Поиск

Проблему ежегодного призывного армейского недобора в российском парламенте хотят попытаться решить повышением налогов на мужчин, которые без уважительных причин не желают проходить срочную службу. Расплачиваться наличными за неоплаченный воинский долг, как пишет «Российская газета», предложил один из депутатов Госдумы. Имя парламентария не называется. Но известно, что эта инициатива уже обрела форму законопроекта, который принят на обсуждение Комитетом по бюджету, налогам и сборам.
В чем суть предложений? Если, как сказано в документе, «физические лица мужского пола» не прошли военную службу и не были освобождены от нее на законных основаниях, то для них устанавливается налоговая ставка в размере 20 процентов в отношении всех доходов. За нелегальную гражданку мужчине придется отдавать государству пятую часть всех доходов до 45 лет.
Напомним, сегодня граждане платят налог 13 процентов от всех доходов, и это одна их самых низких ставок в развитом мире. По логике авторов проекта, если кто-то не может (или не хочет) защищать страну с автоматом, пусть защищает ее рублем. Как сказано в пояснительной записке, по Конституции «долгом и обязанностью каждого гражданина является защита Отечества. Ее важнейшие компоненты составляют исполнение воинской обязанности и несение военной службы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях». Получается, кто не отслужил без легальных причин, долг не оплатил. Сразу надо сказать, логика - не бесспорная. Правительство страны, изучившее данный законопроект, написало отрицательный отзыв. Идею повышать престиж военной службы через налоги правительственные эксперты не оценили.
Как сказано в отзыве правительства, законодательство о налогах и сборах «основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения». Согласно Налоговому кодексу, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. «Таким образом, по мнению правительства Российской Федерации, предлагаемые изменения противоречат существующим подходам к налогообложению физических лиц», говорится в отзыве.
Тем не менее авторы проекта решили настаивать на своем. «Представляется, что этот аргумент не может служить веским основанием для отклонения законопроекта, - отвечает пояснительная записка на доводы правительства, - поскольку именно при «существующих подходах к налогообложению физических лиц» ежегодно около четверти миллиона призывников уклоняются от получения повестки о призыве и от самой военной службы. При этом они не несут ни уголовной, ни административной, ни финансовой ответственности».
В пояснительной записке также отмечается, что дополнительный налог должен повысить престиж и привлекательность военной службы, экономически простимулировать тех, кто собирается уклониться от службы, а также сформировать в обществе «неодобрительное отношение к лицам, избегающим без всяких законных оснований под различными предлогами призыва на военную службу».
Опрос экспертов, между тем, показал, что они не очень верят в то, что подобными мерами можно хоть как-то решить проблему массовых «откосов» от строевой. Более того, некоторые из них даже полагают, что нынешняя почти четверть миллионная армия «уклонистов» лишь пополнит свои ряды.
- Вместо того, чтобы делать армию привлекательной и отменить призыв, опять выдвигают какие-то сомнительные идеи. Наверное, еще больше мужчин сбежит из страны, еще больше будет уклонистов, - сказала председатель межрегионального движения «Солдатские матери» Татьяна Кузнецова. - Никогда еще ужесточение законов не приводило к хорошим результатам. На мой взгляд, предложена чушь полнейшая. Лучше сделать профессиональную армию, платить нормальные деньги контрактникам. И ребята туда пойдут.
А потом, очень сложно при нашем законодательстве, при наших чиновниках, в том числе и чиновниках от военкоматов, определить, кто уклоняется, а кто нет? Кто это делает сознательно, а из кого сделали уклониста? У нас, например, есть ребята, имеющие законные основания по здоровью не служить в армии - так они в течение двух-трех лет не могут получить законный военный билет. Суды годами длятся.
По мнению бывшего начальника Главного управления Сухопутных войск, генерал-полковника Юрия Букреева, в обществе налоговый закон для уклонистов будет восприниматься не иначе, как легализация возможности избежать службы:
- Не поможет это решить проблемы призыва. Будет просто узаконенная «отмазка» от службы. Ну, заплатил деньги - и не служи. Нужно, наоборот - ужесточать меры по призыву, сокращать количество льготников. Чтобы все служили. Правда, при этом необходимо, конечно, улучшить условия в казармах.
С.Г.: - Так может, есть смысл разрешить именно легально откупаться? Есть же страны, где такая практика давно существует...
- Ну, в туземных государствах чего не бывает... Но разве можно в цивилизованной стране допустить такое? В цивилизованных странах - контрактная служба. Причем, у американцев, например, одиннадцать человек на одну вакансию. У немцев - чуть поменьше. И везде идут служить добровольно. Призыв остался в немногих государствах. В том числе - у нас. А призыв - есть призыв. Оборона страны - есть оборона страны. И здесь никаких скидок и льгот никому быть не должно.
С.Г.: - Юрий Дмитриевич, но разве это не логично: не служишь - заплати! А средства дополнительные можно было бы направить на тех же контрактников, на улучшение условий службы...
- Да не смешите. Деньги попадут той же Васильевой, фаворитке бывшего министра обороны... Ну, может, не Васильевой, а какой-то другой даме. Мое мнение: закон придумали, чтобы легально не служить в армии. Примут - количество отказников многократно увеличится. Они заплатят деньги и не пойдут служить.
А вот, что нужно... Государству нужно разбираться, почему люди не хотят служить? Почему в 60-е годы хотели все, а теперь почти никто? Вот в чем нужно разбираться. А не придумывать новые поборы.
С.Г.: - Вы думаете, много найдется желающих много лет отдавать пятую часть своих доходов за легализацию на гражданке?
- Найдутся. Например, сынки наших олигархов, у кого денег немерено. Они (или за них) будут платить с удовольствием. А служить, как и сейчас, пойдут рабочие и крестьяне. И без того пропасть классовая у нас огромная. Такой закон еще больше ее углубит.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин также не верит, что предложенные меры позволят решить проблему уклонистов, поскольку сама призывная армия уже не актуальна.
- Существует железный закон: когда нация находится в стадии демографического упадка, она переходит от всеобщей воинской обязанности к наемной контрактной армии. Это правило практически не знает исключений. И в России необходимо переходить к контрактной армии. Потому что государствообразующий народ - русские, находятся в стадии демографического упадка.
Но проблема заключается в том, что сейчас в российской элите верх берут представители жесткой линии - хард-лайнеры. Это сторонники мобилизационного сценария развития страны по всем направлениям. В первую очередь по экономическому. Но и по политическому тоже.
Так получается, что это люди старшего возраста - под шестьдесят и за шестьдесят. Они сейчас пытаются так или иначе реанимировать советскую модель. Потому что в силу своего социального опыта единственная эффективно работающая модель, с которой они сталкивались - модель советская. Просто не осознают того очевидного факта, что когда нация находится в стадии демографического упадка, то совершенно меняется, скажем так, общественный запрос, политический менталитет и прочее. А они пытаются возродить институты советского государства, которые давно деградировали. В том числе и призывную армию. — Но такого запроса нет. Поэтому они пытаются действовать путем негативных санкций.
Ранее уже была инициатива не пускать на госслужбу "уклонистов". Сейчас хотят возложить на них дополнительное финансовое бремя. Думаю, что ни то, ни другое не поможет. Возрождение советских институтов в современной России невозможно.
В том числе и института призывной, массовой армии. Поэтому либо необходимо как-то переходить на контрактную модель, либо существовать вот в такой половинчатой ситуации, как сейчас. Когда у нас де-юре существует массовая призывная армия, де-факто - она является массовой лишь для низших слоев общества. Все остальные просто банально «косят».
КСТАТИ
Легализовать «уклонистов» наши депутаты уже пытзлись несколько лет назад, инициировав поправки к закону «О воинской обязанности и военной службе». В него предлагалось ввести право призывников на освобождение от службы в армии, если они внесут на специальный счет Минобороны один миллион рублей. Инициатива парламентариев тогда вызвала много споров, но осталась нереализованной.
Между тем, такая практика уже существует в ряде стран. В Грузии, например, по данным газеты «Взгляд» любому желающему чтобы отказаться от армии достаточно выплатить в бюджет 2 тысячи лари (примерно 1,1 тыс. долларов).
В Узбекистане легальный откуп от армии обойдется в 25 МРОТ. Средняя зарплата в стране - около 100 долларов в месяц. Полученные средства зачисляются на специальный счет Минобороны. Откупившиеся зачисляются в «мобилизационный призывной резерв» и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или внешней агрессии все равно будут призваны на действительную военную службу.
Похожая схема работает и в Киргизии. Потенциальный призывник вносит на специальный счет Министерства обороны 12 000 сомов (примерно 300 долларов), а затем проходит подготовку в учебно-тренировочном центре. Проучившись в течение месяца, получит военный билет. После чего так же, как и в Узбекистане, попадает в мобилизационный резерв.
В Монголии избежать службы можно за 1 млн тугриков (около 700 долларов). Количество здоровых молодых мужчин в стране значительно превышает необходимое число призывников. Поэтому есть возможность позволить «уклонистам» легально избежать службы в армии.

Проблему ежегодного призывного армейского недобора в российском парламенте хотят попытаться решить повышением налогов на мужчин, которые без уважительных причин не желают проходить срочную службу. Расплачиваться наличными за неоплаченный воинский долг, как пишет «Российская газета», предложил один из депутатов Госдумы. Имя парламентария не называется. Но известно, что эта инициатива уже обрела форму законопроекта, который принят на обсуждение Комитетом по бюджету, налогам и сборам.
В чем суть предложений? Если, как сказано в документе, «физические лица мужского пола» не прошли военную службу и не были освобождены от нее на законных основаниях, то для них устанавливается налоговая ставка в размере 20 процентов в отношении всех доходов. За нелегальную гражданку мужчине придется отдавать государству пятую часть всех доходов до 45 лет.
Напомним, сегодня граждане платят налог 13 процентов от всех доходов, и это одна их самых низких ставок в развитом мире. По логике авторов проекта, если кто-то не может (или не хочет) защищать страну с автоматом, пусть защищает ее рублем. Как сказано в пояснительной записке, по Конституции «долгом и обязанностью каждого гражданина является защита Отечества. Ее важнейшие компоненты составляют исполнение воинской обязанности и несение военной службы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях». Получается, кто не отслужил без легальных причин, долг не оплатил. Сразу надо сказать, логика - не бесспорная. Правительство страны, изучившее данный законопроект, написало отрицательный отзыв. Идею повышать престиж военной службы через налоги правительственные эксперты не оценили.
Как сказано в отзыве правительства, законодательство о налогах и сборах «основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения». Согласно Налоговому кодексу, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. «Таким образом, по мнению правительства Российской Федерации, предлагаемые изменения противоречат существующим подходам к налогообложению физических лиц», говорится в отзыве.
Тем не менее авторы проекта решили настаивать на своем. «Представляется, что этот аргумент не может служить веским основанием для отклонения законопроекта, - отвечает пояснительная записка на доводы правительства, - поскольку именно при «существующих подходах к налогообложению физических лиц» ежегодно около четверти миллиона призывников уклоняются от получения повестки о призыве и от самой военной службы. При этом они не несут ни уголовной, ни административной, ни финансовой ответственности».
В пояснительной записке также отмечается, что дополнительный налог должен повысить престиж и привлекательность военной службы, экономически простимулировать тех, кто собирается уклониться от службы, а также сформировать в обществе «неодобрительное отношение к лицам, избегающим без всяких законных оснований под различными предлогами призыва на военную службу».
Опрос экспертов, между тем, показал, что они не очень верят в то, что подобными мерами можно хоть как-то решить проблему массовых «откосов» от строевой. Более того, некоторые из них даже полагают, что нынешняя почти четверть миллионная армия «уклонистов» лишь пополнит свои ряды.
- Вместо того, чтобы делать армию привлекательной и отменить призыв, опять выдвигают какие-то сомнительные идеи. Наверное, еще больше мужчин сбежит из страны, еще больше будет уклонистов, - сказала председатель межрегионального движения «Солдатские матери» Татьяна Кузнецова. - Никогда еще ужесточение законов не приводило к хорошим результатам. На мой взгляд, предложена чушь полнейшая. Лучше сделать профессиональную армию, платить нормальные деньги контрактникам. И ребята туда пойдут.
А потом, очень сложно при нашем законодательстве, при наших чиновниках, в том числе и чиновниках от военкоматов, определить, кто уклоняется, а кто нет? Кто это делает сознательно, а из кого сделали уклониста? У нас, например, есть ребята, имеющие законные основания по здоровью не служить в армии - так они в течение двух-трех лет не могут получить законный военный билет. Суды годами длятся.
По мнению бывшего начальника Главного управления Сухопутных войск, генерал-полковника Юрия Букреева, в обществе налоговый закон для уклонистов будет восприниматься не иначе, как легализация возможности избежать службы:
- Не поможет это решить проблемы призыва. Будет просто узаконенная «отмазка» от службы. Ну, заплатил деньги - и не служи. Нужно, наоборот - ужесточать меры по призыву, сокращать количество льготников. Чтобы все служили. Правда, при этом необходимо, конечно, улучшить условия в казармах.
С.Г.: - Так может, есть смысл разрешить именно легально откупаться? Есть же страны, где такая практика давно существует...
- Ну, в туземных государствах чего не бывает... Но разве можно в цивилизованной стране допустить такое? В цивилизованных странах - контрактная служба. Причем, у американцев, например, одиннадцать человек на одну вакансию. У немцев - чуть поменьше. И везде идут служить добровольно. Призыв остался в немногих государствах. В том числе - у нас. А призыв - есть призыв. Оборона страны - есть оборона страны. И здесь никаких скидок и льгот никому быть не должно.
С.Г.: - Юрий Дмитриевич, но разве это не логично: не служишь - заплати! А средства дополнительные можно было бы направить на тех же контрактников, на улучшение условий службы...
- Да не смешите. Деньги попадут той же Васильевой, фаворитке бывшего министра обороны... Ну, может, не Васильевой, а какой-то другой даме. Мое мнение: закон придумали, чтобы легально не служить в армии. Примут - количество отказников многократно увеличится. Они заплатят деньги и не пойдут служить.
А вот, что нужно... Государству нужно разбираться, почему люди не хотят служить? Почему в 60-е годы хотели все, а теперь почти никто? Вот в чем нужно разбираться. А не придумывать новые поборы.
С.Г.: - Вы думаете, много найдется желающих много лет отдавать пятую часть своих доходов за легализацию на гражданке?
- Найдутся. Например, сынки наших олигархов, у кого денег немерено. Они (или за них) будут платить с удовольствием. А служить, как и сейчас, пойдут рабочие и крестьяне. И без того пропасть классовая у нас огромная. Такой закон еще больше ее углубит.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин также не верит, что предложенные меры позволят решить проблему уклонистов, поскольку сама призывная армия уже не актуальна.
- Существует железный закон: когда нация находится в стадии демографического упадка, она переходит от всеобщей воинской обязанности к наемной контрактной армии. Это правило практически не знает исключений. И в России необходимо переходить к контрактной армии. Потому что государствообразующий народ - русские, находятся в стадии демографического упадка.
Но проблема заключается в том, что сейчас в российской элите верх берут представители жесткой линии - хард-лайнеры. Это сторонники мобилизационного сценария развития страны по всем направлениям. В первую очередь по экономическому. Но и по политическому тоже.
Так получается, что это люди старшего возраста - под шестьдесят и за шестьдесят. Они сейчас пытаются так или иначе реанимировать советскую модель. Потому что в силу своего социального опыта единственная эффективно работающая модель, с которой они сталкивались - модель советская. Просто не осознают того очевидного факта, что когда нация находится в стадии демографического упадка, то совершенно меняется, скажем так, общественный запрос, политический менталитет и прочее. А они пытаются возродить институты советского государства, которые давно деградировали. В том числе и призывную армию. — Но такого запроса нет. Поэтому они пытаются действовать путем негативных санкций.
Ранее уже была инициатива не пускать на госслужбу "уклонистов". Сейчас хотят возложить на них дополнительное финансовое бремя. Думаю, что ни то, ни другое не поможет. Возрождение советских институтов в современной России невозможно.
В том числе и института призывной, массовой армии. Поэтому либо необходимо как-то переходить на контрактную модель, либо существовать вот в такой половинчатой ситуации, как сейчас. Когда у нас де-юре существует массовая призывная армия, де-факто - она является массовой лишь для низших слоев общества. Все остальные просто банально «косят».
КСТАТИ
Легализовать «уклонистов» наши депутаты уже пытзлись несколько лет назад, инициировав поправки к закону «О воинской обязанности и военной службе». В него предлагалось ввести право призывников на освобождение от службы в армии, если они внесут на специальный счет Минобороны один миллион рублей. Инициатива парламентариев тогда вызвала много споров, но осталась нереализованной.
Между тем, такая практика уже существует в ряде стран. В Грузии, например, по данным газеты «Взгляд» любому желающему чтобы отказаться от армии достаточно выплатить в бюджет 2 тысячи лари (примерно 1,1 тыс. долларов).
В Узбекистане легальный откуп от армии обойдется в 25 МРОТ. Средняя зарплата в стране - около 100 долларов в месяц. Полученные средства зачисляются на специальный счет Минобороны. Откупившиеся зачисляются в «мобилизационный призывной резерв» и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или внешней агрессии все равно будут призваны на действительную военную службу.
Похожая схема работает и в Киргизии. Потенциальный призывник вносит на специальный счет Министерства обороны 12 000 сомов (примерно 300 долларов), а затем проходит подготовку в учебно-тренировочном центре. Проучившись в течение месяца, получит военный билет. После чего так же, как и в Узбекистане, попадает в мобилизационный резерв.
В Монголии избежать службы можно за 1 млн тугриков (около 700 долларов). Количество здоровых молодых мужчин в стране значительно превышает необходимое число призывников. Поэтому есть возможность позволить «уклонистам» легально избежать службы в армии.