Поиск

Врио губернатора намерен совершать объезд проблемных строек по субботам. Мы составили перечень таких мест. Строек в регионе хватает.

На следующий день после вступления в должность врио губернатора Омской области новый глава региона Виталий Хоценко объявил своим подчиненным, что суббота для членов областного правительства теперь рабочий день. Вместе с подчиненными новый глава региона намерен совершать объезды проблемных строек города и области.

Свой первый выезд в субботу, 1 апреля, Виталий Хоценко совершил на стройплощадки школ в микрорайонах Серебряный Берег и Космический. В этих поездках главу региона сопровождал мэр Омска Сергей Шелест, который сам уже два месяца каждую субботу ездит по стройкам. Правда, у Шелеста субботний маршрут практически один и тот же: стройка школы в Серебряном Береге, жилой дом для переселенцев на Старой Московке да Ленинградский мост.

Очевидно, что теперь градоначальнику придется поездить и по другим проблемным строительным объектам. Их немало и в Омске, и в районах области. 

«Куда поедет губернатор – мы не знаем»

По идее, список строек, куда следует отправиться новому главе региона, должен составить региональный Минстрой. Однако, как заявили обозревателю РИА «Омск-информ» в региональном ведомстве, перечня «проблемных» строек не существует в принципе.

– У нас нет перечня проблемных строек, а выезд губернатора организует его аппарат, – сказали в Минстрое.

Что ж, раз профильное министерство не в состоянии подготовить для губернатора перечень строек, куда Виталию Хоценко и его министрам стоит заглянуть во время планируемых субботних выездов, это сделаем мы сами. Итак.

«Невезучие» омские садики и школы

В районах Омской области имеется сразу несколько проблемных школ, которые возводят уже не первый год. Сменился губернатор, поменялось руководство Минстроя, а ставшую притчей во языцех школу в Исилькуле на 550 мест так и не достроили. Еще в 2018 году ее начинало возводить ООО «Лидер» – пожалуй, самый недобросовестный омский подрядчик, сорвавший сроки возведения многих важных объектов по всей области. После срыва сроков власти разорвали контракт с «Лидером», объявили поиск нового подрядчика и в итоге оказалось, что новый конкурс снова выиграл тот же самый «Лидер». После повторного срыва сроков строительства школы в Исилькуле, «Омскоблстройзакзчик» объявил третий конкурс, который выиграла компания «АСУкомплектсервис».

После этого в Минстрое пообещали завершить возведение школы к концу текущего года. Сроки очень смелые, ведь по состоянию на начало года готовность объекта составляла лишь 21%. Наверняка врио губернатора возьмет строительство данного объекта под свой контроль и посетит школу, дабы и на этот раз сроки не были нарушены.

Проблемной считается и аналогичная школа на 550 мест в райцентре Горьковское. Возводит объект компания «Сибцентрстрой» Рафика Сафаряна. В минувшем году подрядчик говорил о необходимости увеличения сметы из-за подорожания стройматериалов. И смету увеличили на 170 млн. Сроки возведения школы также корректировались. Датой сдачи школы сначала назывался 2021 год, а теперь это конец 2023 года. На объекте бывал прежний губернатор Александр Бурков, теперь, очевидно, побывает в Горьковском и Виталий Хоценко. Возможно, это придаст ускорение работам.

Наверняка будет поставлено на контроль врио и строительство школ на 250 мест в Черлаке, а также на 1122 места в микрорайонах Ясная Поляна и Кузьминки. Школу в Ясной Поляне, как и еще одно образовательное учреждение в микрорайоне Кузьминки, начали строить в конце прошлого года. О срыве сроков речи пока не идет, но эти стройки точно требуют внимания, контроля и личного посещения нового главы области.

Кроме того, в конце прошлого года было начато возведение новых детсадов на 310 мест в микрорайоне Ясная Поляна и на улице Завертяева. Эти стройки также нуждаются в пристальном внимании властей, дабы избежать повторения ситуации с садиком в Большеречье, который не могут достроить уже два года. Очередной дедлайн – 1 мая текущего года.

Два долгостроя в одном месте – метро и новый корпус ОмГУ

Но не одними школами, садиками и другими социальными учреждениями ограничивается перечень проблемных строек региона – таковых куда больше. Некоторых объекты строят так долго, что они прочно вошли в городской фольклор, стали «героями» анекдотов и многочисленных мемов.

Так, в далеком 2005 году в центре Омска началось возведение нового корпуса ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Дети, родившиеся в 2005-м, в этом году уже будут поступать в вуз, а новый корпус университета до сих пор не сдан. Сроки переносились множество раз, менялись ректоры вуза, каждый из которых обещал, что при нем-то корпус точно сдадут. Но в итоге ничего не изменилось – долгострой в центре Омска как стоял, так и стоит. По последним данным, новый срок сдачи главного корпуса классического университета – 2024 год. Может быть, при новом губернаторе его все-таки достроят?

В год начала строительства нового корпуса ОмГУ рядом с ним был открыт метромост. Тогдашний губернатор Леонид Полежаев обещал, что уже в 2008 году омичи проедут на метро. Не проехали – метро стало самым известным долгостроем Омска, фактически его символом. Экс-губернатор Александр Бурков неоднократно говорил о планах запуска в теле метромоста трамвая или троллейбуса. Об этом же говорил и бывшего глава регионального Минтранса Антон Заев. Теперь нет ни Заева, ни Буркова, и что все-таки запустят в теле метромоста – непонятно. Виталию Хоценко еще предстоит высказаться по теме этой вечной стройки. Возможно, он лично побывает на объектах недостроенного метрополитена.

Гидроузел и Северный обход: сдадут ли их при Хоценко?

Два других строительных мегапроекта – Красногорский гидроузел и Северный обход, в отличие от метро, имеют реальные шансы быть реализованными. С прошлого года ведется активное возведение Красногорского гидроузла. Первая очередь объекта должна быть сдана к 2025 году. Темпы строительства гидроузла подкреплены федеральным финансированием, больших проблем на этой стройке пока нет – об этом сообщалось в ходе недавнего визита на объект экс-губернатора Александра Буркова. Не исключено, что Виталий Хоценко также посетит гидроузел.

При прежнем губернаторе с «Газпромбанком» было заключено концессионное соглашение о возведении 63-километрового Северного обхода. Платная объездная дорога стоимостью более 63 млрд рублей должна быть построена к 2027 году. Но реализация этого проекта споткнулась о недовольство жителей нескольких поселений Омского района, вблизи которых, согласно проекту, пройдет новая трасса.

Омичи выступили против вырубки ценных лесов и того, чтобы под окнами их домов круглосуточно шумели фуры. Насколько сильным будет протест жителей омского пригорода – пока непонятно. Но недовольство омичей может стать одной из причин возможной задержки начала строительства дороги. Если же конфликт концессионеров и местных жителей перейдет в острую фазу, то Виталию Хоценко в любом случае придется в него вмешиваться.

Аэропорт Федоровка: пора уже летать

По-прежнему ничего не понятно со строительством нового аэропорта Омск-Федоровка. При прежнем губернаторе Александре Буркове Федоровку хотели строить то за счет средств частного инвестора, то пытались привлечь федеральное финансирование. Но пока, как говорится, воз и ныне там – на поросшей бурьяном взлетно-посадочной полосе.

В условиях неопределенности с Федоровкой в прошлом году омские власти решили строить еще один терминал в аэропорту Омск-Центральный. Означает ли это, что воздушая гавань сохранит свою прописку в городской черте, сказать пока сложно. У нового губернатора ответов на эти вопросы, естественно, пока нет. Тщательно вникнув в ситуацию и разобравшись с текущей повесткой, он наверняка обратит внимание на знаменитый долгострой. Возможно, именно при Хоценко аэропорт будет построен, и он будет летать в командировки из Федоровки.

Ленинградский мост, жилье и благоустройство: проблема на проблеме

Метро, гидроузел, новый аэропорт и Северный обход – это, конечно, важные объекты, но сегодня для сотен тысяч простых омичей куда важнее ремонт Ленинградского моста. По некоторой информации, именно на данный объект Виталий Хоценко заглянет в ближайшую субботу.

Есть и другие важные стройки. Взять, к примеру, жилье. При губернаторе Буркове в регион активно привлекали иногородних застройщиков, власти создавали им буквально тепличные условия. Так, компаниям «Эталон» и «Брусника» отдали лучшие участки на Левобережье Омска при условии, что часть квартир девелоперы передадут сиротам и переселенцам из ветхого жилья. 

Но буквально на этой неделе прокуратура сообщала, что компания «Эталон», которая возводит микрорайон Зеленая Река на улице Волгоградской, до сих пор не подготовила важную проектно-сметную документацию. Лишь недавно началось строительство жилья в микрорайоне Кварталы Драверта, который возводит компания «Брусника». Пока «Брусника» готовилась начать строительство, омский застройщик «Стройбетон» успел возвести и заселить две высотки по соседству. Какие взаимоотношения у пришлых девелоперов сложатся с новой областной властью, пока сказать сложно. 

Были в Омской области в последние годы и проблемы с еще одной важной сферой – благоустройством общественных пространств. Несмотря на то что де-юре благоустройство курирует Минэнерго, де-факто объекты благоустройства – это такие же проблемные стройки.

Достаточно вспомнить, с какими трудностями шло благоустройство Советского парка, какие проблемы были при благоустройстве бульвара Победы, площади Бударина – все эти общественные пространства подрядчики сдали с большим срывом сроков строительства. Были и претензии к качеству работ. Чего только стоит парк «Калач на Оми» в Калачинске стоимостью 100 млн рублей, в итоге потянувший на уголовное дело. Будут ли теперь областные власти пристальнее следить за такими объектами? Очевидно, что да, ведь от реализации в том числе благоустройства зависят и рейтинги власти – в сентябре нас ждут выборы губернатора.

«Проблема долгостроев должна решаться не на уровне губернатора»

Профессор ОмГУПСа, урбанист и эколог Сергей Костарев уверен, что проблема долгостроев региона – это не тот вопрос, которым каждую субботу должен быть занят губернатор. По мнению эксперта, проблемными стройками должны заниматься профильные специалисты.

– Честно говоря, вообще странно, когда губернатор ездит на стройки, если речь идет о каких-нибудь долгостроях. Это решается на другом уровне – уровне прорабов, начальников строек и т. д., – говорит Костарев.

А вот на Северный обход врио губернатора стоит обратить внимание. Проект рискует обернуться большими проблемами. 

– Северный обход нужно строить, но, похоже, там проект не очень хороший. Хотелось бы, чтобы эта дорога была не в ущерб горожанам и Подгородному лесхозу – им точно не нужно жертвовать. Мне кажется, таких уникальных мест у нас больше нет, – отметил Костарев.

Он также призвал обратить внимание на восстановление трамвайного сообщения с Левым берегом.

– Еще мэр Двораковский говорил, что рельсы туда вернут, линию восстановят. И трамваи туда нужно возвращать, это был бы очень хороший транспортный, экологический проект, который бы реально улучшил качество городской среды, – считает эксперт.

Ждет ли Омск строительный бум при Хоценко?

Ранее Виталий Хоценко 6 лет отработал на Ставрополье. В свое время оттуда же, из Ставропольского края, в Омск приехал легендарный Сергей Манякин, при котором Омск стал тем городом, которым его знают все омичи. Именно при Манякине в Омске были построены Музыкальный театр, ТЦ «Омский», здания ОмГУ, политеха, возведены миллионы квадратных метров жилья на Левобережье, проложен мост через Иртыш у Телецентра и множество других знаковых объектов.

Появятся ли при Виталии Хоценко такие же знаковые объекты, как Музыальный театр?

Какие объекты будут достроены или построены с нуля при губернаторе Хоценко – покажет время. Новому главе региона еще только предстоит наладить контакт с крупнейшими омскими застройщиками, разобраться во всех перипетиях долгостроев и при необходимости и целесообразности найти средства на завершение важнейших объектов. Но то, что он уделяет повышенное внимание этому вопросу, вселяет оптимизм.

Сергей Энквист 

5154

Врио губернатора намерен совершать объезд проблемных строек по субботам. Мы составили перечень таких мест. Строек в регионе хватает.

На следующий день после вступления в должность врио губернатора Омской области новый глава региона Виталий Хоценко объявил своим подчиненным, что суббота для членов областного правительства теперь рабочий день. Вместе с подчиненными новый глава региона намерен совершать объезды проблемных строек города и области.

Свой первый выезд в субботу, 1 апреля, Виталий Хоценко совершил на стройплощадки школ в микрорайонах Серебряный Берег и Космический. В этих поездках главу региона сопровождал мэр Омска Сергей Шелест, который сам уже два месяца каждую субботу ездит по стройкам. Правда, у Шелеста субботний маршрут практически один и тот же: стройка школы в Серебряном Береге, жилой дом для переселенцев на Старой Московке да Ленинградский мост.

Очевидно, что теперь градоначальнику придется поездить и по другим проблемным строительным объектам. Их немало и в Омске, и в районах области. 

«Куда поедет губернатор – мы не знаем»

По идее, список строек, куда следует отправиться новому главе региона, должен составить региональный Минстрой. Однако, как заявили обозревателю РИА «Омск-информ» в региональном ведомстве, перечня «проблемных» строек не существует в принципе.

– У нас нет перечня проблемных строек, а выезд губернатора организует его аппарат, – сказали в Минстрое.

Что ж, раз профильное министерство не в состоянии подготовить для губернатора перечень строек, куда Виталию Хоценко и его министрам стоит заглянуть во время планируемых субботних выездов, это сделаем мы сами. Итак.

«Невезучие» омские садики и школы

В районах Омской области имеется сразу несколько проблемных школ, которые возводят уже не первый год. Сменился губернатор, поменялось руководство Минстроя, а ставшую притчей во языцех школу в Исилькуле на 550 мест так и не достроили. Еще в 2018 году ее начинало возводить ООО «Лидер» – пожалуй, самый недобросовестный омский подрядчик, сорвавший сроки возведения многих важных объектов по всей области. После срыва сроков власти разорвали контракт с «Лидером», объявили поиск нового подрядчика и в итоге оказалось, что новый конкурс снова выиграл тот же самый «Лидер». После повторного срыва сроков строительства школы в Исилькуле, «Омскоблстройзакзчик» объявил третий конкурс, который выиграла компания «АСУкомплектсервис».

После этого в Минстрое пообещали завершить возведение школы к концу текущего года. Сроки очень смелые, ведь по состоянию на начало года готовность объекта составляла лишь 21%. Наверняка врио губернатора возьмет строительство данного объекта под свой контроль и посетит школу, дабы и на этот раз сроки не были нарушены.

Проблемной считается и аналогичная школа на 550 мест в райцентре Горьковское. Возводит объект компания «Сибцентрстрой» Рафика Сафаряна. В минувшем году подрядчик говорил о необходимости увеличения сметы из-за подорожания стройматериалов. И смету увеличили на 170 млн. Сроки возведения школы также корректировались. Датой сдачи школы сначала назывался 2021 год, а теперь это конец 2023 года. На объекте бывал прежний губернатор Александр Бурков, теперь, очевидно, побывает в Горьковском и Виталий Хоценко. Возможно, это придаст ускорение работам.

Наверняка будет поставлено на контроль врио и строительство школ на 250 мест в Черлаке, а также на 1122 места в микрорайонах Ясная Поляна и Кузьминки. Школу в Ясной Поляне, как и еще одно образовательное учреждение в микрорайоне Кузьминки, начали строить в конце прошлого года. О срыве сроков речи пока не идет, но эти стройки точно требуют внимания, контроля и личного посещения нового главы области.

Кроме того, в конце прошлого года было начато возведение новых детсадов на 310 мест в микрорайоне Ясная Поляна и на улице Завертяева. Эти стройки также нуждаются в пристальном внимании властей, дабы избежать повторения ситуации с садиком в Большеречье, который не могут достроить уже два года. Очередной дедлайн – 1 мая текущего года.

Два долгостроя в одном месте – метро и новый корпус ОмГУ

Но не одними школами, садиками и другими социальными учреждениями ограничивается перечень проблемных строек региона – таковых куда больше. Некоторых объекты строят так долго, что они прочно вошли в городской фольклор, стали «героями» анекдотов и многочисленных мемов.

Так, в далеком 2005 году в центре Омска началось возведение нового корпуса ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Дети, родившиеся в 2005-м, в этом году уже будут поступать в вуз, а новый корпус университета до сих пор не сдан. Сроки переносились множество раз, менялись ректоры вуза, каждый из которых обещал, что при нем-то корпус точно сдадут. Но в итоге ничего не изменилось – долгострой в центре Омска как стоял, так и стоит. По последним данным, новый срок сдачи главного корпуса классического университета – 2024 год. Может быть, при новом губернаторе его все-таки достроят?

В год начала строительства нового корпуса ОмГУ рядом с ним был открыт метромост. Тогдашний губернатор Леонид Полежаев обещал, что уже в 2008 году омичи проедут на метро. Не проехали – метро стало самым известным долгостроем Омска, фактически его символом. Экс-губернатор Александр Бурков неоднократно говорил о планах запуска в теле метромоста трамвая или троллейбуса. Об этом же говорил и бывшего глава регионального Минтранса Антон Заев. Теперь нет ни Заева, ни Буркова, и что все-таки запустят в теле метромоста – непонятно. Виталию Хоценко еще предстоит высказаться по теме этой вечной стройки. Возможно, он лично побывает на объектах недостроенного метрополитена.

Гидроузел и Северный обход: сдадут ли их при Хоценко?

Два других строительных мегапроекта – Красногорский гидроузел и Северный обход, в отличие от метро, имеют реальные шансы быть реализованными. С прошлого года ведется активное возведение Красногорского гидроузла. Первая очередь объекта должна быть сдана к 2025 году. Темпы строительства гидроузла подкреплены федеральным финансированием, больших проблем на этой стройке пока нет – об этом сообщалось в ходе недавнего визита на объект экс-губернатора Александра Буркова. Не исключено, что Виталий Хоценко также посетит гидроузел.

При прежнем губернаторе с «Газпромбанком» было заключено концессионное соглашение о возведении 63-километрового Северного обхода. Платная объездная дорога стоимостью более 63 млрд рублей должна быть построена к 2027 году. Но реализация этого проекта споткнулась о недовольство жителей нескольких поселений Омского района, вблизи которых, согласно проекту, пройдет новая трасса.

Омичи выступили против вырубки ценных лесов и того, чтобы под окнами их домов круглосуточно шумели фуры. Насколько сильным будет протест жителей омского пригорода – пока непонятно. Но недовольство омичей может стать одной из причин возможной задержки начала строительства дороги. Если же конфликт концессионеров и местных жителей перейдет в острую фазу, то Виталию Хоценко в любом случае придется в него вмешиваться.

Аэропорт Федоровка: пора уже летать

По-прежнему ничего не понятно со строительством нового аэропорта Омск-Федоровка. При прежнем губернаторе Александре Буркове Федоровку хотели строить то за счет средств частного инвестора, то пытались привлечь федеральное финансирование. Но пока, как говорится, воз и ныне там – на поросшей бурьяном взлетно-посадочной полосе.

В условиях неопределенности с Федоровкой в прошлом году омские власти решили строить еще один терминал в аэропорту Омск-Центральный. Означает ли это, что воздушая гавань сохранит свою прописку в городской черте, сказать пока сложно. У нового губернатора ответов на эти вопросы, естественно, пока нет. Тщательно вникнув в ситуацию и разобравшись с текущей повесткой, он наверняка обратит внимание на знаменитый долгострой. Возможно, именно при Хоценко аэропорт будет построен, и он будет летать в командировки из Федоровки.

Ленинградский мост, жилье и благоустройство: проблема на проблеме

Метро, гидроузел, новый аэропорт и Северный обход – это, конечно, важные объекты, но сегодня для сотен тысяч простых омичей куда важнее ремонт Ленинградского моста. По некоторой информации, именно на данный объект Виталий Хоценко заглянет в ближайшую субботу.

Есть и другие важные стройки. Взять, к примеру, жилье. При губернаторе Буркове в регион активно привлекали иногородних застройщиков, власти создавали им буквально тепличные условия. Так, компаниям «Эталон» и «Брусника» отдали лучшие участки на Левобережье Омска при условии, что часть квартир девелоперы передадут сиротам и переселенцам из ветхого жилья. 

Но буквально на этой неделе прокуратура сообщала, что компания «Эталон», которая возводит микрорайон Зеленая Река на улице Волгоградской, до сих пор не подготовила важную проектно-сметную документацию. Лишь недавно началось строительство жилья в микрорайоне Кварталы Драверта, который возводит компания «Брусника». Пока «Брусника» готовилась начать строительство, омский застройщик «Стройбетон» успел возвести и заселить две высотки по соседству. Какие взаимоотношения у пришлых девелоперов сложатся с новой областной властью, пока сказать сложно. 

Были в Омской области в последние годы и проблемы с еще одной важной сферой – благоустройством общественных пространств. Несмотря на то что де-юре благоустройство курирует Минэнерго, де-факто объекты благоустройства – это такие же проблемные стройки.

Достаточно вспомнить, с какими трудностями шло благоустройство Советского парка, какие проблемы были при благоустройстве бульвара Победы, площади Бударина – все эти общественные пространства подрядчики сдали с большим срывом сроков строительства. Были и претензии к качеству работ. Чего только стоит парк «Калач на Оми» в Калачинске стоимостью 100 млн рублей, в итоге потянувший на уголовное дело. Будут ли теперь областные власти пристальнее следить за такими объектами? Очевидно, что да, ведь от реализации в том числе благоустройства зависят и рейтинги власти – в сентябре нас ждут выборы губернатора.

«Проблема долгостроев должна решаться не на уровне губернатора»

Профессор ОмГУПСа, урбанист и эколог Сергей Костарев уверен, что проблема долгостроев региона – это не тот вопрос, которым каждую субботу должен быть занят губернатор. По мнению эксперта, проблемными стройками должны заниматься профильные специалисты.

– Честно говоря, вообще странно, когда губернатор ездит на стройки, если речь идет о каких-нибудь долгостроях. Это решается на другом уровне – уровне прорабов, начальников строек и т. д., – говорит Костарев.

А вот на Северный обход врио губернатора стоит обратить внимание. Проект рискует обернуться большими проблемами. 

– Северный обход нужно строить, но, похоже, там проект не очень хороший. Хотелось бы, чтобы эта дорога была не в ущерб горожанам и Подгородному лесхозу – им точно не нужно жертвовать. Мне кажется, таких уникальных мест у нас больше нет, – отметил Костарев.

Он также призвал обратить внимание на восстановление трамвайного сообщения с Левым берегом.

– Еще мэр Двораковский говорил, что рельсы туда вернут, линию восстановят. И трамваи туда нужно возвращать, это был бы очень хороший транспортный, экологический проект, который бы реально улучшил качество городской среды, – считает эксперт.

Ждет ли Омск строительный бум при Хоценко?

Ранее Виталий Хоценко 6 лет отработал на Ставрополье. В свое время оттуда же, из Ставропольского края, в Омск приехал легендарный Сергей Манякин, при котором Омск стал тем городом, которым его знают все омичи. Именно при Манякине в Омске были построены Музыкальный театр, ТЦ «Омский», здания ОмГУ, политеха, возведены миллионы квадратных метров жилья на Левобережье, проложен мост через Иртыш у Телецентра и множество других знаковых объектов.

Появятся ли при Виталии Хоценко такие же знаковые объекты, как Музыальный театр?

Какие объекты будут достроены или построены с нуля при губернаторе Хоценко – покажет время. Новому главе региона еще только предстоит наладить контакт с крупнейшими омскими застройщиками, разобраться во всех перипетиях долгостроев и при необходимости и целесообразности найти средства на завершение важнейших объектов. Но то, что он уделяет повышенное внимание этому вопросу, вселяет оптимизм.

Сергей Энквист 

5154