Поиск

Обозреватель РИА «Омск-информ» выяснил, какая судьба ждет аварийную набережную речного вокзала, давно требующую серьезного ремонта.

От судоходной реки к «убитому» причалу

Омская общественность сейчас активно дискутирует, что нужнее на площади перед речным вокзалом: шар «Держава» или памятник основателю города Ивану Бухгольцу. Тем временем в двух шагах от спорной локации, на бывших причалах на стрелке Оми и Иртыша, царит настоящая разруха. В творческих поисках скульптурных доминант власти, похоже, забыли об «убитой» набережной на левом берегу Оми.

Поводом для написания этого материала отчасти стал показательный случай, произошедший в данной локации. Гости из Тюмени долго фотографировались на фоне пушки и живописных видов, открывающихся на Иртыш. Их прогулка по историческому центру Омска неожиданно оборвалась. 

– А что, дальше не пройти? – неприятно поразились туристы, когда уперлись в забор, прикрывающий внушительные провалы на тротуаре вдоль набережной. Не скрывая разочарования, гости ушли.

Стрелка Оми и Иртыша активно развивалась в советское время. В 1964 году здесь построили речной вокзал в форме огромного корабля с гостиницей, рестораном и залом ожидания. Но СССР развалился, судоходство на Иртыше постепенно скукожилось, вокзал захирел и превратился в развлекательный центр, а причалы, откуда отправлялись прогулочные и рейсовые суда, стали аварийными. 

В 2016 году у речного вокзала появился металлический забор. Примерно тогда же площадку для отправления прогулочных и рейсовых теплоходов перенесли на правый берег Иртыша, к Воскресенскому скверу. 

Сегодня набережная на стрелке Оми и Иртыша напоминает декорации для триллера: тротуар вдоль берега изрыт многочисленными ямами, парапеты и спуски к Иртышу разрушаются, причалы для прогулочных теплоходов давно заржавели.

Состояние набережной и причалов в центре Омска плачевное

«Планы спасения», которые не сработали

Несколько лет назад специалисты территориального управления Росимущества проводили осмотр причалов. Их состояние признали неудовлетворительным. Далее последовал «пинг-понг» между ТУ Росимущества и депимущества омской мэрии. Муниципалитет по вполне понятным причинам отказывался брать на баланс неисправные гидротехнические сооружения. 

Два года назад омский транспортный прокурор выиграл суд у федеральной структуры. Территориальное управление Росимущества обязали привести набережную в порядок к весне 2021 года.  

– Состояние сооружений признано препятствующим использованию их в условиях, отвечающих требованиям безопасности плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, а поведение ТУ Росимущества в Омской области – не соответствующим требованиям «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», – говорится в решении суда.

Кроме того, причал был включен в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы.

Еще одну попытку спасти ветшающую набережную предпринял омский архитектор Александр Бегун совместно с московским конструкторским бюро «Стрелка». По плану реконструкции предполагалось либо реанимировать набережную как точку прибытия судов, либо сделать ее местом отдыха.

Как пояснил Бегун, средств на воплощение идеи, предполагающей укрепление берега, в итоге не хватило.

– Требовалось провести реконструкцию причальной стенки. Если бы она сохранила свою функцию, то маршруты водных лайнеров продолжили бы курсировать по Иртышу. И тогда можно было бы говорить о восстановлении судоходства. Если же нет, набережная могла бы стать интересным местом для отдыха омичей. Мы разработали концепцию, но сменились власти и время, о проекте забыли. На набережной не так все и страшно. Но нужны большие капиталовложения для проведения экспертизы с последующим берегоукреплением, – рассказал известный омский архитектор.

Самую длинную набережную в Евразии построят без причалов?

Логичным было бы предположить, что разрушенный участок восстановят в рамках современного проекта по строительству самой длинной набережной в Евразии. Она анонсируется властями уже третий год, но, как сообщил директор бюджетного учреждения «Центр компетенций по вопросам городской среды» Алексей Сокин, курирующий проект, источников финансирования для его реализации пока не найдено. С причалами история еще более бесперспективная – это федеральный объект, от которого городские и областные власти всячески открещиваются. 

– Пока ни о какой реконструкции набережной речи не идет. Мы пробуем делать проектно-сметную документацию, архитектуру, но источник финансирования проекта пока не определен. Когда будет цифра, мы сможем заявляться в разные программы. В следующем году никакого ремонта набережной не планируется, – подчеркнул Сокин. – Что касается причала, то это федеральная собственность, подпорная стенка разрушается уже несколько лет. Все вопросы к федералам. Новостей на эту тему нет и не будет.

Будет странным, если на отреставрированной набережной останутся ржавые причалы, но пока все идет к этому. Федеральным структурам, на чьем балансе числятся эти объекты, явно не до них.

Сегодня стало известно о планах по благоустройству набережной на правом берегу Оми в районе Воскресенского сквера в 2024 году. Проект разработало ООО «К5 Инжиниринг». На участке предполагается создать рекреационную зону с пирсом, детской площадкой и беседкой-сценой. Если планы удастся воплотить в жизнь, новая локация будет диссонировать с раздолбанными причалами на другой стороне Иртыша, но об этом вряд ли кто-то задумывается. 

«Денег хватило только на забор»

Руководство Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры не надеется на скорое разрешение данного вопроса. Председатель организации Никита Шалмин уверен, что власти и частный инвестор не станут финансировать апгрейд набережной у речного вокзала.

– Восстановить можно все, что угодно. Это вопрос денег и воли. Властям это вряд ли нужно, частнику – тем более. Сам речной вокзал уже утратил свои первоначальные функции, это развлекательный центр среднего уровня. Иртыш по большому счету уже не судоходный. О чем тут говорить? – с горечью рассуждает архитектор.

Его заместитель, известный омский краевед Игорь Коновалов высказался еще более жестко.

– Власти приготовились освоить большие деньги на пустом месте. Эта территория уже много лет огорожена. Береговая линия не разрушилась, не сползла, ничего с ней не происходит. То есть это обычное казнокрадство. Раз уж собрались освоить деньги, то это произойдет. Знаю, что есть некое обследование, на проект тоже нужны финансы, но их хватило пока только на забор, – заявил он.

«Вместо памятника Бухгольцу нужно восстановить площадь и набережную»

Депутат горсовета Сергей Дроздов предложил отказаться от установки памятника Бухгольцу и на эти деньги отремонтировать площадь и набережную. Его возмущает большое количество заборов в центре города.

– Площадь перед речным вокзалом, как никакая другая, требует восстановления и современного решения. Сейчас там все неухоженное и пустующее. Можно было сделать хороший парк с зелеными дорожками, со сценической площадкой для проведения концертов, гранитными клумбами и беговой дорожкой от речпорта до «Зеленого острова», – отметил парламентарий. – Скульптуру коня можно и сделать, но поставить рядом с пушкой, может, быстрее обратят внимание, что у нас там обваливается набережная. Сейчас это место, как и весь центр города, превратили в скопление каких-то заборов-оградок. А потом шутят: «Кто будет последний улетать, выключите свет в аэропорту».

«Здание речного вокзала без укрепления разрушится»

Экс генеральный директор ОАО «Иртышское речное пароходство», а ныне заведующий кафедрой экономики и управления Омского института водного транспорта Иван Яновский считает, что левый берег Оми нужно незамедлительно укреплять. Иначе есть угроза разрушения речного вокзала.

– Металлический шпунт, который там забит, со временем расшатался и пропускает воду, фундамент здания речного вокзала уже начало подмывать. Мы в свое время были вынуждены подсыпать песчано-гравийной смесью, – вспоминает эксперт. – Когда я руководил речпортом, планировалось установить на этом месте повторный железобетонный шпунт. Мы обговаривали этот вопрос с губернатором Леонидом Полежаевым. Но он отказался делать данный участок набережной, поскольку это федеральная собственность. Сейчас восстановить причал еще  возможно. Это не очень дорогостоящее мероприятие.

Причал еще можно спасти!

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что восстановить разбитый причал возможно. Реальнее всего это сделать в рамках строительства меганабережной от речного порта до Советского парка. Если, конечно, на этот масштабный проект найдут средства.

Еще несколько лет назад от причалов курсировали теплоходы

Печально наблюдать, как прибрежная линия в самом центре Омска постепенно приходит в упадок. А в нынешних геополитических условиях перспективное промышленное и туристическое судоходство практически сведено до минимума.

Городским и областным властям нужно активнее выбивать у федералов средства на ремонт причальных стенок у речного вокзала, поскольку они (федералы) делать это не торопятся. Будет очень странно, если на площади перед вокзалом установят памятник Ивану Бухгольцу, а подходы к нему оставят в полуразрушенном состоянии.

Обозреватель РИА «Омск-информ» выяснил, какая судьба ждет аварийную набережную речного вокзала, давно требующую серьезного ремонта.

От судоходной реки к «убитому» причалу

Омская общественность сейчас активно дискутирует, что нужнее на площади перед речным вокзалом: шар «Держава» или памятник основателю города Ивану Бухгольцу. Тем временем в двух шагах от спорной локации, на бывших причалах на стрелке Оми и Иртыша, царит настоящая разруха. В творческих поисках скульптурных доминант власти, похоже, забыли об «убитой» набережной на левом берегу Оми.

Поводом для написания этого материала отчасти стал показательный случай, произошедший в данной локации. Гости из Тюмени долго фотографировались на фоне пушки и живописных видов, открывающихся на Иртыш. Их прогулка по историческому центру Омска неожиданно оборвалась. 

– А что, дальше не пройти? – неприятно поразились туристы, когда уперлись в забор, прикрывающий внушительные провалы на тротуаре вдоль набережной. Не скрывая разочарования, гости ушли.

Стрелка Оми и Иртыша активно развивалась в советское время. В 1964 году здесь построили речной вокзал в форме огромного корабля с гостиницей, рестораном и залом ожидания. Но СССР развалился, судоходство на Иртыше постепенно скукожилось, вокзал захирел и превратился в развлекательный центр, а причалы, откуда отправлялись прогулочные и рейсовые суда, стали аварийными. 

В 2016 году у речного вокзала появился металлический забор. Примерно тогда же площадку для отправления прогулочных и рейсовых теплоходов перенесли на правый берег Иртыша, к Воскресенскому скверу. 

Сегодня набережная на стрелке Оми и Иртыша напоминает декорации для триллера: тротуар вдоль берега изрыт многочисленными ямами, парапеты и спуски к Иртышу разрушаются, причалы для прогулочных теплоходов давно заржавели.

Состояние набережной и причалов в центре Омска плачевное

«Планы спасения», которые не сработали

Несколько лет назад специалисты территориального управления Росимущества проводили осмотр причалов. Их состояние признали неудовлетворительным. Далее последовал «пинг-понг» между ТУ Росимущества и депимущества омской мэрии. Муниципалитет по вполне понятным причинам отказывался брать на баланс неисправные гидротехнические сооружения. 

Два года назад омский транспортный прокурор выиграл суд у федеральной структуры. Территориальное управление Росимущества обязали привести набережную в порядок к весне 2021 года.  

– Состояние сооружений признано препятствующим использованию их в условиях, отвечающих требованиям безопасности плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, а поведение ТУ Росимущества в Омской области – не соответствующим требованиям «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», – говорится в решении суда.

Кроме того, причал был включен в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы.

Еще одну попытку спасти ветшающую набережную предпринял омский архитектор Александр Бегун совместно с московским конструкторским бюро «Стрелка». По плану реконструкции предполагалось либо реанимировать набережную как точку прибытия судов, либо сделать ее местом отдыха.

Как пояснил Бегун, средств на воплощение идеи, предполагающей укрепление берега, в итоге не хватило.

– Требовалось провести реконструкцию причальной стенки. Если бы она сохранила свою функцию, то маршруты водных лайнеров продолжили бы курсировать по Иртышу. И тогда можно было бы говорить о восстановлении судоходства. Если же нет, набережная могла бы стать интересным местом для отдыха омичей. Мы разработали концепцию, но сменились власти и время, о проекте забыли. На набережной не так все и страшно. Но нужны большие капиталовложения для проведения экспертизы с последующим берегоукреплением, – рассказал известный омский архитектор.

Самую длинную набережную в Евразии построят без причалов?

Логичным было бы предположить, что разрушенный участок восстановят в рамках современного проекта по строительству самой длинной набережной в Евразии. Она анонсируется властями уже третий год, но, как сообщил директор бюджетного учреждения «Центр компетенций по вопросам городской среды» Алексей Сокин, курирующий проект, источников финансирования для его реализации пока не найдено. С причалами история еще более бесперспективная – это федеральный объект, от которого городские и областные власти всячески открещиваются. 

– Пока ни о какой реконструкции набережной речи не идет. Мы пробуем делать проектно-сметную документацию, архитектуру, но источник финансирования проекта пока не определен. Когда будет цифра, мы сможем заявляться в разные программы. В следующем году никакого ремонта набережной не планируется, – подчеркнул Сокин. – Что касается причала, то это федеральная собственность, подпорная стенка разрушается уже несколько лет. Все вопросы к федералам. Новостей на эту тему нет и не будет.

Будет странным, если на отреставрированной набережной останутся ржавые причалы, но пока все идет к этому. Федеральным структурам, на чьем балансе числятся эти объекты, явно не до них.

Сегодня стало известно о планах по благоустройству набережной на правом берегу Оми в районе Воскресенского сквера в 2024 году. Проект разработало ООО «К5 Инжиниринг». На участке предполагается создать рекреационную зону с пирсом, детской площадкой и беседкой-сценой. Если планы удастся воплотить в жизнь, новая локация будет диссонировать с раздолбанными причалами на другой стороне Иртыша, но об этом вряд ли кто-то задумывается. 

«Денег хватило только на забор»

Руководство Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры не надеется на скорое разрешение данного вопроса. Председатель организации Никита Шалмин уверен, что власти и частный инвестор не станут финансировать апгрейд набережной у речного вокзала.

– Восстановить можно все, что угодно. Это вопрос денег и воли. Властям это вряд ли нужно, частнику – тем более. Сам речной вокзал уже утратил свои первоначальные функции, это развлекательный центр среднего уровня. Иртыш по большому счету уже не судоходный. О чем тут говорить? – с горечью рассуждает архитектор.

Его заместитель, известный омский краевед Игорь Коновалов высказался еще более жестко.

– Власти приготовились освоить большие деньги на пустом месте. Эта территория уже много лет огорожена. Береговая линия не разрушилась, не сползла, ничего с ней не происходит. То есть это обычное казнокрадство. Раз уж собрались освоить деньги, то это произойдет. Знаю, что есть некое обследование, на проект тоже нужны финансы, но их хватило пока только на забор, – заявил он.

«Вместо памятника Бухгольцу нужно восстановить площадь и набережную»

Депутат горсовета Сергей Дроздов предложил отказаться от установки памятника Бухгольцу и на эти деньги отремонтировать площадь и набережную. Его возмущает большое количество заборов в центре города.

– Площадь перед речным вокзалом, как никакая другая, требует восстановления и современного решения. Сейчас там все неухоженное и пустующее. Можно было сделать хороший парк с зелеными дорожками, со сценической площадкой для проведения концертов, гранитными клумбами и беговой дорожкой от речпорта до «Зеленого острова», – отметил парламентарий. – Скульптуру коня можно и сделать, но поставить рядом с пушкой, может, быстрее обратят внимание, что у нас там обваливается набережная. Сейчас это место, как и весь центр города, превратили в скопление каких-то заборов-оградок. А потом шутят: «Кто будет последний улетать, выключите свет в аэропорту».

«Здание речного вокзала без укрепления разрушится»

Экс генеральный директор ОАО «Иртышское речное пароходство», а ныне заведующий кафедрой экономики и управления Омского института водного транспорта Иван Яновский считает, что левый берег Оми нужно незамедлительно укреплять. Иначе есть угроза разрушения речного вокзала.

– Металлический шпунт, который там забит, со временем расшатался и пропускает воду, фундамент здания речного вокзала уже начало подмывать. Мы в свое время были вынуждены подсыпать песчано-гравийной смесью, – вспоминает эксперт. – Когда я руководил речпортом, планировалось установить на этом месте повторный железобетонный шпунт. Мы обговаривали этот вопрос с губернатором Леонидом Полежаевым. Но он отказался делать данный участок набережной, поскольку это федеральная собственность. Сейчас восстановить причал еще  возможно. Это не очень дорогостоящее мероприятие.

Причал еще можно спасти!

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что восстановить разбитый причал возможно. Реальнее всего это сделать в рамках строительства меганабережной от речного порта до Советского парка. Если, конечно, на этот масштабный проект найдут средства.

Еще несколько лет назад от причалов курсировали теплоходы

Печально наблюдать, как прибрежная линия в самом центре Омска постепенно приходит в упадок. А в нынешних геополитических условиях перспективное промышленное и туристическое судоходство практически сведено до минимума.

Городским и областным властям нужно активнее выбивать у федералов средства на ремонт причальных стенок у речного вокзала, поскольку они (федералы) делать это не торопятся. Будет очень странно, если на площади перед вокзалом установят памятник Ивану Бухгольцу, а подходы к нему оставят в полуразрушенном состоянии.

4188Елена Ляхова