Как оказалось, в Омске есть множество умельцев, делающих «на коленке» аппараты из запчастей с «Алиэкспресс» и копируя их у китайцев.
На площадке городской «Точки кипения» состоялся круглый стол, посвященный развитию беспилотной авиации. Представители власти, бизнеса и науки представили свое видение развития этой перспективной отрасли не только экономики, но и обороны страны.
Как отметила представитель АНО «Платформа НТИ» Лиана Кобзева, сейчас готовится нацпроект, направленный на развитие беспилотной авиации. Уже к 1 февраля в контрольном управлении администрации президента ждут от экспертов рекомендаций по развитию беспилотных авиационных систем и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
В рамках круглого стола было представлено несколько перспективных проектов, нацеленных на развитие беспилотников. Так, руководитель омской Лаборатории автоматизации геодезических и фотограмметрических работ Василий Быков рассказал об аппарате «Эльф ПП», который используется во многих сферах жизни.
– Беспилотниками мы занимаемся с 2009 года. Так, с воздуха сканировали построенный газопровод «Сила Сибири», сейчас занимаемся проектированием и сопровождением проекта строительства дороги Москва – Казань. Наши решения направлены на создание точных 3D-моделей дорог по снимкам, полученным с беспилотных аппаратов. К сожалению, в Омске наши технологии никому не интересны, – посетовал ученый.
Данный факт сильно удивил первого замминистра экономики региона Дениса Кушнера, который напомнил, что создатели беспилотников могут воспользоваться поддержкой, предусмотренной для малого бизнеса, – различными грантами и субсидиями. Для развития творческих инициатив на базе ОмГТУ организовано обучение студентов по основам технологического предпринимательства. Но, видимо, этого пока мало – омичи вкладывают собственные силы и ресурсы для создания беспилотной авиации, закупая запчасти для устройств, в том числе из Китая.
– Мы разработали БПЛА массой 4,2 кг из композитных материалов. Его можно использовать практически в любую погоду, он оснащен тепловизором, может нести полезную нагрузку в 5 кг и летать на расстояние до 150 км. БПЛА на 80 % создано из отечественных материалов. В Китае закупаем двигатели для беспилотников, но уже задумываемся о разработке собственных, – рассказал представитель ООО «Информационные технологии» Максим Марков.
Для чего нужны такие беспилотники? Как оказалось, обойтись без подобных аппаратов сегодня уже невозможно – они необходимы в разных отраслях от лесного хозяйства и «оборонки» до культурной сферы. БПЛА, к примеру, активно используются при съемке фильмов. Доцент ОмГАУ Антон Шинохин рассказал трагикомический случай, когда один из омских фермеров с помощью беспилотника сбрасывал на посевы хищных насекомых, поедающих вредителей сельхозкультур. Но беспилотник сломался, упал и искать его пришлось по всему полю.
Тема ремонта БПЛА и запчастей к ним – одна из самых острых. В регионе просто нет служб и сервисов, которые бы занимались этим направлением. Отдельная проблема – это аккумуляторы для беспилотников, о чем упомянул директор Омского научного центра Евгений Белопухов.
Но даже в таких условиях омичи создают собственные аппараты, копируя их у китайцев. Интересно, что раньше было все наоборот – китайцы копировали у европейцев различные разработки. С началом спецоперации делать это россиян заставила нужда – в зоне СВО остро не хватало беспилотных летательных аппаратов. Теперь эта проблема решается.
– Ранее мы завозили китайские аппараты, но ввести много одинаковых устройств не получалось. Теперь мы самостоятельно отливаем беспилотники из пенополиуретана. Мы взяли китайский аналог, отсканировали его на 3D-принтере и теперь производим в неделю 30–40 БПЛА. Используем полетные контроллеры собственного производства, – рассказал участник спецоперации Евгений с позывным «Пилот».
Курсанты Омского автобронетанкого института Максим Доровских, Артем Бердников и Нуржан Ракимжанов упростили изготовление беспилотников, необходимых в зоне СВО. Они делают летательные аппараты из... потолочной плитки. Одну из таких «птичек» курсанты принесли на круглый стол.
Как рассказал Нуржан Ракимжанов, разработанный курсантами беспилотник может самостоятельно сбрасывать в окопы противника гранаты, а в окопы российских военных – аптечки, также он может использоваться в качестве дрона-камикадзе. Некоторые детали для создания этой «птицы» омские курсанты закупают через «Алиэкспресс». Единственная проблема, которая до сих пор не решена – это посадка омского беспилотника. Самостоятельно приземляться он пока не умеет, его нужно ловить руками. Одним словом, в сфере БПЛА предстоит проделать гигантскую работу.
Этот беспилотник создан из потолочной плитки
– Фактически идет построение новой отрасли экономики, это важно в части технологического суверенитета нашей страны. В настоящее время беспилотная авиация применяется в 24 отраслях экономики, и это число растет. Очень перспективны беспилотники в сельском, лесном хозяйстве, перевозке грузов весом от 100 кг на большие расстояния. Но необходимы новые стартапы для беспилотной авиации, – подчеркнул представитель АНО «Платформа НТИ» Евгений Грибов.
Управляющий фондом поддержки предпринимательства Омской области Александр Осминин пообещал стартапам в сфере беспилотной авиации поддержку. Как она отразится на отрасли – станет понятно уже совсем скоро.