Врио губернатора намерен совершать объезд проблемных строек по субботам. Мы составили перечень таких мест. Строек в регионе хватает.
На следующий день после вступления в должность врио губернатора Омской области новый глава региона Виталий Хоценко объявил своим подчиненным, что суббота для членов областного правительства теперь рабочий день. Вместе с подчиненными новый глава региона намерен совершать объезды проблемных строек города и области.
Свой первый выезд в субботу, 1 апреля, Виталий Хоценко совершил на стройплощадки школ в микрорайонах Серебряный Берег и Космический. В этих поездках главу региона сопровождал мэр Омска Сергей Шелест, который сам уже два месяца каждую субботу ездит по стройкам. Правда, у Шелеста субботний маршрут практически один и тот же: стройка школы в Серебряном Береге, жилой дом для переселенцев на Старой Московке да Ленинградский мост.
Очевидно, что теперь градоначальнику придется поездить и по другим проблемным строительным объектам. Их немало и в Омске, и в районах области.
«Куда поедет губернатор – мы не знаем»
По идее, список строек, куда следует отправиться новому главе региона, должен составить региональный Минстрой. Однако, как заявили обозревателю РИА «Омск-информ» в региональном ведомстве, перечня «проблемных» строек не существует в принципе.
– У нас нет перечня проблемных строек, а выезд губернатора организует его аппарат, – сказали в Минстрое.
Что ж, раз профильное министерство не в состоянии подготовить для губернатора перечень строек, куда Виталию Хоценко и его министрам стоит заглянуть во время планируемых субботних выездов, это сделаем мы сами. Итак.
«Невезучие» омские садики и школы
В районах Омской области имеется сразу несколько проблемных школ, которые возводят уже не первый год. Сменился губернатор, поменялось руководство Минстроя, а ставшую притчей во языцех школу в Исилькуле на 550 мест так и не достроили. Еще в 2018 году ее начинало возводить ООО «Лидер» – пожалуй, самый недобросовестный омский подрядчик, сорвавший сроки возведения многих важных объектов по всей области. После срыва сроков власти разорвали контракт с «Лидером», объявили поиск нового подрядчика и в итоге оказалось, что новый конкурс снова выиграл тот же самый «Лидер». После повторного срыва сроков строительства школы в Исилькуле, «Омскоблстройзакзчик» объявил третий конкурс, который выиграла компания «АСУкомплектсервис».
После этого в Минстрое пообещали завершить возведение школы к концу текущего года. Сроки очень смелые, ведь по состоянию на начало года готовность объекта составляла лишь 21%. Наверняка врио губернатора возьмет строительство данного объекта под свой контроль и посетит школу, дабы и на этот раз сроки не были нарушены.
Проблемной считается и аналогичная школа на 550 мест в райцентре Горьковское. Возводит объект компания «Сибцентрстрой» Рафика Сафаряна. В минувшем году подрядчик говорил о необходимости увеличения сметы из-за подорожания стройматериалов. И смету увеличили на 170 млн. Сроки возведения школы также корректировались. Датой сдачи школы сначала назывался 2021 год, а теперь это конец 2023 года. На объекте бывал прежний губернатор Александр Бурков, теперь, очевидно, побывает в Горьковском и Виталий Хоценко. Возможно, это придаст ускорение работам.
Наверняка будет поставлено на контроль врио и строительство школ на 250 мест в Черлаке, а также на 1122 места в микрорайонах Ясная Поляна и Кузьминки. Школу в Ясной Поляне, как и еще одно образовательное учреждение в микрорайоне Кузьминки, начали строить в конце прошлого года. О срыве сроков речи пока не идет, но эти стройки точно требуют внимания, контроля и личного посещения нового главы области.
Кроме того, в конце прошлого года было начато возведение новых детсадов на 310 мест в микрорайоне Ясная Поляна и на улице Завертяева. Эти стройки также нуждаются в пристальном внимании властей, дабы избежать повторения ситуации с садиком в Большеречье, который не могут достроить уже два года. Очередной дедлайн – 1 мая текущего года.
Два долгостроя в одном месте – метро и новый корпус ОмГУ
Но не одними школами, садиками и другими социальными учреждениями ограничивается перечень проблемных строек региона – таковых куда больше. Некоторых объекты строят так долго, что они прочно вошли в городской фольклор, стали «героями» анекдотов и многочисленных мемов.
Так, в далеком 2005 году в центре Омска началось возведение нового корпуса ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Дети, родившиеся в 2005-м, в этом году уже будут поступать в вуз, а новый корпус университета до сих пор не сдан. Сроки переносились множество раз, менялись ректоры вуза, каждый из которых обещал, что при нем-то корпус точно сдадут. Но в итоге ничего не изменилось – долгострой в центре Омска как стоял, так и стоит. По последним данным, новый срок сдачи главного корпуса классического университета – 2024 год. Может быть, при новом губернаторе его все-таки достроят?
В год начала строительства нового корпуса ОмГУ рядом с ним был открыт метромост. Тогдашний губернатор Леонид Полежаев обещал, что уже в 2008 году омичи проедут на метро. Не проехали – метро стало самым известным долгостроем Омска, фактически его символом. Экс-губернатор Александр Бурков неоднократно говорил о планах запуска в теле метромоста трамвая или троллейбуса. Об этом же говорил и бывшего глава регионального Минтранса Антон Заев. Теперь нет ни Заева, ни Буркова, и что все-таки запустят в теле метромоста – непонятно. Виталию Хоценко еще предстоит высказаться по теме этой вечной стройки. Возможно, он лично побывает на объектах недостроенного метрополитена.
Гидроузел и Северный обход: сдадут ли их при Хоценко?
Два других строительных мегапроекта – Красногорский гидроузел и Северный обход, в отличие от метро, имеют реальные шансы быть реализованными. С прошлого года ведется активное возведение Красногорского гидроузла. Первая очередь объекта должна быть сдана к 2025 году. Темпы строительства гидроузла подкреплены федеральным финансированием, больших проблем на этой стройке пока нет – об этом сообщалось в ходе недавнего визита на объект экс-губернатора Александра Буркова. Не исключено, что Виталий Хоценко также посетит гидроузел.
При прежнем губернаторе с «Газпромбанком» было заключено концессионное соглашение о возведении 63-километрового Северного обхода. Платная объездная дорога стоимостью более 63 млрд рублей должна быть построена к 2027 году. Но реализация этого проекта споткнулась о недовольство жителей нескольких поселений Омского района, вблизи которых, согласно проекту, пройдет новая трасса.
Омичи выступили против вырубки ценных лесов и того, чтобы под окнами их домов круглосуточно шумели фуры. Насколько сильным будет протест жителей омского пригорода – пока непонятно. Но недовольство омичей может стать одной из причин возможной задержки начала строительства дороги. Если же конфликт концессионеров и местных жителей перейдет в острую фазу, то Виталию Хоценко в любом случае придется в него вмешиваться.
Аэропорт Федоровка: пора уже летать
По-прежнему ничего не понятно со строительством нового аэропорта Омск-Федоровка. При прежнем губернаторе Александре Буркове Федоровку хотели строить то за счет средств частного инвестора, то пытались привлечь федеральное финансирование. Но пока, как говорится, воз и ныне там – на поросшей бурьяном взлетно-посадочной полосе.
В условиях неопределенности с Федоровкой в прошлом году омские власти решили строить еще один терминал в аэропорту Омск-Центральный. Означает ли это, что воздушая гавань сохранит свою прописку в городской черте, сказать пока сложно. У нового губернатора ответов на эти вопросы, естественно, пока нет. Тщательно вникнув в ситуацию и разобравшись с текущей повесткой, он наверняка обратит внимание на знаменитый долгострой. Возможно, именно при Хоценко аэропорт будет построен, и он будет летать в командировки из Федоровки.
Ленинградский мост, жилье и благоустройство: проблема на проблеме
Метро, гидроузел, новый аэропорт и Северный обход – это, конечно, важные объекты, но сегодня для сотен тысяч простых омичей куда важнее ремонт Ленинградского моста. По некоторой информации, именно на данный объект Виталий Хоценко заглянет в ближайшую субботу.
Есть и другие важные стройки. Взять, к примеру, жилье. При губернаторе Буркове в регион активно привлекали иногородних застройщиков, власти создавали им буквально тепличные условия. Так, компаниям «Эталон» и «Брусника» отдали лучшие участки на Левобережье Омска при условии, что часть квартир девелоперы передадут сиротам и переселенцам из ветхого жилья.
Но буквально на этой неделе прокуратура сообщала, что компания «Эталон», которая возводит микрорайон Зеленая Река на улице Волгоградской, до сих пор не подготовила важную проектно-сметную документацию. Лишь недавно началось строительство жилья в микрорайоне Кварталы Драверта, который возводит компания «Брусника». Пока «Брусника» готовилась начать строительство, омский застройщик «Стройбетон» успел возвести и заселить две высотки по соседству. Какие взаимоотношения у пришлых девелоперов сложатся с новой областной властью, пока сказать сложно.
Были в Омской области в последние годы и проблемы с еще одной важной сферой – благоустройством общественных пространств. Несмотря на то что де-юре благоустройство курирует Минэнерго, де-факто объекты благоустройства – это такие же проблемные стройки.
Достаточно вспомнить, с какими трудностями шло благоустройство Советского парка, какие проблемы были при благоустройстве бульвара Победы, площади Бударина – все эти общественные пространства подрядчики сдали с большим срывом сроков строительства. Были и претензии к качеству работ. Чего только стоит парк «Калач на Оми» в Калачинске стоимостью 100 млн рублей, в итоге потянувший на уголовное дело. Будут ли теперь областные власти пристальнее следить за такими объектами? Очевидно, что да, ведь от реализации в том числе благоустройства зависят и рейтинги власти – в сентябре нас ждут выборы губернатора.
«Проблема долгостроев должна решаться не на уровне губернатора»
Профессор ОмГУПСа, урбанист и эколог Сергей Костарев уверен, что проблема долгостроев региона – это не тот вопрос, которым каждую субботу должен быть занят губернатор. По мнению эксперта, проблемными стройками должны заниматься профильные специалисты.
– Честно говоря, вообще странно, когда губернатор ездит на стройки, если речь идет о каких-нибудь долгостроях. Это решается на другом уровне – уровне прорабов, начальников строек и т. д., – говорит Костарев.
А вот на Северный обход врио губернатора стоит обратить внимание. Проект рискует обернуться большими проблемами.
– Северный обход нужно строить, но, похоже, там проект не очень хороший. Хотелось бы, чтобы эта дорога была не в ущерб горожанам и Подгородному лесхозу – им точно не нужно жертвовать. Мне кажется, таких уникальных мест у нас больше нет, – отметил Костарев.
Он также призвал обратить внимание на восстановление трамвайного сообщения с Левым берегом.
– Еще мэр Двораковский говорил, что рельсы туда вернут, линию восстановят. И трамваи туда нужно возвращать, это был бы очень хороший транспортный, экологический проект, который бы реально улучшил качество городской среды, – считает эксперт.
Ждет ли Омск строительный бум при Хоценко?
Ранее Виталий Хоценко 6 лет отработал на Ставрополье. В свое время оттуда же, из Ставропольского края, в Омск приехал легендарный Сергей Манякин, при котором Омск стал тем городом, которым его знают все омичи. Именно при Манякине в Омске были построены Музыкальный театр, ТЦ «Омский», здания ОмГУ, политеха, возведены миллионы квадратных метров жилья на Левобережье, проложен мост через Иртыш у Телецентра и множество других знаковых объектов.
Появятся ли при Виталии Хоценко такие же знаковые объекты, как Музыальный театр?
Какие объекты будут достроены или построены с нуля при губернаторе Хоценко – покажет время. Новому главе региона еще только предстоит наладить контакт с крупнейшими омскими застройщиками, разобраться во всех перипетиях долгостроев и при необходимости и целесообразности найти средства на завершение важнейших объектов. Но то, что он уделяет повышенное внимание этому вопросу, вселяет оптимизм.
Сергей Энквист