Поиск

Цены на топливо бьют все рекорды – так быстро бензин не дорожал последние 5 лет. Вместе с экспертами разбираемся, почему так происходит.

За последние несколько недель в Омске резко подорожал бензин. Стоимость самой популярной марки АИ-92 на заправках выросла почти на 3 рубля и вплотную приблизилась к «психологической» черте в 50 рублей. Сейчас литр 92-го в Омске стоит от 48,7 до 49,5 рубля в зависимости от сети АЗС. А стоимость 95-го уже давно перевалила за 50 рублей.

Последний раз столь стремительный рост стоимости на бензин омичи наблюдали более 5 лет назад – в мае-июне 2018 года. С тех пор бензин если и дорожал, то не более чем на 50 копеек в год. А в прошлом году после начала спецоперации цены на топливо даже откатились назад.

С начала текущего года топливо дорожало, но постепенно – на несколько копеек в месяц, но в конце лета произошел просто взрывной рост цен. С чем это связано? С этим вопросом мы обратились к экспертам.

Владельцы монополий перекладывают проблемы на автолюбителей

Профессор экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой связывает нынешнее резкое подорожание топлива в целом с неправильной структурой рынка, которая исторически является монопольной. Профессор призывает решить проблему кардинально – национализировать отрасль нефтепереработки.

– Подорожание топлива связано с тем, что у нас на рынке топлива развит монополизм. Мы фактически отдали этот рынок крупным монополиям. А они не хотят терпеть убытки. Как только государство начинает прижимать эти компании, начинаются проблемы с поставками. Владельцы этих предприятий не хотят терять прибыль и пытаются решать свои проблемы за счет нас с вами – простых жителей, автолюбителей. Поэтому нужно проводить радикальные меры вплоть до национализации этой отрасли, – говорит Олег Рой.

Цены на нефть и курс доллара

Доцент кафедры «Экономика и организация труда» ОмГТУ, кандидат экономических наук Максим Мизя говорит о том, что в основе подорожания бензина лежит механизм его ценообразования.

–Ценообразование нефтепродуктов происходит на Санкт-Петербургской бирже, где продается 11 % бензина и 7 % дизеля. Основным источником цен является «экспортная альтернатива». Этот метод ценообразования называется «нетбэк»: из цены бензина в Европе вычитается стоимость доставки и таможенная пошлина, прибавляются налоги НДС и акциз, получается цена в России, – говорит эксперт.

Резкое подорожание бензина связано, по мнению Максима Мизи, с ростом цены на нефть в мире до 90 долларов и одновременным ростом курса доллара до 100 рублей.

Вследствие этого произошло увеличение цены на зарубежную альтернативу, и внутренние цены нефтепродуктов были пересчитаны с корректировкой вверх.

– Пока действует механизм нетбэка, бензин будет дорожать либо по причине снижения обменного курса рубля, либо по причине роста цены на нефть, также увеличивает отпускную цену нефтепродуктов  ежегодное повышение топливных акцизов, – уверен эксперт.

Но помимо нэтбека на стоимость бензина влияет и так называемый демпфер – механизм компенсации затрат нефтепереработчикам. Причем если бы этого демпфера не было, то бензин в Омске дорожал бы еще быстрее.

– Демпферный механизм компенсирует стоимость доставки бензина от нефтеперерабатывающего завода до порта в Европе. Причем самым крупным получателем был Омский НПЗ, так как он дальше всех находится от Европы. Компенсация виртуальной логистики снижает цену экспортной альтернативы, и поэтому цена на бензин в России не растет так быстро, как могла бы расти, – говорит Мизя.

Для снижения или хотя бы заморозки цен на топливо эксперт предлагает повысить экспортные пошлины на бензин, которые ежегодно снижаются, а также установить квоты для обязательной реализации топлива внутри России в размере фактического уровня прошлого года +5 %, что создаст избыток на рынке и снизит цены. Помимо этого, остудить рынок топлива, по мнению Мизи, позволит обязательство продажи нефтепродуктов на бирже в значимом объеме, что перекроет часть экспорта за рубеж.

Нагнать упущенное за последние годы

Доктор экономических наук Евгений Капогузов связывает нынешнее подорожание топлива с тем, что последние 3-4 года бензин у нас дорожал ниже уровня фактической инфляции. А нынешнее подорожание – это попытка нефтепереработчиков «нагнать» упущенное повышение цен.

– Достаточно давно не было повышения цен. В последние два года бензин подорожал менее чем на 10 % – это намного ниже инфляции. Теперь он «догоняет» то, что было упущено. Плюс имеют место влияние колебания на валютном рынке и рост стоимости издержек. Вопрос в том, как долго это подорожание будет продолжаться. Но это уже вопрос к самим участникам рынка, – говорит Капогузов.

Интересно, что пока на этом фоне молчит региональное УФАС – антимонопольщики никак не комментируют происходящее подорожание топлива. В ответ на вопрос о причинах подорожания бензина в ведомстве посоветовали писать официальный запрос.

«Нужно ездить плавно и размеренно»

В условиях, когда топливо дорожает ежедневно, многие автомобилисты задаются вопросом, как сэкономить на бензине? Автоэксперт, ведущий программы «Автосфера» Василий Залознов советует автолюбителям пересмотреть стиль езды, если они хотят действительно сэкономить на топливе.

– Нужно ездить плавно, размеренно, избегать резких ускорений и остановок, заранее смотреть вперед и прогнозировать дорожную обстановку. В частности, подгадывать под сигнал светофора, чтобы не сразу полностью останавливать автомобиль, а потихоньку катиться. Это позволит сэкономить горючее. И, конечно, нужно следить за техническим состоянием автомобиля. Это позволит сэкономить расход бензина. Необходимо разгрузить автомобиль, убрать все лишнее из багажника. Ведь чем меньше масса автомобиля, тем меньше расход топлива. Это чисто физика, – говорит Залознов.

Подорожание топлива ударит по всем омичам

Тем не менее, даже если ездить плавно и размеренно, денег на бензин в условиях его стремительного подорожания будет уходить все больше. При этом подорожание топлива ударит по кошелькам всех омичей, ведь стоимость бензина закладывается в стоимость всех товаров и услуг. По словам экспертов, влияние топливной инфляции будет иметь отложенный эффект и скажется на общей инфляции через несколько недель.

Наверняка о необходимости повышения стоимости проезда сначала заговорят частные перевозчики, а затем встанет вопрос и об индексации стоимости проезда в муниципальном транспорте. И это лишь одна из возможных проблем, связанная с подорожанием бензина.

Сергей Энквист 

11405

Цены на топливо бьют все рекорды – так быстро бензин не дорожал последние 5 лет. Вместе с экспертами разбираемся, почему так происходит.

За последние несколько недель в Омске резко подорожал бензин. Стоимость самой популярной марки АИ-92 на заправках выросла почти на 3 рубля и вплотную приблизилась к «психологической» черте в 50 рублей. Сейчас литр 92-го в Омске стоит от 48,7 до 49,5 рубля в зависимости от сети АЗС. А стоимость 95-го уже давно перевалила за 50 рублей.

Последний раз столь стремительный рост стоимости на бензин омичи наблюдали более 5 лет назад – в мае-июне 2018 года. С тех пор бензин если и дорожал, то не более чем на 50 копеек в год. А в прошлом году после начала спецоперации цены на топливо даже откатились назад.

С начала текущего года топливо дорожало, но постепенно – на несколько копеек в месяц, но в конце лета произошел просто взрывной рост цен. С чем это связано? С этим вопросом мы обратились к экспертам.

Владельцы монополий перекладывают проблемы на автолюбителей

Профессор экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой связывает нынешнее резкое подорожание топлива в целом с неправильной структурой рынка, которая исторически является монопольной. Профессор призывает решить проблему кардинально – национализировать отрасль нефтепереработки.

– Подорожание топлива связано с тем, что у нас на рынке топлива развит монополизм. Мы фактически отдали этот рынок крупным монополиям. А они не хотят терпеть убытки. Как только государство начинает прижимать эти компании, начинаются проблемы с поставками. Владельцы этих предприятий не хотят терять прибыль и пытаются решать свои проблемы за счет нас с вами – простых жителей, автолюбителей. Поэтому нужно проводить радикальные меры вплоть до национализации этой отрасли, – говорит Олег Рой.

Цены на нефть и курс доллара

Доцент кафедры «Экономика и организация труда» ОмГТУ, кандидат экономических наук Максим Мизя говорит о том, что в основе подорожания бензина лежит механизм его ценообразования.

–Ценообразование нефтепродуктов происходит на Санкт-Петербургской бирже, где продается 11 % бензина и 7 % дизеля. Основным источником цен является «экспортная альтернатива». Этот метод ценообразования называется «нетбэк»: из цены бензина в Европе вычитается стоимость доставки и таможенная пошлина, прибавляются налоги НДС и акциз, получается цена в России, – говорит эксперт.

Резкое подорожание бензина связано, по мнению Максима Мизи, с ростом цены на нефть в мире до 90 долларов и одновременным ростом курса доллара до 100 рублей.

Вследствие этого произошло увеличение цены на зарубежную альтернативу, и внутренние цены нефтепродуктов были пересчитаны с корректировкой вверх.

– Пока действует механизм нетбэка, бензин будет дорожать либо по причине снижения обменного курса рубля, либо по причине роста цены на нефть, также увеличивает отпускную цену нефтепродуктов  ежегодное повышение топливных акцизов, – уверен эксперт.

Но помимо нэтбека на стоимость бензина влияет и так называемый демпфер – механизм компенсации затрат нефтепереработчикам. Причем если бы этого демпфера не было, то бензин в Омске дорожал бы еще быстрее.

– Демпферный механизм компенсирует стоимость доставки бензина от нефтеперерабатывающего завода до порта в Европе. Причем самым крупным получателем был Омский НПЗ, так как он дальше всех находится от Европы. Компенсация виртуальной логистики снижает цену экспортной альтернативы, и поэтому цена на бензин в России не растет так быстро, как могла бы расти, – говорит Мизя.

Для снижения или хотя бы заморозки цен на топливо эксперт предлагает повысить экспортные пошлины на бензин, которые ежегодно снижаются, а также установить квоты для обязательной реализации топлива внутри России в размере фактического уровня прошлого года +5 %, что создаст избыток на рынке и снизит цены. Помимо этого, остудить рынок топлива, по мнению Мизи, позволит обязательство продажи нефтепродуктов на бирже в значимом объеме, что перекроет часть экспорта за рубеж.

Нагнать упущенное за последние годы

Доктор экономических наук Евгений Капогузов связывает нынешнее подорожание топлива с тем, что последние 3-4 года бензин у нас дорожал ниже уровня фактической инфляции. А нынешнее подорожание – это попытка нефтепереработчиков «нагнать» упущенное повышение цен.

– Достаточно давно не было повышения цен. В последние два года бензин подорожал менее чем на 10 % – это намного ниже инфляции. Теперь он «догоняет» то, что было упущено. Плюс имеют место влияние колебания на валютном рынке и рост стоимости издержек. Вопрос в том, как долго это подорожание будет продолжаться. Но это уже вопрос к самим участникам рынка, – говорит Капогузов.

Интересно, что пока на этом фоне молчит региональное УФАС – антимонопольщики никак не комментируют происходящее подорожание топлива. В ответ на вопрос о причинах подорожания бензина в ведомстве посоветовали писать официальный запрос.

«Нужно ездить плавно и размеренно»

В условиях, когда топливо дорожает ежедневно, многие автомобилисты задаются вопросом, как сэкономить на бензине? Автоэксперт, ведущий программы «Автосфера» Василий Залознов советует автолюбителям пересмотреть стиль езды, если они хотят действительно сэкономить на топливе.

– Нужно ездить плавно, размеренно, избегать резких ускорений и остановок, заранее смотреть вперед и прогнозировать дорожную обстановку. В частности, подгадывать под сигнал светофора, чтобы не сразу полностью останавливать автомобиль, а потихоньку катиться. Это позволит сэкономить горючее. И, конечно, нужно следить за техническим состоянием автомобиля. Это позволит сэкономить расход бензина. Необходимо разгрузить автомобиль, убрать все лишнее из багажника. Ведь чем меньше масса автомобиля, тем меньше расход топлива. Это чисто физика, – говорит Залознов.

Подорожание топлива ударит по всем омичам

Тем не менее, даже если ездить плавно и размеренно, денег на бензин в условиях его стремительного подорожания будет уходить все больше. При этом подорожание топлива ударит по кошелькам всех омичей, ведь стоимость бензина закладывается в стоимость всех товаров и услуг. По словам экспертов, влияние топливной инфляции будет иметь отложенный эффект и скажется на общей инфляции через несколько недель.

Наверняка о необходимости повышения стоимости проезда сначала заговорят частные перевозчики, а затем встанет вопрос и об индексации стоимости проезда в муниципальном транспорте. И это лишь одна из возможных проблем, связанная с подорожанием бензина.

Сергей Энквист 

11405