25 сентября во всем мире отмечают День фармацевта. О том, как устроена работа аптеки «изнутри», рассказала начальник Госаптеки № 222 аптечной сети «Омское лекарство» Людмила Иванова.
– Что за специальность такая – фармацевт?
– Фармацевт – это не просто продавец лекарственных препаратов. Он знает все о медикаментах и их маркировке, может проконсультировать по их применению, разбирается в назначении рецептов, условиях лекарственного хранения. В аптеке также работает провизор – специалист, который управляет аптекой, может участвовать в разработке новых лекарств. По сути, эти профессии взаимозаменяемы, вопрос в специальном образовании.
– Фармацевты ощущают, что выполняют социально значимую работу? Есть какая-то эмоциональная нагрузка?
– Да, наши сотрудники – это своего рода «семейные доктора», которые ищут индивидуальный подход к пациентам, приходящим в аптеку. Люди идут к нам со своей болью, иногда ими движут эмоции. Мы всегда сопереживаем каждому пациенту, проникаемся его проблемой.
– Есть ли особенности в работе со льготными лекарствами?
– Да, отпуск льготных препаратов – очень ответственная история. В первую очередь это строгая маркировка медикаментов, чтобы отсечь некачественный товар в наших витринах. Кроме того, обязательная фиксация данных о льготной категории пациента, условиях выдачи препаратов, реквизитов рецептов для передачи в ГИС «Мониторинг движения лекарственных препаратов». А еще каждый льготный рецепт, по которому отпустили лекарства, мы храним и ведем учет по нему в течение 5 лет. А ведь у многих наших пациентов не один рецепт, а сразу несколько.
– Как часто приходится проводить контроль остатков лекарственных средств? Омичи иногда жалуются на табличку «Переучет» в окне выдачи препаратов.
– Как и положено, каждый месяц. Без четкой и прозрачной системы обеспечить работу аптеки невозможно. В течение 30 дней мы отпускаем омичам огромное количество разных медикаментов и изделий медицинского назначения. Учет лекарств помогает отследить движение товара, увидеть, сколько остается на балансе. Понятно, что нашим посетителям доставляют неудобство дни переучета, но без этого никак.
– А почему в Госаптеке пациент может получить льготные препараты только в специальных окнах выдачи?
– Это сделано для улучшения контроля выдачи, поскольку она отличается от отпуска обычных, «коммерческих» лекарств. К каждой Госаптеке прикреплено определенное количество льготных пациентов. Например, у нас их порядка трех тысяч, поэтому в нашей аптеке ежедневно открыты три таких окна. Очередей обычно не бывает, за исключением редких случаев, когда приходят сразу много человек. Фармацевт должен просканировать каждый рецепт и отпускаемый лекарственный препарат, дождаться ответа от электронной системы маркировки. Все это занимает 3-4 минуты, и люди относятся к этому с пониманием.
– А если в аптеке не находится нужного льготного препарата, что тогда вы делаете?
– В этом случае мы фиксируем рецепт на отсроченное обеспечение. Информация передается в фармацевтический отдел центрального офиса, можем также поискать нужные медикаменты на складе. Как только появляется препарат в нашей аптеке, мы оперативно сообщаем об этом пациенту. По закону пациенты могут ждать 15–30 дней, но мы всегда укладываемся в эти сроки.
– Как Госаптека справляется с тем, что российский рынок покинули европейские фармкомпании? Как люди реагируют на их российские аналоги?
– Сейчас российская фармотрасль находится на таком уровне, что проблем практически не возникает. Практически всем ушедшим с нашего рынка препаратам нашлась замена высокого качества отечественного производства. Мы всегда предлагаем не только импортные, но и аналогичные лекарства российского происхождения. Некоторые пациенты уже принципиально выбирают российского производителя, потому что начали доверять качеству.
– Вы давно уже работаете с электронной системой мониторинга «Честный знак». Как она зарекомендовала себя?
– Эта система прозрачна, но видят не только потребители, но и контролирующие органы. Там размещена вся информация о лекарственных препаратах: их производитель, сроки годности, серии, маркировка и другие характеристики. Эта система не даст нарушить законодательство. Например, вернуть медикаменты обратно в аптеку и продать товар дважды не получится.
– Во Владивостоке в университетской аптеке ТГМУ уже год работает робот Томас. Он загружает данные в электронную систему, размещает и сортирует упаковки, распознавая их по штрихкоду. Как думаете, сможет ли робот заменить фармацевта в аптеке?
– Вполне возможно, если речь идет о разгрузке сотрудника для непосредственной работы с пациентом. Но живое общение с человеком никто никогда не заменит. К нам идут с проблемами, отчаянием, и помочь, поддержать может только человек, а не бездушная машина.