Поиск

Доведенные до отчаяния перевозчики говорят о вымирании маршруток как класса. В чем корень проблемы и все ли так плохо на самом деле?

В первые рабочие дни нового, 2024 года предприниматели, входящие в СРО «Омские перевозчики», написали открытое письмо губернатору Виталию Хоценко. В нем перевозчики рассказали о бедственном положении, которое сложилось в отрасли в последние месяцы и особенно усугубилось после так называемой транспортной реформы, когда из центра города было убрано сразу 18 маршрутов.

В своем обращении предприниматели указали на то, что они возят пассажиров за свой счет и в отличие от «муниципалов», не получают дотаций из бюджета, а размер компенсации за перевозку льготников как был 20 рублей, так и остается последние несколько лет, хотя затраты на перевозку этой категории пассажиров выросли в разы. При этом после выноса маршруток из центра города многие предприниматели свернули свой бизнес, город, по словам перевозчиков, лишился 300 микроавтобусов, что только ухудшило транспортное обслуживание омичей. Бизнесмены говорят о реальной катастрофе, последствием которой может стать полное исчезновение микроавтобусов из Омска.

РИА «Омск-информ» решило обратиться к самим перевозчикам, чтобы разобраться, чего реально хотят бизнесмены, чего они ждут от власти и каким видят решение проблемы? Как оказалось, не все так однозначно и проблема сложнее, чем кажется. 

Написали письмо губернатору и замолчали

Всего открытое письмо губернатору подписали 11 частных перевозчиков, обслуживающих почти два десятка популярных маршрутов в городе. Раз бизнесмены честно, открыто и откровенно говорят о своих проблемах, то логичным было бы, если бы об этих проблемах они подробно поведали журналистам. Но не тут-то было. Как оказалось, предприниматели, подписавшие открытое письмо главе региона, без объяснения причин отказываются общаться с прессой. Выглядит все это довольно странно.

– Ничего комментировать я не хочу. Нет никакого желания общаться с прессой, – заявил один из крупных перевозчиков, подписавших письмо.

Подобный ответ обозреватель РИА «Омск-информ» получил и еще от нескольких участников рынка, недовольных своим положением на нем.

– Ой, я ничего вам не скажу. Вы и так все знаете, – заявил другой перевозчик.

Попытки «разговорить» еще нескольких бизнесменов тоже не увенчались успехом. Хотя обычно в любых конфликтах «обиженная» сторона всегда охотно идет на контакт со СМИ. 

«Мы не просим золотых гор»

Согласился рассказать о проблемах, толкнувших к обращению к губернатору, лишь один из подписавших письмо – предприниматель Вячеслав Доронкин, обслуживающий маршруты 222 и 409. 

По словам перевозчика, он и его коллеги поставлены не просто на грань выживания – речь идет о грядущей катастрофе с частными перевозками в Омске. И она может произойти уже в этом году. 

– Пока просто ждем встречу с губернатором. Чем она закончится, непонятно. Ситуация с перевозками достигла своего апогея. Все городские маршруты поставлены на грань возможности функционирования. В целом ситуация в стране ухудшилась, инфляция увеличилась, все подорожало – топливо, запчасти. Людям нужно поднимать зарплату, а за счет чего? Банально, чтобы водители не разбежались, им нужно платить достойно. Делать это в тех условиях, что есть, невозможно. У нас нет других ресурсов, кроме как от поступлений с оплаты проезда, – говорит Доронкин.

Перевозчик признал, что он и его коллеги могли бы существенно поднять стоимость проезда, но делать это в условиях, когда стоимость проезда в муниципальном транспорте остается прежней, нецелесообразно. Вячеслав Доронкин к тому же не понимает, как дальше перевозить тех же льготников, когда за каждого пассажира «газелисты» получают из бюджета всего по 20 рублей.

– Льготники – это существенная часть перевозимых пассажиров. Но уже много лет сумма компенсации за их проезд не менялась и составляет всего 20 рублей. О чем здесь можно говорить, когда муниципальные перевозчики с учетом компенсаций из бюджета получают за перевозку тех же льготников 50 рублей? – недоумевает предприниматель.

По словам Вячеслава Доронкина, он и ряд его коллег буквально оказались в тупике и не знают, как дальше существовать и осуществлять перевозки.

– Мы не просим никаких золотых гор, мы не гонимся за какой-то баснословной прибылью. Мы хотим, чтобы о наших проблемах услышали и обратили на них внимание, – резюмировал бизнесмен.

Перевозчики ждут встречи именно с губернатором, так как вопрос по компенсации проезда льготникам – это прерогатива региона, а не города. Но уже известно, что Виталий Хоценко «спустил» вопрос на уровень города и поручил разобраться в ситуации мэра Сергея Шелеста. Последний оперативно отреагировал на поручение и пообещал провести встречу с авторами письма. Но когда она состоится – пока неизвестно. По некоторым данным, мэр с «газелистами» может встретиться ближе к концу января. Как отметил глава дептранса Вадим Кормилец, работа с частными перевозчиками ведется, но пока говорить о какой-либо конкретике рано.

Хотят перейти на регулируемые тарифы

В целом о проблемах, заставивших предпринимателей обратиться к властям, рассказали в отраслевом объединении – СРО «Омские перевозчики». Там отметили, что с ростом затрат на производство или услугу любой бизнес увеличивает ценник. Несмотря на то что перевозчики работают в нерегулируемом секторе и могут сделать стоимость проезда по городу хоть 100 рублей, фактически они лишены такой возможности.

– Мы не можем установить цену за проезд в общественном транспорте существенно выше утвержденной горсоветом цены за проезд для муниципального транспорта. Муниципальные перевозчики, получая практически 100 % дотации из бюджета города, полностью покрывают все свои затраты. А получая новые автобусы по федеральным программам, существенно экономят свои расходы. Частные же перевозчики лишены такой поддержки. И ГСМ, и запчасти, и ремонт, и новые автобусы бизнесмены приобретают за счет собственных средств. Неудивительно, что сектор частных перевозчиков, не выдерживая недобросовестной конкуренции, постепенно сокращается, – отметили в СРО.

Чего же хотят частные перевозчики? Как оказалось, перво-наперво перейти на регулируемые тарифы и получать полную компенсацию затрат за перевозку пассажиров. Причем хотя бы на тех маршрутах, где теперь работают автобусы среднего класса – 323, 346, 359, 335, и ряде других.

В профильном ведомстве – департаменте транспорта действительно планировали перевести все маршруты в разряд регулируемых то в 2022-м, то в 2023 году. Но все время откладывали этот переход, ведь тогда бы бюджет города будет вынужден «раскошелиться» на дополнительные несколько миллиардов рублей выплат – межтарифной разницы. Таких денег в городской казне нет. И пока речи о переводе нерегулируемых маршрутов в разряд регулируемых не идет. Поэтому «газелистам» придется выживать как-то самим. И уже есть такие предприниматели, осознавшие, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

А кому сейчас легко?

Как оказалось, не все перевозчики бьют в набат и говорят о грядущей транспортной катастрофе. Есть и те предприниматели, которые рассчитывают только на свои силы.

– Мы писем губернатору не писали, хотя понятно, что тяжело, очень трудно стало работать. Но тем не менее мы даже занимаемся обновлением подвижного состава. И мы уверены, что сейчас, когда идет СВО, просить что-то у города или области не совсем уместно. Несмотря на то что мы терпим убытки, мы все равно помогаем нашей стране – отправляем посылки нашим бойцам на фронт. И в такой ситуации я считаю неуместным что-то выпрашивать, – говорит перевозчик Анатолий Войтенко, лишившийся прошлым летом из-за «транспортной реформы» некогда популярного 470-го маршрута.

Предприниматель отметил, что муниципальные перевозчики, получающие компенсации из бюджета, несут куда большие затраты, чем частный бизнес. Поэтому завидовать им не стоит.

«Никто не может внятно сказать, что будет дальше»

В целом о проблемах рынка перевозок в городе и сложившихся на нем парадоксах рассказал руководитель «Омского транспортного союза» Николай Артемьев. Глава отраслевого объединения морально на стороне доведенных до отчаяния коллег и говорит о том, что на рынке полностью отсутствует какая-либо определенность.

– На протяжении длительного времени размер компенсации за перевозку льготников для частных перевозчиков не менялся. Каких-то форм поддержки в Омске, в отличие от других регионов, нет. И самое важное – всем перевозчикам, не только тем, кто написали письмо, важна определенность. Нужны ли городу частные перевозчики в ближайшие 2-3 года или все перевозки закроют «муниципалы»? Нам никто не говорит о том, что будет завтра, – рассуждает Артемьев. – Все лизинговые контракты на покупку автобусов рассчитаны на 3–5 лет. Зачем покупать автобус стоимостью 10 миллионов, если не знаешь, что будет через полгода? Меняют как хотят маршрутную сеть: то пустили автобусы на Жукова, то вернули обратно, то нужен средний класс автобусов, то не нужен. Беготня какая-то получается, а определенности нет. Все это заставляет транспортные компании просто уходить с рынка.

По словам Артемьева, в реестре частных перевозчиков в Омске уже давно находится намного больше маршруток, чем выезжает в город на самом деле. Из 1000 машин списочного состава реально двигаются по городу 600–700 машин. Поэтому омичи подолгу ждут транспорт.  Причем после переноса маршрутов из центра перевозчики были вынуждены просто продать автобусы, предназначенные для перевозки маломобильных пассажиров. И кто от этого пострадал? Конечно, сами пассажиры!

– Для нашей отраслевой организации непонятна стратегия ни пассажирских перевозок в Омске, ни в целом в регионе. Все контракты рассчитаны на один год, а что будет через год? При этом должна быть добросовестная конкуренция между частными и муниципальными перевозчиками. Последние априори находятся в более выгодном положении, – отметил Артемьев.

А нужны ли Омску маршрутки?

А может быть, Омску уже пора просто избавиться от маршруток как от пережитка прошлого? По городу курсируют сотни новых и комфортабельных автобусов и троллейбусов, работает более десятка магистральных маршрутов. А маршрутки, как показала практика, – это одни проблемы, конфликты и скандалы. Впрочем, эксперты в области транспорта не совсем с этим согласны.

– На самом деле все урбанистические концепции направлены на увеличение вместимости и количества автобусов. Для города маршрутки – неудобный вид транспорта. Но это не значит, что от них нужно избавиться. Сначала нужно создать нормальную транспортную систему, а уже потом уходить от маршруток. Они сами «отомрут», так как станут невыгодными. Маршрутки нужно не «убивать», а дождаться, пока они сами «умрут». И сейчас они – тормоз для развития общественного транспорта, – говорит профессор ОмГУПСа, урабнист Сергей Костарев.

Руководитель движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский уверен, что маршрутки в Омске нужны. И властям нужно обратить внимание на проблемы частных перевозчиков, ведь их транспорт играет такую же важную роль, как трамваи или троллейбусы – маршрутки ничем не хуже.

– Автобусы малого класса нужны городу, но они должны работать на окраинных маршрутах с низким пассажиропотоком. В центре нужны трамваи, троллейбусы, автобусы большого класса. Но здесь необходимо единоначалие, должна быть выстроена система. В Омске же все хаотично было, когда маршрутки в свое время у нас заполонили центр города, – отметил Романовский.

Время «дикого» рынка прошло

Омские чиновники и частные перевозчики уже не первый год не могут найти общий язык. Причем список претензий друг к другу растет у них постоянно. Чиновники, отвечающие за развитие транспортной сети, говорят о том, что, дескать, не могут влиять на тарифообразование в секторе нерегулируемых маршрутов, а сами частные перевозчики могут устанавливать такую стоимость проезда, какую сочтут нужной. Но одновременно здесь же «частников» загоняют в жесткие рамки – постоянно меняют их маршруты, убирая их из центра, не заключают с ними долгосрочные контракты.

Сами же «газелисты» де-факто не могут сделать такую стоимость проезда, которая бы покрыла все их убытки. То есть власти одной рукой проводят регулирование, а второй рукой «отгораживаются» от проблем частного бизнеса, подчеркивая, что их «газелисты» должны решать сами.

Какой вывод из всего этого можно сделать? Во-первых, очевидно, что существующая система перевозок «регулируемые тарифы – нерегулируемые тарифы» себя изжила. На деле все тарифы на проезд должны регулироваться, все маршруты должны быть регулируемыми. По-другому никак – тогда город либо останется вовсе без маршруток, либо стоимость проезда в них будет запредельной. Второе – кто бы что ни говорил, а маршрутки нужны Омску, без них пока нельзя. Даже те оставшиеся 600–700 микроавтобусов ежедневно перевозят тысячи пассажиров. И если город одномоментно лишится этого транспорта, то никакие муниципальные автобусы, троллейбусы или трамваи не вывезут этого потока пассажиров.

Если весь общественный транспорт станет регулируемым, то должен быть жесткий контроль выхода автобусов на маршруты, соблюдение ими графика движения и единые тарифы на проезд. Ныне покойный экс-глава дептранса Александр Вялков еще 5 лет назад говорил, что пассажиру должно быть без разницы, на чем он едет – в муниципальном автобусе или в частной маршрутке. Везде тарифы, стандарты обслуживания пассажиров должны быть едиными, по единой системе должен работать и транспорт, а большие автобусы и микроавтобусы должны иметь равные права. Но пока складывается впечатление, что город просто пытается избавиться от маршруток в угоду муниципальному транспорту. И все бы ничего, но «муниципалы» физически не могут перевезти всех пассажиров города. А это означает, что нельзя игнорировать проблемы «частников» и смотреть на них сквозь пальцы. Если, конечно, у властей есть заинтересованность в улучшении жизни в городе. 

Вряд ли в ближайшее время по мановению волшебной палочки решатся все проблемы частных перевозчиков и им помогут с деньгами. На деле все может оказаться банальнее – после выборов президента весной или в начале лета, скорее всего, вырастут тарифы на проезд в муниципальном транспорте. И, скорее всего, не на рубль или два, а сразу рублей на 5 (как это было последний раз в 2019 году). Вслед за этим и частные перевозчики поднимут стоимость проезда  с нынешних 33 до хотя бы 40 рублей. И еще на год или два тем самым они решат свои финансовые проблемы. Пока, конечно, сектор частных перевозок не умрет в городе как класс.

Доведенные до отчаяния перевозчики говорят о вымирании маршруток как класса. В чем корень проблемы и все ли так плохо на самом деле?

В первые рабочие дни нового, 2024 года предприниматели, входящие в СРО «Омские перевозчики», написали открытое письмо губернатору Виталию Хоценко. В нем перевозчики рассказали о бедственном положении, которое сложилось в отрасли в последние месяцы и особенно усугубилось после так называемой транспортной реформы, когда из центра города было убрано сразу 18 маршрутов.

В своем обращении предприниматели указали на то, что они возят пассажиров за свой счет и в отличие от «муниципалов», не получают дотаций из бюджета, а размер компенсации за перевозку льготников как был 20 рублей, так и остается последние несколько лет, хотя затраты на перевозку этой категории пассажиров выросли в разы. При этом после выноса маршруток из центра города многие предприниматели свернули свой бизнес, город, по словам перевозчиков, лишился 300 микроавтобусов, что только ухудшило транспортное обслуживание омичей. Бизнесмены говорят о реальной катастрофе, последствием которой может стать полное исчезновение микроавтобусов из Омска.

РИА «Омск-информ» решило обратиться к самим перевозчикам, чтобы разобраться, чего реально хотят бизнесмены, чего они ждут от власти и каким видят решение проблемы? Как оказалось, не все так однозначно и проблема сложнее, чем кажется. 

Написали письмо губернатору и замолчали

Всего открытое письмо губернатору подписали 11 частных перевозчиков, обслуживающих почти два десятка популярных маршрутов в городе. Раз бизнесмены честно, открыто и откровенно говорят о своих проблемах, то логичным было бы, если бы об этих проблемах они подробно поведали журналистам. Но не тут-то было. Как оказалось, предприниматели, подписавшие открытое письмо главе региона, без объяснения причин отказываются общаться с прессой. Выглядит все это довольно странно.

– Ничего комментировать я не хочу. Нет никакого желания общаться с прессой, – заявил один из крупных перевозчиков, подписавших письмо.

Подобный ответ обозреватель РИА «Омск-информ» получил и еще от нескольких участников рынка, недовольных своим положением на нем.

– Ой, я ничего вам не скажу. Вы и так все знаете, – заявил другой перевозчик.

Попытки «разговорить» еще нескольких бизнесменов тоже не увенчались успехом. Хотя обычно в любых конфликтах «обиженная» сторона всегда охотно идет на контакт со СМИ. 

«Мы не просим золотых гор»

Согласился рассказать о проблемах, толкнувших к обращению к губернатору, лишь один из подписавших письмо – предприниматель Вячеслав Доронкин, обслуживающий маршруты 222 и 409. 

По словам перевозчика, он и его коллеги поставлены не просто на грань выживания – речь идет о грядущей катастрофе с частными перевозками в Омске. И она может произойти уже в этом году. 

– Пока просто ждем встречу с губернатором. Чем она закончится, непонятно. Ситуация с перевозками достигла своего апогея. Все городские маршруты поставлены на грань возможности функционирования. В целом ситуация в стране ухудшилась, инфляция увеличилась, все подорожало – топливо, запчасти. Людям нужно поднимать зарплату, а за счет чего? Банально, чтобы водители не разбежались, им нужно платить достойно. Делать это в тех условиях, что есть, невозможно. У нас нет других ресурсов, кроме как от поступлений с оплаты проезда, – говорит Доронкин.

Перевозчик признал, что он и его коллеги могли бы существенно поднять стоимость проезда, но делать это в условиях, когда стоимость проезда в муниципальном транспорте остается прежней, нецелесообразно. Вячеслав Доронкин к тому же не понимает, как дальше перевозить тех же льготников, когда за каждого пассажира «газелисты» получают из бюджета всего по 20 рублей.

– Льготники – это существенная часть перевозимых пассажиров. Но уже много лет сумма компенсации за их проезд не менялась и составляет всего 20 рублей. О чем здесь можно говорить, когда муниципальные перевозчики с учетом компенсаций из бюджета получают за перевозку тех же льготников 50 рублей? – недоумевает предприниматель.

По словам Вячеслава Доронкина, он и ряд его коллег буквально оказались в тупике и не знают, как дальше существовать и осуществлять перевозки.

– Мы не просим никаких золотых гор, мы не гонимся за какой-то баснословной прибылью. Мы хотим, чтобы о наших проблемах услышали и обратили на них внимание, – резюмировал бизнесмен.

Перевозчики ждут встречи именно с губернатором, так как вопрос по компенсации проезда льготникам – это прерогатива региона, а не города. Но уже известно, что Виталий Хоценко «спустил» вопрос на уровень города и поручил разобраться в ситуации мэра Сергея Шелеста. Последний оперативно отреагировал на поручение и пообещал провести встречу с авторами письма. Но когда она состоится – пока неизвестно. По некоторым данным, мэр с «газелистами» может встретиться ближе к концу января. Как отметил глава дептранса Вадим Кормилец, работа с частными перевозчиками ведется, но пока говорить о какой-либо конкретике рано.

Хотят перейти на регулируемые тарифы

В целом о проблемах, заставивших предпринимателей обратиться к властям, рассказали в отраслевом объединении – СРО «Омские перевозчики». Там отметили, что с ростом затрат на производство или услугу любой бизнес увеличивает ценник. Несмотря на то что перевозчики работают в нерегулируемом секторе и могут сделать стоимость проезда по городу хоть 100 рублей, фактически они лишены такой возможности.

– Мы не можем установить цену за проезд в общественном транспорте существенно выше утвержденной горсоветом цены за проезд для муниципального транспорта. Муниципальные перевозчики, получая практически 100 % дотации из бюджета города, полностью покрывают все свои затраты. А получая новые автобусы по федеральным программам, существенно экономят свои расходы. Частные же перевозчики лишены такой поддержки. И ГСМ, и запчасти, и ремонт, и новые автобусы бизнесмены приобретают за счет собственных средств. Неудивительно, что сектор частных перевозчиков, не выдерживая недобросовестной конкуренции, постепенно сокращается, – отметили в СРО.

Чего же хотят частные перевозчики? Как оказалось, перво-наперво перейти на регулируемые тарифы и получать полную компенсацию затрат за перевозку пассажиров. Причем хотя бы на тех маршрутах, где теперь работают автобусы среднего класса – 323, 346, 359, 335, и ряде других.

В профильном ведомстве – департаменте транспорта действительно планировали перевести все маршруты в разряд регулируемых то в 2022-м, то в 2023 году. Но все время откладывали этот переход, ведь тогда бы бюджет города будет вынужден «раскошелиться» на дополнительные несколько миллиардов рублей выплат – межтарифной разницы. Таких денег в городской казне нет. И пока речи о переводе нерегулируемых маршрутов в разряд регулируемых не идет. Поэтому «газелистам» придется выживать как-то самим. И уже есть такие предприниматели, осознавшие, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

А кому сейчас легко?

Как оказалось, не все перевозчики бьют в набат и говорят о грядущей транспортной катастрофе. Есть и те предприниматели, которые рассчитывают только на свои силы.

– Мы писем губернатору не писали, хотя понятно, что тяжело, очень трудно стало работать. Но тем не менее мы даже занимаемся обновлением подвижного состава. И мы уверены, что сейчас, когда идет СВО, просить что-то у города или области не совсем уместно. Несмотря на то что мы терпим убытки, мы все равно помогаем нашей стране – отправляем посылки нашим бойцам на фронт. И в такой ситуации я считаю неуместным что-то выпрашивать, – говорит перевозчик Анатолий Войтенко, лишившийся прошлым летом из-за «транспортной реформы» некогда популярного 470-го маршрута.

Предприниматель отметил, что муниципальные перевозчики, получающие компенсации из бюджета, несут куда большие затраты, чем частный бизнес. Поэтому завидовать им не стоит.

«Никто не может внятно сказать, что будет дальше»

В целом о проблемах рынка перевозок в городе и сложившихся на нем парадоксах рассказал руководитель «Омского транспортного союза» Николай Артемьев. Глава отраслевого объединения морально на стороне доведенных до отчаяния коллег и говорит о том, что на рынке полностью отсутствует какая-либо определенность.

– На протяжении длительного времени размер компенсации за перевозку льготников для частных перевозчиков не менялся. Каких-то форм поддержки в Омске, в отличие от других регионов, нет. И самое важное – всем перевозчикам, не только тем, кто написали письмо, важна определенность. Нужны ли городу частные перевозчики в ближайшие 2-3 года или все перевозки закроют «муниципалы»? Нам никто не говорит о том, что будет завтра, – рассуждает Артемьев. – Все лизинговые контракты на покупку автобусов рассчитаны на 3–5 лет. Зачем покупать автобус стоимостью 10 миллионов, если не знаешь, что будет через полгода? Меняют как хотят маршрутную сеть: то пустили автобусы на Жукова, то вернули обратно, то нужен средний класс автобусов, то не нужен. Беготня какая-то получается, а определенности нет. Все это заставляет транспортные компании просто уходить с рынка.

По словам Артемьева, в реестре частных перевозчиков в Омске уже давно находится намного больше маршруток, чем выезжает в город на самом деле. Из 1000 машин списочного состава реально двигаются по городу 600–700 машин. Поэтому омичи подолгу ждут транспорт.  Причем после переноса маршрутов из центра перевозчики были вынуждены просто продать автобусы, предназначенные для перевозки маломобильных пассажиров. И кто от этого пострадал? Конечно, сами пассажиры!

– Для нашей отраслевой организации непонятна стратегия ни пассажирских перевозок в Омске, ни в целом в регионе. Все контракты рассчитаны на один год, а что будет через год? При этом должна быть добросовестная конкуренция между частными и муниципальными перевозчиками. Последние априори находятся в более выгодном положении, – отметил Артемьев.

А нужны ли Омску маршрутки?

А может быть, Омску уже пора просто избавиться от маршруток как от пережитка прошлого? По городу курсируют сотни новых и комфортабельных автобусов и троллейбусов, работает более десятка магистральных маршрутов. А маршрутки, как показала практика, – это одни проблемы, конфликты и скандалы. Впрочем, эксперты в области транспорта не совсем с этим согласны.

– На самом деле все урбанистические концепции направлены на увеличение вместимости и количества автобусов. Для города маршрутки – неудобный вид транспорта. Но это не значит, что от них нужно избавиться. Сначала нужно создать нормальную транспортную систему, а уже потом уходить от маршруток. Они сами «отомрут», так как станут невыгодными. Маршрутки нужно не «убивать», а дождаться, пока они сами «умрут». И сейчас они – тормоз для развития общественного транспорта, – говорит профессор ОмГУПСа, урабнист Сергей Костарев.

Руководитель движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский уверен, что маршрутки в Омске нужны. И властям нужно обратить внимание на проблемы частных перевозчиков, ведь их транспорт играет такую же важную роль, как трамваи или троллейбусы – маршрутки ничем не хуже.

– Автобусы малого класса нужны городу, но они должны работать на окраинных маршрутах с низким пассажиропотоком. В центре нужны трамваи, троллейбусы, автобусы большого класса. Но здесь необходимо единоначалие, должна быть выстроена система. В Омске же все хаотично было, когда маршрутки в свое время у нас заполонили центр города, – отметил Романовский.

Время «дикого» рынка прошло

Омские чиновники и частные перевозчики уже не первый год не могут найти общий язык. Причем список претензий друг к другу растет у них постоянно. Чиновники, отвечающие за развитие транспортной сети, говорят о том, что, дескать, не могут влиять на тарифообразование в секторе нерегулируемых маршрутов, а сами частные перевозчики могут устанавливать такую стоимость проезда, какую сочтут нужной. Но одновременно здесь же «частников» загоняют в жесткие рамки – постоянно меняют их маршруты, убирая их из центра, не заключают с ними долгосрочные контракты.

Сами же «газелисты» де-факто не могут сделать такую стоимость проезда, которая бы покрыла все их убытки. То есть власти одной рукой проводят регулирование, а второй рукой «отгораживаются» от проблем частного бизнеса, подчеркивая, что их «газелисты» должны решать сами.

Какой вывод из всего этого можно сделать? Во-первых, очевидно, что существующая система перевозок «регулируемые тарифы – нерегулируемые тарифы» себя изжила. На деле все тарифы на проезд должны регулироваться, все маршруты должны быть регулируемыми. По-другому никак – тогда город либо останется вовсе без маршруток, либо стоимость проезда в них будет запредельной. Второе – кто бы что ни говорил, а маршрутки нужны Омску, без них пока нельзя. Даже те оставшиеся 600–700 микроавтобусов ежедневно перевозят тысячи пассажиров. И если город одномоментно лишится этого транспорта, то никакие муниципальные автобусы, троллейбусы или трамваи не вывезут этого потока пассажиров.

Если весь общественный транспорт станет регулируемым, то должен быть жесткий контроль выхода автобусов на маршруты, соблюдение ими графика движения и единые тарифы на проезд. Ныне покойный экс-глава дептранса Александр Вялков еще 5 лет назад говорил, что пассажиру должно быть без разницы, на чем он едет – в муниципальном автобусе или в частной маршрутке. Везде тарифы, стандарты обслуживания пассажиров должны быть едиными, по единой системе должен работать и транспорт, а большие автобусы и микроавтобусы должны иметь равные права. Но пока складывается впечатление, что город просто пытается избавиться от маршруток в угоду муниципальному транспорту. И все бы ничего, но «муниципалы» физически не могут перевезти всех пассажиров города. А это означает, что нельзя игнорировать проблемы «частников» и смотреть на них сквозь пальцы. Если, конечно, у властей есть заинтересованность в улучшении жизни в городе. 

Вряд ли в ближайшее время по мановению волшебной палочки решатся все проблемы частных перевозчиков и им помогут с деньгами. На деле все может оказаться банальнее – после выборов президента весной или в начале лета, скорее всего, вырастут тарифы на проезд в муниципальном транспорте. И, скорее всего, не на рубль или два, а сразу рублей на 5 (как это было последний раз в 2019 году). Вслед за этим и частные перевозчики поднимут стоимость проезда  с нынешних 33 до хотя бы 40 рублей. И еще на год или два тем самым они решат свои финансовые проблемы. Пока, конечно, сектор частных перевозок не умрет в городе как класс.

10228Сергей Энквист