В Омске с середины лета пытаются продать недостроенный инженерный корпус метро. Завершилось уже несколько торгов, однако желающих приобрести участок в самом центре Омска – на пересечении крупных городских магистралей – так и не нашлось.
«Останки» метро площадью 17,9 тыс. кв. м на улице Фрунзе, между метромостом и главным корпусом ОмГУ им. Достоевского, выставлены на аукцион за 287,9 млн руб, с шагом в 14,4 млн. руб. Победитель торгов также сможет выкупить землю под ним за 63,5 млн руб.
Однако на объект стабильно не находится ни одного покупателя. «Омск-Информ» узнал, почему этот объект остается бесхозным. И выяснил, какое применение можно найти данной локации.
Торги – ничего личного
Сейчас инженерный корпус выглядит жутковатой «заброшкой» с частоколом из бетонных конструкций. Ответ на основной вопрос напрашивается сам собой.
В министерстве имущества Омской области заявили, что не в курсе ситуации. Торги проводятся в электронном формате, ведомство никак не взаимодействует с потенциальными покупателями.
– Там идет взаимодействие с потенциальными участниками только через электронную площадку, то есть какого-то личного, очного взаимодействия нет, – рассказали «Омск-Информу» в минимущества.
С одной стороны, такая форма соответствует букве закона и исключает коррупциогенные факторы. По факту же продавец остается в неведении относительно процесса реализации объекта, не знает о причинах его неликвидности.
Бетонный балласт
Вероятно, проблема продажи недостроя омского метро кроется в малой инвестиционной привлекательности. У корпуса выгодное расположение, однако загвоздка кроется в участке под ним.
После покупки за почти 300 млн руб придется сносить все постройки, а землю под ними (купленную за дополнительные 60 млн руб.) нужно будет переводить в другой вид разрешенного использования. Бизнесу проще взять участок дешевле и без волокиты.
О сохранении построек речи не идет. Инженерный корпус исторически устарел. Такое сооружение требовалось для функционирования подземки советского периода. Сейчас же многие процессы автоматизированы, и держать такой большой штат инженеров для координации движения поездов подземки не нужно.
Площадка вместо «заброшки»
Остается два варианта: пытаться «спихнуть» корпус бизнесменам, чтобы они сами с этим разбирались, либо взять территорию на баланс города и сделать из мрачной «заброшки» что-то большее, чем просто «скелет ушедшей эпохи».
Недостроенный корпус метро располагается почти вплотную сразу к главному корпусу ОмГУ им. Достоевского, территорию которого можно было расширить с пристройкой дополнительных помещений, что и предлагал основатель НПО «Мостовик» Олег Шишов еще во времена, когда только стало известно о намерении властей отдать недострой на приватизацию.
С другой стороны корпуса располагается набережная, на которой буквально недавно реализовали проект, который сделал невзрачный пустырь полезным для омичей – возле отеля «Cosmos» появилась баскетбольная площадка. «Останки» метрополитена по соседству тоже можно было превратить в подобное пространство – площадку или сквер, – доступ к которому был бы удобен для студентов, жителей домов на набережной Тухачевского и омичей, просто гуляющих по набережной.
Однако и здесь появляется еще одна проблема – земля не находится в муниципальной собственности, то есть просто что-то взять и сделать на ней нельзя. Власти, так же как и потенциальный инвестор, могут столкнуться с бюрократией и значительными затратами, связанными с переводом земель метро из технических и охранных зон в другие, на которых уже можно строить и благоустраивать.
В итоге получается, что недостроенный инженерный корпус метро в центре Омска – это просто балласт, который не нужен ни властям из-за сложностей перевода участка в другой вид разрешенного использования, ни инвесторам, для которых он кажется просто непривлекательным объектом, ни даже самому метрополитену, в котором давно используются другие системы.
Метро, впрочем, в следующем году собрались достраивать, однако полноценного метрополитена в Омске ждать не стоит. Существующие коммуникации подземки собираются подключить к трамвайным путям.
А почему в Омске так и не реализовали масштабный проект метрополитена, ранее рассказал экс-губернатор Омской области Леонид Полежаев.