверили, вышли. На все уходит буквально 2-3 минуты.

Сами пассажиры относятся к контролерам с пониманием и торопятся показать им билеты. В автобусе № 69, несмотря на наличие валидатора, не все успели рассчитаться: некоторых пришлось обилечивать контролерам.

– Встретила контролеров в первый раз. Отношусь к их работе позитивно – платить за проезд нужно. А то люди заходят и просто едут, особенно в часы пик, – говорит омичка Елена Иванова.

В другом автобусе, 46-го маршрута, среди пенсионерок в передней части салона ощущается небольшое напряжение. Но и они отыскали и предъявили свои билеты. Не встретили сопротивления контролеры в троллейбусе № 4, следовавшем с ж/д вокзала в сторону нефтезавода.

– Уже вижу контролеров не впервые: ведут себя вежливо, не как лет 20 назад. У них такая работа – проверять оплату проезда. Не понимаю пассажиров, которые настроены агрессивно, – отмечает житель города Максим Говоров.

«Молчаливые» валидаторы и «псевдозайцы»

Сегодня на целом ряде маршрутов используются валидаторы. Они позволяют рассчитаться за проезд без участия кондуктора. Это технологично и оперативно, но не всегда валидаторы срабатывают четко, а пассажиры не догадываются, что оплата не прошла. Это становится поводом для конфликтных ситуаций.

Так, в 79-м автобусе были выявлены «псевдозайцы», которые приложили к валидаторам банковские карты и решили, что плата за проезд списалась. А на самом деле этого не произошло. Среди безбилетников не по своей воле оказался студент Али Мамажанов. Молодой человек торопился на учебу, но все же согласился выйти из автобуса.

– Я опаздываю на пары, вы понимаете! – слабо сопротивлялся студент.

Контролерам пришлось его уговаривать.

– Пройдите, пожалуйста, с нами. Мы составим акт, вас пригласят на комиссию, – объяснила контролер пассажирского предприятия № 8 Лидия Кудненко.

В месте, где располагалась контрольно-ревизионная группа, студент продолжил доказывать, что заплатил за проезд. Списались ли средства с его карты, парень не знал. Ему вручили акт и отпустили.

По словам контролера пассажирского предприятия № 8 Татьяны Войновой, случаи технических сбоев в работе валидаторов достаточно редки и не носят системный характер. 

– Как правило, все оплачивают. Молодой человек не обратил внимания, что валидатор не сработал, – говорит проверяющая.

Контролеры немного психологи

Согласно должностной инструкции, при выявлении безбилетника контролеры должны попросить его выйти из транспортного средства, чтобы составить акт. После заседания комиссии зайцу сначала вынесут предупреждение. И только за повторное нарушение грозит штраф – от 300 до 700 рублей. Сами контролеры штрафовать пассажиров не имеют права.

– Безбилетника вызывают на комиссию и сначала выносят предупреждение. Раньше у контролеров были бланки и они обладали правом наложения штрафов. Но от этой практики впоследствии отказались. Все-таки контролеры не совсем отвечают требованиям должностного лица, которое вправе налагать административное взыскание. А штраф в любом случае является видом административного наказания, – уточнили в департаменте транспорта мэрии.

При этом насильно выводить пассажира без билета из автобуса тоже нельзя.

В целом работа контролера сложная, нервная. В основном усиленные бригады набирали из кондукторов. Татьяна Войнова трудится в системе муниципального транспорта Омска уже 26 лет. Сначала работала кондуктором в автобусах № 63, 50, 79, 33. Потом стала контролером.

– Мы до сих пор встаем рано. График скользящий: первая смена с 7 до 15 часов, вторая смена с 12 до 20, – рассказывает Татьяна. – Молодежь сейчас не идет, только на период каникул, работа тяжелая, нервная. Особенно если зима, холодно стоять, как и пассажирам. Но мы понимали, куда шли. Контролеры своего рода психологи. Кто-то из пассажиров относится с агрессией, кто-то с пониманием.

Лидия Кудненко пришла в пассажирские перевозки 6 лет назад сразу на позицию контролера. Женщина говорит, что система работы усложнилась.

– До нововведений 18 сентября мы автобусы не останавливали. Гораздо проще контролировать тех, кто вошел и кто вышел. Сейчас отследить безбилетников сложнее. Бывает, что кондуктор не успевает обилетить в течение одной остановки, и в этом нет ничьей вины, – заявила специалист.

Во время проверок в часы пик пассажиры заметно нервничают, что тоже не добавляет контролерам позитивных эмоций.

Система наладится

Анализируя новую схему работы контролеров, можно сделать вывод о наличии трех трудностей:

  1. Отсутствие полномочий у контролеров по выводу безбилетника из муниципального транспорта. Заяц может отказаться выходить и спокойно кататься по городу дальше.
  2. «Молчаливые» валидаторы, которые не всегда срабатывают при оплате проезда. И пассажиры становятся зайцами поневоле. Доказать, что пытался отдать деньги за поездку, но не получилось, практически невозможно.
  3. Проверки автобусов во время их стоянки ограничены по времени, и контролеры вынуждены смотреть билеты в экспресс-режиме.

Как сообщили в департаменте транспорта, обновленный процесс контроля оплаты проезда находится в стадии активного налаживания.

 – Ситуация, когда безбилетник отказывается покидать транспортное средство, находится в проработке. Пока заставить его это сделать сложно, но мы ищем решение вопроса, – подчеркивает начальник отдела организации перевозок и контроля департамента транспорта Сергей Фальковский. – Проверка оплаты проезда на ходу нами также анализируется. Сейчас, по большому счету, идет отлаживание процесса. Мы только начали эту работу, усиливаем ее. И в дальнейшем будет проведен анализ: или мы будем проверять на ходу, или как сейчас – останавливая транспортные средства. В час пик это будет один подход, а в межпиковое время – другой.

Специалист добавил, что ежедневно в рейды выходят 15–17 бригад контролеров по 2 человека каждая. С 18 по 30 сентября специалисты проверили 1054 автобуса. Выявлено и обилечено 2,5 тыс. пассажиров, 79 агрессивно настроенных зайцев впоследствии оштрафовали по решению комиссий. Статистика по поддельным проездным документам в департаменте транспорта отсутствует.

Работа контролеров в системе пассажирского транспорта Омска постепенно наладится. Но уже сегодня понятно, что меры по выявлению безбилетников оказались эффективными. Теперь заяц лишний раз подумает, стоит ли заходить в автобус.

Двадцать лет назад контролеры наводили страх на пассажиров общественного транспорта. Сегодня они работают оперативно и вежливо.

Проверка в экспресс-режиме

С 18 сентября в Омске возродились регулярные проверки пассажиров общественного транспорта, которых не было с начала 2000-х годов. Бригады контролеров теперь работают в обновленном формате: их задача – проверить оплату проезда без ущерба для графика движения автобусов.

– Проверки станут регулярными как в подвижном составе, оснащенном валидаторами, так и в том, где работают кондукторы. На первый раз зайцы получат предупреждение, при повторном нарушении – штраф до 700 рублей, – анонсировал изменения мэр Омска Сергей Шелест.

Многие горожане помнят, как 20 лет назад контролеры жестко «прессовали» безбилетников. Сегодня используется принципиально другой подход, выяснил обозреватель РИА «Омск-информ», проведший один день в рейде с контрольно-ревизионной группой «Пассажирского предприятия № 8».

Теперь проверку оплаты проезда осуществляют не во время движения автобуса, а пока он находится на остановке. Происходит все крайне оперативно: зашли, проверили, вышли. На все уходит буквально 2-3 минуты.

Сами пассажиры относятся к контролерам с пониманием и торопятся показать им билеты. В автобусе № 69, несмотря на наличие валидатора, не все успели рассчитаться: некоторых пришлось обилечивать контролерам.

– Встретила контролеров в первый раз. Отношусь к их работе позитивно – платить за проезд нужно. А то люди заходят и просто едут, особенно в часы пик, – говорит омичка Елена Иванова.

В другом автобусе, 46-го маршрута, среди пенсионерок в передней части салона ощущается небольшое напряжение. Но и они отыскали и предъявили свои билеты. Не встретили сопротивления контролеры в троллейбусе № 4, следовавшем с ж/д вокзала в сторону нефтезавода.

– Уже вижу контролеров не впервые: ведут себя вежливо, не как лет 20 назад. У них такая работа – проверять оплату проезда. Не понимаю пассажиров, которые настроены агрессивно, – отмечает житель города Максим Говоров.

«Молчаливые» валидаторы и «псевдозайцы»

Сегодня на целом ряде маршрутов используются валидаторы. Они позволяют рассчитаться за проезд без участия кондуктора. Это технологично и оперативно, но не всегда валидаторы срабатывают четко, а пассажиры не догадываются, что оплата не прошла. Это становится поводом для конфликтных ситуаций.

Так, в 79-м автобусе были выявлены «псевдозайцы», которые приложили к валидаторам банковские карты и решили, что плата за проезд списалась. А на самом деле этого не произошло. Среди безбилетников не по своей воле оказался студент Али Мамажанов. Молодой человек торопился на учебу, но все же согласился выйти из автобуса.

– Я опаздываю на пары, вы понимаете! – слабо сопротивлялся студент.

Контролерам пришлось его уговаривать.

– Пройдите, пожалуйста, с нами. Мы составим акт, вас пригласят на комиссию, – объяснила контролер пассажирского предприятия № 8 Лидия Кудненко.

В месте, где располагалась контрольно-ревизионная группа, студент продолжил доказывать, что заплатил за проезд. Списались ли средства с его карты, парень не знал. Ему вручили акт и отпустили.

По словам контролера пассажирского предприятия № 8 Татьяны Войновой, случаи технических сбоев в работе валидаторов достаточно редки и не носят системный характер. 

– Как правило, все оплачивают. Молодой человек не обратил внимания, что валидатор не сработал, – говорит проверяющая.

Контролеры немного психологи

Согласно должностной инструкции, при выявлении безбилетника контролеры должны попросить его выйти из транспортного средства, чтобы составить акт. После заседания комиссии зайцу сначала вынесут предупреждение. И только за повторное нарушение грозит штраф – от 300 до 700 рублей. Сами контролеры штрафовать пассажиров не имеют права.

– Безбилетника вызывают на комиссию и сначала выносят предупреждение. Раньше у контролеров были бланки и они обладали правом наложения штрафов. Но от этой практики впоследствии отказались. Все-таки контролеры не совсем отвечают требованиям должностного лица, которое вправе налагать административное взыскание. А штраф в любом случае является видом административного наказания, – уточнили в департаменте транспорта мэрии.

При этом насильно выводить пассажира без билета из автобуса тоже нельзя.

В целом работа контролера сложная, нервная. В основном усиленные бригады набирали из кондукторов. Татьяна Войнова трудится в системе муниципального транспорта Омска уже 26 лет. Сначала работала кондуктором в автобусах № 63, 50, 79, 33. Потом стала контролером.

– Мы до сих пор встаем рано. График скользящий: первая смена с 7 до 15 часов, вторая смена с 12 до 20, – рассказывает Татьяна. – Молодежь сейчас не идет, только на период каникул, работа тяжелая, нервная. Особенно если зима, холодно стоять, как и пассажирам. Но мы понимали, куда шли. Контролеры своего рода психологи. Кто-то из пассажиров относится с агрессией, кто-то с пониманием.

Лидия Кудненко пришла в пассажирские перевозки 6 лет назад сразу на позицию контролера. Женщина говорит, что система работы усложнилась.

– До нововведений 18 сентября мы автобусы не останавливали. Гораздо проще контролировать тех, кто вошел и кто вышел. Сейчас отследить безбилетников сложнее. Бывает, что кондуктор не успевает обилетить в течение одной остановки, и в этом нет ничьей вины, – заявила специалист.

Во время проверок в часы пик пассажиры заметно нервничают, что тоже не добавляет контролерам позитивных эмоций.

Система наладится

Анализируя новую схему работы контролеров, можно сделать вывод о наличии трех трудностей:

  1. Отсутствие полномочий у контролеров по выводу безбилетника из муниципального транспорта. Заяц может отказаться выходить и спокойно кататься по городу дальше.
  2. «Молчаливые» валидаторы, которые не всегда срабатывают при оплате проезда. И пассажиры становятся зайцами поневоле. Доказать, что пытался отдать деньги за поездку, но не получилось, практически невозможно.
  3. Проверки автобусов во время их стоянки ограничены по времени, и контролеры вынуждены смотреть билеты в экспресс-режиме.

Как сообщили в департаменте транспорта, обновленный процесс контроля оплаты проезда находится в стадии активного налаживания.

 – Ситуация, когда безбилетник отказывается покидать транспортное средство, находится в проработке. Пока заставить его это сделать сложно, но мы ищем решение вопроса, – подчеркивает начальник отдела организации перевозок и контроля департамента транспорта Сергей Фальковский. – Проверка оплаты проезда на ходу нами также анализируется. Сейчас, по большому счету, идет отлаживание процесса. Мы только начали эту работу, усиливаем ее. И в дальнейшем будет проведен анализ: или мы будем проверять на ходу, или как сейчас – останавливая транспортные средства. В час пик это будет один подход, а в межпиковое время – другой.

Специалист добавил, что ежедневно в рейды выходят 15–17 бригад контролеров по 2 человека каждая. С 18 по 30 сентября специалисты проверили 1054 автобуса. Выявлено и обилечено 2,5 тыс. пассажиров, 79 агрессивно настроенных зайцев впоследствии оштрафовали по решению комиссий. Статистика по поддельным проездным документам в департаменте транспорта отсутствует.

Работа контролеров в системе пассажирского транспорта Омска постепенно наладится. Но уже сегодня понятно, что меры по выявлению безбилетников оказались эффективными. Теперь заяц лишний раз подумает, стоит ли заходить в автобус.

9534Елена Ляхова