Поиск

На фестивале «Золотая маска» в Омске показали очень необычный кукольный спектакль с драматическим актером в роли легендарного кукольника.

Основатель Центрального театра кукол в Москве Сергей Образцов хорошо известен в России. Театр не просто носит его имя, там сохраняются традиции, заданные создателем. Заслуженная артистка РФ Екатерина Образцова является режиссером-постановщиком в театре. Внучка легендарного кукольника поставила удивительный спектакль-биографию «Я – Сергей Образцов» (12+), приурочив его к 120-летию со дня рождения деда и к 90-летию с года основания театра кукол. Екатерина Михайловна также является соавтором пьесы.

Ровесник века

«Я – Сергей Образцов» – это не только драматический монолог о жизни. Сам Сергей Владимирович любил называть себя ровесником века, он родился в 1901 году, поэтому второе название спектакля уточняющее: «Портрет на фоне эпохи».

Спектакль очень интересно «сконструирован». Он имеет одновременно несколько «слоев». Фоном идет «кино», сотканное из кадров хроники, графики, рисунков, фотографий. Куклы проигрывают какие-то сценки, иллюстрируют то, что говорит он – Сергей Образцов. Его роль, даже нельзя сказать, что играет, актер Евгений Цыганов буквально вживается в образ своего дальнего родственника, копирует мимику, жесты, манеру речи, меняет тембр голоса. Его герой узнаваем.

– Он вжился в роль, он так же кладет руку в карман, как дедушка, так же надевает очки… – подчеркнула Екатерина Образцова на встрече с журналистами в Омске.

Совпадения в ДНК

Посмотрев спектакль, кто-то из хорошо знавших Сергея Владимировича, назвал игру Цыганова реинкарнацией. Вероятно, общий набор генов имеет значение. Как стало известно уже после выхода этого спектакля, Евгений Цыганов – внучатый племянник Сергея Образцова. Ранее Евгений об этом не распространялся.

– Мой дедушка Сергей Владимирович Образцов и его бабушка Софья Антоновна, которую мы все обожали, двоюродные брат и сестра. Они очень дружили, но Женя поздний ребенок, и до постановки мы раза четыре виделись, – рассказала Екатерина Образцова.

Евгений Цыганов принял участие и в работе над сценарием, вместе с Екатериной Михайловной ужимали большой материал. Изучал Евгений и дневники Сергея Образцова. По признанию Екатерины Образцовой, сейчас Евгений знает о ее дедушке уже гораздо больше, чем она сама. Такое вживание в роль высоко оценило жюри национальной премии. Евгений Цыганов получил «Золотую маску» 2023 года за «Лучшую работу актера в театре кукол».

Вехи биографии

Спектакль получился очень трогательным и душевным, грустным и смешным. Вот Сережа совсем маленький. Вспоминает, что при нем появилось много интересных вещей: синематограф, радио, трамвай, который назывался «конка», а потом уже асфальт и автомобили. Мама Сережи считала электричество «неуютным», и даже после его появления в доме еще полтора года пользовались керосиновыми лампами. И пели по вечерам… Эти песни, которые звучали в родительском доме, Сергей Владимирович исполнял потом всю жизнь.

Вот мальчик стал чуть старше, и мама покупает ему японскую куклу Бибабо, которая много чего умела делать. По сути, в этот момент она дала сыну в руки будущую профессию.

Сереже 13 лет. Он вспоминает, что видел царя. Два раза в жизни. Один раз на портрете в парикмахерской, второй раз по-настоящему. … К актеру подходит собака, кукольная, по имени Дружок.

– И это было самое интересное из того, что я увидел. А царь… царь оказался такой же, как на портрете в парикмахерской, только лицо не такое розовое и широкое, – говорит герой.

Вот такой был юмор у Сергея Образцова.

1917 год, революция, летний отдых на горе Машук, первая любовь. Символ того времени – Вертинский. В образе Пьеро возникает кукла,  фонограмма Вертинского. Пьеро вдруг «накрывают» красные знамена, на видеоряде «наш паровоз вперед летит».

Весь спектакль состоит из таких примет времени. Голос, кукла-образ, кадры кинохроники и подснятые документы, картины кисти Образцова.

Сергей Образцов должен был стать художником, учился во ВХУТЕМАСе.

– Хожу через всю Москву, по 30 км, трамваи не ходят, а в мастерских не топят. Стою у мольберта одетый, а натурщицы голенькие у самых печурок, с одной стороны даже подрумяниваются, – образно, грустно и смешно продолжается рассказ.

Встреча с первой женой Софьей Семеновной, сохранился лишь ее портрет руки Образцова. Рождение первенца.

1922 год. Прослушивание в музыкальную студию проводит сам Немирович-Данченко, Образцов спел «Стаканчики граненые», немного поюморил, и его приняли.

В жизни Образцова было много встреч с легендарными людьми из мира театра, эстрады, литературы. Михоэлс, Станиславский, Таиров, Качалов – его первые зрители.

Восьмимесячные гастроли в Америку: «Интересная страна Америка, но очень хочется домой».

1928 год. Родилась дочь, настоящая, не кукольная, Наталка. Вскоре умирает жена Софья (Наталка – мама Екатерины Образцовой).

1931 год. Назначили директором нового театра кукол: «Театр хочется сделать такой, какого никогда не было». (Забегая вперед – получилось!).

Выступление в Георгиевском зале Кремля на Пасху. Утесов, Русланова, Орлова в одном концерте. Арест Мейерхольда, письмо в его защиту. Это было очень рискованно, но честно.

Начинается Великая Отечественная война. На театр упала бомба, пробило крышу.

– Я дежурный по крыше, у меня пожарный шланг и клещи, чтобы обезвреживать зажигательные бомбы…  Наталка в эвакуации с бабушкой и дедушкой, Алешка ушел на фронт рядовым сапером, ему уже 19…  Создаем фронтовые агитбригады и будем играть прямо на фронте.

Сын пропал без вести… Найден, представлен к награде. Счастье!

Кончилась война. В Москве все высыпали на улицу. Салют!

Смерть Сталина. Возвращение друзей, реабилитация посмертно. Чувство вины.

От сатиры до романтической героики

Евгений Цыганов в образе пожилого Образцова. Таким Сергея Владимировича многие видели по телевизору.

– Кукольный театр – весь иносказательный, и эта иносказательность обладает двумя полюсами: сатира и полюс романтической героики.  И вот с помощью этих полюсов мы можем входить в сердца людей, детей и взрослых, и делать из них что-то доброе. То есть то, к чему призвано любое искусство… «Счастье – это быть нужным».

Сергей Образцов проявил себя как разносторонняя личность, доказал, что талантливый человек талантлив во всем. Мог бы стать художником, да и был им, своими руками делал кукол. Актер, режиссер, музыкант, фотограф, кинодокументалист, писатель – все это про него.

Судя по всему, был добрым, совестливым, интеллигентным человеком. Любил природу и животных. Не представлял своей жизни без голубей, кошек и собак. Пел под гитару.

…Вехи долгой и насыщенной жизни. Перед создателями спектакля стояла очень непростая задача – вместить жизнь длиной немногим меньше века. Сергея Владимировича не стало в 1992 году.

– Основное, что удалось донести, – это о чести, совести и покаянии, – формулирует Екатерина Образцова.

Получился объемный и яркий портрет на фоне эпохи. Омские зрители очень тепло восприняли этот спектакль.

Добавим, что фестиваль «Золотая маска» подходит к своему завершению. Сегодня на сцене музыкального театра пройдет показ последнего спектакля из афиши фестиваля – «Мужья и жены» (18+)  МХТ имени Чехова в постановке Константина Богомолова.

Фото: Центральный театр кукол им. С. В. Образцова.

На фестивале «Золотая маска» в Омске показали очень необычный кукольный спектакль с драматическим актером в роли легендарного кукольника.

Основатель Центрального театра кукол в Москве Сергей Образцов хорошо известен в России. Театр не просто носит его имя, там сохраняются традиции, заданные создателем. Заслуженная артистка РФ Екатерина Образцова является режиссером-постановщиком в театре. Внучка легендарного кукольника поставила удивительный спектакль-биографию «Я – Сергей Образцов» (12+), приурочив его к 120-летию со дня рождения деда и к 90-летию с года основания театра кукол. Екатерина Михайловна также является соавтором пьесы.

Ровесник века

«Я – Сергей Образцов» – это не только драматический монолог о жизни. Сам Сергей Владимирович любил называть себя ровесником века, он родился в 1901 году, поэтому второе название спектакля уточняющее: «Портрет на фоне эпохи».

Спектакль очень интересно «сконструирован». Он имеет одновременно несколько «слоев». Фоном идет «кино», сотканное из кадров хроники, графики, рисунков, фотографий. Куклы проигрывают какие-то сценки, иллюстрируют то, что говорит он – Сергей Образцов. Его роль, даже нельзя сказать, что играет, актер Евгений Цыганов буквально вживается в образ своего дальнего родственника, копирует мимику, жесты, манеру речи, меняет тембр голоса. Его герой узнаваем.

– Он вжился в роль, он так же кладет руку в карман, как дедушка, так же надевает очки… – подчеркнула Екатерина Образцова на встрече с журналистами в Омске.

Совпадения в ДНК

Посмотрев спектакль, кто-то из хорошо знавших Сергея Владимировича, назвал игру Цыганова реинкарнацией. Вероятно, общий набор генов имеет значение. Как стало известно уже после выхода этого спектакля, Евгений Цыганов – внучатый племянник Сергея Образцова. Ранее Евгений об этом не распространялся.

– Мой дедушка Сергей Владимирович Образцов и его бабушка Софья Антоновна, которую мы все обожали, двоюродные брат и сестра. Они очень дружили, но Женя поздний ребенок, и до постановки мы раза четыре виделись, – рассказала Екатерина Образцова.

Евгений Цыганов принял участие и в работе над сценарием, вместе с Екатериной Михайловной ужимали большой материал. Изучал Евгений и дневники Сергея Образцова. По признанию Екатерины Образцовой, сейчас Евгений знает о ее дедушке уже гораздо больше, чем она сама. Такое вживание в роль высоко оценило жюри национальной премии. Евгений Цыганов получил «Золотую маску» 2023 года за «Лучшую работу актера в театре кукол».

Вехи биографии

Спектакль получился очень трогательным и душевным, грустным и смешным. Вот Сережа совсем маленький. Вспоминает, что при нем появилось много интересных вещей: синематограф, радио, трамвай, который назывался «конка», а потом уже асфальт и автомобили. Мама Сережи считала электричество «неуютным», и даже после его появления в доме еще полтора года пользовались керосиновыми лампами. И пели по вечерам… Эти песни, которые звучали в родительском доме, Сергей Владимирович исполнял потом всю жизнь.

Вот мальчик стал чуть старше, и мама покупает ему японскую куклу Бибабо, которая много чего умела делать. По сути, в этот момент она дала сыну в руки будущую профессию.

Сереже 13 лет. Он вспоминает, что видел царя. Два раза в жизни. Один раз на портрете в парикмахерской, второй раз по-настоящему. … К актеру подходит собака, кукольная, по имени Дружок.

– И это было самое интересное из того, что я увидел. А царь… царь оказался такой же, как на портрете в парикмахерской, только лицо не такое розовое и широкое, – говорит герой.

Вот такой был юмор у Сергея Образцова.

1917 год, революция, летний отдых на горе Машук, первая любовь. Символ того времени – Вертинский. В образе Пьеро возникает кукла,  фонограмма Вертинского. Пьеро вдруг «накрывают» красные знамена, на видеоряде «наш паровоз вперед летит».

Весь спектакль состоит из таких примет времени. Голос, кукла-образ, кадры кинохроники и подснятые документы, картины кисти Образцова.

Сергей Образцов должен был стать художником, учился во ВХУТЕМАСе.

– Хожу через всю Москву, по 30 км, трамваи не ходят, а в мастерских не топят. Стою у мольберта одетый, а натурщицы голенькие у самых печурок, с одной стороны даже подрумяниваются, – образно, грустно и смешно продолжается рассказ.

Встреча с первой женой Софьей Семеновной, сохранился лишь ее портрет руки Образцова. Рождение первенца.

1922 год. Прослушивание в музыкальную студию проводит сам Немирович-Данченко, Образцов спел «Стаканчики граненые», немного поюморил, и его приняли.

В жизни Образцова было много встреч с легендарными людьми из мира театра, эстрады, литературы. Михоэлс, Станиславский, Таиров, Качалов – его первые зрители.

Восьмимесячные гастроли в Америку: «Интересная страна Америка, но очень хочется домой».

1928 год. Родилась дочь, настоящая, не кукольная, Наталка. Вскоре умирает жена Софья (Наталка – мама Екатерины Образцовой).

1931 год. Назначили директором нового театра кукол: «Театр хочется сделать такой, какого никогда не было». (Забегая вперед – получилось!).

Выступление в Георгиевском зале Кремля на Пасху. Утесов, Русланова, Орлова в одном концерте. Арест Мейерхольда, письмо в его защиту. Это было очень рискованно, но честно.

Начинается Великая Отечественная война. На театр упала бомба, пробило крышу.

– Я дежурный по крыше, у меня пожарный шланг и клещи, чтобы обезвреживать зажигательные бомбы…  Наталка в эвакуации с бабушкой и дедушкой, Алешка ушел на фронт рядовым сапером, ему уже 19…  Создаем фронтовые агитбригады и будем играть прямо на фронте.

Сын пропал без вести… Найден, представлен к награде. Счастье!

Кончилась война. В Москве все высыпали на улицу. Салют!

Смерть Сталина. Возвращение друзей, реабилитация посмертно. Чувство вины.

От сатиры до романтической героики

Евгений Цыганов в образе пожилого Образцова. Таким Сергея Владимировича многие видели по телевизору.

– Кукольный театр – весь иносказательный, и эта иносказательность обладает двумя полюсами: сатира и полюс романтической героики.  И вот с помощью этих полюсов мы можем входить в сердца людей, детей и взрослых, и делать из них что-то доброе. То есть то, к чему призвано любое искусство… «Счастье – это быть нужным».

Сергей Образцов проявил себя как разносторонняя личность, доказал, что талантливый человек талантлив во всем. Мог бы стать художником, да и был им, своими руками делал кукол. Актер, режиссер, музыкант, фотограф, кинодокументалист, писатель – все это про него.

Судя по всему, был добрым, совестливым, интеллигентным человеком. Любил природу и животных. Не представлял своей жизни без голубей, кошек и собак. Пел под гитару.

…Вехи долгой и насыщенной жизни. Перед создателями спектакля стояла очень непростая задача – вместить жизнь длиной немногим меньше века. Сергея Владимировича не стало в 1992 году.

– Основное, что удалось донести, – это о чести, совести и покаянии, – формулирует Екатерина Образцова.

Получился объемный и яркий портрет на фоне эпохи. Омские зрители очень тепло восприняли этот спектакль.

Добавим, что фестиваль «Золотая маска» подходит к своему завершению. Сегодня на сцене музыкального театра пройдет показ последнего спектакля из афиши фестиваля – «Мужья и жены» (18+)  МХТ имени Чехова в постановке Константина Богомолова.

Фото: Центральный театр кукол им. С. В. Образцова.

1972Ольга Ложникова