Поиск

Через четыре года Омск будет отмечать свое 300-летие. Однако много ли найдется людей, которые знают об обстоятельствах основания нашего города, А они весьма увлекательны Можно было написать десятки материалов об отряде подполковника Бухгольца, куда он шел и зачем, где останавливался и какие трудности испытывал. Вот только вряд ли такая кабинетная работа могла бы кого-то по-настоящему «заразить» историей. Другое дело - пройти маршрутом основателя Омска, испытать на себе все трудности этого пути, чтобы спустя почти 300 лет не просто восстановить исторический контекст, но и почувствовать себя солдатом Петровской эпохи Именно такая идея пришла в голову журналисту и путешественнику Виктору Гоношилову.

ГОРОД В УСТЬЕ ОМИ Рука у Ивана Дмитриевича  была легкой. Кроме Омска он заложил еще несколько населенных пунктов. Но Омск с миллионным населением, конечно же остается главной исторической заслугой Бухгольца. Во многом, думается, роль города в судьбе России связана с местом его расположения. С устьем Оми,.Омь являлась южной границей Сибирского ханства, данника Руси в ХVI веке. То есть, по сути, Сибирское ханство входило в состав русского государства. Но степняки этого деления не признавали. Основанием города Бухгольц раз и навсегда положил конец территориальным спорам между кочевниками и Русью, которые свыше ста лет приводили к стычкам и локальным войнам. Со временем из Омской крепости получился хороший город. С терпеливым и упрямым характером. Так уж сложилось, что не получили мы подарков от природы: ни морей, богатых рыбой, ни крупных месторождений; наше благополучие строится на чистом труде.

Город, возникший как ответ на неудачу в военном походе, впредь, словно наученный первой бедой, оставался надежной составляющей страны,. Центр огромного Степного края, отправная точка для большинства экспедиций, уходящих в Азию, столица белого движения в Гражданскую, кузница оружия в Великую Отечественную войну и в войну холодную.

К ФИНИШУ  И я этот город не подвел. Дошел до финиша. В последний, тридцать девятый, день моего путешествия по Иртышу небесная канцелярия, наконец-то расщедрившись, подарила замечательную погоду. Вода без малейшей,ряби зеркальная хоть смотрись, и ветра совершно нет. Моя лодка «Омск-300» скользила по воде как по маслу. «Если бы каждый день был таким, - с легким сожалением подумал я, - а не всего четыре-пять за весь путь, я бы уже давно был в Омске». С другой стороны, нет худа без добра. Не прочувствуй я всех тягот ненастного лета, то и считал бы, как многие, что путь Бухгольца от озера Ямышеводо устья Оми был сродни легкой  воскресной прогулке.

Последнюю ночь перед финишем лодка стояла в Омском речном порту. Поскольку границы города я пересек вечером в воскресенье, то финишировать в устье Оми, где 293 года назад приставали суда Бухгольца, смысла не было. Куда ночью в выходные лодку денешь? Когда же в понедельник утром увидел свое суденышко рядом с катерами и портовыми кранами, сердце сжалось от грусти среди речных теплоходов и портовых гигантов она выглядела как тростинка среди вековых дубов. Маленькая, хрупкая, беззащитная. Даже мне в тот момент не верилось, что такая, словно игрушечная, лодочка смогла преодолеть 700 километров тяжкого пути. 700 километров, если считать по карте, на самом же деле, со всеми моими блужданиями по протокам и галсами от одного берега к другому, не меньше 900, а тс и тысячу километров прошла. Перенесла два ремонта и несет множество вмятин от столкновений с карчами и бакенами.

О большом моем труде без слов говорит верхняя кромка левого борта, протертая веслом насквозь, и ручники весел, отполированные ладонями до зеркального блеска. Из речного порта, зная нрав Иртыша,я вышел за два часа до срока предполагаемого финиша - меня встречали коллеги. В запасе держал примерно час. Он не понадобился. Река на прощание просто несла меня. Я смотрел на много численных прохожих на набережной Омска и поражался их равнодушным лицам. Боялся их. Отвык от толпы. Странное дело, в целом толпа равнодушна и даже зла, а каждый в отдельности человек добр и сострадателен. После каждого путешествия всегда вспоминаешь множество людей, которые выручили тебя в трудную минуту. Не знаю, смог бы я дойти да Омска, если бы судьба не подарила мне в Казахстане знакомство с двумя замечательными людьми - руководителем управления архивов Павлодарской области Хвлелом Акимханавым и павладарским журналистам Владимиром Бугаевым. Халел Хайрулаевич взял на себя организационную часть проекта. Он из Павлодара приезжал в любое село, где я причаливал. Не важно, плановая та остановка была или внезапная, из-за возникшей нужды или трудности - через три-четыре часа я уже видел его всегда улыбчивое лицо.

С 50-летним Владимиром Бугаевым мы постепенно стали друзьями. Оба одиночки по характеру, трудно сходящиеся с людьми, с ним мы как-та прикипели друг к другу душой. Однажды на самом трудном участке маршрута я целую неделю по мобильнику общался только с ним и ни с кем больше. В прошлом турист-экстремал, он не содержанием фраз, а тоном умел внушить спокойствие и уверенность,чего так не хватает, когда ты несколько дней не видишь ни одной живой души.

Не могу не сказать теплых слов и в адрес консульства Республики Казахстан в Омске. Отправляя письмо консулу Орынбеку Мухсиынаву о путешествии по территории Павлодарской области, мы в редакции и не предполагали, какой высокий статус стараниями консула получит этот проект в Казахстане. И сколько проблем благодаря этому будет решаться автоматически.

А ведь мы просто ставили власти Казахстана в известность о своем проекте. Получился же визит народной дипломатии, который сыграл в пользу дружбы между нашими странами. Дружбы прочной, устоявшейся, но вряд ли будет кому во вред, если она еще немного станет крепче. Я опять и опять с благодарностью вспоминаю работника Павлодарской спасательной станции Серика. После первых дней пути моя дюралевая лодка потекла. Расшатались заклепки. Она за всю свою 30-летнюю жизнь ни разу не преодолевала столько трудностей подряд, сколько выпало за первую неделю моей дороги. Две штормовые тряски - это вам не булки с изюмом.

Серик в свой личный выходной отдраил лодку, проколотил все заклепки. Благодаря его ремонту я больше не знал проблем с судном. Лишь однажды пришлось обращаться к мастерам чтобы устранили легкую течь через шов между дюралевыми пластинами. Повезло и с лодкой. Устойчива на волне, легкая в транспортировке, она меня по воде везла, а вечерами я ее по берегу - чтоб спрятать от потенциальных лиходеев.

Это потом я с ней сжился поначалу брать не хотел. Весла не родные, длиннющие - ручники своими концами перекрещивались, а не сходилиоь друг против друга в момент гребка, как все привыкли. Через пару дней, поотбив кулаки друг о друга при гребке и приобретя опыт гребли, я оценил усиленную  длинными ручниками силу гребка.

- Давай мы ручники твоих весел укоротим, - сотню раз предлагали мне потом. Я отказывался наотрез. И пусть лодка не отличалась способностью рассекать волну, зато все остальные достоинства искупали этот относительно небольшой недостаток. Мы же с ней не, в скоростных гонках, участвовали, в нашем проекте главными являлись терпение и стойкость. Лодку, хочется надеяться, ждет заслуженнвя счастливая, хоть и не очень спокойная, старость. Редакция подарила ее областной станции юных техников.

ФИНАЛ

Да дома добираюсь не бодрым но оптимистичным. Отлежусь с книгой в руках день, другой - и в редакцию. Вто же время помню после каждого большого путешествия мне надо несколько месяцев, чтоб восстановиться. В рабочие дни еще держусь, почти не замечаю выхолощенных сил - адреналин необходимости заставляет оставаться на ногах . В субботу и воскресенье лежу пластом. В выходные мои самые длинные маршруты заканчиваются в ванной или на кухне. Я вспоминаю об этом по дороге от черты финиша до дверей квартиры. Но, больше думаю о другом. Финиш - самая сладкая и одновременно самая горькая для меня минута. Ты горишь от восторга: «Я сделал это". Плыл и писал. Бывал на краю гибели и выходил живым. Самостоятельно решал самые безнадежные проблемы. Был мужиком, бойцом.

Я горд собой. Физически и психически слабый в обычной жизни, совершая путешествия, беру цели, которые оказываются не под силу тем, кто во сто крат, сильнее и умнее меня. Потом они уступают мне в двух вещах: терпении и порядочности. И в этот момент горения от вострга на меня вдруг обрушивается, холодный душ горечи. Я вспоминаю, что выхожу из природной среды, где правила игры просты и честны, и вхожу в мир людей с серыми размытыми моральными градациями. Я силен, когда один среди лесов или воды. А среди людей тряпка и рохля. Пародия даже не на мужика, а на человека вообще. Моя слабость-мои сомнения. Потому что здесь, в городе-решения надо принимать в минутной ситуации - когда рядом не враги и не друзья. Боюсь не боя, боюсь незаслуженно обидеть. И сразу же начинаю скучать по путешествию , где все-от случайно встречаной лисы до грибника и охотника - воспринимается просто: враг, друг или никто. В подобных условиях я почти непобедим. Мне нравится быть таким. В социуме же я ничтожнейший из его членов.

А кому нравится быть ничтожеством? Никому. И я из общего правил не исключение. Поэтому, еще не разложив вещи из походного рюкзака по полкам шкафа, уже начинаю мечтать, о новом путешествии.

Ямышево - Павлодар - Черлак - Омск 2009 год лето.

Март 2011 года – окончательная редакция. Виктор ГОНОШИЛОВ  

Через четыре года Омск будет отмечать свое 300-летие. Однако много ли найдется людей, которые знают об обстоятельствах основания нашего города, А они весьма увлекательны Можно было написать десятки материалов об отряде подполковника Бухгольца, куда он шел и зачем, где останавливался и какие трудности испытывал. Вот только вряд ли такая кабинетная работа могла бы кого-то по-настоящему «заразить» историей. Другое дело - пройти маршрутом основателя Омска, испытать на себе все трудности этого пути, чтобы спустя почти 300 лет не просто восстановить исторический контекст, но и почувствовать себя солдатом Петровской эпохи Именно такая идея пришла в голову журналисту и путешественнику Виктору Гоношилову.

ГОРОД В УСТЬЕ ОМИ Рука у Ивана Дмитриевича  была легкой. Кроме Омска он заложил еще несколько населенных пунктов. Но Омск с миллионным населением, конечно же остается главной исторической заслугой Бухгольца. Во многом, думается, роль города в судьбе России связана с местом его расположения. С устьем Оми,.Омь являлась южной границей Сибирского ханства, данника Руси в ХVI веке. То есть, по сути, Сибирское ханство входило в состав русского государства. Но степняки этого деления не признавали. Основанием города Бухгольц раз и навсегда положил конец территориальным спорам между кочевниками и Русью, которые свыше ста лет приводили к стычкам и локальным войнам. Со временем из Омской крепости получился хороший город. С терпеливым и упрямым характером. Так уж сложилось, что не получили мы подарков от природы: ни морей, богатых рыбой, ни крупных месторождений; наше благополучие строится на чистом труде.

Город, возникший как ответ на неудачу в военном походе, впредь, словно наученный первой бедой, оставался надежной составляющей страны,. Центр огромного Степного края, отправная точка для большинства экспедиций, уходящих в Азию, столица белого движения в Гражданскую, кузница оружия в Великую Отечественную войну и в войну холодную.

К ФИНИШУ  И я этот город не подвел. Дошел до финиша. В последний, тридцать девятый, день моего путешествия по Иртышу небесная канцелярия, наконец-то расщедрившись, подарила замечательную погоду. Вода без малейшей,ряби зеркальная хоть смотрись, и ветра совершно нет. Моя лодка «Омск-300» скользила по воде как по маслу. «Если бы каждый день был таким, - с легким сожалением подумал я, - а не всего четыре-пять за весь путь, я бы уже давно был в Омске». С другой стороны, нет худа без добра. Не прочувствуй я всех тягот ненастного лета, то и считал бы, как многие, что путь Бухгольца от озера Ямышеводо устья Оми был сродни легкой  воскресной прогулке.

Последнюю ночь перед финишем лодка стояла в Омском речном порту. Поскольку границы города я пересек вечером в воскресенье, то финишировать в устье Оми, где 293 года назад приставали суда Бухгольца, смысла не было. Куда ночью в выходные лодку денешь? Когда же в понедельник утром увидел свое суденышко рядом с катерами и портовыми кранами, сердце сжалось от грусти среди речных теплоходов и портовых гигантов она выглядела как тростинка среди вековых дубов. Маленькая, хрупкая, беззащитная. Даже мне в тот момент не верилось, что такая, словно игрушечная, лодочка смогла преодолеть 700 километров тяжкого пути. 700 километров, если считать по карте, на самом же деле, со всеми моими блужданиями по протокам и галсами от одного берега к другому, не меньше 900, а тс и тысячу километров прошла. Перенесла два ремонта и несет множество вмятин от столкновений с карчами и бакенами.

О большом моем труде без слов говорит верхняя кромка левого борта, протертая веслом насквозь, и ручники весел, отполированные ладонями до зеркального блеска. Из речного порта, зная нрав Иртыша,я вышел за два часа до срока предполагаемого финиша - меня встречали коллеги. В запасе держал примерно час. Он не понадобился. Река на прощание просто несла меня. Я смотрел на много численных прохожих на набережной Омска и поражался их равнодушным лицам. Боялся их. Отвык от толпы. Странное дело, в целом толпа равнодушна и даже зла, а каждый в отдельности человек добр и сострадателен. После каждого путешествия всегда вспоминаешь множество людей, которые выручили тебя в трудную минуту. Не знаю, смог бы я дойти да Омска, если бы судьба не подарила мне в Казахстане знакомство с двумя замечательными людьми - руководителем управления архивов Павлодарской области Хвлелом Акимханавым и павладарским журналистам Владимиром Бугаевым. Халел Хайрулаевич взял на себя организационную часть проекта. Он из Павлодара приезжал в любое село, где я причаливал. Не важно, плановая та остановка была или внезапная, из-за возникшей нужды или трудности - через три-четыре часа я уже видел его всегда улыбчивое лицо.

С 50-летним Владимиром Бугаевым мы постепенно стали друзьями. Оба одиночки по характеру, трудно сходящиеся с людьми, с ним мы как-та прикипели друг к другу душой. Однажды на самом трудном участке маршрута я целую неделю по мобильнику общался только с ним и ни с кем больше. В прошлом турист-экстремал, он не содержанием фраз, а тоном умел внушить спокойствие и уверенность,чего так не хватает, когда ты несколько дней не видишь ни одной живой души.

Не могу не сказать теплых слов и в адрес консульства Республики Казахстан в Омске. Отправляя письмо консулу Орынбеку Мухсиынаву о путешествии по территории Павлодарской области, мы в редакции и не предполагали, какой высокий статус стараниями консула получит этот проект в Казахстане. И сколько проблем благодаря этому будет решаться автоматически.

А ведь мы просто ставили власти Казахстана в известность о своем проекте. Получился же визит народной дипломатии, который сыграл в пользу дружбы между нашими странами. Дружбы прочной, устоявшейся, но вряд ли будет кому во вред, если она еще немного станет крепче. Я опять и опять с благодарностью вспоминаю работника Павлодарской спасательной станции Серика. После первых дней пути моя дюралевая лодка потекла. Расшатались заклепки. Она за всю свою 30-летнюю жизнь ни разу не преодолевала столько трудностей подряд, сколько выпало за первую неделю моей дороги. Две штормовые тряски - это вам не булки с изюмом.

Серик в свой личный выходной отдраил лодку, проколотил все заклепки. Благодаря его ремонту я больше не знал проблем с судном. Лишь однажды пришлось обращаться к мастерам чтобы устранили легкую течь через шов между дюралевыми пластинами. Повезло и с лодкой. Устойчива на волне, легкая в транспортировке, она меня по воде везла, а вечерами я ее по берегу - чтоб спрятать от потенциальных лиходеев.

Это потом я с ней сжился поначалу брать не хотел. Весла не родные, длиннющие - ручники своими концами перекрещивались, а не сходилиоь друг против друга в момент гребка, как все привыкли. Через пару дней, поотбив кулаки друг о друга при гребке и приобретя опыт гребли, я оценил усиленную  длинными ручниками силу гребка.

- Давай мы ручники твоих весел укоротим, - сотню раз предлагали мне потом. Я отказывался наотрез. И пусть лодка не отличалась способностью рассекать волну, зато все остальные достоинства искупали этот относительно небольшой недостаток. Мы же с ней не, в скоростных гонках, участвовали, в нашем проекте главными являлись терпение и стойкость. Лодку, хочется надеяться, ждет заслуженнвя счастливая, хоть и не очень спокойная, старость. Редакция подарила ее областной станции юных техников.

ФИНАЛ

Да дома добираюсь не бодрым но оптимистичным. Отлежусь с книгой в руках день, другой - и в редакцию. Вто же время помню после каждого большого путешествия мне надо несколько месяцев, чтоб восстановиться. В рабочие дни еще держусь, почти не замечаю выхолощенных сил - адреналин необходимости заставляет оставаться на ногах . В субботу и воскресенье лежу пластом. В выходные мои самые длинные маршруты заканчиваются в ванной или на кухне. Я вспоминаю об этом по дороге от черты финиша до дверей квартиры. Но, больше думаю о другом. Финиш - самая сладкая и одновременно самая горькая для меня минута. Ты горишь от восторга: «Я сделал это". Плыл и писал. Бывал на краю гибели и выходил живым. Самостоятельно решал самые безнадежные проблемы. Был мужиком, бойцом.

Я горд собой. Физически и психически слабый в обычной жизни, совершая путешествия, беру цели, которые оказываются не под силу тем, кто во сто крат, сильнее и умнее меня. Потом они уступают мне в двух вещах: терпении и порядочности. И в этот момент горения от вострга на меня вдруг обрушивается, холодный душ горечи. Я вспоминаю, что выхожу из природной среды, где правила игры просты и честны, и вхожу в мир людей с серыми размытыми моральными градациями. Я силен, когда один среди лесов или воды. А среди людей тряпка и рохля. Пародия даже не на мужика, а на человека вообще. Моя слабость-мои сомнения. Потому что здесь, в городе-решения надо принимать в минутной ситуации - когда рядом не враги и не друзья. Боюсь не боя, боюсь незаслуженно обидеть. И сразу же начинаю скучать по путешествию , где все-от случайно встречаной лисы до грибника и охотника - воспринимается просто: враг, друг или никто. В подобных условиях я почти непобедим. Мне нравится быть таким. В социуме же я ничтожнейший из его членов.

А кому нравится быть ничтожеством? Никому. И я из общего правил не исключение. Поэтому, еще не разложив вещи из походного рюкзака по полкам шкафа, уже начинаю мечтать, о новом путешествии.

Ямышево - Павлодар - Черлак - Омск 2009 год лето.

Март 2011 года – окончательная редакция. Виктор ГОНОШИЛОВ