Поиск

Татьяна Филоненко и Николай Михалевский познакомились во время учебы, впервые Новый год отметили вместе 50 лет назад и с тех пор надолго не расставались.

Уходящий год стал плодотворным и полным ярких событий для Татьяны Филоненко и Николая Михалевского – одной из самых известных супружеских пар, служащих в Омском государственном театре драмы уже несколько десятилетий. Занятость в премьерных спектаклях, выпуск мюзикла «Магнит. Омская история», в афише которого фамилия Михалевских обозначена трижды. А недавно Николаю Ивановичу присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». И теперь в семье два человека с таким статусом.

Обозреватель РИА «Омск-инофрм» встретился с четой артистов незадолго до Нового года, объявленного Годом семьи. Декабрь в разные годы, как выяснилось, становился судьбоносным для семьи Филоненко-Михалевских.

Поговорили о том, как у них получается через десятилетия проносить любовь, уважение, доверие друг к другу. Каким образом – оставаться в отличной творческой форме. А также благодаря чему им удалось вырастить двоих сыновей, каждый из которых по-своему талантлив и успешен. И, конечно же, о еще одном детище этой семьи – уникальном и единственном в мире Театре живописи.

Сели за одну парту

Коренная омичка Татьяна Филоненко после окончания средней школы поехала в Москву поступать в театральный вуз, но на экзаменах недобрала нужное количество баллов. Николай Михалевский – парень из Искитима, небольшого городка под Новосибирском, после 8-го класса делал попытку поступить в областное театральное училище, но сразу не вышло. После Москвы Татьяна отправилась в это же самое Новосибирское театральное училище, куда со второй попытки поступал Николай, на этот раз успешно. Ребята сели за одну парту, а парой стали позже.

– Сначала за мной ухаживал наш однокурсник Саша Зубов, позднее он был учеником Товстоногова, сейчас – доцент Новосибирского театрального института. Я очень хорошо двигалась, танцевала, перед поступлением в училище серьезно занималась танцами несколько лет. Саша Зубов с Колей Михалевским меня «перетягивали» к себе в партнерши. Но где-то к ноябрю Коля «отодвинул» Сашу и от танцев, и от провожаний домой. Новый год мы отмечали уже вместе с Николаем, в одной компании, ровно 50 лет назад, – вспоминает Татьяна Филоненко.

В это трудно поверить, но Николай Михалевский, поступая в театральное училище, ни разу до этого не бывал в театре. Хотя творческая база имелась – музыкальная школа по классу баяна, кукольный и духовой кружки.

– С детства было убеждение: в жизни о чем-то никогда не скажу, а в театре, со сцены – скажу. Понравиться кому-то для меня вообще никогда не было важным. Важно – высказаться, – говорит артист, который довольно рано начал себя пробовать в качестве режиссера.

Начиналось все с дружбы, но после 3-го курса возникла острая необходимость… пожениться. Потому что в то время после учебного заведения было обязательное распределение и ребят могло бы раскидать по разным концам страны.

– Весь этот путь – и романтичный, и притирания друг к другу – мы прошли за три года знакомства до свадьбы. Оба были неопытные, что называется, нецелованные. Тут история театра, а тут книга в помощь молодым супругам, – смеется Татьяна Ивановна.

Путь в Омскую драму

В Омском академическом театре драмы Татьяна Филоненко работает с 1977 года, то есть с года окончания Новосибирского театрального училища. Однако путь домой, в Омск, оказался довольно непростым.

Курс, на котором учились Николай и Татьяна, был при Новосибирском ТЮЗе. Студенты с начала обучения играли в спектаклях этого театра. Выпускников, что вполне логично, приехали смотреть представители молодежных театров из разных уголков большой страны. И только из одного драмтеатра, из города Димитровграда Ульяновской области, Николая и Татьяну заманили в этот небольшой городок, однако они быстро поняли, что не стоит терять там время.

Вскоре Николай уехал по призыву в армию, в Новосибирск, служба проходила в ансамбле песни и пляски. А Татьяна перебралась поближе к мужу, в Барнаул. Устроиться на работу в Алтайский театр драмы ей помог педагог их курса Лев Белов. В Барнауле все складывалось удачно, Татьяну ввели в несколько спектаклей. Но уже через пару месяцев она узнала, что в Новосибирское театральное училище приезжал режиссер Омской драмы Артур Хайкин. Тогда из театра ушло сразу несколько актеров, а еще ему нужна была актриса на смену молодых ролей Татьяны Ожиговой, того же типажа. И в училище сразу вспомнили о Татьяне Филоненко.

– Я – на поезд, в Омск. Такое счастье случилось в конце декабря, перед днем Святого Николая Чудотворца. Конечно, были сомнения, но Хайкин показал большую стопку писем от актеров, которые просились в Омскую драму. А еще он рассказал о предстоящих гастролях в Сочи и Одессе, а я на тот момент ни разу не была на море, – вспоминает Татьяна Ивановна.

Она сразу вошла в число любимых актеров Хайкина, везде, где только можно, он ставил Филоненко вторым составом. А Михалевского режиссер, можно сказать, принял на работу заочно, по фото, где фактурный молодой человек был запечатлен еще до армии, с локонами до плеч. После окончания службы, в 1979 году, Николай Иванович также стал артистом Омской драмы.

Актер и режиссер

Татьяна Ивановна вспоминает, что муж еще из армии писал о произведениях, которые ей надо обязательно прочитать. То есть у Николая Ивановича уже тогда начали появляться замыслы своих собственных постановок. Первые самостоятельные работы Михалевского как режиссера состоялись на сцене Омского Дома актера, а затем и в Омской драме. Многие были замечены и отмечены. Спектакли становились лауреатами различных конкурсов, их показывали в Москве. Что-то снималось на ТВ и сохранилось в архивах.

Конечно же, главной, часто единственной актрисой у режиссера Михалевского всегда – Филоненко. Татьяна Ивановна попробовала себя в самых необычных амплуа. К примеру, в спектакле «Русская красавица» по мотивам произведений Виктора Ерофеева довелось петь джаз. За исполнение этой роли Татьяна Филоненко стала лауреатом премии имени Татьяны Ожиговой. Спектакль показали в Центральном Доме актера в Москве, и он получил хороший отклик.

– Мы не ждали, будет у нас работа в театре или нет, все время репетировали. Раньше полуночи никогда не уходили – либо из театра, либо из Дома актера, – вспоминают супруги.

Параллельно с работой в театре Николай Иванович несколько лет занимался Центром искусств при СибАДИ. Основал его буквально с нуля.

Когда этот проект завершился в силу разных обстоятельств, супругов позвали в Омский областной музей изобразительных искусств имени Врубеля. Инициатором творческого проекта «Театр живописи» стали Надежда Торопова и Николай Михалевский. И случилось это ровно 26 лет назад, опять же в декабре, в 1997 году.

Единственный в мире

Сначала Николай Иванович работал с экскурсоводами. Экскурсии превращались в спектакли. Моноспектакли играла Татьяна Филоненко. Позднее появилось свое небольшое помещение, в подвале на Ленина, 3. И уже проще было совмещать актерскую игру – на фоне картин с музыкальным сопровождением. Спектакли стали многолюднее. Например, с участием балета. Каждый спектакль необычен по форме, оригинален по содержанию. К примеру, «Пушкин – славный парень» – обозначен как «Диалог Художника и Актрисы». Это еще и документальный фильм с участием омской художницы Риммы Камкиной. До самой своей кончины Римма Петровна присутствовала на спектаклях и выходила к зрителям. Это было очень трогательно.

В 2019-м Театр живописи переехал в шикарное помещение – в корпус музея на ул. Музейной, 4, где располагается «Эрмитаж-Сибирь». Сейчас в репертуаре Театра живописи полтора десятка работ, но купить билеты почти нереально. Все продано на два месяца вперед.

В разные годы Театр живописи собрал массу наград всевозможных фестивалей – и театральных, и музейных, отмечался премией губернатора, становился брендом Омска на международной научно-практической конференции «Продвижение территории через культурные бренды». Был представлен в номинации Национальной премии в области PR «Серебряный лучник». Об уникальном проекте узнали далеко за пределами региона и страны. Театр побывал на гастролях в Вене, а интересовались творчеством омичей во многих уголках мира и присылали приграшения на гастроли.

Тарас и Алексей

Сегодня имя Тараса Михалевского хорошо известно в театральном мире. Он ставит свет и звук в учреждениях культуры от Владивостока до Калининграда. Семикратный номинант Национальной премии «Золотая маска».

Тарас родился в декабре 1980 года. Татьяна Ивановна вспоминает, что первенцем занимались много. Помогала бабушка, мама Татьяны, жили одной семьей. Это дало возможность молодой маме быстро выйти на работу. В доме не выключался проигрыватель. Звучали бардовские песни – Окуджава, Визбор, Бачурин, старая советская эстрада – Шульженко, Утесов, Бернес, конечно же, детские пластинки. Главным богатством в доме были книги, стеллажи с которыми от пола до потолка занимали все комнаты.

– Тарас говорит, что он мелодист, потому что с детства все это впитал. С 4-х лет он с нами стал ездить на гастроли. А когда в 80-е начали печатать Замятина, Дударева, Рыбакова, все это у нас дома читалось вслух. Я готовлю, а Николай Иванович читает, Тарас здесь же рисует и слушает. Лет с пяти он у нас слушал «Мастера и Маргариту». С 6 лет отдали учиться игре на гитаре. Потом пошел в музыкальную школу по классу аккордеона. Позднее снова перешел на гитару. Шебалинку окончил по классу гитары. Потом уехал в Москву, окончил институт искусств, – рассказывает Татьяна Ивановна.

Пока родители уезжали на концерты по сельским районам, санаториям, сын не скучал, сочинял песни на стихи больших поэтов.

Николай Иванович вспоминает, как лет в 10 Тарас выступал на юбилее народного артиста РСФСР Бориса Каширина.

– Я тогда ему сказал, сын, это тебе знак, талант Каширина тебя «поцеловал».

В Центре искусств СибАДИ Тарас начал подрабатывать, будучи еще школьником. Сидел на звуке, выставлял свет и как актер выступал. Оставался дежурить и мыть полы. Прошел все, с самых низов.

Позднее помогал родителям с приобретением аппаратуры для Театра живописи. Ставил свет и звук на многих спектаклях в этом проекте.

– Мамочка, моя золотая и любимая, которая одна меня воспитала. Она мне всю жизнь посвятила и даже пожертвовала своей квартиркой, чтобы я поехала поступать сначала в Москву, потом в Новосибирск. Это она подвигла нас на рождение второго ребенка, пока силы есть. В 1987-м родился Лешенька. На него у нас совсем мало было времени, мама в основном им занималась. С сердцем у нее уже было не очень, ему она читала книги, вот он и пошел в литературу, – рассказывает Татьяна Ивановна.

Алексей Михалевский окончил литературный институт имени Горького. Николай Иванович с гордостью обращает внимание, что редко кто в этот вуз поступает сразу после школы, а Алексею это удалось.

Сегодня он драматург, литератор, как и старший брат, художник по свету. Для Театра живописи написал сценарии для постановок «Русский авангард», «Эрмитаж», «Я – Караваджо».

– Нам приятно, что Омский театр драмы (а Театр живописи – его выездная площадка и совместный проект с музеем Врубеля) включает нас в программу «Больших гастролей». В прошлом году мы побывали в Москве, в этом – в Санкт-Петербурге. Спектакли «Эрмитаж» и «Русский авангард» прошли с огромным успехом, – отмечает Татьяна Ивановна. Также Театр живописи был с гастролями в городе Таре.

Омская история

А в октябре этого года 150-й театральный сезон Омской драмы открылся мюзиклом для драматического театра «Магнит. Омская история». Автор идеи – Тарас Михалевский, драматург – Алексей Михалевский, режиссёр-постановщик – Николай Михалевский. Омская история будущей постановки началась много лет назад.

Николай Иванович вспоминает, как познакомился с Геннадием Великосельским в музее Врубеля. Хранитель творческих архивов Аркадия Кутилова работал там реставратором. Он издал первую книгу Кутилова, так она попала в дом Михалевских. Тарас почти сразу написал несколько песен на стихи тогда еще мало кому известного поэта. А два года назад случилась постановка «Магнит» на основе 10 песен Тараса Михалевского в Свердловском академическом театре драмы. Спектакль пользуется большим успехом.

Наконец-то дождался своего «Магнита» и омский зритель. Появилось уточнение: «омская история». Авторы добавили местного колорита, видео улиц, по которым ходил поэт, мест, где он бывал.

В Омске многие знали Кутилова лично либо слышали о нем, кто-то стал почитателем его творчества после издания нескольких сборников стихов и рисунков.

– Одна из тех, кто дождался спектакля «Магнит. Омская история», – Евгения Кордзахия, вдова Геннадия Великосельского, друга Аркадия Кутилова. А как Гена был бы рад… – отмечает Татьяна Ивановна.

-

Омичи эту работу сразу приняли очень тепло. Билеты на спектакль раскупаются заранее.

Сценическая жизнь в переплетении с реальной

Рука об руку чета Филоненко-Михалевкий идут полвека, из них 47 лет женаты. Татьяна Ивановна вспоминает, когда родился Тарас, обстановка в маленькой тесной хрущевке была поначалу нервная. Но в какой-то момент сели за стол и распределили обязанности так, чтобы никто никому не мешал. Бабушка занималась ребенком, Татьяна Ивановна отвечала за приготовление еды, глава семьи – за уборку. Сразу стало проще.

В 90-е годы очень выручала дача.

– У нас прекрасное место в сторону Фадино, на берегу Иртыша. Далековато, зато экологически чисто. Сами жили дачей, что-то мама с Тарасом у магазина приторговывали, продадут кабачки и тут же молока купят, – рассказывает Татьяна Ивановна о временах, когда холодильники в квартирах стояли отключенные. – Благодаря даче мы вырвали детей с улицы. Тарас обожает землю, сейчас строит свой дом в Подмосковье. Даже при таком режиме, как у него, прилетая в Омск, он иногда с чемоданом на такси сразу едет на нашу дачу. Главное, баньку протопить – отдыхает там душой и телом.

Когда задержки по зарплате бюджетникам доходили до полугода, спасал Центр искусств СибАДИ. Николай Иванович привлекал актеров из других театров, из филармонии. Студенты шли на все спектакли, с продаж билетов рассчитывались с артистами, что-то зарабатывали сами.

– Наша сценическая жизнь переплетается с реальной. Вот и детей втянули. Наши самостоятельные спектакли – это наша жизнь, – уверен Николай Иванович.

Татьяна Ивановна подчеркивает, что всегда у каждого свои дела, никто не лезет друг к другу:

– Даже на даче разбегаемся по разным концам. В голове надо держать 15 часов текстов. И весь отпуск их повторяем. Он – свое, я – свое, встречаемся только за столом. Все заняты своими делами.

А еще в семье никогда не было творческой ревности. Супруги чуть ли не хором говорят, что радуются успехам друг друга, а еще во многом друг друга дополняют и во всем поддерживают. Николай Иванович, как всегда, полон творческих планов, но не спешит о них рассказывать. Так что, будем следить за афишей.

Татьяна Филоненко и Николай Михалевский познакомились во время учебы, впервые Новый год отметили вместе 50 лет назад и с тех пор надолго не расставались.

Уходящий год стал плодотворным и полным ярких событий для Татьяны Филоненко и Николая Михалевского – одной из самых известных супружеских пар, служащих в Омском государственном театре драмы уже несколько десятилетий. Занятость в премьерных спектаклях, выпуск мюзикла «Магнит. Омская история», в афише которого фамилия Михалевских обозначена трижды. А недавно Николаю Ивановичу присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». И теперь в семье два человека с таким статусом.

Обозреватель РИА «Омск-инофрм» встретился с четой артистов незадолго до Нового года, объявленного Годом семьи. Декабрь в разные годы, как выяснилось, становился судьбоносным для семьи Филоненко-Михалевских.

Поговорили о том, как у них получается через десятилетия проносить любовь, уважение, доверие друг к другу. Каким образом – оставаться в отличной творческой форме. А также благодаря чему им удалось вырастить двоих сыновей, каждый из которых по-своему талантлив и успешен. И, конечно же, о еще одном детище этой семьи – уникальном и единственном в мире Театре живописи.

Сели за одну парту

Коренная омичка Татьяна Филоненко после окончания средней школы поехала в Москву поступать в театральный вуз, но на экзаменах недобрала нужное количество баллов. Николай Михалевский – парень из Искитима, небольшого городка под Новосибирском, после 8-го класса делал попытку поступить в областное театральное училище, но сразу не вышло. После Москвы Татьяна отправилась в это же самое Новосибирское театральное училище, куда со второй попытки поступал Николай, на этот раз успешно. Ребята сели за одну парту, а парой стали позже.

– Сначала за мной ухаживал наш однокурсник Саша Зубов, позднее он был учеником Товстоногова, сейчас – доцент Новосибирского театрального института. Я очень хорошо двигалась, танцевала, перед поступлением в училище серьезно занималась танцами несколько лет. Саша Зубов с Колей Михалевским меня «перетягивали» к себе в партнерши. Но где-то к ноябрю Коля «отодвинул» Сашу и от танцев, и от провожаний домой. Новый год мы отмечали уже вместе с Николаем, в одной компании, ровно 50 лет назад, – вспоминает Татьяна Филоненко.

В это трудно поверить, но Николай Михалевский, поступая в театральное училище, ни разу до этого не бывал в театре. Хотя творческая база имелась – музыкальная школа по классу баяна, кукольный и духовой кружки.

– С детства было убеждение: в жизни о чем-то никогда не скажу, а в театре, со сцены – скажу. Понравиться кому-то для меня вообще никогда не было важным. Важно – высказаться, – говорит артист, который довольно рано начал себя пробовать в качестве режиссера.

Начиналось все с дружбы, но после 3-го курса возникла острая необходимость… пожениться. Потому что в то время после учебного заведения было обязательное распределение и ребят могло бы раскидать по разным концам страны.

– Весь этот путь – и романтичный, и притирания друг к другу – мы прошли за три года знакомства до свадьбы. Оба были неопытные, что называется, нецелованные. Тут история театра, а тут книга в помощь молодым супругам, – смеется Татьяна Ивановна.

Путь в Омскую драму

В Омском академическом театре драмы Татьяна Филоненко работает с 1977 года, то есть с года окончания Новосибирского театрального училища. Однако путь домой, в Омск, оказался довольно непростым.

Курс, на котором учились Николай и Татьяна, был при Новосибирском ТЮЗе. Студенты с начала обучения играли в спектаклях этого театра. Выпускников, что вполне логично, приехали смотреть представители молодежных театров из разных уголков большой страны. И только из одного драмтеатра, из города Димитровграда Ульяновской области, Николая и Татьяну заманили в этот небольшой городок, однако они быстро поняли, что не стоит терять там время.

Вскоре Николай уехал по призыву в армию, в Новосибирск, служба проходила в ансамбле песни и пляски. А Татьяна перебралась поближе к мужу, в Барнаул. Устроиться на работу в Алтайский театр драмы ей помог педагог их курса Лев Белов. В Барнауле все складывалось удачно, Татьяну ввели в несколько спектаклей. Но уже через пару месяцев она узнала, что в Новосибирское театральное училище приезжал режиссер Омской драмы Артур Хайкин. Тогда из театра ушло сразу несколько актеров, а еще ему нужна была актриса на смену молодых ролей Татьяны Ожиговой, того же типажа. И в училище сразу вспомнили о Татьяне Филоненко.

– Я – на поезд, в Омск. Такое счастье случилось в конце декабря, перед днем Святого Николая Чудотворца. Конечно, были сомнения, но Хайкин показал большую стопку писем от актеров, которые просились в Омскую драму. А еще он рассказал о предстоящих гастролях в Сочи и Одессе, а я на тот момент ни разу не была на море, – вспоминает Татьяна Ивановна.

Она сразу вошла в число любимых актеров Хайкина, везде, где только можно, он ставил Филоненко вторым составом. А Михалевского режиссер, можно сказать, принял на работу заочно, по фото, где фактурный молодой человек был запечатлен еще до армии, с локонами до плеч. После окончания службы, в 1979 году, Николай Иванович также стал артистом Омской драмы.

Актер и режиссер

Татьяна Ивановна вспоминает, что муж еще из армии писал о произведениях, которые ей надо обязательно прочитать. То есть у Николая Ивановича уже тогда начали появляться замыслы своих собственных постановок. Первые самостоятельные работы Михалевского как режиссера состоялись на сцене Омского Дома актера, а затем и в Омской драме. Многие были замечены и отмечены. Спектакли становились лауреатами различных конкурсов, их показывали в Москве. Что-то снималось на ТВ и сохранилось в архивах.

Конечно же, главной, часто единственной актрисой у режиссера Михалевского всегда – Филоненко. Татьяна Ивановна попробовала себя в самых необычных амплуа. К примеру, в спектакле «Русская красавица» по мотивам произведений Виктора Ерофеева довелось петь джаз. За исполнение этой роли Татьяна Филоненко стала лауреатом премии имени Татьяны Ожиговой. Спектакль показали в Центральном Доме актера в Москве, и он получил хороший отклик.

– Мы не ждали, будет у нас работа в театре или нет, все время репетировали. Раньше полуночи никогда не уходили – либо из театра, либо из Дома актера, – вспоминают супруги.

Параллельно с работой в театре Николай Иванович несколько лет занимался Центром искусств при СибАДИ. Основал его буквально с нуля.

Когда этот проект завершился в силу разных обстоятельств, супругов позвали в Омский областной музей изобразительных искусств имени Врубеля. Инициатором творческого проекта «Театр живописи» стали Надежда Торопова и Николай Михалевский. И случилось это ровно 26 лет назад, опять же в декабре, в 1997 году.

Единственный в мире

Сначала Николай Иванович работал с экскурсоводами. Экскурсии превращались в спектакли. Моноспектакли играла Татьяна Филоненко. Позднее появилось свое небольшое помещение, в подвале на Ленина, 3. И уже проще было совмещать актерскую игру – на фоне картин с музыкальным сопровождением. Спектакли стали многолюднее. Например, с участием балета. Каждый спектакль необычен по форме, оригинален по содержанию. К примеру, «Пушкин – славный парень» – обозначен как «Диалог Художника и Актрисы». Это еще и документальный фильм с участием омской художницы Риммы Камкиной. До самой своей кончины Римма Петровна присутствовала на спектаклях и выходила к зрителям. Это было очень трогательно.

В 2019-м Театр живописи переехал в шикарное помещение – в корпус музея на ул. Музейной, 4, где располагается «Эрмитаж-Сибирь». Сейчас в репертуаре Театра живописи полтора десятка работ, но купить билеты почти нереально. Все продано на два месяца вперед.

В разные годы Театр живописи собрал массу наград всевозможных фестивалей – и театральных, и музейных, отмечался премией губернатора, становился брендом Омска на международной научно-практической конференции «Продвижение территории через культурные бренды». Был представлен в номинации Национальной премии в области PR «Серебряный лучник». Об уникальном проекте узнали далеко за пределами региона и страны. Театр побывал на гастролях в Вене, а интересовались творчеством омичей во многих уголках мира и присылали приграшения на гастроли.

Тарас и Алексей

Сегодня имя Тараса Михалевского хорошо известно в театральном мире. Он ставит свет и звук в учреждениях культуры от Владивостока до Калининграда. Семикратный номинант Национальной премии «Золотая маска».

Тарас родился в декабре 1980 года. Татьяна Ивановна вспоминает, что первенцем занимались много. Помогала бабушка, мама Татьяны, жили одной семьей. Это дало возможность молодой маме быстро выйти на работу. В доме не выключался проигрыватель. Звучали бардовские песни – Окуджава, Визбор, Бачурин, старая советская эстрада – Шульженко, Утесов, Бернес, конечно же, детские пластинки. Главным богатством в доме были книги, стеллажи с которыми от пола до потолка занимали все комнаты.

– Тарас говорит, что он мелодист, потому что с детства все это впитал. С 4-х лет он с нами стал ездить на гастроли. А когда в 80-е начали печатать Замятина, Дударева, Рыбакова, все это у нас дома читалось вслух. Я готовлю, а Николай Иванович читает, Тарас здесь же рисует и слушает. Лет с пяти он у нас слушал «Мастера и Маргариту». С 6 лет отдали учиться игре на гитаре. Потом пошел в музыкальную школу по классу аккордеона. Позднее снова перешел на гитару. Шебалинку окончил по классу гитары. Потом уехал в Москву, окончил институт искусств, – рассказывает Татьяна Ивановна.

Пока родители уезжали на концерты по сельским районам, санаториям, сын не скучал, сочинял песни на стихи больших поэтов.

Николай Иванович вспоминает, как лет в 10 Тарас выступал на юбилее народного артиста РСФСР Бориса Каширина.

– Я тогда ему сказал, сын, это тебе знак, талант Каширина тебя «поцеловал».

В Центре искусств СибАДИ Тарас начал подрабатывать, будучи еще школьником. Сидел на звуке, выставлял свет и как актер выступал. Оставался дежурить и мыть полы. Прошел все, с самых низов.

Позднее помогал родителям с приобретением аппаратуры для Театра живописи. Ставил свет и звук на многих спектаклях в этом проекте.

– Мамочка, моя золотая и любимая, которая одна меня воспитала. Она мне всю жизнь посвятила и даже пожертвовала своей квартиркой, чтобы я поехала поступать сначала в Москву, потом в Новосибирск. Это она подвигла нас на рождение второго ребенка, пока силы есть. В 1987-м родился Лешенька. На него у нас совсем мало было времени, мама в основном им занималась. С сердцем у нее уже было не очень, ему она читала книги, вот он и пошел в литературу, – рассказывает Татьяна Ивановна.

Алексей Михалевский окончил литературный институт имени Горького. Николай Иванович с гордостью обращает внимание, что редко кто в этот вуз поступает сразу после школы, а Алексею это удалось.

Сегодня он драматург, литератор, как и старший брат, художник по свету. Для Театра живописи написал сценарии для постановок «Русский авангард», «Эрмитаж», «Я – Караваджо».

– Нам приятно, что Омский театр драмы (а Театр живописи – его выездная площадка и совместный проект с музеем Врубеля) включает нас в программу «Больших гастролей». В прошлом году мы побывали в Москве, в этом – в Санкт-Петербурге. Спектакли «Эрмитаж» и «Русский авангард» прошли с огромным успехом, – отмечает Татьяна Ивановна. Также Театр живописи был с гастролями в городе Таре.

Омская история

А в октябре этого года 150-й театральный сезон Омской драмы открылся мюзиклом для драматического театра «Магнит. Омская история». Автор идеи – Тарас Михалевский, драматург – Алексей Михалевский, режиссёр-постановщик – Николай Михалевский. Омская история будущей постановки началась много лет назад.

Николай Иванович вспоминает, как познакомился с Геннадием Великосельским в музее Врубеля. Хранитель творческих архивов Аркадия Кутилова работал там реставратором. Он издал первую книгу Кутилова, так она попала в дом Михалевских. Тарас почти сразу написал несколько песен на стихи тогда еще мало кому известного поэта. А два года назад случилась постановка «Магнит» на основе 10 песен Тараса Михалевского в Свердловском академическом театре драмы. Спектакль пользуется большим успехом.

Наконец-то дождался своего «Магнита» и омский зритель. Появилось уточнение: «омская история». Авторы добавили местного колорита, видео улиц, по которым ходил поэт, мест, где он бывал.

В Омске многие знали Кутилова лично либо слышали о нем, кто-то стал почитателем его творчества после издания нескольких сборников стихов и рисунков.

– Одна из тех, кто дождался спектакля «Магнит. Омская история», – Евгения Кордзахия, вдова Геннадия Великосельского, друга Аркадия Кутилова. А как Гена был бы рад… – отмечает Татьяна Ивановна.

-

Омичи эту работу сразу приняли очень тепло. Билеты на спектакль раскупаются заранее.

Сценическая жизнь в переплетении с реальной

Рука об руку чета Филоненко-Михалевкий идут полвека, из них 47 лет женаты. Татьяна Ивановна вспоминает, когда родился Тарас, обстановка в маленькой тесной хрущевке была поначалу нервная. Но в какой-то момент сели за стол и распределили обязанности так, чтобы никто никому не мешал. Бабушка занималась ребенком, Татьяна Ивановна отвечала за приготовление еды, глава семьи – за уборку. Сразу стало проще.

В 90-е годы очень выручала дача.

– У нас прекрасное место в сторону Фадино, на берегу Иртыша. Далековато, зато экологически чисто. Сами жили дачей, что-то мама с Тарасом у магазина приторговывали, продадут кабачки и тут же молока купят, – рассказывает Татьяна Ивановна о временах, когда холодильники в квартирах стояли отключенные. – Благодаря даче мы вырвали детей с улицы. Тарас обожает землю, сейчас строит свой дом в Подмосковье. Даже при таком режиме, как у него, прилетая в Омск, он иногда с чемоданом на такси сразу едет на нашу дачу. Главное, баньку протопить – отдыхает там душой и телом.

Когда задержки по зарплате бюджетникам доходили до полугода, спасал Центр искусств СибАДИ. Николай Иванович привлекал актеров из других театров, из филармонии. Студенты шли на все спектакли, с продаж билетов рассчитывались с артистами, что-то зарабатывали сами.

– Наша сценическая жизнь переплетается с реальной. Вот и детей втянули. Наши самостоятельные спектакли – это наша жизнь, – уверен Николай Иванович.

Татьяна Ивановна подчеркивает, что всегда у каждого свои дела, никто не лезет друг к другу:

– Даже на даче разбегаемся по разным концам. В голове надо держать 15 часов текстов. И весь отпуск их повторяем. Он – свое, я – свое, встречаемся только за столом. Все заняты своими делами.

А еще в семье никогда не было творческой ревности. Супруги чуть ли не хором говорят, что радуются успехам друг друга, а еще во многом друг друга дополняют и во всем поддерживают. Николай Иванович, как всегда, полон творческих планов, но не спешит о них рассказывать. Так что, будем следить за афишей.

15785Ольга Ложникова