Поиск

В комитете по собственности Заксобрания считают, что амбициозная задача решаема при реформировании системы управления региональным имуществом.

Депутаты Законодательного собрания Омской области готовятся приступить к работе в рамках осенней парламентской сессии. Одной из первых задач станет рассмотрение вопросов трансформации системы управления имущественным комплексом региона. В повестку дня первого в осенней сессии заседания комитета по собственности внесены сразу три пункта по этой теме. Депутаты рассмотрят: законопроект № 1626-7 о внесении изменений в статьи 11 и 43 закона «Об управлении и распоряжении собственностью Омской области»; законопроект № 1633-7 «Об учете государственного имущества Омской области и ведении реестра государственного имущества Омской области»; законопроект № 1627-7 «Об учете имущества Омской области».

Названия схожие, сущность разная

Созвучие в названиях законопроектов № 1633-7 и № 1627-7 не случайно, и речь в них действительно идет об одном и том же. А различие в том, что документ под номером № 1633-7 был разработан рабочей группой, в состав которой кроме депутатов – членов комитета по собственности вошли представители нескольких областных министерств, Главного государственно-правового управления Омской области и правового управления ЗС.

– Действующее региональное законодательство не предлагает полного перечня того, что именно является объектами учета. Как результат, в Едином банке данных объектов собственности Омской области не учитывается значительный пул областного имущества, например, те же культурные ценности: живопись, скульптура, другие музейные предметы и коллекции. Это же относится к участкам недр, водным ресурсам и прочим природным объектам, – объяснил необходимость нового закона руководитель рабочей группы, лидер фракции ЛДПР в ЗС Антон Берендеев.

В пику депутатскому законопроекту министерство имущественных отношений подготовило свой документ, которому присвоен номер № 1627-7. «Целенаправленным противодействием последовательной позиции комитета, исключающим на законодательном уровне подотчетность, прозрачность и открытость системы учета областного имущества» назвал действие министерства председатель комитета ЗС по собственности Игорь Зуга.

– Например, 17 марта 2023 года Минимущество издало приказ № 52-п, отменяющий действие института специализированных реестров собственности Омской области, нарушив тем самым требования действующего закона «Об управлении и распоряжении собственностью», – пояснил свое мнение депутат. – До указанных «нововведений» единый банк данных объектов собственности Омской области включал в себя 13 специализированных реестров. Да, учитывались не все объекты собственности, и информация о них была недостаточной, но после ликвидации специализированных реестров все областное имущество и вовсе оказалось, образно говоря, сваленным в общую кучу, а классификационная структура была полностью уничтожена.

Игорь Зуга уверен, что при внесении документов на обсуждение депутатов Заксобрания парламентарии возьмут в работу вариант, предлагаемый комитетом по собственности:

– Наш проект закона прошел обсуждения на семинаре-конференции 30 июня 2023 года, где приняли участие основные заинтересованные стороны федерального и регионального уровня, научная общественность, студенты профильных вузов. И при необходимости предложения Минимущества также могут быть внесены без ущерба для конструкции законопроекта.

Если ничего не менять, то ничего не изменится

Стоит напомнить, что на рассмотрении в комитете по собственности с мая 2023 года находится новый законопроект «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области», который концептуально меняет некоторые устоявшиеся в регионе подходы к управлению имущественным комплексом. Над документом с апреля 2022 года работала группа из депутатов и чиновников различных уровней под научным руководством бывшего вице-губернатора, экс-министра государственно-правового развития региона, профессора кафедры теории и истории государства и права ОмГУ Александра Бутакова.

Члены рабочей группы неоднократно указывали на то, что действующее региональное законодательство в сфере управления госсобственностью не соответствует новым федеральным законам. Кроме того, несовершенство областного закона привело к тому, что доходы региональной казны при стоимости имущественного комплекса региона 114 млрд рублей составляют всего 0,15 %.

Причины плачевной ситуации с доходами от госсобственности члены рабочей группы видят в том, что органы исполнительной власти, являясь авторами – разработчиками подзаконных актов, зачастую сводят вопрос эффективности своей работы к принципу: «Сколько сделал – таков и план». Упрощая себе жизнь, областные министерства зачастую просто отказываются от полномочий по управлению собственностью. Одним из последствий такой порочной практики стало сползание вниз Омской области в рейтинге социально-экономического развития субъектов РФ. С 26-го места в 2012 году всего через пять лет регион оказался уже на 39-м месте.

– У нас до сегодняшнего дня десятки объектов, которые направлены на приватизацию, не приватизируются. Все это разрушается. Эти объекты не входят в систему повышения финансовой базы, и никто за это не отвечает! – возмущался Александр Бутаков. – Я считаю так: есть собственность – должна быть ответственность.

В основу нового законопроекта заложены подходы, при которых каждый орган исполнительной власти, каждый чиновник будет понимать свой маневр, в рамках которого он действует легитимно. Однако идея наделения органов законодательной и исполнительной власти дополнительными полномочиями и уровнями ответственности слишком многих смущает.

– За два года работы комитета стало очевидно, что министерства не интересует стратегия получения доходов от областной собственности, они озабочены исключительно отчетностью по расходам. Министерства ничего не хотят менять, ссылаясь на огромную работу по реформированию и отсутствие ресурсов для этого, – отметил депутат Зуга. – Нам предстоит убедить своих коллег в том, что текущая модель управления собственностью не соответствует социально-экономическим условиям времени.

Когда ждать перемен?

Председатель комитета по собственности надеется, что прорывной законопроект «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области» не ляжет под сукно.

– Свои надежды связываю с избранием Виталия Павловича Хоценко губернатором Омской области. Омскому Прииртышью жизненно необходимо получить мощный стратегический импульс в социально-экономическом развитии: требуются новые кадры, новые идеи, постановка новых целей. Например, в ближайшие пять лет войти в двадцатку социально-экономического рейтинга субъектов РФ. Тяжелая задача, но амбициозная и достойная для нашего региона. В этой связи государственная собственность как экономическая основа деятельности публичной власти субъекта Российской Федерации должна сыграть свою решающую роль в будущем строительстве нового облика Омской области, – подчеркнул депутат.

Добавим, что заседание комитета по собственности, на котором будет рассмотрен блок вопросов, связанных с управлением имущественным комплексом региона, состоится 13 сентября, а на 21 сентября назначено пленарное заседание Заксобрания, на котором депутаты могут взять в работу одобренные комитетом законопроекты.

1028

В комитете по собственности Заксобрания считают, что амбициозная задача решаема при реформировании системы управления региональным имуществом.

Депутаты Законодательного собрания Омской области готовятся приступить к работе в рамках осенней парламентской сессии. Одной из первых задач станет рассмотрение вопросов трансформации системы управления имущественным комплексом региона. В повестку дня первого в осенней сессии заседания комитета по собственности внесены сразу три пункта по этой теме. Депутаты рассмотрят: законопроект № 1626-7 о внесении изменений в статьи 11 и 43 закона «Об управлении и распоряжении собственностью Омской области»; законопроект № 1633-7 «Об учете государственного имущества Омской области и ведении реестра государственного имущества Омской области»; законопроект № 1627-7 «Об учете имущества Омской области».

Названия схожие, сущность разная

Созвучие в названиях законопроектов № 1633-7 и № 1627-7 не случайно, и речь в них действительно идет об одном и том же. А различие в том, что документ под номером № 1633-7 был разработан рабочей группой, в состав которой кроме депутатов – членов комитета по собственности вошли представители нескольких областных министерств, Главного государственно-правового управления Омской области и правового управления ЗС.

– Действующее региональное законодательство не предлагает полного перечня того, что именно является объектами учета. Как результат, в Едином банке данных объектов собственности Омской области не учитывается значительный пул областного имущества, например, те же культурные ценности: живопись, скульптура, другие музейные предметы и коллекции. Это же относится к участкам недр, водным ресурсам и прочим природным объектам, – объяснил необходимость нового закона руководитель рабочей группы, лидер фракции ЛДПР в ЗС Антон Берендеев.

В пику депутатскому законопроекту министерство имущественных отношений подготовило свой документ, которому присвоен номер № 1627-7. «Целенаправленным противодействием последовательной позиции комитета, исключающим на законодательном уровне подотчетность, прозрачность и открытость системы учета областного имущества» назвал действие министерства председатель комитета ЗС по собственности Игорь Зуга.

– Например, 17 марта 2023 года Минимущество издало приказ № 52-п, отменяющий действие института специализированных реестров собственности Омской области, нарушив тем самым требования действующего закона «Об управлении и распоряжении собственностью», – пояснил свое мнение депутат. – До указанных «нововведений» единый банк данных объектов собственности Омской области включал в себя 13 специализированных реестров. Да, учитывались не все объекты собственности, и информация о них была недостаточной, но после ликвидации специализированных реестров все областное имущество и вовсе оказалось, образно говоря, сваленным в общую кучу, а классификационная структура была полностью уничтожена.

Игорь Зуга уверен, что при внесении документов на обсуждение депутатов Заксобрания парламентарии возьмут в работу вариант, предлагаемый комитетом по собственности:

– Наш проект закона прошел обсуждения на семинаре-конференции 30 июня 2023 года, где приняли участие основные заинтересованные стороны федерального и регионального уровня, научная общественность, студенты профильных вузов. И при необходимости предложения Минимущества также могут быть внесены без ущерба для конструкции законопроекта.

Если ничего не менять, то ничего не изменится

Стоит напомнить, что на рассмотрении в комитете по собственности с мая 2023 года находится новый законопроект «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области», который концептуально меняет некоторые устоявшиеся в регионе подходы к управлению имущественным комплексом. Над документом с апреля 2022 года работала группа из депутатов и чиновников различных уровней под научным руководством бывшего вице-губернатора, экс-министра государственно-правового развития региона, профессора кафедры теории и истории государства и права ОмГУ Александра Бутакова.

Члены рабочей группы неоднократно указывали на то, что действующее региональное законодательство в сфере управления госсобственностью не соответствует новым федеральным законам. Кроме того, несовершенство областного закона привело к тому, что доходы региональной казны при стоимости имущественного комплекса региона 114 млрд рублей составляют всего 0,15 %.

Причины плачевной ситуации с доходами от госсобственности члены рабочей группы видят в том, что органы исполнительной власти, являясь авторами – разработчиками подзаконных актов, зачастую сводят вопрос эффективности своей работы к принципу: «Сколько сделал – таков и план». Упрощая себе жизнь, областные министерства зачастую просто отказываются от полномочий по управлению собственностью. Одним из последствий такой порочной практики стало сползание вниз Омской области в рейтинге социально-экономического развития субъектов РФ. С 26-го места в 2012 году всего через пять лет регион оказался уже на 39-м месте.

– У нас до сегодняшнего дня десятки объектов, которые направлены на приватизацию, не приватизируются. Все это разрушается. Эти объекты не входят в систему повышения финансовой базы, и никто за это не отвечает! – возмущался Александр Бутаков. – Я считаю так: есть собственность – должна быть ответственность.

В основу нового законопроекта заложены подходы, при которых каждый орган исполнительной власти, каждый чиновник будет понимать свой маневр, в рамках которого он действует легитимно. Однако идея наделения органов законодательной и исполнительной власти дополнительными полномочиями и уровнями ответственности слишком многих смущает.

– За два года работы комитета стало очевидно, что министерства не интересует стратегия получения доходов от областной собственности, они озабочены исключительно отчетностью по расходам. Министерства ничего не хотят менять, ссылаясь на огромную работу по реформированию и отсутствие ресурсов для этого, – отметил депутат Зуга. – Нам предстоит убедить своих коллег в том, что текущая модель управления собственностью не соответствует социально-экономическим условиям времени.

Когда ждать перемен?

Председатель комитета по собственности надеется, что прорывной законопроект «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области» не ляжет под сукно.

– Свои надежды связываю с избранием Виталия Павловича Хоценко губернатором Омской области. Омскому Прииртышью жизненно необходимо получить мощный стратегический импульс в социально-экономическом развитии: требуются новые кадры, новые идеи, постановка новых целей. Например, в ближайшие пять лет войти в двадцатку социально-экономического рейтинга субъектов РФ. Тяжелая задача, но амбициозная и достойная для нашего региона. В этой связи государственная собственность как экономическая основа деятельности публичной власти субъекта Российской Федерации должна сыграть свою решающую роль в будущем строительстве нового облика Омской области, – подчеркнул депутат.

Добавим, что заседание комитета по собственности, на котором будет рассмотрен блок вопросов, связанных с управлением имущественным комплексом региона, состоится 13 сентября, а на 21 сентября назначено пленарное заседание Заксобрания, на котором депутаты могут взять в работу одобренные комитетом законопроекты.

1028