Поиск

Заместитель министра здравоохранения Омской области рассказала о безопасности самых маленьких пациентов.

Всемирный день безопасности пациентов отмечается 17 сентября. Его цель повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение общей солидарности действий как профессионального сообщества – студентов медицинских вузов, среднего медицинского персонала и врачей, – так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.

В 2025 году тема этого дня – «Безопасная помощь каждому новорожденному и каждому ребенку». Заместитель министра здравоохранения Ольга Богданова, курирующая в том числе вопросы материнства и детства, рассказала о безопасности самых маленьких пациентов.

– Ольга Николаевна, почему безопасность новорожденных и детей особенно актуален в современной медицинской практике?

– Считаю, что безопасность новорожденных и детей – это основа доверия общества к здравоохранению в целом. Дети – наиболее уязвимая категория пациентов: их организм отличается физиологическими особенностями, иммунная система еще формируется, и любые неблагоприятные факторы оказывают на них более выраженное воздействие, чем у взрослых, у детей быстрей развиваются осложнения. С этим хорошо знакомы педиатры, и они стараются донести эту информацию до родителей. Актуальность вопроса также обусловлена быстрым развитием медицинских технологий, которые требуют максимальной точности и слаженности работы всех специалистов, поэтому в настоящее время мы большое внимание уделяем обучению работе в команде.

– Какие основные угрозы и риски для безопасности маленьких пациентов существуют сегодня?

– В числе основных рисков – человеческий фактор, в том числе за счет перегрузки персонала, приводящий к несвоевременным диагностическим и лечебным вмешательствам. Опасность представляют также инфекции, в том числе связанные с медицинской помощью.

– Какие приоритетные направления в вопросах безопасности детей выделяет министерство здравоохранения в регионе?

– К нашим приоритетам относится усиление инфекционного контроля, внедрение стандартов безопасности на всех этапах лечения и ухода, с этой целью в учреждениях создаются службы качества. Мы также уделяем особое внимание коммуникации между медперсоналом и родственниками маленьких пациентов.

– Какие меры принимаются в лечебных учреждениях области для обеспечения безопасной медицинской помощи детям и новорожденным?

– В Омской области реализуется система контроля качества и безопасности медицинской помощи. Регулярно проводятся аудиты, обучение персонала, разрабатываются алгоритмы оказания помощи в экстренных ситуациях. В роддомах и детских стационарах используются системы идентификации пациентов, приобретается оборудование для обеспечения мониторинга жизненно важных показателей, а также средства для предотвращения распространения инфекций.

– Как происходит обучение и повышение квалификации медицинского персонала, работающего с детьми?

– Особое внимание уделяется именно целенаправленному обучению персонала. Наши медицинские работники проходят регулярные курсы повышения квалификации, симуляционные тренинги, обучение по новым клиническим рекомендациям. Проводятся междисциплинарные конференции и мастер-классы как на региональном, так и на федеральном уровнях.

– Какую роль в обеспечении безопасности новорожденных и детей играют родители и сами пациенты?

– Родители и члены семьи являются нашими союзниками в заботе о маленьком пациенте. Мы стремимся делиться всей необходимой информацией о состоянии здоровья и лечении детей, разъяснять основные требования гигиены, рекомендации по уходу. Вовлечение родителей в процессы обсуждения лечебной тактики и процедур помогает предотвращать недопонимание, снижает риски и повышает удовлетворенность результатами лечения.

– Существует ли система внутреннего контроля или анализа инцидентов, связанных с безопасностью пациентов?

– Да, в учреждениях организована многоуровневая система внутреннего контроля качества. Все случаи инцидентов, даже если они не повлияли на качество оказания помощи, тщательно анализируются. Есть специальные комиссии по контролю качества и безопасности, ведется анонимная регистрация ошибок, для выявления и своевременного реагирования проводятся внутренние аудиты и обсуждения в коллективах.

– Какие современные технологии и методы помогают сделать оказание помощи новорожденными более безопасными?

– Например, технология телемедицинских консультаций. Она у нас организована внутри региона: любая центральная районная больница может консультировать своих пациентов с использованием телемедицинских технологий с Областной детской клинической больницей или другими учреждениями, расположенными на территории города. Кроме того, у нас широко развита практика телемедицинских консультаций с профильными федеральными центрами. В этом случае мы имеем возможность обсудить наших пациентов с коллегами любого федерального центра, получить рекомендации по диагностике и лечению. Причем даже для одного пациента мы можем проводить эти консультации регулярно до его выздоровления.

 Только за 8 месяцев 2025 года мы провели с федеральными центрами 455 телемедицинских консультаций для детей. 

– Что бы вы пожелали медицинским работникам, пациентам и их семьям?

– Медицинским работникам я хочу пожелать выдержки, высокого профессионализма и неравнодушия. Пациентам и их семьям – смелости задавать вопросы, активного участия в процессе лечения и, конечно же, здоровья. Безопасность является нашей общей целью, и только совместными усилиями мы можем обеспечить благополучие каждого ребенка.

Заместитель министра здравоохранения Омской области рассказала о безопасности самых маленьких пациентов.

Всемирный день безопасности пациентов отмечается 17 сентября. Его цель повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение общей солидарности действий как профессионального сообщества – студентов медицинских вузов, среднего медицинского персонала и врачей, – так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.

В 2025 году тема этого дня – «Безопасная помощь каждому новорожденному и каждому ребенку». Заместитель министра здравоохранения Ольга Богданова, курирующая в том числе вопросы материнства и детства, рассказала о безопасности самых маленьких пациентов.

– Ольга Николаевна, почему безопасность новорожденных и детей особенно актуален в современной медицинской практике?

– Считаю, что безопасность новорожденных и детей – это основа доверия общества к здравоохранению в целом. Дети – наиболее уязвимая категория пациентов: их организм отличается физиологическими особенностями, иммунная система еще формируется, и любые неблагоприятные факторы оказывают на них более выраженное воздействие, чем у взрослых, у детей быстрей развиваются осложнения. С этим хорошо знакомы педиатры, и они стараются донести эту информацию до родителей. Актуальность вопроса также обусловлена быстрым развитием медицинских технологий, которые требуют максимальной точности и слаженности работы всех специалистов, поэтому в настоящее время мы большое внимание уделяем обучению работе в команде.

– Какие основные угрозы и риски для безопасности маленьких пациентов существуют сегодня?

– В числе основных рисков – человеческий фактор, в том числе за счет перегрузки персонала, приводящий к несвоевременным диагностическим и лечебным вмешательствам. Опасность представляют также инфекции, в том числе связанные с медицинской помощью.

– Какие приоритетные направления в вопросах безопасности детей выделяет министерство здравоохранения в регионе?

– К нашим приоритетам относится усиление инфекционного контроля, внедрение стандартов безопасности на всех этапах лечения и ухода, с этой целью в учреждениях создаются службы качества. Мы также уделяем особое внимание коммуникации между медперсоналом и родственниками маленьких пациентов.

– Какие меры принимаются в лечебных учреждениях области для обеспечения безопасной медицинской помощи детям и новорожденным?

– В Омской области реализуется система контроля качества и безопасности медицинской помощи. Регулярно проводятся аудиты, обучение персонала, разрабатываются алгоритмы оказания помощи в экстренных ситуациях. В роддомах и детских стационарах используются системы идентификации пациентов, приобретается оборудование для обеспечения мониторинга жизненно важных показателей, а также средства для предотвращения распространения инфекций.

– Как происходит обучение и повышение квалификации медицинского персонала, работающего с детьми?

– Особое внимание уделяется именно целенаправленному обучению персонала. Наши медицинские работники проходят регулярные курсы повышения квалификации, симуляционные тренинги, обучение по новым клиническим рекомендациям. Проводятся междисциплинарные конференции и мастер-классы как на региональном, так и на федеральном уровнях.

– Какую роль в обеспечении безопасности новорожденных и детей играют родители и сами пациенты?

– Родители и члены семьи являются нашими союзниками в заботе о маленьком пациенте. Мы стремимся делиться всей необходимой информацией о состоянии здоровья и лечении детей, разъяснять основные требования гигиены, рекомендации по уходу. Вовлечение родителей в процессы обсуждения лечебной тактики и процедур помогает предотвращать недопонимание, снижает риски и повышает удовлетворенность результатами лечения.

– Существует ли система внутреннего контроля или анализа инцидентов, связанных с безопасностью пациентов?

– Да, в учреждениях организована многоуровневая система внутреннего контроля качества. Все случаи инцидентов, даже если они не повлияли на качество оказания помощи, тщательно анализируются. Есть специальные комиссии по контролю качества и безопасности, ведется анонимная регистрация ошибок, для выявления и своевременного реагирования проводятся внутренние аудиты и обсуждения в коллективах.

– Какие современные технологии и методы помогают сделать оказание помощи новорожденными более безопасными?

– Например, технология телемедицинских консультаций. Она у нас организована внутри региона: любая центральная районная больница может консультировать своих пациентов с использованием телемедицинских технологий с Областной детской клинической больницей или другими учреждениями, расположенными на территории города. Кроме того, у нас широко развита практика телемедицинских консультаций с профильными федеральными центрами. В этом случае мы имеем возможность обсудить наших пациентов с коллегами любого федерального центра, получить рекомендации по диагностике и лечению. Причем даже для одного пациента мы можем проводить эти консультации регулярно до его выздоровления.

 Только за 8 месяцев 2025 года мы провели с федеральными центрами 455 телемедицинских консультаций для детей. 

– Что бы вы пожелали медицинским работникам, пациентам и их семьям?

– Медицинским работникам я хочу пожелать выдержки, высокого профессионализма и неравнодушия. Пациентам и их семьям – смелости задавать вопросы, активного участия в процессе лечения и, конечно же, здоровья. Безопасность является нашей общей целью, и только совместными усилиями мы можем обеспечить благополучие каждого ребенка.