Поиск

Руководитель омского отделения «Опоры России» оценил состояние экономики региона и назвал перспективные направления для открытия бизнеса.

Конец лета – начало осени ознаменовались для российской экономики резкой девальвацией курса рубля, увеличением инфляции и очередными рисками замедления роста. Как на этом фоне чувствуют себя омские предприниматели, прежде всего представители малого бизнеса, мы поговорили с Александром Дерябиным – руководителем омского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».  

– Александр, как вы оцениваете текущую макроэкономическую ситуацию в регионе?

– Если говорить по состоянию на август, то идет серьезный рост деловой активности. Он начался с марта-апреля. У нас есть специальный показатель RSBI – индекс малого и среднего бизнеса. Так вот в июле значение этого индекса оказалось максимальным за несколько лет.

– С чем это связано?

– Первое – рост спроса со стороны населения. Именно спрос – один из ключевых факторов, который обычно сдерживает развитие бизнеса у нас в Омской области. После экономических неурядиц, роста цен в прошлом году люди сократили потребление. А примерно с весны 2023 года пошли в рост зарплаты, и люди стали активнее эти деньги тратить. Это ключевой драйвер роста.

Второй фактор – доступность кредитования для малого и среднего бизнеса. До недавнего повышения ключевой ставки Центробанка условия кредитования малого и среднего бизнеса были одними из лучших за последние годы. Как эти условия поменялись после повышения ключевой ставки, нам только предстоит оценить. Но повышение ключевой ставки – это всегда ухудшение условий кредитования, сворачивание деловой активности.

– В каких сферах экономики отмечен наиболее заметный рост?

– Прежде всего это торговля и услуги. Промышленность, которая шла вверх весь прошлый год, уже не показывает активного роста. Сейчас мы видим некий откат, который, на наш взгляд, связан с огромным дефицитом кадров прежде всего в коммерческом секторе. Многие сотрудники переходят на предприятия ОПК, и малому и среднему бизнесу с этим тяжело тягаться. Дефицит кадров у нас есть во всех отраслях.

Играет свою роль и демографическая яма – число людей работоспособного возраста сокращается, поэтому крайне сложно привлекать сотрудников. Конкуренция за сотрудников растет, растут предлагаемые зарплаты на крупных предприятиях, и на этом фоне малому бизнесу сложно конкурировать. Сегодня идет настоящая борьба за кадры среди работодателей.

– Как девальвация рубля и ускорившаяся инфляция могут отразиться на росте в сфере малого и среднего бизнеса в ближайшие месяцы?

– Очень важно, как будет вести себя Центробанк в части установления ключевой ставки. Есть опасения, что в сентябре ставку повысят еще раз. Это приведет в целом к охлаждению экономики. Для бизнеса не так важен курс доллара, как стабильность и отсутствие неопределенности. А мы сейчас как раз входим в ситуацию неопределенности.

Главные риски для малого и среднего бизнеса на сегодня – это дефицит кадров, подорожание кредитов и сворачивание на этом фоне потребительского спроса.

– На фоне возникающих рисков какие сферы экономики в Омской области наиболее перспективны с точки зрения открытия своего дела?

– Очень активно развиваются промышленные предприятия, которые работают в сфере импортозамещения. По всей стране и у нас в Омске растут маркетплейсы. Ими пользуется все больше потребителей. Здесь мы видим много хороших проектов, которые запускают молодые люди в возрасте 23–25 лет. Они активно наращивают продажи продукции через маркетплейсы. Конечно, информационные технологии активно развиваются и будут развиваться. Не секрет, что у нас есть проблемы с программным обеспечением. И сфера IT активно растет на этом фоне.  

Безусловно, активно развивается туриндустрия. С 2019 года по стране ее рост составил 43 %. Я побывал на съезде «Опоры России» в Суздале, посвященном развитию индустрии внутреннего туризма. До пандемии российские туристы тратили за рубежом порядка 35 миллиардов долларов. Постепенно эти деньги перетекают во внутренний туризм. Каждое рабочее место в сфере туризма дает 3 рабочих места в сопутствующих сферах. Здесь серьезный потенциал, который в Омской области еще только предстоит раскрыть. Омское отделение «Опоры России» готовит свои предложения по этой части. Нам еще только предстоит найти свою – омскую – туристическую «фишку».

– Как оцениваете роль государства в развитии малого бизнеса? Есть мнение, что без господдержки малый бизнес у нас просто не выживет.

– Выживет, но темпы роста этого сектора будут значительно ниже, чем с государственной поддержкой. На этот счет есть красноречивая статистика. Согласно ей, стандартная выживаемость вновь созданного бизнеса – всего 53 %. Именно столько малых предприятий выживают через три года после открытия. Среди предприятий, получивших господдержку, выживаемость уже 80 %. А если предприятие было получателем льготных кредитов, то выживаемость 92 %. Каждый рубль, направленный государством на развитие бизнеса, приносит в бюджет 2,5 рубля. То есть роль господдержки бизнеса огромна.

Важна не только прямая поддержка бизнеса, но и косвенная – это выделение земли на льготных условиях, льготное подключение к коммуникациям. Сокращение налогов для бизнеса немаловажно – освободившиеся средства предприятие сможет инвестировать в свое развитие.

– Как вы оцениваете условия, которые власти создают для развития бизнеса в Омской области?

– В Омской области, несмотря на некоторый стереотип, инфраструктура поддержки бизнеса развита очень хорошо. Это и центр поддержки «Мой бизнес», и центр поддержки экспорта, и микрофинансовая организация. В этом плане Омская область – один из лидеров по стране. Это можно сказать без ложной скромности.

Мы в «Опоре России» говорим о необходимости поддерживать малые инвестпроекты. У нас в регионе 60 тысяч малых предприятий. Даже если 20 тысяч предприятий из них инвестируют в экономику региона по миллиону, то получим в совокупности 20 миллиардов инвестиций. Поэтому нам важно выстроить работу так, чтобы стимулировать малый бизнес к более активным инвестициям. Здесь нам еще есть над чем работать и куда расти.

– «Опора России» объединяет сотни омских предпринимателей. Можете назвать те преимущества, которые дает бизнесу членство в вашей организации?  

– «Опора России» – это сообщество предпринимателей. А что такое сообщество? Это партнеры, надежные поставщики, которых наши коллеги находят внутри организации. Это и возможности выхода за пределы региона. Как пример – мой бизнес в образовательной сфере. Я открылся уже в Ульяновске, в Екатеринбурге и Пензе. И мой бизнес расширяется благодаря взаимодействию с людьми, с которыми я познакомился в «Опоре России».

Беседовал Сергей Энквист 

2139

Руководитель омского отделения «Опоры России» оценил состояние экономики региона и назвал перспективные направления для открытия бизнеса.

Конец лета – начало осени ознаменовались для российской экономики резкой девальвацией курса рубля, увеличением инфляции и очередными рисками замедления роста. Как на этом фоне чувствуют себя омские предприниматели, прежде всего представители малого бизнеса, мы поговорили с Александром Дерябиным – руководителем омского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».  

– Александр, как вы оцениваете текущую макроэкономическую ситуацию в регионе?

– Если говорить по состоянию на август, то идет серьезный рост деловой активности. Он начался с марта-апреля. У нас есть специальный показатель RSBI – индекс малого и среднего бизнеса. Так вот в июле значение этого индекса оказалось максимальным за несколько лет.

– С чем это связано?

– Первое – рост спроса со стороны населения. Именно спрос – один из ключевых факторов, который обычно сдерживает развитие бизнеса у нас в Омской области. После экономических неурядиц, роста цен в прошлом году люди сократили потребление. А примерно с весны 2023 года пошли в рост зарплаты, и люди стали активнее эти деньги тратить. Это ключевой драйвер роста.

Второй фактор – доступность кредитования для малого и среднего бизнеса. До недавнего повышения ключевой ставки Центробанка условия кредитования малого и среднего бизнеса были одними из лучших за последние годы. Как эти условия поменялись после повышения ключевой ставки, нам только предстоит оценить. Но повышение ключевой ставки – это всегда ухудшение условий кредитования, сворачивание деловой активности.

– В каких сферах экономики отмечен наиболее заметный рост?

– Прежде всего это торговля и услуги. Промышленность, которая шла вверх весь прошлый год, уже не показывает активного роста. Сейчас мы видим некий откат, который, на наш взгляд, связан с огромным дефицитом кадров прежде всего в коммерческом секторе. Многие сотрудники переходят на предприятия ОПК, и малому и среднему бизнесу с этим тяжело тягаться. Дефицит кадров у нас есть во всех отраслях.

Играет свою роль и демографическая яма – число людей работоспособного возраста сокращается, поэтому крайне сложно привлекать сотрудников. Конкуренция за сотрудников растет, растут предлагаемые зарплаты на крупных предприятиях, и на этом фоне малому бизнесу сложно конкурировать. Сегодня идет настоящая борьба за кадры среди работодателей.

– Как девальвация рубля и ускорившаяся инфляция могут отразиться на росте в сфере малого и среднего бизнеса в ближайшие месяцы?

– Очень важно, как будет вести себя Центробанк в части установления ключевой ставки. Есть опасения, что в сентябре ставку повысят еще раз. Это приведет в целом к охлаждению экономики. Для бизнеса не так важен курс доллара, как стабильность и отсутствие неопределенности. А мы сейчас как раз входим в ситуацию неопределенности.

Главные риски для малого и среднего бизнеса на сегодня – это дефицит кадров, подорожание кредитов и сворачивание на этом фоне потребительского спроса.

– На фоне возникающих рисков какие сферы экономики в Омской области наиболее перспективны с точки зрения открытия своего дела?

– Очень активно развиваются промышленные предприятия, которые работают в сфере импортозамещения. По всей стране и у нас в Омске растут маркетплейсы. Ими пользуется все больше потребителей. Здесь мы видим много хороших проектов, которые запускают молодые люди в возрасте 23–25 лет. Они активно наращивают продажи продукции через маркетплейсы. Конечно, информационные технологии активно развиваются и будут развиваться. Не секрет, что у нас есть проблемы с программным обеспечением. И сфера IT активно растет на этом фоне.  

Безусловно, активно развивается туриндустрия. С 2019 года по стране ее рост составил 43 %. Я побывал на съезде «Опоры России» в Суздале, посвященном развитию индустрии внутреннего туризма. До пандемии российские туристы тратили за рубежом порядка 35 миллиардов долларов. Постепенно эти деньги перетекают во внутренний туризм. Каждое рабочее место в сфере туризма дает 3 рабочих места в сопутствующих сферах. Здесь серьезный потенциал, который в Омской области еще только предстоит раскрыть. Омское отделение «Опоры России» готовит свои предложения по этой части. Нам еще только предстоит найти свою – омскую – туристическую «фишку».

– Как оцениваете роль государства в развитии малого бизнеса? Есть мнение, что без господдержки малый бизнес у нас просто не выживет.

– Выживет, но темпы роста этого сектора будут значительно ниже, чем с государственной поддержкой. На этот счет есть красноречивая статистика. Согласно ей, стандартная выживаемость вновь созданного бизнеса – всего 53 %. Именно столько малых предприятий выживают через три года после открытия. Среди предприятий, получивших господдержку, выживаемость уже 80 %. А если предприятие было получателем льготных кредитов, то выживаемость 92 %. Каждый рубль, направленный государством на развитие бизнеса, приносит в бюджет 2,5 рубля. То есть роль господдержки бизнеса огромна.

Важна не только прямая поддержка бизнеса, но и косвенная – это выделение земли на льготных условиях, льготное подключение к коммуникациям. Сокращение налогов для бизнеса немаловажно – освободившиеся средства предприятие сможет инвестировать в свое развитие.

– Как вы оцениваете условия, которые власти создают для развития бизнеса в Омской области?

– В Омской области, несмотря на некоторый стереотип, инфраструктура поддержки бизнеса развита очень хорошо. Это и центр поддержки «Мой бизнес», и центр поддержки экспорта, и микрофинансовая организация. В этом плане Омская область – один из лидеров по стране. Это можно сказать без ложной скромности.

Мы в «Опоре России» говорим о необходимости поддерживать малые инвестпроекты. У нас в регионе 60 тысяч малых предприятий. Даже если 20 тысяч предприятий из них инвестируют в экономику региона по миллиону, то получим в совокупности 20 миллиардов инвестиций. Поэтому нам важно выстроить работу так, чтобы стимулировать малый бизнес к более активным инвестициям. Здесь нам еще есть над чем работать и куда расти.

– «Опора России» объединяет сотни омских предпринимателей. Можете назвать те преимущества, которые дает бизнесу членство в вашей организации?  

– «Опора России» – это сообщество предпринимателей. А что такое сообщество? Это партнеры, надежные поставщики, которых наши коллеги находят внутри организации. Это и возможности выхода за пределы региона. Как пример – мой бизнес в образовательной сфере. Я открылся уже в Ульяновске, в Екатеринбурге и Пензе. И мой бизнес расширяется благодаря взаимодействию с людьми, с которыми я познакомился в «Опоре России».

Беседовал Сергей Энквист 

2139