Поиск

В спектакле «Ревизор», продолжившем программу фестиваля «Золотая маска» в Омске, гиперболизированные маски героев поразили даже искушенную публику. 

Комедия Николая Гоголя «Ревизор», казалось бы, настолько хрестоматийная, что показать ее по-новому, чем-то удивить зрителей уже невозможно. А Театр кукол Республики Карелия из Петрозаводска сделал это! Не отходя от сюжета, режиссеру Игорю Казакову и художнику-постановщику Татьяне Нерсисян удалось внести новые смыслы, местами шокировать формой, а артисты довели зрителей до смеха великолепной игрой и смещением некоторых акцентов.  

Первый шок для зрителей, когда на скошенную сцену начинают выходить персонажи. Гипертрофированная голова городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Олег Романов) вызывает и смех, и реакцию: «О, какой кошмар!» Актеры работают в масках, разных по величине. А городские помещики Бобчинский и Добчинский – химера с двумя головами на одном туловище.  

У Хлестакова тоже несколько «голов». Правда, появляются они попеременно. Сначала это маленькая голова, почти ребенка. Она становится больше по мере того, как «владелец» головы чувствует себя увереннее. Моментами появляется огромная шарообразная голова Хлестакова в окне в образе фельдмаршала. Этот, почти цеппелин, Большой Начальник, каким его представили себе обитатели уездного города.

…Лики персонажей не просто уродливы по прихоти художника, гротеск доведен до абсолюта, выражения масок статично отражают сущность персонажей. Работая только голосом и языком тела, актеры, лишенные мимики, выполняют сложнейшую задачу. Например, Родион Михно в роли Хлестакова порой уходит в какой-то замысловатый танец без музыки и даже висит на люстре; становится понятно, настолько его персонаж изворотлив. За пластику в спектакле отвечает Евгений Иванов. Вероятно, он поставил и «дикие танцы» в стиле техно, которые выглядели очень комично и органично вписались в общую канву.

Есть и технические трудности. Большая часть масок – объемные, например, у судьи Ляпкина-Тяпкина голова размером с половину туловища. «Головы» в основной тяжелые и в них душно, как признались сами актеры. Работать приходится почти вслепую, в костюмах оставлены лишь небольшие прорези для обзора.                                                                                                                                                             

Двигаться, иногда очень энергично, приходится по скошенной сцене. А, к примеру, у смотрителя Лука Лукича Хлопова есть манера постоянно впрыгивать в открытое окно. У него же маска-«голова» надета задом наперед. Жена городничего Анна Андреевна имеет дополнительное «средство» выражения эмоций – это огромных размеров грудь.

Введены в спектакль и молчаливые «персонажи», которых у Гоголя нет. Это две огромные черные крысы с горящими красными лампочками на месте глаз. Что они символизируют, можно домысливать, но в целом их появление впечатляет.

Важно, что необычная, экстравагантная форма подачи не перебивает и не отвлекает от содержания. Высмеиваются худшие черты чиновничества. Вороватость, мздоимство и взяткодательство, чинопочитание и трусость. Это вечное и такое узнаваемое: как бы чего не вышло, и лишь бы пронесло и все сошло с рук. Небольшое отступление авторы спектакля позволили себе лишь в самом конце, опустив знаменитую немую сцену.  

Добавим, что спектакль Театра кукол Республики Карелия был номинирован на Премию «Золота маска» 2023 года: «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Родион Михно, Олег Романов).

Показы «Ревизора» на сцене Театра куклы, актера, маски «Арлекин» прошли с аншлагом. Омичи поблагодарили артистов длительными искренними овациями. Президент премии и фестиваля «Золотая маска», народный артист России Игорь Костолевский был прав: такого «Ревизора» еще никто не показывал.

Фото: Андрей Кудрявцев

В спектакле «Ревизор», продолжившем программу фестиваля «Золотая маска» в Омске, гиперболизированные маски героев поразили даже искушенную публику. 

Комедия Николая Гоголя «Ревизор», казалось бы, настолько хрестоматийная, что показать ее по-новому, чем-то удивить зрителей уже невозможно. А Театр кукол Республики Карелия из Петрозаводска сделал это! Не отходя от сюжета, режиссеру Игорю Казакову и художнику-постановщику Татьяне Нерсисян удалось внести новые смыслы, местами шокировать формой, а артисты довели зрителей до смеха великолепной игрой и смещением некоторых акцентов.  

Первый шок для зрителей, когда на скошенную сцену начинают выходить персонажи. Гипертрофированная голова городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Олег Романов) вызывает и смех, и реакцию: «О, какой кошмар!» Актеры работают в масках, разных по величине. А городские помещики Бобчинский и Добчинский – химера с двумя головами на одном туловище.  

У Хлестакова тоже несколько «голов». Правда, появляются они попеременно. Сначала это маленькая голова, почти ребенка. Она становится больше по мере того, как «владелец» головы чувствует себя увереннее. Моментами появляется огромная шарообразная голова Хлестакова в окне в образе фельдмаршала. Этот, почти цеппелин, Большой Начальник, каким его представили себе обитатели уездного города.

…Лики персонажей не просто уродливы по прихоти художника, гротеск доведен до абсолюта, выражения масок статично отражают сущность персонажей. Работая только голосом и языком тела, актеры, лишенные мимики, выполняют сложнейшую задачу. Например, Родион Михно в роли Хлестакова порой уходит в какой-то замысловатый танец без музыки и даже висит на люстре; становится понятно, настолько его персонаж изворотлив. За пластику в спектакле отвечает Евгений Иванов. Вероятно, он поставил и «дикие танцы» в стиле техно, которые выглядели очень комично и органично вписались в общую канву.

Есть и технические трудности. Большая часть масок – объемные, например, у судьи Ляпкина-Тяпкина голова размером с половину туловища. «Головы» в основной тяжелые и в них душно, как признались сами актеры. Работать приходится почти вслепую, в костюмах оставлены лишь небольшие прорези для обзора.                                                                                                                                                             

Двигаться, иногда очень энергично, приходится по скошенной сцене. А, к примеру, у смотрителя Лука Лукича Хлопова есть манера постоянно впрыгивать в открытое окно. У него же маска-«голова» надета задом наперед. Жена городничего Анна Андреевна имеет дополнительное «средство» выражения эмоций – это огромных размеров грудь.

Введены в спектакль и молчаливые «персонажи», которых у Гоголя нет. Это две огромные черные крысы с горящими красными лампочками на месте глаз. Что они символизируют, можно домысливать, но в целом их появление впечатляет.

Важно, что необычная, экстравагантная форма подачи не перебивает и не отвлекает от содержания. Высмеиваются худшие черты чиновничества. Вороватость, мздоимство и взяткодательство, чинопочитание и трусость. Это вечное и такое узнаваемое: как бы чего не вышло, и лишь бы пронесло и все сошло с рук. Небольшое отступление авторы спектакля позволили себе лишь в самом конце, опустив знаменитую немую сцену.  

Добавим, что спектакль Театра кукол Республики Карелия был номинирован на Премию «Золота маска» 2023 года: «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Родион Михно, Олег Романов).

Показы «Ревизора» на сцене Театра куклы, актера, маски «Арлекин» прошли с аншлагом. Омичи поблагодарили артистов длительными искренними овациями. Президент премии и фестиваля «Золотая маска», народный артист России Игорь Костолевский был прав: такого «Ревизора» еще никто не показывал.

Фото: Андрей Кудрявцев

1644Ольга Ложникова