Реформа ЖКХ как морской отлив обнажила массу подводных камней, о которые спотыкаются и собственники, и управляющие компании. И самые крупные из них - недоработанные, непродуманные законы. Но есть и другие валуны, например, менталитет современных россиян.
Иногда задумываюсь, как быстро изменилось общество за столь короткий промежуток времени. Имею в виду советскую эпоху. Насколько в те годы каждый радел за свое государство, город, дом, настолько сейчас отдалился от этого. Если раньше всем миром шли на субботник, убирали мусор, садили деревья, ремонтировали качели, то сейчас с тем же успехом сорим, пилим, ломаем. Или не ломаем, но и не делаем.
Лично у меня складывается такое ощущение, что управляющие компании стали козлами отпущения, их пытаются обвинить в том, что пока прилив они те самые камни подбрасывают. Власти, собственно, не особо хотят заниматься реформой, собственники не знают и не умеют ею заниматься, а виноватый вот он - управляющая организация. Да, одни из них обманывают, другие плохо работают, а третьи, четвертые и пятые – шевелятся, стараются не только выжить, но и преуспеть не за счет обмана, а за счет своей репутации. Из разговоров с активными собственниками, старшими по дому, председателями ТСЖ, поняла, что работа управляющих организаций их в большинстве своем устраивает. И почти все из опрошенных видят проблему в другом.
Интересно, почему так получается, что в одном микрорайоне два соседних дома разительно отличаются друг от друга: обилием цветников, наличием лавочек и детских площадок во дворе, внутренним убранством подъездов и европейским обликом окон?
Картина первая. Жизненная.
Шаркая протертыми штиблетами, мимо одного из подъездов дома проходит бабулька и бросает завистливый взгляд на старушек, сидящих на лавочке: ишь, расселись, а у нас и посидеть негде. Молодая мамочка, качая рыжую девчушку на качелях современного детского городка, жалуется собеседнице: а у нас во дворе бурьян, поломанные карусели да старая железная горка. Каждый прохожий невольно обращает внимание на необычные клумбы и ограждения к ним, сделанные своими руками, а войдя в подъезд, удивляется чистоте и уюту, царящим в нем.
Картина вторая. Печальная. (Про себя).
Захожу в подъезд, стены которого испещрены, мягко сказать, неприличными словами, запах мочи ударяет в нос. У почтового ящика сидят два парня, лиц которых не видно из-за глубоко надвинутых на капюшонов (за почтой поднимусь в другой раз). Нажимаю на кнопку вызова лифта и с отвращением отдергиваю мокрые пальцы (опять заплевали кнопку). В лифте какая-то сволочь справила нужду и сломала рекламный щит, который выставил свой оторванный угол как раз на уровне моих глаз.
Какое чувство вызывает первая картина? Зависть. Какое чувство вызывает вторая картина? Отвращение. А благодарить и винить здесь нужно не управляющие компании, а самих себя.
«Население не готово нести груз ответственности за содержание собственного жилья, - говорит начальник отдела правового и кадрового обеспечения Департамента городского хозяйства администрации города Омска Олег Баланов, - это отнимает много времени. Пока в основном происходит так: пришел домой, захлопнул дверь, тепло-вода есть, и Бог с ним».
Периодически каждый нормальный человек делает в собственной квартире уборку, перестановку, ремонт. Самое время вспомнить очень важный момент – на сегодняшний день мы собственники не только квартиры, но и части того, что является общедомовым имуществом и обязаны его содержать. Потечет крыша – затопит всех, сгниют тепловые узлы в подвале – замерзнут все. Понятно, что сами мы решить все эти вопросы не в состоянии. «Не можете сами, заплатите тому, кто сможет, - вывела формулу старшая по дому, в котором я живу, Татьяна Сергеевна Бердова.- Не нужно думать, что кто-то придет и позаботится о нашем имуществе бесплатно».
Собираясь в магазин, мы знаем, что нужно купить и платим именно за то, что покупаем. Например, берем палку молочной колбасы, не докторской и не любительской, а именно той, которую любят все члены семьи. Мы также вправе купить у управляющих компаний услугу, которая нам необходима, плюс - по цене, которую выберем сами, решив этот вопрос на общем собрании собственников. Парадокс в том, что общедомовые собрания организовать практически невозможно, а значит, управляющим компаниям остается применять определенные городскими властями тарифы за содержание и текущий ремонт муниципального жилья. Добавив в договор строчку вроде «размер платы за содержание и текущий ремонт помещения приравнивается к размеру, установленному органом местного самоуправления», управляющие организации вправе повышать тариф для собственников жилья тогда, когда муниципалитет повышает его для нанимателей. Если договор подписали, не важно, что не прочитали. Винить опять некого.
«Контроль над большей частью вопросов, касающихся исполнения управляющей компанией своих обязательств, связанных с содержанием и текущим ремонтом жилья, лежит на общем собрании собственников многоквартирного дома, - поясняет начальник отдела эксплуатации жилищного фонда Департамента городского хозяйства администрации города Омска Олег Кузнецов. – К сожалению, инициаторы есть не во всех домах. Там, где никому ничего не нужно и все пущено на самотек, управляющая компания исполняет средства неэффективно, потому что над ней нет контроля».
«В части муниципального имущества администрация города вправе потребовать с управляющих организаций исполнения обязательств, - дополняет Олег Баланов. - Ну а собственники сами должны за себя постоять. Вся власть, как говорится, в руки народа».
Средства на содержание и текущий ремонт жилья необходимо использовать рационально. Мы четко знаем, на что потратить заработную плату, допустим: купить продукты, оплатить коммуналку, погасить кредит и т.д. Нерационально спустить все деньги на вторую шубу и оставить семью без продуктов и в долгах. Также и с общедомовой собственностью, жильцы вправе решать, на что в первую очередь должны пойти средства – замену окон или красивый забор у подъезда, замену тепловых узлов или детскую площадку во дворе, ремонт крыши или автостоянку. Не продумав и не обозначив на общем собрании очередность необходимых преобразований, можно попасть впросак, например, остаться без тепла в лютый мороз.
На вопросы какая управляющая организация вас обслуживает, читали ли вы договор, знаете, что мы вправе сами решать, сколько будем платить за содержание дома и на что тратить наши деньги? большинство опрошенных мною омичей ответили: «нет» и «не знаю». Пенсионеры - молодцы. На них практически и держимся. Молодежь, как правило, придерживается хаты с краю. Не пытаются вникать, не хотят. Своих забот хватает. Им невдомек, что управление домом - это и есть одна из СВОИХ забот – собственных.
Не хочу никого обидеть, а всего лишь не согласна с пенсионеркой-активисткой Тамарой Алексеевной Тимониной: «Никогда порядка не будет», и в то же время прислушиваюсь к ней: «Не надо ни на кого пенять, вся проблема в нас самих». Не касаюсь сейчас тарифов за коммуналку, это отдельный разговор, здесь, считаю, нас дурят, как умеют. Не говорю о том, с чем не справляются управляющие организации (об этом в следующей статье). Хочу понять, отчего мы такие ленивые?
Да, мы неграмотны в этих вопросах, не все юристы и экономисты. А может для начала попробовать быть неравнодушными. (Сегодня же выгоню тех, двоих в капюшонах, из подъезда).
«Наше ТСЖ распалось, - рассказывает старшая по дому Татьяна Сергеевна Бердова. – Не смогли выбрать председателя. Это работа на износ, я два года такую должность занимала, вымоталась до предела: и по подвалам, и по чердакам. Не женское это дело, да еще и в моем возрасте. Народ безразличный, бьюсь как об стену, а некоторые еще и пошлют».
«ЖКХ – это болото, которое затянет всех, если его не расшевелить, - говорит член совета многоквартирного дома Надежда Ивановна Басова. - Нет ни порядка, ни контроля. Если не будем защищать свои права, нас будут и дальше обманывать, такие деньжищи здесь крутятся. Договор наша управляющая компания составила на нескольких листах, воды налили, попробуй, разберись. Люди после первого листа читать уже не хотят. А потом возмущаются. Сами же подписывали».
«Государство наделило нас собственностью и оставило один на один с проблемами. Вот и пытаемся их решить, как умеем, - говорит активная собственница Наталья Ивановна Кулешова. – Активисты в основном пенсионеры, но нас надолго не хватит. До молодежи должно дойти, что нельзя стоять в стороне».
Достучаться можно и до небес, если постараться. Дошло и до власти, что нужно помочь собственникам. В России появится Госжилнадзор, который будет контролировать управляющие компании, следить за качеством услуг и правильностью расчета оплаты за них. Что это изменит, увидим. Но и самим не нужно стоять в стороне. Спасение утопающих по-прежнему за самими утопающими. Не дадим себе утонуть в трясине жилищной реформы!