Пока в городе готовятся к ремонту Ленинградского моста, смертельную опасность, по мнению эксперта, представляет другое сооружение.
В этом году в Омске планируют начать капитальный ремонт Ленинградского моста. Подобные работы всегда ассоциируются у горожан с пробками, заторами, дополнительными транспортными проблемами. Но, если мосты вовремя не ремонтировать, проблем будет гораздо больше.
Городские мосты – важнейший элемент транспортной инфраструктуры любого мегаполиса. В Омске, расположенном на берегах двух рек, в настоящее время имеется восемь мостов (не считая железнодорожных): четыре моста через Омь и столько же через Иртыш. Самый старый мост – Комсомольский – был построен в 1957 году, вслед за ним через два года появился Ленинградский мост, а в 1961-м – «Горбатый», официально именуемый Октябрьским. В 1967 году Юбилейный мост соединил две части улицы Ленина, а в 1978 году мост имени 60-летия ВЛКСМ связал воедино городок Нефтяников и строящиеся микрорайоны Левобережья. В 1988 году в Омске построили самый длинный Фрунзенский мост.
Еще один мост через Иртыш – на Южном обходе Омска – был сдан в ноябре 1991 года. Самый молодой и уникальный омский мост – метромост имени 60-летия Победы – был открыт 18 октября 2005 года. На данный момент это единственный метромост в мире, по которому не ходят поезда метро.
Мы решили узнать у экспертов, в каком состоянии сегодня находятся омские мосты, безопасно ли по ним ездить, а главное, как долго «протянут» мостовые сооружения, построенные еще в середине прошлого столетия.
Ленинградский мост: ремонт за миллиард, который может растянуться
Первый капитальный мост, построенный через Иртыш, – Ленинградский. Мост возводился в течение трех лет на месте бывшей паромной переправы. За время эксплуатации сооружение пережило несколько реконструкций. Самый масштабный ремонт моста проводился в 1988 году. А начиная с 2011 года на мосту поменяли практически все деформационные швы – устройства, благодаря которым летом мост «расширяется», а зимой «сужается».
И если с деформационными швами на мосту дела обстоят более-менее хорошо, то остальные конструкции уже давно нуждаются в капремонте. Еще в 2017 году на тротуарах моста образовались сквозные отверстия, через которые можно было разглядеть Иртыш.
В 2020 году ввиду небезопасного состояния тротуаров и перил мост закрыли для пешеходов. Несмотря на этого, омичи по-прежнему ходят по мосту и даже ездят по нему на велосипедах.
– Когда салюты, омичи массово собираются, опираются на перила. Это очень опасно. Есть и аварийные места. Если бы омичи соблюдали все требования, то все было бы хорошо. Нагрузка на тротуаре должна быть не более 400 кг на один квадратный метр. Поэтому было принято решение закрыть мост для пешеходов, – говорит экс-руководитель БУ «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства» Галина Зурнаджан.
Осенью 2021 года экс-руководитель депстроя Александр Мякинин оценивал капремонт Ленинградского моста в миллиард рублей. С учетом инфляции ремонт сооружения может обойтись еще дороже.
– В 2023 году необходимо провести капитальный ремонт данного сооружения. Сейчас появилась программа, которая позволяет получить финансирование из федерального бюджета. В рамках капремонта будет разобрано покрытие, проведено усиление пролетов, ремонт тротуаров, замена коммуникаций вдоль моста, – говорил Мякинин на заседании комитета Омского горсовета по вопросам ЖКХ и транспорта.
Как пояснил РИА «Омск-информ» нынешний руководитель депстроя Сергей Козубович, проектная документация, которую за 32 млн рублей подготовило ООО «Мост», в самое ближайшее время должна пройти госэкспертизу.
– В рамках капремонта моста планируется выполнить ремонт опор и пролетных строений, устройство нового асфальтобетонного покрытия на проезжей части и тротуарах, замену опор освещения и троллейбусной контактной сети, замену судовой сигнализации, – рассказал Сергей Козубович.
На период капремонта моста, а это будет, скорее всего, 2023 год, на сооружении планируется частично перекрывать движение. Из-за переукладки контактной сети будет временно остановлено движение троллейбусов маршрутов № 7 и 16.
«Ленинградский мост нужно расширять»
Экс-директор НПО «Мостовик», а ныне советник председателя совета директоров АФК «Система» Олег Шишов предлагает решить проблему с Ленинградским мостом кардинально: заменить пролетные строения и расширить проезжую часть с 6 до 8 полос. Тем более что развитие города этого давно требует.
– Для города было бы хорошо расширить Ленинградский мост с 6 до 8 полос движения. Трафик с учетом развития Левобережья увеличился, и Ленинградского моста теперь недостаточно. Поэтому, наверное используя старые опоры, нужно заменить пролетные строения и обеспечить 8 полос движения. Это было бы более рационально, чем просто капремонт моста, – отметил Олег Шишов.
Эксперт уверен, что существующие опоры Ленинградского моста выдержат уширение проезжей части.
– Состояние опор позволяет расширить проезжую часть. Да, на какое-то время нужно было бы закрыть движение, но мы бы радикально решили проблему. Постоянная нагрузка на опоры моста даже немного сократится, временная нагрузка немного добавится. Существующие опоры там не без греха, они больные. В свое время они даже треснули из-за того, что были некачественно выполнены буронабивные сваи Хлебникова. Кстати, такие сваи впервые были применены в Омске на Ленинградском мосту. Потом это «вылечили» и отремонтировали их уже в 1990-е годы, – поделился Олег Шишов.
Экс-гендиректор «Мостовика» считает, что без замены пролетных конструкций «жить» Ленинградскому мосту осталось 25–30 лет.
– Да, мы сейчас отремонтируем мост, но это максимум на 25–30 лет. Потом усталостные изменения в металле пролетных конструкций скажутся. И эксплуатировать этот мост будет просто опасно, – подчеркнул Шишов.
Нынешний директор БУ «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства» Владимир Рудковский подтвердил, что капремонт Ленинградского моста ожидается в 2022–2023 годах.
Ремонт деформационного шва на Ленинградском мосту в 2021 году
– Наши мастера периодически обследуют мосты, раз в неделю. Проводим и спецобследования. Оно было на Ленинградском мосту в 2018 году. В этом году на Ленинградском мосту провели покраску бордюров. Каждый день выходим, смотрим состояние асфальтового покрытия. Дальнейшие работы там будут только в рамках капитального ремонта. Планируется осенью дальнейшая организационная работа по капремонту, работы запланированы на 2022–2023 годы, – сказал Рудковский.
Сколько времени продлится капитальный ремонт Ленинградского моста, сказать сложно. Все зависит не только от объемов и сроков финансирования, но и от того, кто станет подрядчиком. Хорошо если он будет добросовестным. А если нет?
Самый старый омский мост может рухнуть
Как уже говорилось выше, самым старым омским мостом является Комсомольский, построенный в 1957 году. Он соединяет проспект Маркса с улицей Гагарина. По мосту следует львиная доля общественного транспорта в центре города.
В 2019 году на Комсомольском мосту заменили асфальтовое покрытие, других работ там не проводилось. В мэрии не скрывают, что и это сооружение нуждается в капремонте.
Олег Шишов предупреждает, что Комсомольский мост может рухнуть, поскольку сделан из так называемой кипящей стали.
– У нас в городе есть более опасные мосты, чем Ленинградский. Раньше очень опасным был Юбилейный мост, но его капитально отремонтировали в 2018 году, и вопрос отпал. Сейчас самый опасный – Комсомольский мост. Он построен из кипящей стали, что было запрещено еще в советское время. Кипящая сталь обладает хладноломкостью, и с увеличением циклов нагрузок мост может рухнуть. В Новокузнецке такой мост рухнул всего лишь от трактора «Белорус», – отмечает эксперт.
Ежедневно через Комсомольский мост перемещаются десятки тысяч омичей. По мосту проложены автобусные и троллейбусные маршруты. Это огромная нагрузка.
– Нагрузки на мост увеличиваются, его опасное состояние прогрессирует. Тем более этот мост еще и косо стоит, – говорит известный мостостроитель.
Владимир Рудковский признает, что состояние Комсомольского моста вызывает вопросы, но уверяет, что мост не рухнет.
– Комсомольский мост тоже ранее проходил спецобследование. Он находится в нормативном, удовлетворительном состоянии. Машины там ездят, люди ходят. Угрозы обрушения моста нет, иначе бы его закрыли. Да, есть вопросы, из чего он сделан, есть усталость металла, – отметил Рудковский.
Директор бюджетного учреждения, отвечающего за содержание городских мостов, считает, что сначала нужно отремонтировать Ленинградский мост.
– Никакие больше мосты в Омске не нуждаются в таком же большом ремонте, как Ленинградский. Он находится в аварийном состоянии, там закрыты тротуары. Да, в планах есть ремонт моста 60-летия ВЛКСМ и Комсомольского моста. Но я бы не сказал, что они находятся в плачевном состоянии, – отметил руководитель БУ «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства».
От метротрама до платного моста через Омь, которого не будет
По словам Олега Шишова, оставшиеся шесть омских мостов находятся в нормальном состоянии и в экстренном ремонте не нуждаются. Небольшой ремонт необходим лишь мосту имени 60-летия ВЛКСМ, более известному среди горожан как «мост у Телецентра».
– Мост у Телецентра я хорошо знаю, там особых проблем нет. Я его сам испытывал в 1979 году. Тогда провели полное обследование, испытание. Там есть проблемы, которые нужно оперативно устранить, чтобы болезнь не разрасталась, чтобы она не стала глобальной. Нужно отремонтировать некоторые элементы, сам этим неоднократно занимался, – говорит Шишов.
Олег Шишов и его «Мостовик» строили метромост, который на данный момент является самым молодым сооружением подобного рода в городе. Так как от идеи метро в городе отказались, то метромост планируется использовать для запуска метротрама или пустить в тоннелях метромоста... троллейбус. Правда, пока обе идеи выглядят несколько невероятно. Это признают и в мэрии.
– Мы сравнивали возможность эксплуатации трамваев и троллейбусов. Отдали предпочтение троллейбусам по очень простой причине: трамвайная сеть – обособленное полотно. Для того чтобы разместить трамвай в центре города, нужно сносить здания. Сами понимаете, что, мягко говоря, это непросто сделать. Окончательное использование метромоста должна определять проектная организация, имеющая компетенции в этой сфере. Могу сказать, что в тело метромоста невозможно загнать троллейбусы. Они просто не впишутся в существующие габариты. Запуск троллейбусов по верху метромоста – это нам неинтересно. Нам важно, чтобы маршрут по мосту был выделенным и безостановочным, – отмечает глава омского дептранса Вадим Кормилец.
Пока у этого проекта нет ни источника финансирования, ни точных сроков реализации. Но то, что метромост должен выполнять свою функцию полноценно, а не только как переправа с одного берега Иртыша на другой, очевидно для всех.
Два года назад в Омске серьезно обсуждали строительство пятого моста через Омь в створе Окружной дороги и Раздольной. Через этот мост можно было бы напрямую попасть из Амурского поселка на Сыропятский тракт, фактически не заезжая в город. Концессионером должна была стать компания «Инвеста-Омск», учрежденная ООО «Инвеста-Тула». При этом новый мост стоимостью 700 млн рублей предполагалось сделать платным. Стоимость проезда по нему варьировалась бы от 50 рублей для легковушек до 500 рублей для большегрузов и фур, бесплатный проезд был предусмотрен для общественного транспорта и экстренных служб.
Строительство мостов – очень затратное дело
Прошло уже два года, а про новый мост ничего не слышно. Мы решили выяснить у инвестора, когда в Омске будет построен еще один мост.
Согласно ЕГРЮЛ, ООО «Инвеста-Омск» зарегистрирована в бизнес-центре «Эра» на улице Омской. Как оказалось, в кабинете, где должен находиться будущий концессионер, расположена совсем другая фирма, не имеющая отношения к мостам. При этом кабинет рядом снимает некое ООО «Омский мост». Учредитель тот же – ООО «Инвеста-Тула». В разгар рабочего дня офис ООО «Омский мост» был закрыт, телефона, как и сайта, у компании нет.
– Да они тут почти не появляются, не ждите, – отметила сотрудница расположенного по соседству офиса другой компании.
Депутат Омского горсовета Алексей Сокин, рассказывавший в 2020 году про новый платный мост на заседании профильного комитета, сообщил, что идея с его возведением «затухла».
– Да, там был какой-то инвестор, который хотел сделать мост. Насколько я понял, этого проекта нет и не будет. Сдулся проект, нет инвестора и нет проекта, не о чем здесь говорить, – категорично заявил Сокин.
В общем, как это часто бывает в Омске, громкая сенсация превратилась в пшик. Хотя, безусловно, еще один мост через Омь в восточной части города нужен – он позволил бы не только разгрузить магистрали, но и существенно снизить выбросы на них. Новый мост соединял бы две промышленные окраины города, а по нему, даже за плату, ездили бы в основном грузовые автомобили – основные загрязнители городских дорог.
В генплане Омска также предусмотрено строительство двух мостов через Иртыш. Один должен соединить Нефтяники и поселок Солнечный в створе улиц Доковской и 3-й Любинской, а второй – улицы Труда в Ленинском округе и Торговую в Старом Кировске. Однако это перспективы настолько отдаленного будущего, что о них не хотят говорить даже эксперты.
Между тем специалисты призывают рассматривать функционирование мостов вместе с развитием всей городской инфраструктуры. Должен быть комплексный подход при решении транспортных проблем.
«Мосты нельзя оторвать от городских дорог»
Еще в 1976 году товарищ Олега Шишова по СибАДИ разработал проект не только расширения Ленинградского моста, но и строительство двухуровневой развязки на Ленинградской площади и проспекте Маркса. Экс-руководитель «Мостовика» уверен, что строительство такой развязки было бы грамотным ходом.
– Локально транспортную проблему не нужно рассматривать в городе. Это как система сообщающихся сосудов: если где-то убыло, то где-то прибыло. Ее нужно рассматривать в целом, – уверен Шишов.
По словам специалиста, говоря о капремонте Ленинградского моста, все забывают, что рядом сложнейший перекресток Масленникова и Маркса. Там остро необходима двухуровневая развязка. Это и есть тот самый комплексный подход для решения транспортных проблем. Как можно говорить о капремонте Ленинградского моста, не решая проблему пробок на загруженном перекрестке рядом с ним?
– Важно, чтобы от Ленинградского моста был участок непрерывного движения с правосторонними съездами на проспект Маркса. И это бы обеспечило разведение потоков транспорта. Да, там много коммуникаций, но мы делали еще более сложные объекты. В частности, я выступал инициатором расширения Красного Пути примерно 15 лет назад. Там вообще было лишь 4 полосы и огромное количество инженерных сетей. Мы останавливали движение, но сделали все быстро и качественно. И с Ленинградским мостом нужно просто взять и решить эту задачу кардинально, – считает Олег Шишов.
По его словам, в «Мостовике» были специалисты, которые решали сложнейшие транспортные проблемы, проектировали развязки, существенно уменьшающие уровень заторов на дорогах многих российских городов.
– К сожалению, современные проектировщики не пользуются давно уже освоенными технологиями, а инженеры-фрилансеры не способны на это. Это способны делать только крупные компании с большим опытом работы, – заключил Олег Шишов.
В ближайшие годы в Омске не планируют строить ни новых мостов, ни дорог. Как ранее стало известно, даже знаменитую «дорогу за миллиард» на Левобережье не будут расширять и удлинять до Ленинградского моста. Единственное – расширят улицу Крупской в Прибрежном неподалеку от «Арены Омск».
Остро стоит транспортная проблема и в новых микрорайонах города. К примеру, в «Амуре-2» нет ни одной нормальной дороги – новоселы ездят на своих авто по строительным блокам, нет там и тротуаров. И таких районов в городе много.
Как и любой город-миллионник, Омск должен постоянно развиваться, должна развиваться его транспортная инфраструктура, особенно в новых микрорайонах. И если этого не происходит, то город ждет деградация и отток населения. Чего, к сожалению, Омск не избежал.
Сергей Энквист