Владельцы торговых гигантов заявили о рекордном падении продаж и дефиците покупателей. Без помощи властей комплексы массово обанкротятся.
Ковидные ограничения, а затем масштабные санкции со стороны западных стран оставили торговые центры по всей стране без арендаторов и покупателей, и, как следствие, лишили доходов. Не стали исключением и омские ТЦ.
РИА «Омск-информ» уже поднимало тему выживаемости торговых комплексов. Она вновь стала актуальной в связи с обращением предпринимательского сообщества к губернатору Александру Буркову. В письме озвучена инициатива депутата Заксобрания Валерия Кокорина снизить ставку налога на имущество с 2 до 0,5 % от кадастровой стоимости.
В противном случае ТЦ опустеют на 50 %, что приведет к их клинической смерти, заявляют предприниматели. Под обращением к губернатору поставили подписи владельцы всех крупных торговых центров Омска.
Поддержка наполовину
Областное правительство готово снизить ставку налога на имущество, однако не в четыре раза, как просит бизнес, а с 2 до 1,5 % от кадастровой стоимости. Мотивация такого решения следующая: деньги, выделенные на льготы для бизнеса, недополучит бюджет. А значит, не хватит средств на социальные обязательства.
– Ставка в размере 1,5 % предлагается для всех категорий налогоплательщиков вне зависимости от применяемой системы налогообложения. Размер ставки определен путем поиска баланса между необходимостью снижения налоговой нагрузки и минимизацией объема выпадающих доходов областного бюджета, – говорит министр экономики региона Анна Негодуйко.
По подсчетам ведомства, в результате реализации данной меры бюджет недополучит 86 млн рублей.
Такой подход властей вызывает вопросы. Торговые центры, как и любой бизнес, платят налоги. Если они работают с убытками, то и отчисления в бюджет региона будут минимальными. Мера поддержки в виде снижения ставки налога на имущество должна быть действенной. Пока же это представляется половинчатым решением.
Ранее губернатор Александр Бурков заявил, что в Омской области кадастровая стоимость ниже, чем в ряде сибирских и уральских регионов. В частности, речь идет о Новосибирске, Томске, Кемерове, Тюмени и Екатеринбурге.
– Напомню, что кадастровая стоимость в регионе не повышалась с 2014 года. Мы слышим бизнес и говорим, да, мы понижаем с 1 января ставку по налогу на имущество с 2 до 1,5 %. Сегодня у нас встает вопрос: или выполнение социальных обязательств, или дальнейшие комфортные условия для ретейла, чем в других соседних регионах. Мы нашли золотую середину, идем навстречу бизнесу, – высказался Александр Бурков.
В пресс-службе первого вице-губернатора Омской области Дмитрия Ушакова, курирующего экономический блок правительства, добавили, что на региональном уровне действует целый пакет мер для поддержки бизнеса.
Это, в частности, пониженная налоговая ставка для тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения до конца 2024 года. Законопроект был внесен на рассмотрение в январе этого года. Он касается пролонгации на три года действовавших до конца 2021 года ставок по УСН (1 %, если объект налогообложения – доходы, и 5 %, если объект налогообложения – доходы минус расходы).
Власти убеждены, что нашли компромисс. Бизнес считает иначе.
Дмитрий Коган: владельцы ТЦ стали заложниками властей
Собственник ТК «Пять звезд» Дмитрий Коган приводит конкретные цифры. На данный момент 40 % площадей в принадлежащем ему заведении пустует. Половине арендаторов пришлось вдвое снизить арендную плату. При этом во время пандемии ни один сотрудник не был уволен.
Предприниматель считает существующую систему налогообложения в регионе несправедливой, особенно в отношении отдельно стоящих зданий ТЦ площадью более 5 тыс. кв. м. Он напоминает, что у учредителей торговых комплексов есть кредитные обязательства перед банками и сотрудниками.
– По информации Российского союза торговых центров, к осени освободится около миллиона квадратных метров в ТЦ по всей стране. И в это время областное правительство предлагает повысить налог на имущество торговых центров и других зданий, попадающих в программу «пятитысячников». Ведь кадастровая стоимость увеличилась, значит и абсолютная величина вырастет. Депутаты Заксобрания Омской области в первом чтении приняли ставку, адекватную ситуации, согласованную с союзом предпринимателей, - рассуждает бизнесмен. - Но министрам областного правительства не нравится, что уменьшается поступления в бюджет Омской области. Извините, это не довод. Если ко мне приходит арендатор и просит скидку в 50%, показывая снижение выручки в 4 раза, то для него мой ответ, что мне нужно платить налог на имущество, кредиты, за обслуживание здания, налоги на предпринимательскую деятельность, не являются доводом. Он не может работать в убыток и уйдет, если не дать ему скидку по аренде. А мы, владельцы зданий, заложники властей, так как унести объект недвижимости не можем. Хотя наше здание еще и в залоге у банка. Кроме того у облправительства есть другие источники пополнения бюджета. Например, прошла информация, что Омская область, получит из федерального бюджета 9 миллиардов рублей. Прекрасно! У региональных властей есть все инструменты для помощи бизнесу: законодательство позволяет принимать ставку по налогу на имущество в любых величинах, в соответствии с ситуацией, для достижения цели. В связи с этим напрашивается вопрос: какая цель этих действий?
Предприниматель не может оценить, как скоро на опустевшие площади ТЦ придут новые арендаторы и смогут ли товары из Турции, Индии, Ирана и Китая заменить европейские бренды. Ведь непонятно, найдут ли в обозримом будущем омичи деньги на походы по магазинам.
Владелец «Пяти звезд» убежден, что у областных властей есть все инструменты для помощи бизнесу: федеральные субсидии и законодательство, которое можно корректировать.
– В качестве аргумента омское облправительство приводит довод, что денег не хватает на выполнение социальных обязательств. Они нам что, предлагают поучаствовать в формировании бюджета? Это неправильно. Если ко мне приходит арендатор и просит на 50 % снизить арендную плату, я же не могу ответить, что у меня платежи по кредиту и я потеряю деньги. Кроме того, непонятен период, на который установят ставку по арендной плате в 1,5 % от кадастровой стоимости. Мы уже полгода прожили, надо принимать анонсируемые изменения с 1 января. На федеральном уровне все, что нужно, будет приниматься. Но не значит, что нужно закручивать гайки на местном уровне. У облправительства есть другие источники финансирования, например, недавно бюджет получил дополнительные 9 млрд рублей. На мой взгляд, власти обладают инструментарием для регулирования федерального законодательства на региональном уровне, – резюмировал предприниматель.
Валерий Кокорин: Арендную плату по факту не понизили, а повысили на 60 %
В свою очередь, автор инициативы, владелец торговых гигантов «Континент» и «Каскад» Валерий Кокорин убежден, что меры, предложенные региональным Минэкономики, на самом деле приведут не к снижению, а к повышению налоговой ставки.
– После моего законопроекта в Минэкономики подписали увеличение арендной платы. Когда представители облправительства говорят о снижении ставки с 2 до 1,5 %, то они не искренни в своих высказываниях. Потому что первое – на время пандемии был принят закон об установлении ставки по арендной плате в 1,3 %, а по упрощенной системе налогообложения – 0,5 %. Когда они делают 1,5 %, в реальности плата повышается. Второе – в экономическом обосновании законопроекта они пишут, что на 28 % подняли кадастровую стоимость. Плюс предлагают поднять аренду до 1,5 %. Выходит, плата повысится на 60 %, – подсчитал Валерий Кокорин. – Мы, когда принимали этот законопроект в 2016 году, предполагали, что будет рост оборотов и доходности, и постепенное увеличение платы не повлечет катастрофических последствий для налогоплательщиков. За этот период они каждый год в среднем на 30 % увеличили кадастровую стоимость. То есть для тех, кто работал по упрощенной системе налогообложения, плата увеличилась не в 20, а в 40 раз. Попробуйте посчитать.
Что касается выручки ТЦ, то здесь ситуация крайне сложная.
– Как следует из отчета налоговой инспекции, в области на 20 % сократились продажи продуктов питания. У людей нет денег! О тряпочках, об обуви никто не думает. Если сократились покупки продуктов, то о каких продажах может идти речь? Если вы экстраполируете ситуацию на предметы одежды, то ситуация еще более критичная. Естественно, что уходят не только импортные, но и федеральные сети требуют либо снижения арендной платы, либо расторгают договоры. А омские предприниматели разоряются, и площади освобождаются. То есть это катастрофа. И никто не отсматривает эту ситуацию! – негодует Валерий Кокорин.
Мнение экономиста: это торг бизнеса с властью
Доктор экономических наук, завкафедрой экономической теории и мировой экономики ОмГУ Евгений Капогузов считает, что на данный момент предпринимательское сообщество и Минэкономики пытаются найти устраивающее всех решение.
– Первые признаки кризиса уже начали проявляться с точки зрения падения объемов выпуска, розничной торговли и прочих параметров, связанных с доходами населения и со спросом. Поэтому это негативно отражается на деятельности торговых компаний, находящихся на территории ТЦ. Единственный выход – посмотреть на оптимизацию доходов. Один из путей – снижение затрат на аренду помещений или по ставкам налоговых платежей, – говорит экономист. – В этом плане региональное Минэкономики уже приняло меры: пролонгировало на три года льготы по упрощенной системе налогообложения. При этом арендная плата – одна из статей доходов бюджета. И надо понимать, что власть не может полностью исключить этот способ пополнения казны. Арендная ставка по налогу в 1,5 % от кадастровой стоимости – компромиссное решение. На мой взгляд, присутствует попытка торга бизнеса с властью за суммы, которые позволят спасти торговые компании.
Эксперт уверен, что к такому состоянию ТЦ привели не только ковид и санкции, но и их обилие и конкуренция.
– Торговые центры активно строились в нулевые годы. Возможно, сейчас часть из ТЦ обанкротится. Бизнес пытается решить проблемы разными путями. Поэтому я вижу это как торг за потенциальные преференции, – размышляет экономист.
Процесс импортозамещения идет, но не быстро. Замена европейским брендам в ТЦ будет, но это лишь частично компенсирует потери предпринимателей. Но омскому бизнесу есть смысл присмотреться к укреплению товарных отношений с Казахстаном.
– Начался активный ренейминг европейских брендов, это вариант от безысходности. Деваться бизнесу некуда. Но у нашего города есть возможность закупаться в соседнем Казахстане. Это позволит снизить издержки. Но так, как раньше, уже не будет, – резюмировал Евгений Капогузов.
Что в целом по стране?
Если говорить о ситуации в целом, то по всей России бизнес обращается за помощью к властям. Руководство страны и отдельных субъектов идет навстречу бизнесу в разной степени.
В частности, «Коммерсантъ» сообщает об обращении президента Российской сети торговых центров Дмитрия Москаленко от 23 мая к замглаве Минпромторга РФ Виктору Евтухову с предложениями по поддержке ТЦ в условиях «непростой экономической ситуации». Автор инициативы просит отменить налог на имущество и земельный налог как минимум в 2022 году, а в перспективе изменить базу для расчета этих отчислений – вместо кадастровой стоимости, как это делается сейчас, использовать оборот предприятия.
Кроме того, предлагается снизить НДС до 10 % на все виды товаров и услуг, ввести мораторий на блокировку счетов и приостановку деятельности предприятий.
А, скажем, в Ленинградской области послабления для бизнеса скоро примет местное Заксобрание. Губернатор Александр Дрозденко заявил о сокращении в два раза ставки налога на имущество, которое было исчислено по новой кадастровой стоимости за 2022 год.
Пока трудно сказать, придут ли к согласию с руководством региона владельцы крупных омских ТЦ. Пока суд да дело, может так случиться, что часть торговых комплексов уже разорится. Такой вариант не исключен.