Поиск

Наталья Ляшкова рассказала о «приколах» пассажиров, роли «секундантов» на маршрутах и зачем «газелисты» постоянно говорят по рации.

В обществе сложилось устойчивое мнение, что водитель маршрутки – профессия сугубо мужская. При ее упоминании возникают образы суровых мужчин с монтировками, устраивающих разборки на конечных остановках.

Но, как оказалось, в столь непростой и временами опасной профессии встречаются хрупкие женщины. Одна из них – Наталья Ляшкова, которая уже 12 лет работает водителем маршрутки. Последние пять лет она трудится на 222-м маршруте («Онкодиспансер – МЧС № 9») в компании 39 (!) водителей-мужчин. В интервью корреспонденту РИА «Омск-информ» Наталья рассказала, почему выбрала столь непростую стезю и каково женщине работать водителем маршрутки в Омске.

– Наталья, как получилось, что вы стали водителем маршрутки?

– Отучилась в автошколе, у меня есть все категории водительских прав. В свое время решили с мужем заняться этой деятельностью, купили тогда еще желтую «Газель». Было это лет 12 назад. Ранее работала на 353-м маршруте, а пять лет назад перешла сюда, на 222-й. Муж уже не работает в сфере перевозок, а я осталась.

– Не секрет, что работа водителем маршрутки – это труд на износ, с раннего утра до позднего вечера и часто без выходных.

– Сейчас работаю два дня через два с 4 утра до 23 часов. У меня просто так сменщик попросил, а так у нас все работают три дня через три. Привыкла уже так рано вставать, все так работают. Мне хорошо, что гараж рядом с домом. А то у нас некоторые водители на такси утром ездят на стоянку. В день делаю 4 круга, на маршруте около 40 машин.

– Какой доход сейчас у водителя маршрутки?

– В день расходы составляют 4–5 тысяч. Это затраты на топливо и деньги за аренду «Газели» ее хозяину. Если машина ломается, то все расходы оплачивает хозяин. Остается себе 1–2 тысячи, но чаще около 1700 рублей. Это ежедневный заработок. В выходные меньше, намного меньше. Или плохая погода, бабушки не поехали на рынок – пассажиров сразу меньше стало.

В целом пассажиропоток упал, все ушло в безнал. Плюс автобусы «давят», их стало больше. Маршрутки просто душат, можно сказать, что маршрутки – это вымирающий вид. По этой причине мы ушли с 353-го маршрута, там еще сильнее упал пассажиропоток, не так выгодно стало работать.

– Мэрия хочет перевести всех перевозчиков на брутто-контракты: вы будете отдавать выручку в дептранс, а вам станут оплачивать пройденные километры. Как к этому относитесь?

– Да ради Бога, мы готовы перечислять мэрии все деньги. Мы же сейчас платим владельцу машины, а еще лицензиату маршрута. Хорошо бы эту «прокладку» в виде лицензиата убрать. Денег-то больше будет.

Сейчас все пассажиры только картами рассчитываются. Налички почти нет, на заправку не хватает, а мы заправляемся за наличку. Хозяевам машин скоро придется оформлять топливные карты. Пассажиров все меньше становится, в пандемию совсем плохо было.

– Еще в Омске есть планы по поводу «транспортной реформы» – сокращения числа маршрутов, создания магистральных и подвозящих маршрутов. Что думаете по этому поводу?

– Планируют и наш 222-й маршрут «кастрировать»: пустят его через Чкаловск до «Бауцентра» на 10 лет Октября, и все. Это все очень странно. Людям придется с пересадками ездить. Кого с этого аппендицита можно перевезти? И многие так маршруты хотят сокращать, урезать, чтобы мы только на окраинах работали, а муниципалы в центре. Я негативно к этому отношусь.

– Многие пассажиры часто скандалят с утра в маршрутке. Как взаимодействуете с теми, кто встал не с той ноги?

– Зачастую конфликты возникают из-за расчета по картам. Не дай бог карта в стоп-листе. Сразу говорят: «А это не мои проблемы», садятся и не рассчитываются. Ну вы же не ходите в магазин за хлебом, если у вас карта не работает! Или такое: «Вы больше списали!». А как мы можем больше списать? У нас все автоматически настроено. Больше 30 рублей не спишется. Пассажирам тоже нужно понимать нас.

Но из-за наличных скандалы тоже устраивают. Была у нас одна пассажирка: ехала 2 или 3 остановки, а затем подала горсть монет. Я обычно в таком случае монеты не считаю. Но эта пассажирка говорит: «Я вам дала больше денег, чем нужно». Я ей вернула 5 рублей, мало ли. Она снова: «А вы все равно пересчитайте!». Как я пересчитывать буду, я же за рулем. Причем она знала, сколько денег там было. Вот такие пассажиры бывают, докапываются специально. И каждый день 2-3 человека таких бывает.

– Некоторые пассажиры устраивают скандалы даже из-за чеков…

– Чеки печатаем с двух сторон – бумаги сейчас не хватает. Чек на чек можно пропечатать на второй раз. Не все пассажиры чек просят, но, если нужно, я чек им даю. Некоторым просто нужно посмотреть, сколько денег на карте осталось.

– Водители-мужчины часто сами ремонтируют свои «Газели». Как вам, хрупкой женщине, приходится быть, если сломалась машина?

– Мелочь – колодки, свечи – я сама могу поменять. А если что-то глобальное, то едем в сервис. Эту машину я брала новой, уже 4 года на ней работаю. Были поломки, но не такие крупные.

Плохо, что не все пассажиры бережно относятся к микроавтобусам. Бывает, так сядут, что кресла ломаются. Поэтому у нас в салонах маршруток стоят камеры. Если возникло какое-то ЧП – смотрим записи. Бывает, человек упал в салоне или еще что-то. Видеозапись позволяет установить истину.

– Как вам в целом работается с коллегами-мужчинами? Еще совсем недавно «газелисты» с разных маршрутов друг на друга с монтировками бросались...

– Никаких проблем с коллегами-мужчинами у меня не было. Раньше я всегда была с мужем, а он у меня такой строгий, непьющий, некурящий. Да и нет уже такого, чтобы водители маршруток с монтировками друг на друга бросались. У нас сейчас некоторые водители легковушек более агрессивны.

Года 4 назад, зимой, такой случай был: очень медленно ехали две машины на Завертяева. И не давали себя обогнать. Ну а что мне делать? Я втиснулась, обогнала. Дальше остановка «Школа». Они меня подрезают, водители вышли из машин, и началась драка. Пришлось драться с водителями-мужчинами. У меня впереди сидел парень, снимал видео и даже не вмешался. Сказал: «Ну если что, видео драки у меня есть». И другие пассажиры стояли, смотрели. Всем безразлично было, что на женщину напали двое мужчин. В итоге я получила трещину руки.

– Сейчас многие водители на маршруте переговариваются с коллегами по рации, чтобы меньше пересекаться с конкурентами. Может, поэтому стало меньше конфликтов?

– Почему мы все на рациях, на телефонах? Во-первых, мы так координируем интервальность, во-вторых, предупреждаем друг друга, если на маршруте стоит ГИБДД. Все по работе, мы же не обсуждаем, кто родился или кто женился. Я наушники использую, поэтому все безопасно.

Плюс у нас есть старший – мы его называем «секундант» или «секундомер». Он отправляет машины по интервалу, следит за временем. Мы следим, чтобы не пересекаться с конкурирующим автобусом 22-го маршрута.

У нас расписания нет, все машины отправляются по интервалу. Утром и вечером интервалы меньше, днем больше.

– Штрафовали ли вас сотрудники ГИБДД?

– Меня штрафовали только за «стояки» – стоящих пассажиров. В маршрутке нельзя больше одного стоящего пассажира перевозить. Но вы знаете, что если пассажиров много, то приходится и больше брать...

– Часто водители жалуются на отсутствие элементарных удобств – туалетов на конечных, мест, где можно было бы поесть…

– Вы посмотрите на эту конечную МЧС № 9. Видите здесь хотя бы биотуалет? Пацаны бегают за гаражи в кусты, девчонки-кондукторы тоже. И никто нам туалеты не устанавливает, хотя здесь и муниципальный транспорт тоже останавливается – 22-й, 63-й маршруты. Никому нет дела до комфорта.

– Если говорить о комфорте, то многие и пассажиры, и водители жалуются на масочный режим, который действует уже два года. Возникали ли конфликты из-за этого?

– Маски надоели, конечно. Не будешь каждому говорить: «Наденьте маску"». Недавно рейд был у Рыбного рынка. Проверяли соблюдение масочного режима, фотографировали пассажиров. Но все пассажиры устали, да и не все верят в силу маски. Со мной как-то ездил дедушка, у которого маска была настолько изношена, черная уже. Я ему новую предложила. Вдруг ему на новую маску денег не хватает?

– Не думали сменить такую нелегкую профессию?

– А вы думаете, продавцом в «Ленте» лучше? Они так же работают. И вообще, есть ли у нас какая-то другая работа в Омске? Ну, кроме «Магнитов» или «кабэшек» (магазины «Красное и белое» – РИА «Омск-информ»). Буду до последнего работать, пока маршрут существует. Знаю, что в городе еще были женщины-водители, на 414-м маршруте, на 97-м, но они потом в ПП № 8 ушли. Одна из них сейчас на 46-м маршруте работает, другая водит автобус по 103-му маршруту. Возможно, я одна осталась женщина-водитель маршрутки в Омске.

– Спасибо за интервью. Побольше бы таких водителей!

После нашего разговора Наталья Ляшкова отправилась в очередной «круг», чтобы перевозить горожан. Жаль, что в Омске так мало приятных, доброжелательных и жизнерадостных женщин-«газелистов». А было бы их больше – глядишь, и мнение о маршрутчиках в обществе было бы другим, более позитивным. 

Сергей Энквист 

Фото Юлии Ожерельевой

6454

Наталья Ляшкова рассказала о «приколах» пассажиров, роли «секундантов» на маршрутах и зачем «газелисты» постоянно говорят по рации.

В обществе сложилось устойчивое мнение, что водитель маршрутки – профессия сугубо мужская. При ее упоминании возникают образы суровых мужчин с монтировками, устраивающих разборки на конечных остановках.

Но, как оказалось, в столь непростой и временами опасной профессии встречаются хрупкие женщины. Одна из них – Наталья Ляшкова, которая уже 12 лет работает водителем маршрутки. Последние пять лет она трудится на 222-м маршруте («Онкодиспансер – МЧС № 9») в компании 39 (!) водителей-мужчин. В интервью корреспонденту РИА «Омск-информ» Наталья рассказала, почему выбрала столь непростую стезю и каково женщине работать водителем маршрутки в Омске.

– Наталья, как получилось, что вы стали водителем маршрутки?

– Отучилась в автошколе, у меня есть все категории водительских прав. В свое время решили с мужем заняться этой деятельностью, купили тогда еще желтую «Газель». Было это лет 12 назад. Ранее работала на 353-м маршруте, а пять лет назад перешла сюда, на 222-й. Муж уже не работает в сфере перевозок, а я осталась.

– Не секрет, что работа водителем маршрутки – это труд на износ, с раннего утра до позднего вечера и часто без выходных.

– Сейчас работаю два дня через два с 4 утра до 23 часов. У меня просто так сменщик попросил, а так у нас все работают три дня через три. Привыкла уже так рано вставать, все так работают. Мне хорошо, что гараж рядом с домом. А то у нас некоторые водители на такси утром ездят на стоянку. В день делаю 4 круга, на маршруте около 40 машин.

– Какой доход сейчас у водителя маршрутки?

– В день расходы составляют 4–5 тысяч. Это затраты на топливо и деньги за аренду «Газели» ее хозяину. Если машина ломается, то все расходы оплачивает хозяин. Остается себе 1–2 тысячи, но чаще около 1700 рублей. Это ежедневный заработок. В выходные меньше, намного меньше. Или плохая погода, бабушки не поехали на рынок – пассажиров сразу меньше стало.

В целом пассажиропоток упал, все ушло в безнал. Плюс автобусы «давят», их стало больше. Маршрутки просто душат, можно сказать, что маршрутки – это вымирающий вид. По этой причине мы ушли с 353-го маршрута, там еще сильнее упал пассажиропоток, не так выгодно стало работать.

– Мэрия хочет перевести всех перевозчиков на брутто-контракты: вы будете отдавать выручку в дептранс, а вам станут оплачивать пройденные километры. Как к этому относитесь?

– Да ради Бога, мы готовы перечислять мэрии все деньги. Мы же сейчас платим владельцу машины, а еще лицензиату маршрута. Хорошо бы эту «прокладку» в виде лицензиата убрать. Денег-то больше будет.

Сейчас все пассажиры только картами рассчитываются. Налички почти нет, на заправку не хватает, а мы заправляемся за наличку. Хозяевам машин скоро придется оформлять топливные карты. Пассажиров все меньше становится, в пандемию совсем плохо было.

– Еще в Омске есть планы по поводу «транспортной реформы» – сокращения числа маршрутов, создания магистральных и подвозящих маршрутов. Что думаете по этому поводу?

– Планируют и наш 222-й маршрут «кастрировать»: пустят его через Чкаловск до «Бауцентра» на 10 лет Октября, и все. Это все очень странно. Людям придется с пересадками ездить. Кого с этого аппендицита можно перевезти? И многие так маршруты хотят сокращать, урезать, чтобы мы только на окраинах работали, а муниципалы в центре. Я негативно к этому отношусь.

– Многие пассажиры часто скандалят с утра в маршрутке. Как взаимодействуете с теми, кто встал не с той ноги?

– Зачастую конфликты возникают из-за расчета по картам. Не дай бог карта в стоп-листе. Сразу говорят: «А это не мои проблемы», садятся и не рассчитываются. Ну вы же не ходите в магазин за хлебом, если у вас карта не работает! Или такое: «Вы больше списали!». А как мы можем больше списать? У нас все автоматически настроено. Больше 30 рублей не спишется. Пассажирам тоже нужно понимать нас.

Но из-за наличных скандалы тоже устраивают. Была у нас одна пассажирка: ехала 2 или 3 остановки, а затем подала горсть монет. Я обычно в таком случае монеты не считаю. Но эта пассажирка говорит: «Я вам дала больше денег, чем нужно». Я ей вернула 5 рублей, мало ли. Она снова: «А вы все равно пересчитайте!». Как я пересчитывать буду, я же за рулем. Причем она знала, сколько денег там было. Вот такие пассажиры бывают, докапываются специально. И каждый день 2-3 человека таких бывает.

– Некоторые пассажиры устраивают скандалы даже из-за чеков…

– Чеки печатаем с двух сторон – бумаги сейчас не хватает. Чек на чек можно пропечатать на второй раз. Не все пассажиры чек просят, но, если нужно, я чек им даю. Некоторым просто нужно посмотреть, сколько денег на карте осталось.

– Водители-мужчины часто сами ремонтируют свои «Газели». Как вам, хрупкой женщине, приходится быть, если сломалась машина?

– Мелочь – колодки, свечи – я сама могу поменять. А если что-то глобальное, то едем в сервис. Эту машину я брала новой, уже 4 года на ней работаю. Были поломки, но не такие крупные.

Плохо, что не все пассажиры бережно относятся к микроавтобусам. Бывает, так сядут, что кресла ломаются. Поэтому у нас в салонах маршруток стоят камеры. Если возникло какое-то ЧП – смотрим записи. Бывает, человек упал в салоне или еще что-то. Видеозапись позволяет установить истину.

– Как вам в целом работается с коллегами-мужчинами? Еще совсем недавно «газелисты» с разных маршрутов друг на друга с монтировками бросались...

– Никаких проблем с коллегами-мужчинами у меня не было. Раньше я всегда была с мужем, а он у меня такой строгий, непьющий, некурящий. Да и нет уже такого, чтобы водители маршруток с монтировками друг на друга бросались. У нас сейчас некоторые водители легковушек более агрессивны.

Года 4 назад, зимой, такой случай был: очень медленно ехали две машины на Завертяева. И не давали себя обогнать. Ну а что мне делать? Я втиснулась, обогнала. Дальше остановка «Школа». Они меня подрезают, водители вышли из машин, и началась драка. Пришлось драться с водителями-мужчинами. У меня впереди сидел парень, снимал видео и даже не вмешался. Сказал: «Ну если что, видео драки у меня есть». И другие пассажиры стояли, смотрели. Всем безразлично было, что на женщину напали двое мужчин. В итоге я получила трещину руки.

– Сейчас многие водители на маршруте переговариваются с коллегами по рации, чтобы меньше пересекаться с конкурентами. Может, поэтому стало меньше конфликтов?

– Почему мы все на рациях, на телефонах? Во-первых, мы так координируем интервальность, во-вторых, предупреждаем друг друга, если на маршруте стоит ГИБДД. Все по работе, мы же не обсуждаем, кто родился или кто женился. Я наушники использую, поэтому все безопасно.

Плюс у нас есть старший – мы его называем «секундант» или «секундомер». Он отправляет машины по интервалу, следит за временем. Мы следим, чтобы не пересекаться с конкурирующим автобусом 22-го маршрута.

У нас расписания нет, все машины отправляются по интервалу. Утром и вечером интервалы меньше, днем больше.

– Штрафовали ли вас сотрудники ГИБДД?

– Меня штрафовали только за «стояки» – стоящих пассажиров. В маршрутке нельзя больше одного стоящего пассажира перевозить. Но вы знаете, что если пассажиров много, то приходится и больше брать...

– Часто водители жалуются на отсутствие элементарных удобств – туалетов на конечных, мест, где можно было бы поесть…

– Вы посмотрите на эту конечную МЧС № 9. Видите здесь хотя бы биотуалет? Пацаны бегают за гаражи в кусты, девчонки-кондукторы тоже. И никто нам туалеты не устанавливает, хотя здесь и муниципальный транспорт тоже останавливается – 22-й, 63-й маршруты. Никому нет дела до комфорта.

– Если говорить о комфорте, то многие и пассажиры, и водители жалуются на масочный режим, который действует уже два года. Возникали ли конфликты из-за этого?

– Маски надоели, конечно. Не будешь каждому говорить: «Наденьте маску"». Недавно рейд был у Рыбного рынка. Проверяли соблюдение масочного режима, фотографировали пассажиров. Но все пассажиры устали, да и не все верят в силу маски. Со мной как-то ездил дедушка, у которого маска была настолько изношена, черная уже. Я ему новую предложила. Вдруг ему на новую маску денег не хватает?

– Не думали сменить такую нелегкую профессию?

– А вы думаете, продавцом в «Ленте» лучше? Они так же работают. И вообще, есть ли у нас какая-то другая работа в Омске? Ну, кроме «Магнитов» или «кабэшек» (магазины «Красное и белое» – РИА «Омск-информ»). Буду до последнего работать, пока маршрут существует. Знаю, что в городе еще были женщины-водители, на 414-м маршруте, на 97-м, но они потом в ПП № 8 ушли. Одна из них сейчас на 46-м маршруте работает, другая водит автобус по 103-му маршруту. Возможно, я одна осталась женщина-водитель маршрутки в Омске.

– Спасибо за интервью. Побольше бы таких водителей!

После нашего разговора Наталья Ляшкова отправилась в очередной «круг», чтобы перевозить горожан. Жаль, что в Омске так мало приятных, доброжелательных и жизнерадостных женщин-«газелистов». А было бы их больше – глядишь, и мнение о маршрутчиках в обществе было бы другим, более позитивным. 

Сергей Энквист 

Фото Юлии Ожерельевой

6454