Серию «Альтернативное образование» продолжает многодетная мама, экс-депутат регионального Заксобрания, общественница Олеся Григорьева.
РИА «Омск-информ» продолжает серию материалов, посвященных альтернативному образованию. Мы начали с общего понимания, что это такое. А владелица компании «Триэс-Персонал» Екатерина Пономарева рассказала, почему ее 11-летний сын ушел из обычной школы. Продолжили тему рассказы известного омского психотерапевта Виктории Немчаниновой, отпустившей дочь учиться в пансионат за тысячи километров, и специалиста в бьюти-сфере Дарьи Артеменко, чей ребенок учится уже в третьей частной школе Омска.
Сегодня мы знакомим наших читателей с точкой зрения на систему государственного школьного образования многодетной матери, экс-депутата регионального Заксобрания, общественницы Олеси Григорьевой.
Президент Ассоциации по защите интересов семьи «Детство. Отцовство. Материнство» Олеся Григорьева подавала иск к региональному Заксобранию по поводу отмены Омской областью компенсации на семейное образование в 2019 году. Добиться отмены этого непопулярного решения тогда не удась. Тем не менее ее дети остались на семейном образовании. Олеся рассказала, почему она считает традиционную школу безнадежно устаревшей, за что родители могли бы «носить на руках» Германа Грефа и почему компенсации «семейникам» были справедливыми, а их отмена – нет.
Омская система компесации «семейникам» была лучшей
– Из моих шестерых детей старшая дочка, вторая дочка и старший сын «попробовали» общеобразовательную школу, двое младших сразу начали учиться дома. Самому маленькому пока только 6 лет, его тоже планируем учить дома.
Считаю, что выплачивать компенсации родителям, чьи дети учатся дома, было справедливо и логично. Дать образование своим детям – это не только наше право, но и наша обязанность. Среднее образование – это услуга отнюдь не бесплатная, она оплачивается за счет наших налогов. Но если мои дети не ходят в школу, я же не получаю эту услугу. Я подтверждаю, что даю своим детям образование и при этом уплачиваю налоги на содержание учителей, которые к моей семье не имеют никакого отношения. Вот это несправедливо.
Сейчас в нескольких регионах страны возвращают компенсации «семейникам» из бюджета, где-то идет серьезное обсуждение этой проблемы. Омская область могла бы быть передовой в истории семейного образования, просто потому что у нас это было поставлено лучше всех регионов. Компенсация такого плана и такого масштаба выдавалась только в Омской области, происходило это после прохождения детьми аттестации. Мы подтверждали, что освоили программу, сдавали экзамены, получали положительные оценки. И только после этого получали деньги. Это был великолепный механизм, который позволял развиваться и альтернативным школам, и более талантливым детям, и тем, кто серьезно занимается спортом. Если бы мы распространяли этот опыт по другим регионам, сейчас Омской области бы рукоплескали по всей стране. Проблема с дистантом в условиях пандемии, которого так боятся родители сегодня, была бы снята однозначно.
Онлайн-образование – выход там, где нет выбора
На самом деле дистанционное обучение на удобной онлайн-платформе может быть выходом для таких семей, как наша. Мы живем в деревне, и у нас весьма ограниченный выбор – учиться в селе, в райцентре или ездить в город за 40 км. Мы пробовали все варианты, и нас ни один не устроил.
До пандемии мы были на международной конференции по семейному образованию, где выступал Герман Греф. Он рассказал, что «Сбер» разрабатывает онлайн-платформу для среднего образования. Но пришла пандемия, и этот проект отложили. А если бы шло обучение на такой платформе при компенсации родителям, мы бы Грефа, образно говоря, на руках носили.
Так что по-прежнему учим своих детей просто: вот тебе учебник, в такой-то срок – аттестация. И дети отлично усваивают школьную программу самостоятельно, причем в более сжатые сроки.
Почему дети уходят из школы? Чаще всего из-за того, что загнобили либо учителя, либо другие дети. Когда буквально выдавливают ребенка из школы, родители нередко обращаются ко мне за советом: что делать? Я всегда говорю, что важно спасти психику ребенка и оставить ему шанс на дальнейшую счастливую жизнь. У вас нет «запасного» ребенка, давайте его спасать, а не ломать копья с директорами!
Самое сложное для родителей – это избавиться от собственных стереотипов. Им кажется, что обязательно надо утром встать, усадить ребенка за стол, раскрыть перед ним учебник и чтобы он начал что-то записывать. Иначе все пропало! Как правило, на семейном обучении сначала есть онлайн-сопровождение. Онлайн-школ сегодня очень много. К ним просто и удобно подключиться, учебный процесс идет, он, как правило, хорошо коррелируется с традиционной школой. Но обычно достаточно полгода – год, чтобы родители поняли, что и это тоже все излишне.
Если перед ребенком не стоит учительница, подверженная эмоциональным перепадам, и не срывается на нем, не пугает термином «икс», то научиться, например, квадратному уравнению можно за полчаса. А если это происходит дома и смешной папа доверительно объясняет эту тему, «квадратное уравнение» остается любимым и понятным на всю жизнь.
Если взять школьную программу, то, чтобы сдать математику за 8-й класс, дети должны изучить максимум 20 тем. И в конце года по этим темам написать контрольную работу. Поверьте, это несложно.
Аттестат в 15 лет. Что дальше?
Мои дети школьную программу усвоили гораздо быстрее, уже в 15 лет старшие девочки имели аттестаты о полном (11-летнем) среднем образовании. Конечно же, встает вопрос, а чем заниматься дальше в таком возрасте?
Я решила, что моим детям в 15 лет поступать в высшее учебное заведение – это рано. Подумали и захотели освоить швейное ремесло. Дочери пробовали учиться в техникуме на соответствующей специальности в Омске, но вскоре стало понятно, что нужных знаний и навыков они там не получат, поэтому ушли оттуда. А шить их научил хороший мастер. Сегодня старшим девочкам 18 и 16 лет, и они уже достаточно овладели швейным мастерством, чтобы и самим быть одетыми с иголочки, и развивать собственный бренд одежды. Но они получат и высшее образование, по всей видимости, онлайн.
Если родители продолжат мыслить стереотипами и отдавать своего ребенка в школу, как в камеру хранения, не задумываясь, чем он там на саом деле занимается, то на выходе они могут получить совсем не то, что хотели. Не факт, что ребенок сможет чувствовать себя свободной личностью, а тем более содержать родителей в старости. Моя задача, чтобы в перспективе не на мою пенсию все жили, хочу чтобы мои дети меня кормили. Важно правильно их адаптировать в этом мире.
Итак, мы познакомились различными формами альтернативного образования на примере омичей, которые расстались по разным причинам с традиционной государственной школой. РИА «Омск-информ» продолжит эту тему.
Ольга Ложникова.
Иллюстрация: Джордж Гудвин Килбпери.