Мы побывали в бомбоубежище с тайным ходом в самом центре города и выяснили, где будут укрываться омичи в случае начала масштабной войны.
В начале октября в Омске, как и по всей стране, прошла проверка систем оповещения населения. Сирены, предупреждающие о ЧС, звучали по всему городу. Между тем далеко не все знают, что нужно делать во время срабатывания таких сирен, куда бежать и где прятаться. Да и, мягко говоря, не все созданные во времена СССР укрытия и бомбоубежища дожили до наших дней.
Собирая информацию о состоянии укрытий для населения, мы столкнулись с тем, что вокруг этой важной в наши дни темы сформировался некий ореол секретности. О бомбоубежищах, их ремонте и учете не настроены говорить ни в мэрии, ни в правительстве. При этом, согласно законодательству, ответственность за содержание укрытий несут чиновники горадминистрации и руководители управляющих компаний.
Информация о расположении укрытий должна быть доведена до всех жильцов многоквартирных домов, соответствующие данные необходимо размещать в свободном доступе, чтобы в случае начала боевых действий люди могли быстро эвакуироваться и сохранить жизни.
Но пока складывается впечатление, что, кроме формальной проверки звуковых сирен, до остального ни у кого нет дела. Тем более до состояния бомбоубежищ. Мы смогли попасть в одно из них (укрытие расположено в самом центре города), а также выяснили точное число таких объектов. Повторимся: чем лучше население будет информировано о потенциальной эвакуации, тем больше шансов у людей спастись.
В городе завыли сирены: что делать?
Вопреки распространенному мнению звук сирены – это призыв к тому, чтобы жители включили радио или телевизор, а не бежали в подвал жилого дома или укрытие. Много ли омичей знают об этом?
– Сигнал оповещения сирены означает команду «Внимание всем!» Сама по себе звуковая сирена – это не призыв к действию куда-то бежать и укрываться. Это именно сигнал оповещения, – пояснили в региональном МЧС. – После этого сигнала нужно зайти в помещение, или, находясь в помещении, включить телевизор или радио и прослушать информацию. Если будет информация спускаться в укрытие, то нужно взять минимальный набор продуктов, медикаментов и личных вещей и спуститься в укрытие.
А где искать укрытие? В МЧС говорят о том, что в Омске укрытиями являются подвалы жилых домов, а также подземные переходы, подземные парковки, в частном секторе – погреба. Есть, конечно, и бомбоубежища. Но где они находятся и в каком состоянии – это тайна.
«Информация ограниченного доступа»
В ответе на запрос РИА «Омск-информ» в министерстве региональной безопасности сообщили, что все защитные сооружения делятся на убежища, противорадиационные укрытия и укрытия. Отличаются эти сооружения вместимостью и функционалом. Убежища оборудуются в подвалах домов и других заглубленных сооружениях. Особые требования предъявляются к противорадиационным укрытиям.
Одно из бомбоубежищ города
А вот в каком состоянии находятся все эти сооружения, сколько людей они смогут вместить в случае ЧС или войны и сколько всего таких сооружений, в министерстве говорить не стали.
– Это информация ограниченного доступа, – заявили в ведомстве.
Сотрудники городского департамента общественной безопасности, в отличие от своих областных коллег, немного приоткрыли завесу секретности. В ответе на наш запрос там сообщили, что всего в Омске насчитывается 244 укрытия различных видов, в том числе противорадиационных. Последние в основном имеются на предприятиях ОПК и других режимных и засекреченных объектах.
«Каждый подвал может стать укрытием»
Заместитель начальника Главного управления МЧС по Омской области, начальник управления гражданской обороны и защиты населения Максим Рыбак отмечает, что в Омске не бывает чрезвычайных ситуаций, когда требуется эвакуация в течение 5–10 минут.
ЧС природного характера прогнозируются за несколько часов или даже суток до их возникновения, и население заблаговременно предупреждается о них. Другое дело, военные действия. Здесь у спасателей другой план.
– Что касается военных действий, то основная часть населения города Омска в случае их наступления подлежит эвакуации в сельские районы. Эти районы известны, известны пункты сбора населения и механизм осуществления эвакуации, – говорит Максим Рыбак. – Население будет собираться на таких пунктах и вывозиться на автобусах. Предприятия же будут продолжать работу. Для их сотрудников есть укрытия. Они защищают персонал предприятий, рассчитаны на определенное количество людей и не укрывают население города. Для населения есть другие укрытия – подвалы домов, подземные переходы, погреба, подземные парковки и т. д.
Каждый подвал жилого дома в Омске – это потенциальное укрытие. Но далеко не в каждый подвал можно спуститься.
– В свое время у нас во многих подвалах жилых домов были оборудованные защитные сооружения. Что стало с ними сейчас? Некоторые находятся в частной собственности у жильцов. И как в них попасть – непонятно, – сетует представитель МЧС.
В идеале ключ от подвала должен быть у старшего по дому и (или) по подъезду, чтобы в случае чего он смог организовать доступ жильцов в это укрытие. Поскольку людям находиться в таких укрытиях не один час или, может быть, не один день, там должно быть все необходимое.
– Там должна быть емкость с питьевой водой либо туда она должна быть заведена, канализация, то есть то, что необходимо людям. Плюс лавочки, где можно разместиться. Этим должна озаботиться управляющая компания. По законодательству у нас за укрытия отвечают органы местного самоуправления. Эта работа должна вестись администрацией города совместно с УК, – заключил Рыбак.
От ракет укрыться можно
Обозревателю РИА «Омск-информ» удалось побывать в бомбоубежище, расположенном в подвале жилого дома в самом центре города. Это укрытие оборудовали более 70 лет назад. Закрывалось оно на две толстые металлические двери массой несколько сотен килограммов.
Бомбоубежище состояло из двух комнат – отдельно для мужчин и женщин, а также санузла с душем. В «мужской» комнате советские инженеры предусмотрели тайный лаз на улицу – тоннель размером 80 на 50 сантиметров, по которому укрываемые должны были выбираться на улицу в случае, если дом над убежищем будет полностью разрушен и выйти через дверь не получится. Лаз выводит к канализационному люку, расположенному во дворе многоэтажки.
Заваленный мусором лаз
Выход на улицу через люк
Кроме того, в укрытии была сделана автономная система вентиляции и освещения.
Автономная система вентиляции
В «лихие 90-е» бомбоубежище в самом центре Омска довели до «ахового» состояния. Тяжелые железные двери украли и сдали на металлолом, всю сантехнику разрушили и выбросили, а лаз, ведущий на улицу, завалили хламом. В какой-то момент бомбоубежище стало обычным складом для бытового мусора.
Между тем создано оно по всем правилам гражданской обороны. Помимо потайного хода и отдельно вентиляции, над укрытием сделаны толстые бетонные перекрытия – намного толще деревянных, которые имеются в остальной части дома. Конечно, от попадания ядерной бомбы такое укрытие не спасет, а вот от атаки дронов или ракетной атаки противника – вполне.
Чтобы привести укрытие в порядок, по расчетам специалистов, нужно вложить 1–2 млн рублей. Но за чей счет делать ремонт?
«Дайте денег, и мы сами сделаем бомбоубежища»
Председатель Общества защиты прав потребителей в сфере ЖКХ, совладелец управляющей компании Александр Лихачев напоминает, что еще в прошлом году в Омской области был принят закон о том, что деньги, которые копятся на капремонт на спецсчете, можно тратить на оборудование в домах укрытий. Но этого мало.
– Этих средств не хватит. Нужны субсидии. Мною в мае был подготовлен документ на имя губернатора с просьбой оказания помощи собственникам МКД на организацию укрытий в подвалах. Но пока ответа от губернатора я так и не получил, – говорит Лихачев. – В соседнем Новосибирске еще в 2022 году была принята программа ремонта и восстановления убежищ и укрытий на 100 млн рублей, в Нижнем Новгороде – на 50 миллионов, а в Омской области подобной программы нет. Хотя мы вообще-то приграничный регион.
По словам эксперта, на федеральном уровне до сих пор не принят нормативный акт относительного того, что должно быть в бомбоубежище (укрытии). Некоторые регионы не стали ждать отмашки федерального центра и стали сами ставить укрытия на учет. Так сделали в Краснодарском крае, Ростовской, Липецкой областях.
Ремонт бомбоубежищ – недешевое удовольствие
– А у нас почему не ставят на учет? Потому что тогда придется сразу выделять деньги на их содержание! – объясняет «логику» властей эксперт.
Управляющие компании при наличии субсидирования из бюджета готовы оборудовать укрытия в подвалах многоэтажек, в том числе используя для этого средства на спецсчетах. Деньги нужны на многое:
- Установку толстой противопожарной двери;
- Оборудование санузла и умывального отделения;
- Оборудование системы подачи воздуха;
- Создание отдельной системы освещения с возможностью питания от электросистемы дома или генератора;
- Сколачивание нар по числу жильцов в доме;
- Оборудование резервного выхода.
Как правило, на входе в бомбоубежище была толстая металлическая дверь
А пока на все это нет денег, даже оборудованные по всем правилам «советские» бомбоубежища сегодня скорее напоминают места складирования мусора, чем укрытия. В каком состоянии находятся укрытия, оборудованные при режимных объектах и на военных заводах, непонятно. Известно лишь, что в Омске ежегодно проводится закрытый смотр-конкурс таких сооружений. Его результаты засекречены.
«Самое большое бомбоубежище – это метро»
Участник войны в Афганистане, Герой Советского Союза, полковник Николай Кравченко уверен, что защитные сооружения – важный аспект для гражданской обороны в рамках всего города.
– Вода, питание, противогазы, общевойсковой защитный комплект – все это должно быть в укрытиях. Раньше постоянно проводились учения, в рамках которых укрытия, расположенные в жилых домах и административных зданиях, постоянно проверялись. Все они находились в достойном виде, – вспоминает Кравченко.
По словам военного, самым крупным бомбоубежищем в Омске должно было стать метро.
– Это было бы укрытие как для жителей, так и для личного состава, расквартированного в городе Омске. Это стратегический объект. Я считаю, что метро должно быть достроено, – заявил Кравченко.
Он призвал сегодняшние власти уделять больше внимания защитным сооружениям. Ведь, как говорится в поговорке, хочешь мира – готовься к войне.
Чего ждут омские власти?
Законодательство устроено таким образом, что состояние и оборудование бомбоубежищ в подвалах жилых домов – это сфера ответственности мэрии и управляющих компаний. Но ни те, ни другие, очевидно, заниматься этим вопросом не хотят. Таким образом, судя по всему, омичи должны сами позаботиться об оборудовании.
Очевидно, что если бы в Омске имелась угроза атак беспилотников или ракетных атак – как в регионах Центральной России, власти уже бы задумались об оборудовании укрытий, выделении на это средств и главное – об оповещении населения о том, где прятаться от опасности. Но раз такой угрозы, к счастью, нет, то и данным вопросом особо никто не занимается. А зря. В других регионах соответствующую работу уже начали.
Сергей Энквист