«Омские кабельные сети» каждый месяц вваливают миллионы в СМИ, влияние и востребованность которых уже давно находится под вопросом.
По интересному совпадению, крах карьеры первого вице-губернатора Юрия Гамбурга совпал с началом заката «бизнеса» некоторых его бывших «партнеров», хоть они и успели полгода назад расплеваться со своим покровителем. Речь идет о политтехнологах Андрее Ткачуке и Сергее Старовойтове, которые управляют «Первым городским телеканалом», сайтом «СуперОмск» и «Домашней газетой». Все издания входят в широко рекламируемый в свое время медиахолдинг «Слово».
По нашей информации, посетившая на днях Омск куратор сибирских и дальневосточных филиалов «Комсомольской правды» выразила недовольство редакционной политикой «Первого городского телеканала», который является сетевым партнером телеканала «КП». Речь может идти и о расторжении договора. Предположительно, недовольство связано с тем, что эти «гении черного пиара» в своих интересах «мочат» крупных омских рекламодателей «Комсомолки».
Одновременно и сайт «СуперОмск» лишился редактора Антона Воллерта и двух корреспонденток. По слухам, они уволились по собственному желанию из-за сокращения зарплат и ухудшения моральной обстановки в коллективе. Также известно, что некоторые крупные омские деятели, находящиеся в хороших отношениях с предпринимателем Дмитрием Павловым (на фото справа), который сейчас финансирует проекты Ткачука, отказываются пиариться с использованием этих ресурсов и ищут себе другие площадки. Может, это всего лишь слухи. Но что-то затихло имя Старовойтова рядом с упоминанием медиахолдинга, а сам он позиционирует себя только как руководитель сайта «Клуб регионов».
Похоже, медиахолдинг начинает катиться по наклонной, и финансирование со стороны Павлова лишь отчасти удерживает ситуацию. А разгадка одна – вся история бизнеса парочки, ранее очень дружной, состоит в осваивании государственных или частных денег, а не в их зарабатывании. При взгляде на «СуперОмск» и на «Домашнюю газету» сразу бросается в глаза, что рекламы-то на них маловато. «Первый омский телеканал» рекламирует разве что благотворительные кирпичи для монашьей обители, в попечительском совете которой состоит Ткачук (кстати, не можем отказать себе в удовольствии дать ссылку на смешной репортаж, как Ткачук на церемонии закладки обители прятался от губернатора Назарова, на которого он в свое время работал, а все последнее время поливает грязью: http://dpomsk.ru/society/2816-svetskaya-blagodat).
Желающий может подсчитать, сколько выручки приносит реклама и достаточно ли ее для содержания этих проектов. По оценке экспертов, только содержание телеканала обходится в два миллиона рублей ежемесячно, а вместе с сайтом и газетой – сумма вырастает до четырех. Почти все эти деньги записываются в убытки господина Павлова, и вряд ли там просматривается выход на самоокупаемость. До какого времени Павлов готов терпеть плановую убыточность медиаактивов, неизвестно. Зато можно понять, что в самой бизнес-империи Павлова идет сокращение расходов. Вплоть до того, что в сетке вещания «Омских кабельных сетей» платные каналы (за право трансляции которых провайдер платит производителю телевизионного продукта) заменяются на бесплатные. Есть версия, что на убытки закрывают глаза, потому что платят за влияние на аудиторию и авторитетность.
Насчет влияния. «Первый омский телеканал», на котором действительно работают интересные и профессиональные журналисты (например, Максим Астафьев и Марина Малькова), все же теряется среди 65 кабельных телеканалов. Реальный тираж бесплатной «Домашней газеты» вообще трудно оценить. Зато распространителей издания можно гарантированно встретить в трех местах – у городской и областной администраций, а также у Дома Печати. Чтобы чиновники и журналисты видели – Ткачук не мухлюет с тиражом. «СуперОмск» и не вызывал бы с точки зрения развития особого внимания, если верить, что заходы посетителей на его ленту соответствуют действительности. Но рекламодатель на «СуперОмск» почти не идет, а его не обманешь.
А что касается авторитетности этого интернет-издания... можно годами пытаться ее зарабатывать, писать умные статьи, привлекать экспертов – а потом несколько раз дать глупые «Инсайды недели», продиктованные личной местью, типа «Гамбург заказал убийство Меренкова», и ресурс навсегда перейдет в разряд маргинальных.
Опытный бизнесмен рано или поздно проанализирует этапы большого пути людей, которые управляют сегментом его бизнеса. Например Ткачука. Его работа начальником ГУПТР, сопровождавшаяся несколькими скандалами, выписывание государственных субсидий своей же газете, «пшик» с изданием журнала «7», который реально продавался всего парой сотен экземпляров, бесславное увольнение с последующим поливанием грязью бывших благодетелей – все это выглядит не очень блестяще. Да и вообще, репутация человека, которого «поднял» чиновник, который впоследствии сел в тюрьму (речь идет о Гамбурге). Какие сюрпризы принесет уже нынешнему благодетелю эффективный медиаменеджер? Ждем-с.