Без малого четыре года в Омской области так и не создали необходимую инфраструктуру для размещения твердых коммунальных отходов.
Мусор золотой
Так называемая мусорная реформа, стартовавшая в Омской области в апреле 2019 года, должна была сделать сбор и утилизацию твердых коммунальных отходов максимально экологичными и современными. Переполненные свалки собирались рекультивировать, вместо них построить современные полигоны с сетью заводов по переработке ТКО, а в перспективе – наладить раздельный сбор мусора.
На дворе конец 2022 года. Мусоровозы регоператора ООО «Магнит» бороздят бескрайние просторы Омской области, увозя отходы миллионного города куда подальше. На Кировской и Ленинской свалках создали площадки «временного» накопления ТКО, а на расположенных здесь же конвейерах по сортировке мусора периодически находят чьи-то документы, боевые награды и подушки с зашитыми в них крупными суммами.
Услуга, которая сейчас гордо именуется «обращение с ТКО», подорожала в несколько раз по сравнению с расценками 2017–2018 годов, а вот ее качество, по сути, осталось тем же – более 90 % тарифа составляют транспортные расходы. Но если раньше омичи платили за вывоз мусора меньше двух рублей с квадратного метра жилья, то сегодня больше сотни с человека. С 1 декабря тариф вырос еще почти на 9 % и теперь составляет 1110,61 рубля за кубометр отходов (или 7444,60 рубля за тонну).
– Большинство жителей Омской области платят за услугу по обращению с ТКО по льготному тарифу. Жителям льготные тарифы позволяют значительно меньше платить за коммунальные услуги, поскольку нагрузку выше предельных ограничений берет на себя региональный бюджет, – «утешает» омичей Региональная энергетическая комиссия, будто «забывая», что областная казна формируется из налогов жителей и предприятий.
Вместо того чтобы направить эти «лишние» деньги на строительство школ, чиновники «кормят» регоператора по обращению с ТКО, аппетиты которого растут с каждым днем. Недавно «Магнит» выиграл суд у Федеральной антимонопольной службы и теперь имеет право включить в тариф еще 200 млн рублей.
Отвечает за «мусорную» реформу в Омской области министерство природных ресурсов и экологии. Его руководитель Илья Лобов уже несколько лет рисует жителям региона радужные перспективы, а по факту вместо качественных изменений в отрасли обращения с ТКО мы видим банальную имитацию бурной деятельности. Которая обходится всем омичам в круглую сумму.
Но, если реформа получается такой «кривой», а многочисленные проверяющие закрывают глаза на очевидные вещи, значит это кому-то выгодно? Давайте разбираться кому.
Отходы-«путешественники» и призрачные полигоны
С приходом на омский рынок новосибирской компании «Магнит», получившей статус регоператора по обращению с ТКО, местных возчиков мусора – компании «Чистый город» и «Экоинжиниринг», а также менее крупных игроков – подвинули на этом рынке. Годами отлаженную систему вывоза мусора, пусть устаревшую, сломали, взамен не предложив ничего нового.
Сегодня мусор с оборудованных санитарных площадок в Омске свозится на закрытые решениями судов Кировскую и Ленинскую свалки города и там же сортируется. Основная часть отходов сваливается здесь же, на площадках «временного» накопления отходов. А так называемые хвосты, оставшиеся от сортировки мусора, везут захоранивать в районы области – мусоровозы каждый день наматывают сотни километров, а платят за это простые жители и бизнес.
Легального мусорного полигона в черте Омска или ближайшем пригороде сегодня нет. В свое время отходы благополучно возили на Надеждинский полигон в Омском районе, но региональные власти «забраковали» его из-за якобы несоответствия требованиям законодательства и не включили в территориальную схему обращения с ТКО. Сегодня, по сведениям наших источников, полигон огорожен шлагбаумом, никакой деятельности на его территории не ведется.
До 2025 года в регионе должны построить три современных мусорных полигона, разместить которые планируется в Таврическом, Омском и Тарском районах. Как сообщал министр Лобов, в Омском районе дошли до проектирования, а в Таврическом – уже определен инвестор и началась подготовка к строительству. Появятся ли через три года реальные полигоны – большой вопрос.
– Есть множество обходных юридических путей, позволяющих использовать тела старых свалок. Поэтому заинтересованность в возведении новых полигонов снижается, – говорит исполнительный директор регионального центра «ЖКХ Контроль» Мария Заздравных. – Чтобы что-то построить или создать, нужно не только участие власти, но и бизнеса, который, видя в этом риски, закладывает их в стоимость работ. Давно уже стало понятно, что мусорные полигоны, площадки временного накопления, контейнерные площадки ТКО не могут иметь в чистом виде коммерческую основу, а являются своего рода инфраструктурой населенных пунктов, определяют качество жизни в городах и селах. Потому создавать эту инфраструктуру должно государство, а вот ее содержание возможно за счет платы за обращение с ТКО.
У мусора нет хозяина
Анонимный собеседник нашей редакции, в прошлом занимавшийся «мусорным» бизнесом, объяснил, почему оставил этот рынок. По его словам, сейчас там творится настоящий бардак.
– Региональный оператор и Минприроды первоначально обещали местным возчикам построить полигоны, включив их в территориальную схему. Но этого не случилось. Всех местных игроков просто кинули, выбросив с этого рынка, – отмечает предприниматель. – Когда услуга стала коммунальной, все тарифы для бизнесменов подскочили в 5 раз, а для горожан – в три раза. При этом ликвидированы прежние мусорные площадки, а новые не убираются в полном объеме. Стихийные свалки в итоге ложатся на плечи городских служб, потому что у мусора нет хозяина. Получается, что «мусорная» реформа у нас произошла через одно место.
Бывший участник этого рынка опасается, что новый полигон вблизи Омска так и не построят.
– В разные годы было несколько инвесторов для строительства полигона, но этому всячески препятствовали. Возможно, нет такой цели – построить полигон. Либо региональный оператор хотел замкнуть все цепочки на себе. Думаю, что регоператор и Минприроды преследуют в этом деле свои финансовые интересы, – предположил бизнесмен.
Регоператору выгодно катать отходы?
Эту мысль развил известный эколог, профессор ОмГУПС Сергей Костарев. По его мнению, вся так называемая мусорная реформа свелась к максимальному извлечению финансовой выгоды.
– Новая система, заработавшая в 2019 году, предполагала только один главный компонент – перевозку ТКО. Не сбор и утилизацию, а именно транспортировку. Сразу понятно, что, когда больше 90 % стоимости составляет перевозка, это не про мусор. Нынешний регоператор – это по сути компания-возчик. Ей очень выгодно катать мусор. И крайне затратно заниматься раздельным сбором мусора и тем более строительством современных полигонов вблизи от города. Им невыгодно утилизировать отходы и сокращать их производство, – полагает Костарев. – Причем транспортируют строго те отходы, за которые платят. Формирование санитарных площадок отдано на откуп муниципалитету и УК. Мусор свозят в какие-то непонятные ангары, именуемые «мусороперерабатывающим заводом». Это такой экономический интерес. Однако винить регоператора я за это не могу – она исполняет условия договора, заключенного с Минприроды.
Эксперт сомневается, что в Омской области дойдет до внедрения технологий раздельного сбора мусора и прочих экологических ноу-хау. Отходы так и продолжат катать из города в село и обратно. Весь остальной информационный шум не более чем видимость деятельности, создаваемая Минприроды.
– С формальной точки зрения тариф на обращение с ТКО, может, и не завышен. Но зачем мусор из Омска возить в Тару, непонятно. Минприроды не требует от исполнителя собственно «мусорной» реформы, суть которой в сокращении производства отходов. Здесь задача одна – заработать деньги. Все эти имиджевые проекты по сбору макулатуры, наверно, имеют место, но это не про управление мусором. Никаких изменений в лучшую сторону для омичей этот проект не принесет, – высказался эксперт.
Управленческие ошибки ценой в миллиарды
Бывший мэр Омска Вячеслав Двораковский считает, что «мусорная» реформа в нашем регионе буксует из-за неправильных управленческих решений.
– До реформы расценки на вывоз мусора были адекватными, потому что проводились специальные контрольные замеры. Этих денег хватило бы на утилизацию ТКО и на строительство заводов, – говорит экс-градоначальник. – В 2019 году транспортировку отходов сделали коммунальной услугой, и стало хуже. Тариф увеличили в несколько раз, рассчитывая на реализацию «мусорной» реформы в параметрах, заданных федеральным центром. Но распределение функций не позволило управленцам грамотно распорядиться этими ресурсами. При огромных объемах работ не создана инфраструктура для исполнения «мусорной» реформы. Сегодня утилизацией ТКО занимается одна компания-регоператор. А муниципальные власти должны за счет средств бюджета оборудовать санитарные площадки. На мой взгляд, все грехи от неправильных управленческих решений.
Экс-глава города корректно не указывает, чьи неверные решения ежегодно обходятся Омской области в миллиарды рублей. Но ответ на этот вопрос очевиден.
– За реализацию «мусорной» реформы отвечает министерство природных ресурсов и экологии Омской области, – напоминает Мария Заздравных. – Недостаточно написать программы, найти регоператора по обращению с ТКО. Необходимо создать механизм взаимодействия участников рынка в рамках законодательства.
Кто ответит за провал?
20 декабря Генеральная прокуратура РФ провела форум «Омск. Территория неравнодушных людей», в ходе которого было прямым текстом заявлено, что, цитируем, «регион не создал инфраструктуру для размещения твердых коммунальных отходов». С учетом того что «мусорная» реформа в Омской области идет четвертый год, после таких выводов надзорного ведомства остается всего один вопрос – Минприроды делает это из-за отсутствия управленческих компетенций или намеренно? Если первое, нужно принимать кадровые решения. При втором варианте – возбуждать уголовные дела.
Важнейший федеральный проект в Омской области превратили в банальный конвейер для зарабатывания денег, обложив «мусорным оброком» весь регион. Государство дало немало времени, чтобы навести порядок в этой отрасли, но серьезных подвижек мы не наблюдаем. И переходить от красивых слов к реальной работе чиновники, похоже, не собираются. Может, уже пора везти кого-то на свалку истории?