Поиск

Меры повышения эффективности процесса управления имущественным комплексом региона рассмотрели депутаты Законодательного собрания.

Очередное заседание комитета Законодательного собрания по собственности состоялось 19 февраля. В повестку дня были вынесены вопросы управления, распоряжения государственной собственностью Омской области и пути повышения качества ее учета.

Одной из главных тем обсуждения стал доклад о едином банке данных объектов региональной собственности, который представил депутатам первый замминистра имущественных отношений Александр Матненко. Он сообщил, что по состоянию на 1 января 2025 года в реестре учтена информация о 25,75 тыс. объектах областной собственности, общая стоимость которой оценивается в 122,53 млрд рублей.

– Общая стоимость имущества, находящегося в собственности Омской области, в 2024 году увеличилась на 3,28 %, или на 3884 млн рублей. В течение года реестр госимущества пополнился информацией о 2290 объектах собственности Омской области, в том числе: 854 объектах движимого имущества, 520 земельных участках, 456 объектах газификации, 359 объектах жилого фонда, 77 объектах нежилого фонда, 12 объектах инженерных коммуникаций, 8 объектах исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, 3 объектах дорожного строительства, – проинформировал Матненко.

За россыпью цифр члены профильного парламентского комитета сумели рассмотреть недостатки системы управления имущественным комплексом.

– Из года в год мы получаем от Минимущества практически одни и те же сведения, из которых невозможно понять, как же мы распоряжаемся собственностью стоимостью 120 миллиардов рублей. А распоряжаемся, судя по всему, плохо, раз в областной бюджет она приносит условные три копейки, – отметил депутат Валерий Бойко. – Вот скажите, почему как было три года назад в отчетах министерства 99 объектов незавершенного строительства, так и сейчас вы нам о них рассказываете? Эти 99 объектов или достроить надо было давно, или продать, или списать и забыть, что они у нас были.

 

Также парламентарии обратили внимание на то, что, несмотря на присутствие в названии доклада Матненко словосочетания «единый банк данных», в самом реестре нет сведений об объектах культурного наследия, музейных предметах и коллекциях. Между тем в Омской области насчитывается семь  государственных музеев, в фондах которых хранится более 365 тыс. предметов.

– Нам уже три года сообщают, что учет музейных предметов и коллекций ведет Минкульт Омской области, а вопрос-то в другом. Члены комитета спрашивают, почему культурные ценности не состоят на соответствующем учете в Минимуществе как объекты собственности в публичных реестрах? Это необходимо сделать хотя бы для того, чтобы музейные и архивные ценности не «уплывали» из региона и оставались бы доступными для омичей, – пояснил председатель комитета Игорь Зуга. – Не исключена и прямая выгода для бюджета. Вот Омск объявлен культурной столицей России – 2026, так, может, этот статус следует подчеркнуть специализированными выставками? Это туризм, и это вполне реальные доходы областного бюджета. Только показывать надо что-то уникальное, а мы до сих пор сами не знаем, что у нас есть и наше ли это вообще.

По словам депутата, аналогичная ситуация складывается с природными объектами.

– Так значит надо предпринять шаги по приему природных объектов в собственность региона, как это сделано, например, в Татарстане. Только так у Омской области появится возможность зарабатывать на природных ресурсах, а в наши дни ценится все. Глина и торф в регионе точно есть, и не надо считать их бросовым товаром, и средний бизнес давно научился эти ресурсы использовать, – считает председатель комитета по собственности. – Прямо на территории Омска и в ближайшем пригороде можно найти минеральные источники и источники целебной грязи. В годы Великой Отечественной войны они почему-то использовались для лечения раненых солдат, а вот сейчас мы о бальнеологических курортах под Омском что-то не слышим. Между тем можно было бы оформить источники в областную собственность и сдать в аренду какой-нибудь компании. Даже если бы аренда была безвозмездной, косвенный доход областная казна все равно бы получила, ведь работающая на территории региона компания платила бы налоги.

По мнению Зуги, в корне изменить ситуацию с управлением региональным имуществом поможет принятие нового закона об управлении государственной собственностью Омской области. Разработкой документа занимались как члены профильного парламентского комитета, так эксперты из числа представителей науки и общественности. В идеологию закона изначально заложена идея наделения органов законодательной и исполнительной власти дополнительными полномочиями и уровнями ответственности. 

– Сегодня Минимущество приносит в региональный бюджет мизер, который в структуре доходов сильно меньше одного процента. Это неприемлемо! Ну не может имущество стоимостью 120 млрд рублей приносить в бюджет всего 150 млн рублей в год. Есть оценки, согласно которым региональная собственность должна приносить ежегодный доход порядка 5 млрд рублей, – подчеркнул Игорь Зуга.

К постатейному согласованию отдельных положений закона об управлении госсобственностью Омской области члены профильного комитета вернутся уже 12 марта. Разработчики рассчитывают, что в текущем году документ будет одобрен региональным парламентом в целом. Повысить эффективность применения нового закона поможет цифровизация. В основу технического задания на разработку решений цифровой платформы обеспечения процесса учета, управления и распоряжения государственным имуществом региона должны быть положены постулаты уже нового регионального закона.

Меры повышения эффективности процесса управления имущественным комплексом региона рассмотрели депутаты Законодательного собрания.

Очередное заседание комитета Законодательного собрания по собственности состоялось 19 февраля. В повестку дня были вынесены вопросы управления, распоряжения государственной собственностью Омской области и пути повышения качества ее учета.

Одной из главных тем обсуждения стал доклад о едином банке данных объектов региональной собственности, который представил депутатам первый замминистра имущественных отношений Александр Матненко. Он сообщил, что по состоянию на 1 января 2025 года в реестре учтена информация о 25,75 тыс. объектах областной собственности, общая стоимость которой оценивается в 122,53 млрд рублей.

– Общая стоимость имущества, находящегося в собственности Омской области, в 2024 году увеличилась на 3,28 %, или на 3884 млн рублей. В течение года реестр госимущества пополнился информацией о 2290 объектах собственности Омской области, в том числе: 854 объектах движимого имущества, 520 земельных участках, 456 объектах газификации, 359 объектах жилого фонда, 77 объектах нежилого фонда, 12 объектах инженерных коммуникаций, 8 объектах исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, 3 объектах дорожного строительства, – проинформировал Матненко.

За россыпью цифр члены профильного парламентского комитета сумели рассмотреть недостатки системы управления имущественным комплексом.

– Из года в год мы получаем от Минимущества практически одни и те же сведения, из которых невозможно понять, как же мы распоряжаемся собственностью стоимостью 120 миллиардов рублей. А распоряжаемся, судя по всему, плохо, раз в областной бюджет она приносит условные три копейки, – отметил депутат Валерий Бойко. – Вот скажите, почему как было три года назад в отчетах министерства 99 объектов незавершенного строительства, так и сейчас вы нам о них рассказываете? Эти 99 объектов или достроить надо было давно, или продать, или списать и забыть, что они у нас были.

 

Также парламентарии обратили внимание на то, что, несмотря на присутствие в названии доклада Матненко словосочетания «единый банк данных», в самом реестре нет сведений об объектах культурного наследия, музейных предметах и коллекциях. Между тем в Омской области насчитывается семь  государственных музеев, в фондах которых хранится более 365 тыс. предметов.

– Нам уже три года сообщают, что учет музейных предметов и коллекций ведет Минкульт Омской области, а вопрос-то в другом. Члены комитета спрашивают, почему культурные ценности не состоят на соответствующем учете в Минимуществе как объекты собственности в публичных реестрах? Это необходимо сделать хотя бы для того, чтобы музейные и архивные ценности не «уплывали» из региона и оставались бы доступными для омичей, – пояснил председатель комитета Игорь Зуга. – Не исключена и прямая выгода для бюджета. Вот Омск объявлен культурной столицей России – 2026, так, может, этот статус следует подчеркнуть специализированными выставками? Это туризм, и это вполне реальные доходы областного бюджета. Только показывать надо что-то уникальное, а мы до сих пор сами не знаем, что у нас есть и наше ли это вообще.

По словам депутата, аналогичная ситуация складывается с природными объектами.

– Так значит надо предпринять шаги по приему природных объектов в собственность региона, как это сделано, например, в Татарстане. Только так у Омской области появится возможность зарабатывать на природных ресурсах, а в наши дни ценится все. Глина и торф в регионе точно есть, и не надо считать их бросовым товаром, и средний бизнес давно научился эти ресурсы использовать, – считает председатель комитета по собственности. – Прямо на территории Омска и в ближайшем пригороде можно найти минеральные источники и источники целебной грязи. В годы Великой Отечественной войны они почему-то использовались для лечения раненых солдат, а вот сейчас мы о бальнеологических курортах под Омском что-то не слышим. Между тем можно было бы оформить источники в областную собственность и сдать в аренду какой-нибудь компании. Даже если бы аренда была безвозмездной, косвенный доход областная казна все равно бы получила, ведь работающая на территории региона компания платила бы налоги.

По мнению Зуги, в корне изменить ситуацию с управлением региональным имуществом поможет принятие нового закона об управлении государственной собственностью Омской области. Разработкой документа занимались как члены профильного парламентского комитета, так эксперты из числа представителей науки и общественности. В идеологию закона изначально заложена идея наделения органов законодательной и исполнительной власти дополнительными полномочиями и уровнями ответственности. 

– Сегодня Минимущество приносит в региональный бюджет мизер, который в структуре доходов сильно меньше одного процента. Это неприемлемо! Ну не может имущество стоимостью 120 млрд рублей приносить в бюджет всего 150 млн рублей в год. Есть оценки, согласно которым региональная собственность должна приносить ежегодный доход порядка 5 млрд рублей, – подчеркнул Игорь Зуга.

К постатейному согласованию отдельных положений закона об управлении госсобственностью Омской области члены профильного комитета вернутся уже 12 марта. Разработчики рассчитывают, что в текущем году документ будет одобрен региональным парламентом в целом. Повысить эффективность применения нового закона поможет цифровизация. В основу технического задания на разработку решений цифровой платформы обеспечения процесса учета, управления и распоряжения государственным имуществом региона должны быть положены постулаты уже нового регионального закона.