Поиск

Эксперты видят как минимум две причины для подорожания полисов «автогражданки» – расширение тарифного коридора и новую методику оценки запчастей.

Копия вместо оригинала

В системе страхования автогражданской ответственности происходят важных изменения, которые скажутся на многих автовладельцах. Первое изменение вступило в силу 11 сентября. Речь идет об Указании Банка России № 6144-У о внесении изменений в «единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Суть документа сводится к тому, что теперь при расчете стоимости восстановительного ремонта после ДТП по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) страховые компании наравне с ценами на оригинальные запчасти могут теперь ориентироваться на стоимость аналогов.

Эту норму обсуждали и согласовывали с весны. Изначально в пояснительной записке авторов поправки было сказано, что необходимость включения цен неоригинальных запчастей в расчет ремонта вызвана действиями автоконцернов из «недружественных стран». Напомним, что после начала специальной военной операции на Украине было объявлено о прекращении ввоза в Россию автомобилей Mercedes, Volkswagen, Skoda, Cadillac, Renault, Nissan, Honda, Chevrolet, Cadillac и ряда других популярных брендов. Главным последствием этого шага стало даже не само прекращение продаж автомобилей дилерами, а приостановка действующих на территории РФ заводов, производящих в том числе комплектующие.

– При ремонте автомобилей по ОСАГО и КАСКО мы столкнулись с тем, что оригинальных запчастей нет, – еще в апреле сетовал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. – Надо или ущемлять права потребителей и отдавать им деньгами, на которые они все равно не смогут найти себе запчасти, или пойти на то, чтобы иметь возможность ремонтировать с теми аналогами оригинальных запчастей, которые не поставляются в РФ.

Автостраховщики уверяют, что замена оригинальных запчастей аналогами на качестве ремонта фактически не отразится.

– Существует большой рынок неоригинальных запчастей, которые по качеству ни в чем не уступают оригинальным: они производятся на тех же заводах, на том же оборудовании, теми же людьми, с теми же стандартами качества. Например, одно и то же лобовое стекло, которое производится на Борском стекольном заводе в Нижегородской области, до санкций с отметкой автопроизводителя стоило 25 тысяч рублей, а без отметки – 10 тысяч рублей. А после введения санкций оригинал стало невозможно производить, – сообщает официальный сайт РСА.

В целом, по мнению руководства организации, возможность рассчитывать выплату по ОСАГО с учетом цен аналогов оригинальных запчастей позволит сдержать рост стоимости полисов обязательной «автогражданки». Казалось бы, хорошее решение, которое играет на руку всем автолюбителям, но, по мнению скептиков, главными выгодоприобретателями опять оказались страховые компании.

– Аналоги дешевле оригиналов, а значит, и выплаты автовладельцам, пострадавшим в ДТП, будут заметно меньше, – считает руководитель юридической компании «Автоюрист55» Евгения Максимова. – Причем на каком-то этапе согласований в методику определения расходов на ремонт была включена норма, по которой ориентироваться на цены неоригинальных запчастей разрешено при восстановлении абсолютно всех марок и моделей из любых стран. То есть и стоимость ремонта автомобиля марки KIA, допустим, теперь тоже смогут рассчитать исходя из цен на аналоги оригинальных комплектующих. А ведь этот корейский автопроизводитель с российского рынка никуда не уходил.

Насколько меньше могут стать компенсационные выплаты, рассказал менеджер одного из омских автосервисов:

– До весны цена оригинальных запчастей и запчастей-аналогов отличалась примерно на 30 %. Это в среднем, но были позиции, где цены отличались в разы. Особенно дорогими всегда были оригинальные детали для престижных иномарок, таких как Mercedes, BMW или Audi. Что будет дальше, предсказывать не берусь. На отдельные марки авто оригинальных деталей сейчас нет вовсе. Что-то везут из Турции, но устойчивых каналов поставки пока нет.

Эксперты считают, что компенсации по ОСАГО в случае использования неоригинальных запчастей как раз на треть и снизятся. Впрочем, совсем скоро можно будет строить более точные прогнозы. С 19 сентября вступит в силу новая редакция справочников, которые будут регламентировать стоимость запчастей, материалов и нормо-часы ремонтных работ по ОСАГО. Для автостраховщиков это один из основных документов, и от него напрямую зависит размер компенсационных выплат.

– Стоимость восстановительного ремонта мы рассчитываем по соответствующим справочникам запчастей. Раз в три месяца справочник обновляется, и новая редакция рассылается дилерам. Это большая работа, ведь в справочнике приблизительно 50 миллионов позиций. Изменения делаются по методике, которую утверждает Центробанк, – пояснял ранее глава РСА.

Никто даже не сомневается, что все ценовые корректировки в новых справочниках будут произведены в сторону повышения. Вопрос в том, как конкретно это отразится на интересах автовладельцев.

– С одной стороны, чем выше стоимость запчастей в этих справочниках, тем выше выплаты по ОСАГО на осуществление ремонта после ДТП. С другой – при постоянном увеличении размера выплат идет верх и стоимость полиса ОСАГО, – отмечает руководитель портала «Автосправочная» Азат Булатов.

Он напомнил, что действующая пока версия справочников вступила в силу в июне этого года, и в ней уже резко выросла стоимость деталей из «корзины часто бьющихся запчастей». Буквально через три дня после принятия новых справочников был обнародован проект указания ЦБ РФ по расширению тарифного коридора по ОСАГО, и определенная связь между этими событиями прослеживается. С тарифным коридором же связаны новые тревоги российских автовладельцев.

Коридоры кончатся стенкой

С 13 сентября вступило в силу указание ЦБ РФ № 6209-У, в котором идет речь о расширении тарифных коридоров «автогражданки» на 26 % вверх и вниз для большинства категорий автовладельцев. В абсолютных цифрах диапазон базовой ставки тарифа выглядит так: от 1646 до 7535 рублей. До сих пор страховые компании работали в диапазоне тарифа 2224–5880 рублей. Новые тарифы для других категорий транспортных средств тоже изменятся в той же логике: нижняя граница уменьшится, верхняя вырастет. Официальная версия изменений привычная – в интересах автолюбителей. Мол, для водителей, которые часто нарушают ПДД, полис ОСАГО, конечно, подорожает, зато для внимательных и законопослушных, наоборот, станет дешевле.

Однако на практике заявленное снижение цены полиса мало кто ощутит. Например, автор этого текста в прошлом году заплатил за полис ОСАГО на автомобиль Scoda Kodiaq 3990 рублей. В этом году согласно расчетам популярного онлайн-сервиса «Сравни» минимальная стоимость полиса составит уже 4873 рубля. И это уже с учетом 54-процентной скидки за безаварийное вождение.

На странице сервиса с расчетами висит достаточно откровенное, если не сказать издевательское, объяснение этому:

– В связи с ростом стоимости запчастей средняя цена ремонта по ОСАГО за год увеличилась на 30–40 %. Страховые компании для компенсации своих убытков вынуждены повышать цены. К сожалению, это коснулось даже водителей, у которых не было аварий.

Вот так об онлайн-стену реальности разбиваются все благостные заверения Центробанка и РСА о том, что расширение тарифного коридора не коснется аккуратных, имеющих большой стаж водителей. Ситуация усугубляется тем, что страховые компании при оформлении полисов ОСАГО вновь начали навязывать пакеты дополнительных услуг. В результате многие автолюбители могут в ближайшее время вообще отказаться от системы обязательного страхования автогражданской ответственности. Во всяком случае, так считают в Национальном автомобильном союзе (НАС). 

– В этом году мы увидели уже три повышения цен на страховку – это теперь называют «расширением тарифного коридора», но о том, чтобы страховые компании продавали свои продукты дешевле, речи никогда не шло, – заявил изданию News.ru вице-президент НАС Антон Шапарин.

По его данным, число тех, кто не имеет полиса ОСАГО, в зависимости от региона колеблется от 10 до 20 %, а в ближайшие два-три года доля таких водителей может вырасти до 40 %. Штрафы, а за управление незастрахованным автомобилем грозит «суровое» наказание в 800 рублей, уже никого не остановят.

Среди предложений по выравниванию ситуации все чаще звучит идея о создании единой государственной страховой компании, которая в первую очередь будет заинтересована не в в извлечении прибыли, а в обеспечении порядка на дорогах. Однако до практической реализации этой идеи еще очень далеко, и в ближайшей перспективе ждут совсем других изменений.

Куда кривая вывозит

Инициатива реформирования сферы автострахования пока остается за крупными компаниями. В связи с этим эксперты не исключают, что, добившись возможности ремонтировать по ОСАГО любые автомобили запчастями-аналогами, страховщики будут пробивать норму о возможности использования бывших в употреблении деталей. До сих пор ЦБ отбивался от этой идеи, ссылаясь на риск роста количества ДТП, но может сдаться под давлением защитников прав владельцев праворульных автомобилей.

– Мы давно так работаем с японскими праворульными машинами, популярными на Дальнем Востоке. Автопарк региона не такой новый, как в Японии или Корее, и запчасти для многих марок машин, используемых у нас, японцы давно не производят. То есть найти их можно только на вторичном рынке б/у запчастей. Если вторичные детали находятся в пригодном состоянии, то я считаю, что их можно использовать, – пояснил порталу Banki.ru заместитель генерального директора по внешним связям «Ингосстраха» Илья Соломатин.

Вслед за ним уже и в руководстве РСА заявили о необходимости «тщательной проработки вопроса» со следующими аргументами:

– По нашему мнению, это решило бы вопрос с доступностью ремонта для автомобилей, не представленных в России официально. Почти на всем Дальнем Востоке, Урале и в Сибири эксплуатируются именно такие транспортные средства.

Омск город сибирский, тем не менее владельцев местных автосервисов слова о преобладании в Сибири праворульных машин удивляют. Возможно, они просто не могут смотреть в будущее так же далеко, как это делают руководители Российского союза автостраховщиков.

1120

Эксперты видят как минимум две причины для подорожания полисов «автогражданки» – расширение тарифного коридора и новую методику оценки запчастей.

Копия вместо оригинала

В системе страхования автогражданской ответственности происходят важных изменения, которые скажутся на многих автовладельцах. Первое изменение вступило в силу 11 сентября. Речь идет об Указании Банка России № 6144-У о внесении изменений в «единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Суть документа сводится к тому, что теперь при расчете стоимости восстановительного ремонта после ДТП по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) страховые компании наравне с ценами на оригинальные запчасти могут теперь ориентироваться на стоимость аналогов.

Эту норму обсуждали и согласовывали с весны. Изначально в пояснительной записке авторов поправки было сказано, что необходимость включения цен неоригинальных запчастей в расчет ремонта вызвана действиями автоконцернов из «недружественных стран». Напомним, что после начала специальной военной операции на Украине было объявлено о прекращении ввоза в Россию автомобилей Mercedes, Volkswagen, Skoda, Cadillac, Renault, Nissan, Honda, Chevrolet, Cadillac и ряда других популярных брендов. Главным последствием этого шага стало даже не само прекращение продаж автомобилей дилерами, а приостановка действующих на территории РФ заводов, производящих в том числе комплектующие.

– При ремонте автомобилей по ОСАГО и КАСКО мы столкнулись с тем, что оригинальных запчастей нет, – еще в апреле сетовал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. – Надо или ущемлять права потребителей и отдавать им деньгами, на которые они все равно не смогут найти себе запчасти, или пойти на то, чтобы иметь возможность ремонтировать с теми аналогами оригинальных запчастей, которые не поставляются в РФ.

Автостраховщики уверяют, что замена оригинальных запчастей аналогами на качестве ремонта фактически не отразится.

– Существует большой рынок неоригинальных запчастей, которые по качеству ни в чем не уступают оригинальным: они производятся на тех же заводах, на том же оборудовании, теми же людьми, с теми же стандартами качества. Например, одно и то же лобовое стекло, которое производится на Борском стекольном заводе в Нижегородской области, до санкций с отметкой автопроизводителя стоило 25 тысяч рублей, а без отметки – 10 тысяч рублей. А после введения санкций оригинал стало невозможно производить, – сообщает официальный сайт РСА.

В целом, по мнению руководства организации, возможность рассчитывать выплату по ОСАГО с учетом цен аналогов оригинальных запчастей позволит сдержать рост стоимости полисов обязательной «автогражданки». Казалось бы, хорошее решение, которое играет на руку всем автолюбителям, но, по мнению скептиков, главными выгодоприобретателями опять оказались страховые компании.

– Аналоги дешевле оригиналов, а значит, и выплаты автовладельцам, пострадавшим в ДТП, будут заметно меньше, – считает руководитель юридической компании «Автоюрист55» Евгения Максимова. – Причем на каком-то этапе согласований в методику определения расходов на ремонт была включена норма, по которой ориентироваться на цены неоригинальных запчастей разрешено при восстановлении абсолютно всех марок и моделей из любых стран. То есть и стоимость ремонта автомобиля марки KIA, допустим, теперь тоже смогут рассчитать исходя из цен на аналоги оригинальных комплектующих. А ведь этот корейский автопроизводитель с российского рынка никуда не уходил.

Насколько меньше могут стать компенсационные выплаты, рассказал менеджер одного из омских автосервисов:

– До весны цена оригинальных запчастей и запчастей-аналогов отличалась примерно на 30 %. Это в среднем, но были позиции, где цены отличались в разы. Особенно дорогими всегда были оригинальные детали для престижных иномарок, таких как Mercedes, BMW или Audi. Что будет дальше, предсказывать не берусь. На отдельные марки авто оригинальных деталей сейчас нет вовсе. Что-то везут из Турции, но устойчивых каналов поставки пока нет.

Эксперты считают, что компенсации по ОСАГО в случае использования неоригинальных запчастей как раз на треть и снизятся. Впрочем, совсем скоро можно будет строить более точные прогнозы. С 19 сентября вступит в силу новая редакция справочников, которые будут регламентировать стоимость запчастей, материалов и нормо-часы ремонтных работ по ОСАГО. Для автостраховщиков это один из основных документов, и от него напрямую зависит размер компенсационных выплат.

– Стоимость восстановительного ремонта мы рассчитываем по соответствующим справочникам запчастей. Раз в три месяца справочник обновляется, и новая редакция рассылается дилерам. Это большая работа, ведь в справочнике приблизительно 50 миллионов позиций. Изменения делаются по методике, которую утверждает Центробанк, – пояснял ранее глава РСА.

Никто даже не сомневается, что все ценовые корректировки в новых справочниках будут произведены в сторону повышения. Вопрос в том, как конкретно это отразится на интересах автовладельцев.

– С одной стороны, чем выше стоимость запчастей в этих справочниках, тем выше выплаты по ОСАГО на осуществление ремонта после ДТП. С другой – при постоянном увеличении размера выплат идет верх и стоимость полиса ОСАГО, – отмечает руководитель портала «Автосправочная» Азат Булатов.

Он напомнил, что действующая пока версия справочников вступила в силу в июне этого года, и в ней уже резко выросла стоимость деталей из «корзины часто бьющихся запчастей». Буквально через три дня после принятия новых справочников был обнародован проект указания ЦБ РФ по расширению тарифного коридора по ОСАГО, и определенная связь между этими событиями прослеживается. С тарифным коридором же связаны новые тревоги российских автовладельцев.

Коридоры кончатся стенкой

С 13 сентября вступило в силу указание ЦБ РФ № 6209-У, в котором идет речь о расширении тарифных коридоров «автогражданки» на 26 % вверх и вниз для большинства категорий автовладельцев. В абсолютных цифрах диапазон базовой ставки тарифа выглядит так: от 1646 до 7535 рублей. До сих пор страховые компании работали в диапазоне тарифа 2224–5880 рублей. Новые тарифы для других категорий транспортных средств тоже изменятся в той же логике: нижняя граница уменьшится, верхняя вырастет. Официальная версия изменений привычная – в интересах автолюбителей. Мол, для водителей, которые часто нарушают ПДД, полис ОСАГО, конечно, подорожает, зато для внимательных и законопослушных, наоборот, станет дешевле.

Однако на практике заявленное снижение цены полиса мало кто ощутит. Например, автор этого текста в прошлом году заплатил за полис ОСАГО на автомобиль Scoda Kodiaq 3990 рублей. В этом году согласно расчетам популярного онлайн-сервиса «Сравни» минимальная стоимость полиса составит уже 4873 рубля. И это уже с учетом 54-процентной скидки за безаварийное вождение.

На странице сервиса с расчетами висит достаточно откровенное, если не сказать издевательское, объяснение этому:

– В связи с ростом стоимости запчастей средняя цена ремонта по ОСАГО за год увеличилась на 30–40 %. Страховые компании для компенсации своих убытков вынуждены повышать цены. К сожалению, это коснулось даже водителей, у которых не было аварий.

Вот так об онлайн-стену реальности разбиваются все благостные заверения Центробанка и РСА о том, что расширение тарифного коридора не коснется аккуратных, имеющих большой стаж водителей. Ситуация усугубляется тем, что страховые компании при оформлении полисов ОСАГО вновь начали навязывать пакеты дополнительных услуг. В результате многие автолюбители могут в ближайшее время вообще отказаться от системы обязательного страхования автогражданской ответственности. Во всяком случае, так считают в Национальном автомобильном союзе (НАС). 

– В этом году мы увидели уже три повышения цен на страховку – это теперь называют «расширением тарифного коридора», но о том, чтобы страховые компании продавали свои продукты дешевле, речи никогда не шло, – заявил изданию News.ru вице-президент НАС Антон Шапарин.

По его данным, число тех, кто не имеет полиса ОСАГО, в зависимости от региона колеблется от 10 до 20 %, а в ближайшие два-три года доля таких водителей может вырасти до 40 %. Штрафы, а за управление незастрахованным автомобилем грозит «суровое» наказание в 800 рублей, уже никого не остановят.

Среди предложений по выравниванию ситуации все чаще звучит идея о создании единой государственной страховой компании, которая в первую очередь будет заинтересована не в в извлечении прибыли, а в обеспечении порядка на дорогах. Однако до практической реализации этой идеи еще очень далеко, и в ближайшей перспективе ждут совсем других изменений.

Куда кривая вывозит

Инициатива реформирования сферы автострахования пока остается за крупными компаниями. В связи с этим эксперты не исключают, что, добившись возможности ремонтировать по ОСАГО любые автомобили запчастями-аналогами, страховщики будут пробивать норму о возможности использования бывших в употреблении деталей. До сих пор ЦБ отбивался от этой идеи, ссылаясь на риск роста количества ДТП, но может сдаться под давлением защитников прав владельцев праворульных автомобилей.

– Мы давно так работаем с японскими праворульными машинами, популярными на Дальнем Востоке. Автопарк региона не такой новый, как в Японии или Корее, и запчасти для многих марок машин, используемых у нас, японцы давно не производят. То есть найти их можно только на вторичном рынке б/у запчастей. Если вторичные детали находятся в пригодном состоянии, то я считаю, что их можно использовать, – пояснил порталу Banki.ru заместитель генерального директора по внешним связям «Ингосстраха» Илья Соломатин.

Вслед за ним уже и в руководстве РСА заявили о необходимости «тщательной проработки вопроса» со следующими аргументами:

– По нашему мнению, это решило бы вопрос с доступностью ремонта для автомобилей, не представленных в России официально. Почти на всем Дальнем Востоке, Урале и в Сибири эксплуатируются именно такие транспортные средства.

Омск город сибирский, тем не менее владельцев местных автосервисов слова о преобладании в Сибири праворульных машин удивляют. Возможно, они просто не могут смотреть в будущее так же далеко, как это делают руководители Российского союза автостраховщиков.

1120