Что будет с ремонтом импортной бытовой техники и гаджетов и когда в омских мастерских закончатся детали и комплектующие?
Из России уходят (либо пока только приостановили деятельность) производители многих популярных брендов, в том числе гаджетов и бытовой техники.
В марте большинство сетевых магазинов отменили рассрочку на бытовую технику и электронику, отказов на выдачу кредитов на покупку стало в разы больше. Цены на товары резко выросли, вслед за падением рубля. Почти сразу после укрепления национальной валюты техника начала дешеветь, правда, не до уровня второй декады февраля. Цены остаются выше на 25–40 %.
Лишних денег на покупку новой техники у омичей сейчас нет, поэтому актуальным становится ремонт той, что была куплена ранее. Обозреватель РИА «Омск-информ» выяснил, как работают мастерские по ремонту гаджетов и бытовой техники, надолго ли хватит запчастей и комлектующих и насколько повысились цены на услуги?
Стиральные машины, холодильники, телевизоры: запчастей с избытком
Руководитель компании, занимающейся ремонтом телевизоров, холодильников, стиральных машин, Наталья Южакова рассказала, что пока серьезных изменений не произошло.
– Есть мнение, что санкции только начинают свое действие и по-настоящему развернутся летом или осенью. По первым ощущениям, богатые омичи остались богатыми, а бедные стали беднее. Это повлияло на поведение клиентов. Мы видим скромный сезонный рост спроса на ремонты, вместо значительного, как это бывало в прошлые годы, – поделилась Южакова.
Ряд работ в ее мастерской подорожал на 25 % из-за роста цен на запчасти, что-то осталось на прежнем уровне, так как сменили поставщиков либо стали закупать напрямую.
Ассортимент запчастей для бытовой техники в Омске бедный, а цены высокие, поэтому мастерская закупает в своем городе только что-то очень «срочное». Впрочем, пока есть достаточный собственный резерв запчастей. Чего-то – даже с избытком.
Довольно тревожно, что производители некоторых брендов полностью прекращают отгружать в Россию не только саму технику, но и запчасти. Проблему должен решить параллельный импорт, правда, санкции предполагают и перекрытие многих транспортных путей. Но в плане ремонта это мало что изменит. Оказывается, оригинальные детали и раньше почти не использовались омскими мастерскими.
– И до санкций большая часть запчастей имели китайское происхождение. Еще было много подделок. Что интересно: запчасти подорожали вследствие роста курса валют, но назад снижение курса валют пока не отыграли. Рынок дистрибуции запчастей еще мало конкурентен, – отмечает Наталья Южакова.
Тем не менее, по ее словам, ремонт отдельных брендов и видов бытовой техники все же может оказаться проблематичным. Правда, санкции тут ни при чем. Дело в уникальности и малой доступности запчастей на рынке.
– Например, холодильники Hitachi и Toshiba самые сложные в ремонте, поскольку они самые «навороченные». Установить в них неоригинальную запчасть может быть неразрешимой проблемой. Со временем к ним можно будет добавить Leran и даже DEXP. В то же время для некоторых мастеров проблему представляет любой холодильник с электроникой. Для большинства сложно работать с инверторным компрессором. Пожалуй, теперь инверторные компрессоры станут менее доступными. Но мы производим для них «обманки», и они нормально работают, – раскрыла некоторые секреты Наталья Южакова.
А как же технический прогресс? Есть ли возможность что-то из комплектующих изготовить в Омске, в других городах России, например, при помощи технологии 3D-печати деталей, или это из области фантастики и просто нерентабельно?
Наталья Южакова отметила, что и до санкций мастера-ремонтники ряд деталей изготавливали с помощью 3D-печати. Речь о редких комплектующих, которые не поставлялись вообще, либо сроки поставки достигали от месяца до двух, либо их стоимость была чрезмерно высокой. Не исключено, что эта технология станет более востребованной и что-то предпочтут изготавливать на месте.
Фены, утюги, пылесосы: новые – выгоднее
Если стоимость ремонта крупной бытовой техники себя оправдывает, то стоит ли тратиться на «реанимирование» старого фена, пылесоса, утюга, кофемолки – большой вопрос. Если, к примеру, фены и утюги прослужили 10 и более лет, возможно, им стоит продлить жизнь. Тут важно довериться мнению опытного мастера. А вот техника, произведенная в последние годы, преимущественно одноразовая. «Запланированное устаревание» стало нормой в обществе потребления, где принято постоянно покупать что-то новое. Поэтому и ремонт такой вещи, проработавшей всего-то пару лет, может обойтись в половину стоимости новой и даже выше.
К сожалению, «запланированное устаревание» заложено практически во всем, чем мы пользуемся. Поэтому на чем-то имеет смысл экономить. Что-то, без чего можно обойтись, не покупать вовсе. А, например, холодильники, плиты, стиральные машины можно выбирать без «наворотов».
– Если покупаете на последние деньги, то стратегия выбора белорусской или российской бытовой техники более жизнеспособная. Ее починить легче, она проще, запчасти доступнее. Например, электронный блок на некоторые холодильники дешевле купить, чем ремонтировать. Но это было и до санкций, и до событий на Украине. Надо понимать, что техника создается на 2–3 года, и совсем не для ремонта. Техника сейчас одноразовая, а если и предполагается ремонт, то только через официальные сервисные центры, – уточнила Наталья Южакова.
Омичи ушли в режим экономии...
То, что омичи ушли в режим экономии и отказываются от ремонта не самых необходимых девайсов, подтвердил директор ООО «Тонер Сервис Омск» Илья Глухов. Его фирма занимается ремонтом офисной оргтехники, мониторов, ноутбуков, планшетов, телевизоров, обслуживанием картриджей. Например, недавно клиенты отказались от дорогостоящего ремонта струйного цветного принтера. Чтобы вернуть его к жизни, сегодня нужно потратить 12 тыс. рублей, а еще недавно это стоило 7 тысяч, и услуга была более востребована. В целом люди стали обращаться реже.
– Наш бизнес полностью зависит от курса доллара. В марте цены на некоторые позиции выросли вдвое. И обратно «откатываться» пока не спешат. Дело в том, что заказанные детали идут до двух недель. Но в целом ничего критичного, что могло бы повлиять на работу сервиса, я пока не вижу. Сервисники находят друг друга, помогают деталями, когда речь идет о чем-то редком, – рассказал Илья Глухов.
Уже два года, как начали закрывать границы с Китаем из-за пандемии коронавируса, заказы идут сначала в Москву, где происходит растаможка, а затем попадают в Омск. Из-за такого сложного логистического плеча и цены выше, и сроки доставки дольше. Тем не менее какой-то запас деталей есть в наличии. Это касается и комплектующих, и расходников.
…потому что потратили все деньги в феврале
Рост курса доллара и евро в конце февраля – начале марта спровоцировал омичей на покупки не только гаджетов и бытовой техники, но и кондиционеров. Планируемые на более поздний срок покупки многие совершили раньше. Как сообщил Виктор Козлов, руководитель компании, занимающейся климатическим оборудованием для дома и офиса, обычно рост спроса на кондиционеры традиционно начинается с первым теплом, в мае – июне. В этом году омичи массово закупили кондиционеры в конце зимы, но только сейчас начинаются монтажные работы.
– Наши цены привязаны к курсу доллара, они меняются буквально каждый день. В течение месяца кондиционеры подорожали почти в 2 раза, а затем цена упала вместе с долларом, – говорит Виктор Козлов. – Пока что мы не испытываем дефицита ни кондиционеров, ни комплектующих. Но думаю, что это может произойти. Хотя с начала пандемии товары из Китая идут сначала в Москву, а оттуда в Омск. Из Европы, Канады мы уже и так ничего не получаем.
Также он отметил, что во время пандемии спрос на климатическое оборудование для квартир значительно вырос. Вероятно, это связано с тем, что многие работали на удаленке и захотели иметь более комфортные условия дома.
Владельцы «яблочных» гаджетов могут расслабиться
В Омске ремонтом айфонов и макбуков занимается несколько компаний, в том числе авторизованный сервис. Несмотря на то что «яблочная» техника надежна и редко требует ремонта, хотелось бы понимать ситуацию с сервисом. Тем более что расходники у тех же айфонов – зарядки, наушники, реже – аккумуляторы довольно востребованы.
Официального комментария от авторизованного сервиса «Эппл» мы не дождались. Однако на «клиентском» уровне выяснили, что ремонт «яблочных» гаджетов по-прежнему производится. Цены выросли незначительно. К примеру, смена аккумулятора для айфона обойдется до 3000 рублей, в зависимости от модели. В Омске есть и другие сервисы, справляющиеся с ремонтов продукции «Эппл». Там цены ниже в полтора-два раза. Стоит ли им доверять свой, надеемся, не последний айфон, непонятно. Тем более что буквально на днях США неожиданно отменили санкции на поставки ПО и оборудования. А кое-что из «яблочных» стало дешеветь вслед за укреплением рубля. Надолго ли?
Итак. Расстраиваться, если не успели или было не на что купить пару-тройку запасных телевизоров и смартфонов, точно не стоит. Тратить деньги имеет смысл только на ту бытовую технику и гаджеты, которые будут использоваться здесь и сейчас. А вкладывать деньги заранее можно, например, как в случае с кондиционерами, в то, что и так купили бы, но чуть позже. Ну и, наконец, прежде чем ремонтировать «одноразовую» технику, надо подсчитать, а не дешевле ли купить новую.
И да, мастеров-индивидуалов, возможно, станет еще меньше. Оказывается, несколько лет назад их начали теснить агрегаторы. Раньше на сайтах частных объявлений публиковались мастера. Теперь только агрегаторы. В контекстной рекламе – агрегаторы. Сегодня индивидуалам стало еще сложнее из-за ситуации на рынке деталей и запчастей.
Но от этого только выиграют крупные сервисы и мастерские. Кстати, лучшие из них не уходят с рынка годами, а то и десятилетиями. Жизнеспособность как раз и может служить лучшей рекомендацией и ориентиром при выборе сервиса или мастерской.