Поиск

Распиаренный властями проект неожиданно столкнулся с трудностями – серые киоски начали убирать из города. Мы разобрались, почему так происходит.

В конце прошлой недели выяснилось, что в Омске не только устанавливают, но и сносят так называемые теплые остановки, или ТОКи. Исчезла, в частности, теплая остановка у СибАДИ при движении к Телецентру. Ранее павильоны убрали с остановок «Автовокзал» по улице Лукашевича и «Аэропорт местных линий» в Старом Кировске.

Еще недавно здесь стояла теплая остановка

В мэрии сообщили, что взамен ликвидированных ТОКов установят обычные остановочные навесы. Так, на остановке у СибАДИ на месте снесенного павильона навес должен появиться до 15 июня. Кроме того, арендатор земельного участка обязан привести территорию в первоначальный вид. 

Мы же, в свою очередь, решили разобраться, почему распиаренный омскими властями проект вдруг начал «сыпаться». 

Скандальный конкурс

Первые теплые остановки появились в Омске в 2019 году. Мэрия провела конкурс на право установки на 90 остановках 174 торговых объектов. На него заявилось два участника: ООО «Капитал-Строй», учрежденное омскими предпринимателями Виталием Ольшанским и Вячеславом Васильевым, а также ООО «Торгово-остановочные комплексы», за которым стояли известные омские бизнесмены Виктор Шкуренко и Дмитрий Павлов.

Несмотря на то что компания Шкуренко и Павлова была готова заплатить в бюджет города 101 млн рублей за право оборудования ТОКов, победителем конкурса стал «Капитал-Строй», предложивший 26 млн. Заявку ООО «ТОК» отклонили из-за якобы неполного пакета документов.

За неполные 4 года «Капитал-Строй» установил около сотни ТОКов во всех районах города. Число теплых остановок постоянно росло до тех пор, пока этой весной их не стали сносить. Мы обратились в компанию «Капитал-Сервис» за разъяснениями, и вот что там сообщили.

«Снос ТОКа – это вымученное, из ряда вон выходящее решение»

Оказалось, что в павильон у СибАДИ долгое время не могли найти арендаторов. В итоге пришлось принимать непопулярное решение.

– Это из ряда вон выходящее, можно сказать, вымученное решение. Теплые остановки мы убираем в исключительных случаях, когда долгое время ни в один из павильонов на ней не можем найти арендатора. Так и произошло у СибАДИ. Этот павильон мы перенесли на улицу Нефтезаводскую, где у Советского исполкома появилась теплая остановка, – пояснили в компании.

На самом деле свободных торговых мест в теплых остановках много – можно арендовать павильоны площадью от 8 «квадратов» у кинотеатра «Маяковский» до 42 «квадратов» у «Дома туриста». Стоимость аренды варьируется от 2 до 2,5–3 тыс. рублей за квадратный метр в зависимости от месторасположения ТОКа. В снесенном у СибАДИ павильоне квадратный метр стоил 1800 рублей. Неподалеку расположена остановка «Технический университет» со знаменитой беляшной. Там аренда стоит уже 2 500 рублей за «квадрат».

В общей сложности на сегодняшний день по городу свободны 43 торговых павильона. В «Капитал-Строе» не смогли ответить на вопрос, планируется ли в ближайшее время снос других теплых остановок. Все зависит от поиска арендаторов: найдутся желающие арендовать павильоны, их сохранят. В противном случае участь ТОКов у СибАДИ и на Левом берегу могут разделить и другие.

При этом «Капитал-Строй», убирая теплые остановки в одних местах, наращивает присутствие в дргих. В ближайшее время будут ставить еще павильоны. 

– В мае-июне планируется открыть еще 8 ТОКов с теплыми остановками во всех округах города. Это, в частности, остановки «ПО Баранова», «Амурский-2», «Бархатовой», «Охрименко», «Проспект Комарова» и другие. Торговые площади можно арендовать в любом из них, – отметили в компании.

Торговать в торгово-остановочных комплексах можно всем, что не запрещено законом, – от вейпов и газет до скейтов и котлет.

«Весь город знает, как дорого арендовать места в ТОКах»

В Омске есть немало предпринимателей, которые ранее участвовали в конкурсах мэрии на право размещения киосков, а теперь арендуют места в ТОКах от «Капитал-Строя». Один из бизнесменов анонимно рассказал о том, как непросто «крутиться», чтобы окупить аренду в этих павильонах.

– Весь Омск знает, что в ТОКах цены выше, чем было раньше. Видно же, что по городу много точек, где нет арендаторов, – говорит предприниматель. – Если не размещаться в ТОКах, то нужно участвовать в конкурсах мэрии. Но за это надо отдать 300–400 тысяч. Поэтому многие торговые точки на остановках закрылись. А «Капитал-Строю» невыгодно на таких остановках работать, потому что никто не будет там арендовать места по высоким ценам. Поэтому у нас все меньше остановок с торговлей. На СибАДИ была остановка, сколько она простояла? У автовокзала убрали, у аэропорта убрали.

Что касается снесенного ТОКа у СибАДИ, то, отмечает эксперт, торговые точки там не «приживались» даже в хорошие времена, когда аренда была в 3-4 раза меньше, чем сейчас.

– На СибАДИ киоски пустовали, еще когда город брал за них 8–10 тысяч в месяц. И то люди не отбивали этих денег. Там просто проходимость никакая, все точки питания находятся внутри здания. Студенты, как правило, туда и ходят. Кто будет такую теплую остановку арендовать? Вот ее и убрали. Аренду «Капитал-Строя» на СибАДИ никто не потянет, – отметил предприниматель.

Справедливости ради, и у «Капитал-Строя» большие расходы: на видеонаблюдение, уборку киосков, электроэнергию, зимой на отопление. Прилично набегает.

– Конечно, никто не заставляет с ними работать – не хочешь арендовать киоски, уходи. Поэтому кто может, тот работает. Конечно, дорого, но с «Капитал-Строем» можно договориться и о скидке, они понимают, что если никто не будет арендовать киоски, то все уйдут, и у них никакой прибыли не будет, – резюмировал предприниматель. 

«Сразу были сомнения, что ТОКи окупятся»

Омские эксперты уверены: ничего удивительного в пустующих ТОКах нет. Это не тот формат торговли, который бы заменил омичам традиционный ретейл.

– Когда эти ТОКи с теплыми остановками возводили, были сомнения, что они окупятся. Многих отпугивает арендная плата, это первое. Второе – торговля не может предусматривать режим ожидания потребителя. Люди не идут в эти ТОКи за покупками, они идут, чтобы уехать на общественном транспорте. Мотивация этих людей иная, чем покупателей тех же ТЦ, – говорит профессор экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой.

По словам эксперта, цены в ТОКах не ниже, чем в соседних магазинах. Поэтому у омичей нет особой мотивации совершать там покупки. Они дожидаются свой транспорт и уезжают. 

Виктор Шкуренко, фирма которого была конкурентом «Капитал-Строя» за право устанавливать теплые остановки, отмечает, что закрытие точек продаж из-за нерентабельности – обычное явление в торговле.

– Я и сам закрывал нерентабельные магазины – это нормально в любом бизнесе. В ТОКах высокая арендная плата, а покупатель сейчас у нас ориентирован иной формат торговли – формат магазинов у дома. Ландшафт торговли за последние 10 лет изменился существенно, – говорит Виктор Шкуренко.

Городу нужны ТОКи эконом-класса

В сносе теплых остановок есть некий символизм – крах концепции под условным названием «Заставим весь Омск серыми киосками!». Ранее омичи жаловались на то, что город заполонили невзрачные павильоны, а привычные остановочные комплексы, которые порой были более удобными, оказались снесены. Теперь сносят сами ТОКи.

Для бизнеса эти павильоны, с одной стороны, – это возможность организовать деятельность в более комфортных условиях, а с другой – это намного бОльшие расходы, причем не всегда обоснованные. Отсюда и пустые киоски, которые теперь приходится сносить.

Идеальным вариантом было бы появление в городе ТОКов эконом-класса – остановочных павильонов с киосками «попроще» и с более дешевой арендой. Их можно было бы устанавливать на окраинах города, где дорогие «капитал-строевские» ТОКи никогда не окупятся. Но пока, похоже, занять эту нишу бизнеса желающих нет.

Сергей Энквист 

19048

Распиаренный властями проект неожиданно столкнулся с трудностями – серые киоски начали убирать из города. Мы разобрались, почему так происходит.

В конце прошлой недели выяснилось, что в Омске не только устанавливают, но и сносят так называемые теплые остановки, или ТОКи. Исчезла, в частности, теплая остановка у СибАДИ при движении к Телецентру. Ранее павильоны убрали с остановок «Автовокзал» по улице Лукашевича и «Аэропорт местных линий» в Старом Кировске.

Еще недавно здесь стояла теплая остановка

В мэрии сообщили, что взамен ликвидированных ТОКов установят обычные остановочные навесы. Так, на остановке у СибАДИ на месте снесенного павильона навес должен появиться до 15 июня. Кроме того, арендатор земельного участка обязан привести территорию в первоначальный вид. 

Мы же, в свою очередь, решили разобраться, почему распиаренный омскими властями проект вдруг начал «сыпаться». 

Скандальный конкурс

Первые теплые остановки появились в Омске в 2019 году. Мэрия провела конкурс на право установки на 90 остановках 174 торговых объектов. На него заявилось два участника: ООО «Капитал-Строй», учрежденное омскими предпринимателями Виталием Ольшанским и Вячеславом Васильевым, а также ООО «Торгово-остановочные комплексы», за которым стояли известные омские бизнесмены Виктор Шкуренко и Дмитрий Павлов.

Несмотря на то что компания Шкуренко и Павлова была готова заплатить в бюджет города 101 млн рублей за право оборудования ТОКов, победителем конкурса стал «Капитал-Строй», предложивший 26 млн. Заявку ООО «ТОК» отклонили из-за якобы неполного пакета документов.

За неполные 4 года «Капитал-Строй» установил около сотни ТОКов во всех районах города. Число теплых остановок постоянно росло до тех пор, пока этой весной их не стали сносить. Мы обратились в компанию «Капитал-Сервис» за разъяснениями, и вот что там сообщили.

«Снос ТОКа – это вымученное, из ряда вон выходящее решение»

Оказалось, что в павильон у СибАДИ долгое время не могли найти арендаторов. В итоге пришлось принимать непопулярное решение.

– Это из ряда вон выходящее, можно сказать, вымученное решение. Теплые остановки мы убираем в исключительных случаях, когда долгое время ни в один из павильонов на ней не можем найти арендатора. Так и произошло у СибАДИ. Этот павильон мы перенесли на улицу Нефтезаводскую, где у Советского исполкома появилась теплая остановка, – пояснили в компании.

На самом деле свободных торговых мест в теплых остановках много – можно арендовать павильоны площадью от 8 «квадратов» у кинотеатра «Маяковский» до 42 «квадратов» у «Дома туриста». Стоимость аренды варьируется от 2 до 2,5–3 тыс. рублей за квадратный метр в зависимости от месторасположения ТОКа. В снесенном у СибАДИ павильоне квадратный метр стоил 1800 рублей. Неподалеку расположена остановка «Технический университет» со знаменитой беляшной. Там аренда стоит уже 2 500 рублей за «квадрат».

В общей сложности на сегодняшний день по городу свободны 43 торговых павильона. В «Капитал-Строе» не смогли ответить на вопрос, планируется ли в ближайшее время снос других теплых остановок. Все зависит от поиска арендаторов: найдутся желающие арендовать павильоны, их сохранят. В противном случае участь ТОКов у СибАДИ и на Левом берегу могут разделить и другие.

При этом «Капитал-Строй», убирая теплые остановки в одних местах, наращивает присутствие в дргих. В ближайшее время будут ставить еще павильоны. 

– В мае-июне планируется открыть еще 8 ТОКов с теплыми остановками во всех округах города. Это, в частности, остановки «ПО Баранова», «Амурский-2», «Бархатовой», «Охрименко», «Проспект Комарова» и другие. Торговые площади можно арендовать в любом из них, – отметили в компании.

Торговать в торгово-остановочных комплексах можно всем, что не запрещено законом, – от вейпов и газет до скейтов и котлет.

«Весь город знает, как дорого арендовать места в ТОКах»

В Омске есть немало предпринимателей, которые ранее участвовали в конкурсах мэрии на право размещения киосков, а теперь арендуют места в ТОКах от «Капитал-Строя». Один из бизнесменов анонимно рассказал о том, как непросто «крутиться», чтобы окупить аренду в этих павильонах.

– Весь Омск знает, что в ТОКах цены выше, чем было раньше. Видно же, что по городу много точек, где нет арендаторов, – говорит предприниматель. – Если не размещаться в ТОКах, то нужно участвовать в конкурсах мэрии. Но за это надо отдать 300–400 тысяч. Поэтому многие торговые точки на остановках закрылись. А «Капитал-Строю» невыгодно на таких остановках работать, потому что никто не будет там арендовать места по высоким ценам. Поэтому у нас все меньше остановок с торговлей. На СибАДИ была остановка, сколько она простояла? У автовокзала убрали, у аэропорта убрали.

Что касается снесенного ТОКа у СибАДИ, то, отмечает эксперт, торговые точки там не «приживались» даже в хорошие времена, когда аренда была в 3-4 раза меньше, чем сейчас.

– На СибАДИ киоски пустовали, еще когда город брал за них 8–10 тысяч в месяц. И то люди не отбивали этих денег. Там просто проходимость никакая, все точки питания находятся внутри здания. Студенты, как правило, туда и ходят. Кто будет такую теплую остановку арендовать? Вот ее и убрали. Аренду «Капитал-Строя» на СибАДИ никто не потянет, – отметил предприниматель.

Справедливости ради, и у «Капитал-Строя» большие расходы: на видеонаблюдение, уборку киосков, электроэнергию, зимой на отопление. Прилично набегает.

– Конечно, никто не заставляет с ними работать – не хочешь арендовать киоски, уходи. Поэтому кто может, тот работает. Конечно, дорого, но с «Капитал-Строем» можно договориться и о скидке, они понимают, что если никто не будет арендовать киоски, то все уйдут, и у них никакой прибыли не будет, – резюмировал предприниматель. 

«Сразу были сомнения, что ТОКи окупятся»

Омские эксперты уверены: ничего удивительного в пустующих ТОКах нет. Это не тот формат торговли, который бы заменил омичам традиционный ретейл.

– Когда эти ТОКи с теплыми остановками возводили, были сомнения, что они окупятся. Многих отпугивает арендная плата, это первое. Второе – торговля не может предусматривать режим ожидания потребителя. Люди не идут в эти ТОКи за покупками, они идут, чтобы уехать на общественном транспорте. Мотивация этих людей иная, чем покупателей тех же ТЦ, – говорит профессор экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой.

По словам эксперта, цены в ТОКах не ниже, чем в соседних магазинах. Поэтому у омичей нет особой мотивации совершать там покупки. Они дожидаются свой транспорт и уезжают. 

Виктор Шкуренко, фирма которого была конкурентом «Капитал-Строя» за право устанавливать теплые остановки, отмечает, что закрытие точек продаж из-за нерентабельности – обычное явление в торговле.

– Я и сам закрывал нерентабельные магазины – это нормально в любом бизнесе. В ТОКах высокая арендная плата, а покупатель сейчас у нас ориентирован иной формат торговли – формат магазинов у дома. Ландшафт торговли за последние 10 лет изменился существенно, – говорит Виктор Шкуренко.

Городу нужны ТОКи эконом-класса

В сносе теплых остановок есть некий символизм – крах концепции под условным названием «Заставим весь Омск серыми киосками!». Ранее омичи жаловались на то, что город заполонили невзрачные павильоны, а привычные остановочные комплексы, которые порой были более удобными, оказались снесены. Теперь сносят сами ТОКи.

Для бизнеса эти павильоны, с одной стороны, – это возможность организовать деятельность в более комфортных условиях, а с другой – это намного бОльшие расходы, причем не всегда обоснованные. Отсюда и пустые киоски, которые теперь приходится сносить.

Идеальным вариантом было бы появление в городе ТОКов эконом-класса – остановочных павильонов с киосками «попроще» и с более дешевой арендой. Их можно было бы устанавливать на окраинах города, где дорогие «капитал-строевские» ТОКи никогда не окупятся. Но пока, похоже, занять эту нишу бизнеса желающих нет.

Сергей Энквист 

19048