Ермак с дружиною
Казачьи отряды Ермака Тимофеевича 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1581 г., в день памяти великомученика Димитрия Солунского, отслужив молебен, торжественно вступили в покинутую татарами столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер). В царствование императора Александра III день, когда это произошло, был принят за отправную точку присоединения Сибири к Российскому государству. В 1881 году в России отметили 300-летие присоединения сибирских земель к российским, после чего этот праздник отмечали ежегодно до 1920 года...
Инициатива учреждения праздника принадлежала видным деятелям сибирского областнического движения Григорию Потанину и Николаю Ядринцеву. В декабре 1882 года в Тобольске прошли первые торжества по этому случаю, а за праздником закрепилось название «День Сибири». В последующие годы он отмечался уже во многих сибирских городах. Повсеместно проходили крестные ходы и торжественные молебны в честь Ермака и его дружины, в память о первопроходцах Сибири и основателях сибирских острогов. В этот день проходили собрания интеллигенции. Говорили об уравнивании в правах Сибири и европейской части России, о необходимости отмены сибирской ссылки.
День этот, следовавший вскоре после празднования Покрова Пресвятой Богородицы, совпадал с моментом, когда осенняя страда была уже позади, выпадал первый снег и начинался массовый забой скота, позволявший сибирякам устраивать «гулянки» с богато накрытыми столами, ломившимися от даров сибирской земли и традиционных блюд старожилов. На нём обязательно были рыбный пирог и пельмени, саламат (жидкая каша) и гречишные блины, горошница и запечённый в тесте поросёнок, чай «затуран» (из накрошенного прессованного чая с добавлением молока, соли и иногда коровьего масла) и кедровые орехи... Так сибиряки благодарили родной край за сытую благодатную жизнь. Именно поэтому сибирский праздник имел и второе название — День благодарения Сибири.
Праздничные пожертвования
Сибирские купцы-благодетели и меценаты старались внести «праздничные» крупные суммы пожертвован ий на нужды приютов, больниц, школ. Каждый культурный сибиряк считал себя причастным к этому празднику, отмечал его от души в кругу семьи, друзей или в обществе земляков (землячествах), которых было немало за пределами Сибири в европейской части России и за её рубежами.
День Сибири носил характер почти национального праздника. Большинство сибиряков очень гордились тем, что у живущих в европейской России такого замечательного дня, подобного сибирскому, не было. Нет, они не пытались противопоставлять себя остальному российскому люду, но старались сохранить свою самобытность и радели за дальнейшее процветание сибирского края. Николай ЯДРИНЦЕВ писал: «Мы представляли нашу родину нарядной и богатой в будущем; вместо несчастной, слышавшей только звон цепей и проклятие ссыльных, мы рисовали себе её заселённой, свободной, жизнерадостной и ликующей. Мы мечтали о счастливой будущности края, видя её в будущем царицей Азии...»
И многое для этого делалось. Большинство из нововведений того времени, в отличие от общероссийских, проводились именно «снизу», инициативами самих сибиряков, за что император Александр III удостоил их похвалы. В своём Высочайшем послании к сибирякам в честь 300-летия вхождения Сибири в состав Российского государства он выразил надежду, что «...со временем, с Божьей милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край будет в состоянии нераздельно с Россией пользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу Отечества».
Традиция отмечать День Сибири сохранялась в течение почти четырёх десятилетий. Но с окончательным установлением большевистской власти эта традиция прервалась. И Колчак, и Ленин считали, что этот праздник не нужен.
Аргументы и Факты