Поиск

Омичи не просто массово ездят на вахты, но и перебираются с семьями на Север, так как условия жизни там намного лучше, чем в Омске.

На минувшей неделе стало известно, что на вахты ездят 132 тысячи омичей. Это около 15 % всего трудоспособного населения региона. Большинство работают вахтовым методом на Тюменском Севере, в Москве и Санкт-Петербурге.

Практически одновременно врио губернатора Виталий Хоценко на встрече со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко заявил о том, что «многие омичи, уехавшие на вахты на Север, уже возвращаются». Причиной этого глава региона назвал практически равные зарплаты в Омске и на Севере.

Сами вахтовики, с которыми удалось побеседовать, отмечают, что северные зарплаты все еще значительно превосходят омские. Но главное – это условия, которые предлагают работодатели в Ханты-Мансийском автономном округе и на Ямале. Ради этого многие омичи перевозят свои семьи на Север. А Омская область испытывает жуткий кадровый голод.

«В Омске можно хорошо зарабатывать, но будешь «пахать» без выходных по 15 часов»

Житель Омской области Игорь Пугачев уже несколько лет ездит на вахты в Ханты-Мансийский автономный округ. Трудился и водителем, и экскаваторщиком, и простым рабочим. Игорь считает, что в Омске нельзя хорошо зарабатывать и при этом жить полноценной жизнью.

– Где в Омске заработаешь хотя бы 70–90 тысяч? Наверное, нигде. На нефтезаводе? Придется вставать в 5 утра и приходить с работы в 10 вечера, чтобы просто поспать. На Севере я зарабатываю куда больше – от 150 тысяч. Даже если разделить пополам, получается по 75 в месяц с учетом того, что месяц работаешь и месяц отдыхаешь, – говорит омич.

Чтобы больше не ездить на вахты, Игорь решил перебраться с семьей в Когалым (это небольшой городок в ХМАО). Нефтяная компания, в которой омич теперь работает, предложила ему жилье и другие приятные бонусы – длительный отпуск (почти 2 месяца в году), бесплатный отдых на море и т. д. Возвращаться в Омск Игорь Пугачев не намерен ни при каких условиях. 

«На Севере не только высокие зарплаты, но и выше качество жизни»

Другой омич Владимир Масловский 10 лет ездил на вахту в Ямало-Ненецкий автономный округ. Неподалеку от Нового Уренгоя он работал водителем и экскаваторщиком. Заработков хватило на то, чтобы без ипотеки купить трехкомнатную квартиру в Омске и приличную иномарку. А год назад Владимир, как и Игорь, решил перевезти свою семью на Север и основательно там закрепиться. Омичи выбрали для жизни поселок Нижнесортымский, расположенный в 200 километрах от Сургута.

– Говоря про вахту, все в первую очередь думают о высоких зарплатах. Но зарплаты – это лишь одна из составляющих, – говорит Владимир. – Так как на Севере высокие зарплаты, то там и высокие налоговые отчисления. Поэтому медицина и образование там на более высоком уровне, чем в Омске. Даже в нашем поселке школы оснащены по последнему слову техники, нет очередей в детские сады, хотя детей здесь очень много. Проблем с учителями и врачами тоже нет – сюда едут лучшие специалисты со всей страны. Если ребенок заболел, то все лечение бесплатное, всегда есть талоны к любому узкому специалисту в больницу в Сургут. Даже МРТ здесь бесплатное. Где в Омске МРТ можно пройти бесплатно? Я не знаю.

Работодатель – компания «Сургутнефтегаз» – предоставил омичу бесплатное служебное жилье, также ему оплачиваются путевки на море для всей семьи. Сейчас Владимир учится в политехе на инженера, в зарплате он ничего не теряет .

– За три недели сессии мне заплатили 120 тысяч, в зарплате я ничего не потерял. В Омске я не знаю, кто из работодателей бы мне оплатил сессию. Что касается зарплаты, то на Севере, конечно, можно хорошо зарабатывать. Я работаю 5 дней через 5 на порывах нефтепроводов. В Омске, чтобы заработать примерно те же деньги, я бы работал 6 дней в неделю при том, что зарплата была бы наполовину в конверте. И семью, детей просто не видел бы, – отмечает Владимир.

По словам омича, климат в поселке, где он сейчас живет, не намного суровее, чем в Омске. Зарплаты для таких же специалистов, как он, выше омских, а трудиться нужно в два раза меньше. Это и стало решающим фактором, почему омич при наличии «трешки» в Омске решил перевезти семью на Север.

На Севере предоставляют служебное жилье

– Но дети после того, как закончат школу, поедут учиться в омские вузы – здесь с этим плохо. Поэтому квартиру в Омске будем держать, не продадим. Так многие делают – зарабатывают на Севере и покупают жилье в Омске. Без ипотеки и «напряга», – говорит омич.

По словам Владимира, в последние месяцы несколько его коллег-вахтовиков вернулись в Омск. Но о том, что омские вахтовики массово возвращаются домой, говорить пока не приходится.

– Есть люди, которые поехали работать в Омск на военные заводы. Вроде бы им там предложили приличную зарплату. На чем Омск сейчас может «выехать», так это на «оборонке» – предприятия хорошо развиваются. Только они смогут составить конкуренцию Северу в плане «перетягивания» кадров, – резюмировал омич.

«Зачем работать в Омске за 20 тысяч, если на Севере можно получать от 100»?

Омичка Екатерина Лагутина отучилась на педагога в ОмГПУ и ни на какие вахты никогда не ездила. Устроилась работать в гимназию учителем начальных классов, ей, как молодому специалисту, платили по 16–17 тысяч в месяц. 

– Максимум, что получала, – 20 тысяч. При том что приходилось снимать жилье. Деньги оставались только на еду. Проработала так учебный год, после чего подруга позвала в Новый Уренгой. Долго думала, но, взвесив все за и против, решилась и поехала, – рассказывает девушка. – Не пожалела. Как молодой специалист, получала в школе 100–120 тысяч, плюс выплатили приличные «подъемные» – 300 тысяч, решили вопрос с жильем – дали служебную квартиру. Кто в Омске бы мне заплатил такие деньги и дал жилье? Никто! – говорит омичка.

В Новом Уренгое омичка вышла замуж, родила ребенка и сейчас находится в декрете. Возвращаться домой в Омскую область она категорически не хочет, хотя и приезжает сюда на лето.

– Я и так все лето здесь – отпуск длинный. Есть возможность поехать на море отдыхать. Работая в омской школе, я бы никогда не заработала на море. Возвращаться обратно в Омск мы не намерены. Тем более что на Севере и поддержка семей с детьми куда лучше, – говорит теперь уже бывшая омичка.

По словам девушки, многие ее знакомые уехали «на Севера» и не жалеют об этом. Никто обратно в Омск еще не вернулся. 

Мнение экономиста: «Омичи продолжат ездить на вахты, даже если им платить хорошую зарплату»

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля экономического факультета Омского ГАУ Елена Дмитренко указала на очень важный аспект – у работников и работодателей должен быть обоюдный интерес друг к другу. Отсутствие такого интереса и заставляет омичей ездить на вахты.

– В части кадровой политики и у работодателей, и у самих сотрудников должен быть обоюдный интерес. Почему у нас люди продолжат ездить на вахты? Потому что не на всех сотрудников разных специальностей есть спрос здесь, в Омске. Спрос имеется на представителей отдельных отраслей, например, сейчас это «оборонка». И при этом не все специалисты могут здесь найти работу по специальности, – подчеркивает эксперт.

По словам Елены Дмитренко, в последнее время в Омской области заработали государственные программы, связанные с занятостью населения. Они в первую очередь направлены на тех омичей, кто желает открыть свое дело и стать предпринимателем. Как пример – проект «Агростартап». Но не всем дано стать бизнесменами. Поэтому омичи и уезжают на заработки. И высокие зарплаты здесь – важный, но не решающий фактор. При прочих равных условиях человек смотрит и на социальные гарантии, которые ему предоставляют на работе.

– Заработная плата – это ключевое, но важны и другие факторы. Человека можно закрепить здесь, в Омске, только если ему будут предоставлены определенные социальные гарантии – это жилье, дополнительные выплаты, многих привлекает увеличенный отпуск в северных регионах. Любая организация, если ее финансовые возможности позволяют, может дополнительно оплачивать эти гарантии. То есть если человека нужно оставить, закрепить, то он должен быть обеспечен хорошо оплачиваемой работой, жильем, социальными гарантиями. Это то, чем привлекают омских вахтовиков в других регионах, – отметила экономист.

Социальные гарантии не менее важны, чем высокая зарплата

Вряд ли зарплаты в Омске когда-то действительно сравняются с северными. И в советское время туда ездили за длинным рублем, и сейчас происходит то же самое. Но что власти в силах изменить, так это социальные гарантии. Предоставление служебного жилья молодым учителям, выплата «подъемных» наиболее востребованным специалистам, оплата отпуска на море или хотя бы дороги туда-обратно. 

Да и «социалку» в Омске и области нужно подтягивать до уровня северных стандартов. Качество медицинского обслуживания, проблемы со школами и детскими садами – все это напрямую влияет на закрепление специалистов. И пока на эти факторы власти не обратят внимания, омичи продолжат ездить на заработки в другие регионы и перевозить на Север свои семьи.

Сергей Энквист 

12914

Омичи не просто массово ездят на вахты, но и перебираются с семьями на Север, так как условия жизни там намного лучше, чем в Омске.

На минувшей неделе стало известно, что на вахты ездят 132 тысячи омичей. Это около 15 % всего трудоспособного населения региона. Большинство работают вахтовым методом на Тюменском Севере, в Москве и Санкт-Петербурге.

Практически одновременно врио губернатора Виталий Хоценко на встрече со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко заявил о том, что «многие омичи, уехавшие на вахты на Север, уже возвращаются». Причиной этого глава региона назвал практически равные зарплаты в Омске и на Севере.

Сами вахтовики, с которыми удалось побеседовать, отмечают, что северные зарплаты все еще значительно превосходят омские. Но главное – это условия, которые предлагают работодатели в Ханты-Мансийском автономном округе и на Ямале. Ради этого многие омичи перевозят свои семьи на Север. А Омская область испытывает жуткий кадровый голод.

«В Омске можно хорошо зарабатывать, но будешь «пахать» без выходных по 15 часов»

Житель Омской области Игорь Пугачев уже несколько лет ездит на вахты в Ханты-Мансийский автономный округ. Трудился и водителем, и экскаваторщиком, и простым рабочим. Игорь считает, что в Омске нельзя хорошо зарабатывать и при этом жить полноценной жизнью.

– Где в Омске заработаешь хотя бы 70–90 тысяч? Наверное, нигде. На нефтезаводе? Придется вставать в 5 утра и приходить с работы в 10 вечера, чтобы просто поспать. На Севере я зарабатываю куда больше – от 150 тысяч. Даже если разделить пополам, получается по 75 в месяц с учетом того, что месяц работаешь и месяц отдыхаешь, – говорит омич.

Чтобы больше не ездить на вахты, Игорь решил перебраться с семьей в Когалым (это небольшой городок в ХМАО). Нефтяная компания, в которой омич теперь работает, предложила ему жилье и другие приятные бонусы – длительный отпуск (почти 2 месяца в году), бесплатный отдых на море и т. д. Возвращаться в Омск Игорь Пугачев не намерен ни при каких условиях. 

«На Севере не только высокие зарплаты, но и выше качество жизни»

Другой омич Владимир Масловский 10 лет ездил на вахту в Ямало-Ненецкий автономный округ. Неподалеку от Нового Уренгоя он работал водителем и экскаваторщиком. Заработков хватило на то, чтобы без ипотеки купить трехкомнатную квартиру в Омске и приличную иномарку. А год назад Владимир, как и Игорь, решил перевезти свою семью на Север и основательно там закрепиться. Омичи выбрали для жизни поселок Нижнесортымский, расположенный в 200 километрах от Сургута.

– Говоря про вахту, все в первую очередь думают о высоких зарплатах. Но зарплаты – это лишь одна из составляющих, – говорит Владимир. – Так как на Севере высокие зарплаты, то там и высокие налоговые отчисления. Поэтому медицина и образование там на более высоком уровне, чем в Омске. Даже в нашем поселке школы оснащены по последнему слову техники, нет очередей в детские сады, хотя детей здесь очень много. Проблем с учителями и врачами тоже нет – сюда едут лучшие специалисты со всей страны. Если ребенок заболел, то все лечение бесплатное, всегда есть талоны к любому узкому специалисту в больницу в Сургут. Даже МРТ здесь бесплатное. Где в Омске МРТ можно пройти бесплатно? Я не знаю.

Работодатель – компания «Сургутнефтегаз» – предоставил омичу бесплатное служебное жилье, также ему оплачиваются путевки на море для всей семьи. Сейчас Владимир учится в политехе на инженера, в зарплате он ничего не теряет .

– За три недели сессии мне заплатили 120 тысяч, в зарплате я ничего не потерял. В Омске я не знаю, кто из работодателей бы мне оплатил сессию. Что касается зарплаты, то на Севере, конечно, можно хорошо зарабатывать. Я работаю 5 дней через 5 на порывах нефтепроводов. В Омске, чтобы заработать примерно те же деньги, я бы работал 6 дней в неделю при том, что зарплата была бы наполовину в конверте. И семью, детей просто не видел бы, – отмечает Владимир.

По словам омича, климат в поселке, где он сейчас живет, не намного суровее, чем в Омске. Зарплаты для таких же специалистов, как он, выше омских, а трудиться нужно в два раза меньше. Это и стало решающим фактором, почему омич при наличии «трешки» в Омске решил перевезти семью на Север.

На Севере предоставляют служебное жилье

– Но дети после того, как закончат школу, поедут учиться в омские вузы – здесь с этим плохо. Поэтому квартиру в Омске будем держать, не продадим. Так многие делают – зарабатывают на Севере и покупают жилье в Омске. Без ипотеки и «напряга», – говорит омич.

По словам Владимира, в последние месяцы несколько его коллег-вахтовиков вернулись в Омск. Но о том, что омские вахтовики массово возвращаются домой, говорить пока не приходится.

– Есть люди, которые поехали работать в Омск на военные заводы. Вроде бы им там предложили приличную зарплату. На чем Омск сейчас может «выехать», так это на «оборонке» – предприятия хорошо развиваются. Только они смогут составить конкуренцию Северу в плане «перетягивания» кадров, – резюмировал омич.

«Зачем работать в Омске за 20 тысяч, если на Севере можно получать от 100»?

Омичка Екатерина Лагутина отучилась на педагога в ОмГПУ и ни на какие вахты никогда не ездила. Устроилась работать в гимназию учителем начальных классов, ей, как молодому специалисту, платили по 16–17 тысяч в месяц. 

– Максимум, что получала, – 20 тысяч. При том что приходилось снимать жилье. Деньги оставались только на еду. Проработала так учебный год, после чего подруга позвала в Новый Уренгой. Долго думала, но, взвесив все за и против, решилась и поехала, – рассказывает девушка. – Не пожалела. Как молодой специалист, получала в школе 100–120 тысяч, плюс выплатили приличные «подъемные» – 300 тысяч, решили вопрос с жильем – дали служебную квартиру. Кто в Омске бы мне заплатил такие деньги и дал жилье? Никто! – говорит омичка.

В Новом Уренгое омичка вышла замуж, родила ребенка и сейчас находится в декрете. Возвращаться домой в Омскую область она категорически не хочет, хотя и приезжает сюда на лето.

– Я и так все лето здесь – отпуск длинный. Есть возможность поехать на море отдыхать. Работая в омской школе, я бы никогда не заработала на море. Возвращаться обратно в Омск мы не намерены. Тем более что на Севере и поддержка семей с детьми куда лучше, – говорит теперь уже бывшая омичка.

По словам девушки, многие ее знакомые уехали «на Севера» и не жалеют об этом. Никто обратно в Омск еще не вернулся. 

Мнение экономиста: «Омичи продолжат ездить на вахты, даже если им платить хорошую зарплату»

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля экономического факультета Омского ГАУ Елена Дмитренко указала на очень важный аспект – у работников и работодателей должен быть обоюдный интерес друг к другу. Отсутствие такого интереса и заставляет омичей ездить на вахты.

– В части кадровой политики и у работодателей, и у самих сотрудников должен быть обоюдный интерес. Почему у нас люди продолжат ездить на вахты? Потому что не на всех сотрудников разных специальностей есть спрос здесь, в Омске. Спрос имеется на представителей отдельных отраслей, например, сейчас это «оборонка». И при этом не все специалисты могут здесь найти работу по специальности, – подчеркивает эксперт.

По словам Елены Дмитренко, в последнее время в Омской области заработали государственные программы, связанные с занятостью населения. Они в первую очередь направлены на тех омичей, кто желает открыть свое дело и стать предпринимателем. Как пример – проект «Агростартап». Но не всем дано стать бизнесменами. Поэтому омичи и уезжают на заработки. И высокие зарплаты здесь – важный, но не решающий фактор. При прочих равных условиях человек смотрит и на социальные гарантии, которые ему предоставляют на работе.

– Заработная плата – это ключевое, но важны и другие факторы. Человека можно закрепить здесь, в Омске, только если ему будут предоставлены определенные социальные гарантии – это жилье, дополнительные выплаты, многих привлекает увеличенный отпуск в северных регионах. Любая организация, если ее финансовые возможности позволяют, может дополнительно оплачивать эти гарантии. То есть если человека нужно оставить, закрепить, то он должен быть обеспечен хорошо оплачиваемой работой, жильем, социальными гарантиями. Это то, чем привлекают омских вахтовиков в других регионах, – отметила экономист.

Социальные гарантии не менее важны, чем высокая зарплата

Вряд ли зарплаты в Омске когда-то действительно сравняются с северными. И в советское время туда ездили за длинным рублем, и сейчас происходит то же самое. Но что власти в силах изменить, так это социальные гарантии. Предоставление служебного жилья молодым учителям, выплата «подъемных» наиболее востребованным специалистам, оплата отпуска на море или хотя бы дороги туда-обратно. 

Да и «социалку» в Омске и области нужно подтягивать до уровня северных стандартов. Качество медицинского обслуживания, проблемы со школами и детскими садами – все это напрямую влияет на закрепление специалистов. И пока на эти факторы власти не обратят внимания, омичи продолжат ездить на заработки в другие регионы и перевозить на Север свои семьи.

Сергей Энквист 

12914