Поиск

Власти пытаются компенсировать недостаток педагогов, словно забывая о том, что эту проблему невозможно решить без повышения зарплат.

Экспресс-образование для педагогов

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов анонсировал появление проекта федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников. Согласно документу, набирать педагогов для 5–9 классов теперь планируется не только в вузах, но и в системе среднего профессионального образования. Раньше с таким образованием можно было работать только в детском саду и начальной школе.

Как пояснил РИА «Омск-информ» министр образования Омской области Иван Кротт, эта инициатива пока находится в стадии обсуждения. Профессиональное сообщество решает, как сделать это без снижения качества образования в стране.

– Это пока только инициатива, которая родилась в том числе и в профессиональном сообществе. Сейчас министерство просвещения, экспертное профессиональное сообщество занимаются всесторонней проработкой этого вопроса, и речи о принятом решении не идет. Есть разные мнения, их будут анализировать и обсуждать. При этом изменения не должны сказываться на качестве образования, которое получают дети в школах, – заявил министр.

Временная мера

Член комиссии по вопросам науки и образования Общественной палаты Омской области, директор гимназии № 26 Тамара Синичникова предположила, что экспресс-обучение будущих педагогов может рассматриваться лишь как временное решение проблемы.  

– Как временная мера, способная восполнить недостаток педагогического состава, это предложение приемлемо. Но хотелось бы, чтобы в 5–9 классы со средним профессиональным образованием шли студенты-лидеры. Которые потом были бы нацелены на получение высшего профессионального образования и на постоянное повышение квалификации, – говорит эксперт. – Потому что сейчас настолько стремительно меняется мир и информационное пространство, что учитель не имеет права не совершенствоваться. Без продолжения образования в нынешних реалиях просто невозможно.

Качество образования в школах снизится

По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина, Минпросвещения РФ пытается восполнить дефицит педагогов, не вкладывая деньги.

– Министр просвещения пытается на своем месте решить кадровую проблему без денег, поскольку система образования традиционно слабо финансируется. По оценке экспертов, у нас не хватает порядка 250 тыс. учителей. Но на самом деле значительно больше: в среднем учитель в нашей стране работает на 1,7  ставки, то есть ведет 30 уроков в неделю. В Омской области нагрузка составляет 1,8 ставки, в городе – 2,1 ставки. Понятно, что если бы педагог работал по 22–24 часа в неделю, то не хватало бы уже 400 тысяч учителей, – привел цифры Олег Смолин.

Люди с педагогическим образованием не идут работать в школы из-за нищенских зарплат.

– Указ президента № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» хронически не исполняется, учителя не получают положенную им по закону заработную плату, то есть не меньше средней по региону. Причем работают за себя и за того парня, – отмечает Смолин.

Предложенный законопроект не решит проблему, а профессиональный уровень педагогов 5–9 классов все-таки станет ниже, полагает он.

– Выпускники колледжей, как правило, не хуже, а бывает и лучше подготовлены к практической работе, чем выпускники вузов. Но уступают им в уровне теоретической подготовки и общем уровне культуры. Поэтому предложение министра просвещения лишь отчасти смягчить кадровый кризис, но за счет снижения общего качества образования, – убежден депутат Госдумы.

Выход из этой ситуации – увеличивать зарплаты педагогов и повышать статус работников этой профессии.

Учителям нужны нормальные зарплаты

Эту мысль развивает депутат Омского горсовета Сергей Дроздов. Он убежден, что для поддержки педагогов нужен целый комплекс преференций, но на первом месте – зарплаты.

– Нужны нормальные зарплаты, а в селах еще и жилье. Например, учитель моего ребенка по английскому языку уехал работать в Питер, потому что получает там без сверхнагрузок и доплат столько же, сколько в Омске с переработками. При этом остается время на подработки – частные курсы по английскому языку. Помимо оплаты труда, важны и обстановка в коллективе, и льготы вроде бесплатного проезда, – отметил депутат. – Но ничто не стимулирует больше, чем заработная плата. Люди уезжают, где платят лучше, и их не остановить.

Рабы системы

Опрошенные эксперты сходятся в одном – кадровый голод в школах привлечением менее квалифицированных учителей не остановить. Тем более выпускники педагогических колледжей тоже могут не прельститься зарплатами и сверхнагрузками учителей среднего звена и пойти по пути частной практики. 

Кроме того, престиж профессии учителя сильно упал. Их, по сути, превратили в рабов системы образования: завал с отчетной документацией, бесконечные дополнительные нагрузки и огромная, никак не оплачиваемая ответственность за детей. Немало примеров, когда выпускники вузов уходят из школ в другие, более высокооплачиваемые и менее ресурсозатратные профессии.

В общем, нужна комплексная, материальная и моральная, поддержка педагогов. Если у региона не хватает на это денег, нужно обращаться за помощью в федеральный центр. Ничего зазорного в этом нет.

Власти пытаются компенсировать недостаток педагогов, словно забывая о том, что эту проблему невозможно решить без повышения зарплат.

Экспресс-образование для педагогов

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов анонсировал появление проекта федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников. Согласно документу, набирать педагогов для 5–9 классов теперь планируется не только в вузах, но и в системе среднего профессионального образования. Раньше с таким образованием можно было работать только в детском саду и начальной школе.

Как пояснил РИА «Омск-информ» министр образования Омской области Иван Кротт, эта инициатива пока находится в стадии обсуждения. Профессиональное сообщество решает, как сделать это без снижения качества образования в стране.

– Это пока только инициатива, которая родилась в том числе и в профессиональном сообществе. Сейчас министерство просвещения, экспертное профессиональное сообщество занимаются всесторонней проработкой этого вопроса, и речи о принятом решении не идет. Есть разные мнения, их будут анализировать и обсуждать. При этом изменения не должны сказываться на качестве образования, которое получают дети в школах, – заявил министр.

Временная мера

Член комиссии по вопросам науки и образования Общественной палаты Омской области, директор гимназии № 26 Тамара Синичникова предположила, что экспресс-обучение будущих педагогов может рассматриваться лишь как временное решение проблемы.  

– Как временная мера, способная восполнить недостаток педагогического состава, это предложение приемлемо. Но хотелось бы, чтобы в 5–9 классы со средним профессиональным образованием шли студенты-лидеры. Которые потом были бы нацелены на получение высшего профессионального образования и на постоянное повышение квалификации, – говорит эксперт. – Потому что сейчас настолько стремительно меняется мир и информационное пространство, что учитель не имеет права не совершенствоваться. Без продолжения образования в нынешних реалиях просто невозможно.

Качество образования в школах снизится

По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина, Минпросвещения РФ пытается восполнить дефицит педагогов, не вкладывая деньги.

– Министр просвещения пытается на своем месте решить кадровую проблему без денег, поскольку система образования традиционно слабо финансируется. По оценке экспертов, у нас не хватает порядка 250 тыс. учителей. Но на самом деле значительно больше: в среднем учитель в нашей стране работает на 1,7  ставки, то есть ведет 30 уроков в неделю. В Омской области нагрузка составляет 1,8 ставки, в городе – 2,1 ставки. Понятно, что если бы педагог работал по 22–24 часа в неделю, то не хватало бы уже 400 тысяч учителей, – привел цифры Олег Смолин.

Люди с педагогическим образованием не идут работать в школы из-за нищенских зарплат.

– Указ президента № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» хронически не исполняется, учителя не получают положенную им по закону заработную плату, то есть не меньше средней по региону. Причем работают за себя и за того парня, – отмечает Смолин.

Предложенный законопроект не решит проблему, а профессиональный уровень педагогов 5–9 классов все-таки станет ниже, полагает он.

– Выпускники колледжей, как правило, не хуже, а бывает и лучше подготовлены к практической работе, чем выпускники вузов. Но уступают им в уровне теоретической подготовки и общем уровне культуры. Поэтому предложение министра просвещения лишь отчасти смягчить кадровый кризис, но за счет снижения общего качества образования, – убежден депутат Госдумы.

Выход из этой ситуации – увеличивать зарплаты педагогов и повышать статус работников этой профессии.

Учителям нужны нормальные зарплаты

Эту мысль развивает депутат Омского горсовета Сергей Дроздов. Он убежден, что для поддержки педагогов нужен целый комплекс преференций, но на первом месте – зарплаты.

– Нужны нормальные зарплаты, а в селах еще и жилье. Например, учитель моего ребенка по английскому языку уехал работать в Питер, потому что получает там без сверхнагрузок и доплат столько же, сколько в Омске с переработками. При этом остается время на подработки – частные курсы по английскому языку. Помимо оплаты труда, важны и обстановка в коллективе, и льготы вроде бесплатного проезда, – отметил депутат. – Но ничто не стимулирует больше, чем заработная плата. Люди уезжают, где платят лучше, и их не остановить.

Рабы системы

Опрошенные эксперты сходятся в одном – кадровый голод в школах привлечением менее квалифицированных учителей не остановить. Тем более выпускники педагогических колледжей тоже могут не прельститься зарплатами и сверхнагрузками учителей среднего звена и пойти по пути частной практики. 

Кроме того, престиж профессии учителя сильно упал. Их, по сути, превратили в рабов системы образования: завал с отчетной документацией, бесконечные дополнительные нагрузки и огромная, никак не оплачиваемая ответственность за детей. Немало примеров, когда выпускники вузов уходят из школ в другие, более высокооплачиваемые и менее ресурсозатратные профессии.

В общем, нужна комплексная, материальная и моральная, поддержка педагогов. Если у региона не хватает на это денег, нужно обращаться за помощью в федеральный центр. Ничего зазорного в этом нет.

2208Елена Ляхова