Несмотря на то что в городе открывают выделенные полосы и появляются новые автобусы, проблем меньше не становится. Омичи остаются крайними.
Мэр Омска Вячеслав Двораковский, отчитываясь перед депутатами горсовета о проделанной работе за 2013 год, заметил, что решение транспортных проблем априори не получит поддержки у населения. Поэтому чиновникам порой приходится «мужественно принимать решения», которые в конечном итоге, несмотря на общее недовольство, принесут положительные результаты.
Оптимистичные прогнозы омичи не поддерживают – любое решение принимается в штыки, имя директора транспорта Олега Осинского уже стало отрицательно нарицательным, народ негодует и требует отставки должностных лиц. Но мы-то с вами знаем, что дыма без огня не бывает.
Автобусный маршрут № 120, соединявший совхоз «Новоомский» и «Мегу», в один прекрасный день, был отменен. Теперь этот маршрут обслуживает несколько коммерческих перевозчиков – на линии работают маршрутки № 120, 914, 420: как обычные «газели», так и «форды». На языке специалистов это называется «оптимизация» – в начале 2014 года несколько нерентабельных маршрутов, по словам чиновников, были переданы частным предпринимателям на конкурсных условиях. Освободившиеся транспортные средства были переброшены на существующие маршруты, а вот у жителей Новоомского начались проблемы.
Дело в том, что по договоренности с региональным Минтруда часть перевозчиков обязана предоставлять льготный проезд пассажирам, имеющим электронные транспортные карты. А вот те омичи, которые ездили на 120 автобусе по проездному, теперь обязаны платить – проездной у частника не действует. Ситуация усугубляется тем, что этот маршрут единственный, который следует от населенного пункта в сторону Левого берега. Жителям, не льготникам, не остается выбора – или платить в маршрутке или добираться с пересадками. Путь, попрошу заметить, не близкий.
– Льготы предоставляются только по транспортным картам, все остальное – бумажные удостоверения и проездные не являются действительными. В каждом транспортном средстве стоит ридер, когда будет электронный проездной, тогда будут действительны и проездные. Кроме того, если ридер не работает, но есть транспортная карта, то человек имеет право проехать бесплатно, – прокомментировал ситуацию известный в среде омских перевозчиков Вячеслав Доронкин.
Появление электронных проездных подтвердили и в департаменте транспорта – они будут запущены в обиход уже в этом году, предположительно, осенью. До этого времени всем владельцам проездных в маршрутках, подобных 120-й, приходится платить, хотя, когда данная система вводилась, говорилось о действии именно всех документов, дающих право на бесплатный проезд.
Данный пригородный маршрут обслуживают коммерческие перевозчики, которые, поняв, насколько он выгоден, сразу перехватили эстафету. Но 11 внегородских маршрутов в этом году были переданы из муниципальной собственности в областную – их начал обслуживать «Омскоблавтотранс». Причина та же – у города нет средств на их содержание. Здесь с льготами и проездными все обстоит нормально – проблемы с подвижным составом.
Например, на 123 маршруте (Ж/д вокзал – Лузино) появились раритетные автобусы – ЛиАЗы и ПАЗы. Маловместимые, неудобные, изношенные. В одном из них, например, не работает задняя дверь, мотор периодически глохнет, водитель матерится отборным матом на весь салон (конструкция автобусов позволяет услышать). Понятное дело, что это уже не проблема городского департамента транспорта, который благополучно от неликвида избавился. Но, как всегда, страдают люди, вынужденные по утрам терпеть все неудобства, лишь бы доехать до работы.
А вот, например, жителям Авиагородка и района, прилегающего к Омскому аэропорту, повезло еще меньше. В феврале 2014 года перестал ходить автобусный маршрут № 9, который связывал аэропорт «Омск-Центральный» и завод СК. Альтернатив ему нет – ближайшие остановки, ОЛТУГА и «Аэропорт местных линий», находятся на значительных расстояниях. Вариант – опять пересадки. Тогда в департаменте заявили, что маршрут был убыточным, на него не «повелись» даже коммерческие перевозчики, которые через месяц работы на линии его бросили. Жители снова остались один на один с проблемой.
О такой же ситуации могут поведать и омичи, проживающие в других районах города. Весной пассажирскую транспортную сеть Омска начали перекраивать – часть маршрутов объединили, в результате некоторые из них отменили вовсе. Например, маршруты № 15 (ул. Партизанская – 5-й Кирпичный завод), № 40 (ул. Стрельникова – 12-й микрорайон), № 48 (ул. Партизанская – Автоколонна 1251) и троллейбусный маршрут № 11 (Железнодорожный вокзал – ул. Гашека) были закрыты. Омичам предложили альтернативные маршруты. Так, до 5-го Кирпичного завода продлили схему движения автобусного маршрута № 46, обновленный маршрут № 45 продлили до конечного пункта «Автоколонна 1251». Ушли автобусы с маршрута № 56 (ул. 21-я Амурская – ул. 3-я Железнодорожная) – их поменяли на маршрутки.
– Планируем поставить эти машины на основные маршруты, тем самым сократится интервал движения, – заявлял тогда Олег Осинский. – Какая-то часть населения будет недовольна, но 85% населения скажут нам спасибо. Миллионный город должен передвигаться с пересадками.
Посыл директора дептранса омичи не поняли – в нашу редакцию стали поступать звонки от возмущенных жителей, которые стали жаловаться на то, что уехать стало совсем невозможно.
– Отменить троллейбус № 11 придумали люди, которые вообще не ездят общественным транспортом!!! Это единственный способ добираться с Кирова на Маркса, в сторону ж/д вокзала! В этом направлении всегда очень нужен прямой маршрут! Когда-то ходил троллейбус № 5 – тоже отменили. Появился № 11 – люди обрадовались, через Порт-Артур ездить до ж/д вокзала многим неудобно, – говорили омичи. Но их просьбы услышаны не были.
Не знаем, можно ли назвать пафосным словом «оптимизация» и то, что общественный транспорт стал возвращаться в гараж не в девять или десять часов вечера, а в шесть или семь. Пустые автобусы с надписью «В гараж. Старый Кировск» один за другим подъезжают к остановке «Жемчужина», а в это время с других остановок люди не могут уехать. В девять часов вечера транспорт можно заметить только на центральных магистралях, в округах – все спокойно. Чиновники это объяснили тем, что в вечернее время автобусы и троллейбусы ходят пустые, поэтому их нет смысла гонять туда-сюда. Нерентабельно и экономически необоснованно.
А вот появления экономически обоснованной стоимости на билетах в общественном транспорте чиновникам добиться удалось – с 1 июля мы будем платить 18 рублей. То, о чем говорили, за что переживали, за что боролись, – свершится. Заседание горсовета, где было принято это решение, обещало быть эмоционально насыщенным.
Мероприятие предварил митинг коммунистов, либерал-демократы пообещали депутатам кару небесную в виде превращения в поросят, но как в сказке не получилось. Народные избранники проголосовали – 23 голоса из 37 были отданы за увеличение социальной поддержки транспортных предприятий. Иными словами – за увеличение стоимости проезда. Новость вызвала радость только у маршрутчиков – в их планах довести стоимость проезда до 25 рублей. Хотя, как снисходительно заметил один из перевозчиков на состоявшемся заседании общественного совета при РЭК, хватило бы и 24 рубля. Что-то подсказывает, что и они рано или поздно добьются своего.
Вчера мэр Вячеслав Двораковский с сожалением констатировал, что в 2013 году был зарегистрирован печальный рекорд – износ общественного транспорта составил 93%. Чтобы ликвидировать этот недостаток, нужно закупать каждый год по 110 единиц техники. Денег нет, вся надежда только на тариф. Намек, как говорится, все поняли.