Обозреватель «Омск-информа» побывал внутри нетривиальных сооружений вместе с архитектором Сакеном Хусаиновым, сделав несколько открытий.
Знаменитые башенки, венчающие ансамбль из двух элитных жилых многоэтажек по обеим сторонам Жукова, видно в Омске издалека. Внимание горожан привлекают также красные флаги, водруженные на верхушках зданий. На Маршала Жукова, 6, реет простой советский стяг, а на Маршала Жукова, 65, через дорогу, – Знамя Победы.
Но речь не об этом. Автор этих зданий, известный омский архитектор Сакен Хусаинов вряд ли предполагал, что башни станут символом улицы и одной из городских достопримечательностей. Он же является владельцем построек.
Проникнуть в многоэтажки наблюдателю не так-то просто: элитное жилье в сердце Омска огорожено железными заборами и защищено от посторонних надежными замками. Обозреватель «Омск-информа», движимый любопытством, вместе с Сакеном Хусаиновым исследовал эти высотки и узнал, что скрывается внутри загадочных башен.
«Готический чердак»
Первый дом, на Маршала Жукова, 6, сданный в 2005 году, подпирает со всех сторон столетняя деревянная архитектура: строения на улицах Пушкина и Почтовой. Многоэтажка, как и ее параллельно стоящая «сестра», построена на основе генплана застройки улицы Жукова.
По словам владельца башен, этих сооружений могло и не быть.
– Сочинил их, когда мне было 28 лет. Когда застройщик подумывал отказаться от планов на возведение башен, я предложил их купить. Потому что еще в студенческое время слышал историю об архитекторе Иване Жолтовском, который заплатил за то, чтобы реализовать свои идеи. Видимо, это запало мне, и потому поступил точно так же, – рассказал Сакен Хусаинов.
Чтобы попасть в постройку, нужно сначала подниматься на лифте, потом преодолеть несколько лестничных пролетов пешком и наконец оказаться внутри башни. В обычных хрущевках под крышами располагаются чердаки со всякой рухлядью и неизменными голубями. Здесь все иначе. Внутри башни оказалось довольно вместительное пространство. На первом уровне можно наблюдать нечто вроде кладовки со строительными материалами.
Сакен Хусаинов продемонстрировал круглую площадку, окруженную со всех сторон множеством длинных и узких прямоугольных окон. В солнечный день свет, падая отвесно, буквально заливает всю площадку. На второй уровень ведет подобие круглой винтовой лестницы. Внутри помещения частично отделаны, но их еще предстоит доводить до ума.
Внутри башни у архитектора хранятся архивы. Сначала он хотел сделать тут студию, потом – сдать в аренду. Но за сдачу внаем предлагали смешные деньги.
А студии не получилось – Сакен Хусаинов вложился в ремонт, но строители сделали халтурно, и свежепокрашенные стены за один дождливый сезон отсырели и покрылись плесенью. Архитектор признается, что не учел того обстоятельства, что башни не получится реально эксплуатировать.
– Здесь очень хорошее пространство, где я люблю черпать вдохновение. Жалко, что деньги быстро закончились и я не завершил ремонт до конца, – вздыхает Хусаинов.
Находились предприниматели, желающие выкупить башни, но и от этой идеи пришлось отказаться.
– Были предложения по выкупу башен. Но это объект мечты, а ее нельзя продать за 2 миллиона. Значит, так было угодно, что они стали символами, – говорит архитектор.
Из основного помещения есть выходы на балкончики, откуда открывается потрясающий вид на центр города: как на ладони предстают Музыкальный театр, Любинский проспект, кадетский корпус, заснеженный Иртыш, исторические постройки на улицах Думской и Пушкина. Причем с балконов открываются виды на разные части центра Омска. Сюда можно было бы водить туристов, демонстрируя красоты города, но это обычная высотка, и вряд ли ее жильцам понравится такое.
Во время беседы архитектор заодно проинспектировал состояние флага. Выяснилось, что часть стяга изрядно потрепало ветром, Хусаинов оперативно решает его обновить.
Есть в этой башне и самый высокий, третий уровень, куда ведет крошечная лестница. Сакен Хусаинов мечтает поставить здесь телескоп и наблюдать звезды.
– Потому и никому не отдаю эти помещения, оставляя за собой возможность любоваться городом. Выходишь и проверяешь каждый раз, правильно или нет рисуешь новые проекты. Если перестанешь рисовать, навык сразу теряется, – рассуждает он.
В целом башня внутри напоминает средневековый замок или готический особняк, а в данном случае – чердак.
«Средневековый храм»
Вторая башня, в высотке на Маршала Жукова, 65, выглядит иначе и имеет некую незавершенность. Доступ к сооружению также непрост для среднего омича. У Сакена Хусаинова на него несколько иные планы, нежели на башню на Жукова, 6.
– Хотел отделать и сдать в аренду. Но пока не получается: кто бы подарил 10 млн рублей, – говорит он.
Об обеспеченных жителях высотки архитектор отзывается лаконично: самодостаточные, солидные люди. Один из жильцов даже соорудил на последнем этаже дома сауну – это позволяют нормы.
Внутри башни можно наблюдать круглые окна-амбразуры и одно большое круглое помещение. Его местное ТСЖ приспособило под склад: старый унитаз, рассада и мешки с песком обрели здесь свое последнее пристанище.
При этом подъема на верхотуру в виде лесенок не подразумевается, только бесконечные кирпичные стены, поднимающиеся куда-то к небу.
– Первая башня больше чердак, а это уже полноценное сооружение. Окна-трюмы подсмотрел в одном фильме, где герой смотрит в одно из таких окон. И я воплотил этот замысел в камне, – пояснил архитектор.
Тут также имеются балконы, и открывается, правда, не такой эффектный вид на улицы Маршала Жукова, Чкалова, Думскую и на вторую башню-«близнец». Но из-за снегопада здания как будто затянуты дымкой.
– Посмотрите, тут рядом магазин оружия, здание таможни и этот объект. Все они как будто являются частью единого ансамбля в готическом стиле. Так получилось само собой. Курировал эти объекты главный архитектор Альберт Каримов, собрав здесь подходящие здания, – показывает в сторону соседних построек владелец башен.
Само собой напрашивается сравнение со средневековым храмом, не хватает лишь фресок под потолком. Услышав про сравнение, Сакен Хусаинов делится, что и сам мечтает построить храм, и лучшего финала для карьеры архитектора не видит.
Вернуть в Омск мечту
Только в финале беседы Сакен Хусаинов признается, что башни долго не получались такими, какими он их представлял. Теперь, по мнению архитектора, башенки придают одной из центральных городских магистралей особую торжественность.
– Я пришел в этот мир ненадолго. И считаю, что нужно привносить радость жизни в архитектуру – музыку в камне. У нас редкая профессия, которая дает возможность высказаться, создать нематериальные ценности, – отметил он. – Архитектор не должен быть утилитарным и заниматься ремеслом только ради заработка. В любой проект нужно вкладываться максимально, иной возможности не появится. Ведь любое сооружение – разговор со зрителем, где заказчик является соавтором архитектора. И в случае с башнями все получилось – заказчик гордился этими работами.
Больше всего архитектор переживает из-за того, что его современники не оставили никаких следов в виде сколько-нибудь значимых объектов. Царские чиновники оставили о себе память в виде Любинского проспекта, советские – улицу Карла Маркса. А в современном Омске нет таких проектов. Эта логическая цепочка наталкивает создателя башен на Жукова на философские размышления.
– Какой цельной композицией может похвастаться нынешняя власть? Какие-то фрагменты. Это говорит о несистемности градостроительного мышления. А предпосылки были в 1990-е годы, когда появилась задумка сделать улицу Маршала Жукова. Сейчас процесс воплощения проекта усложнился в разы. Пять лет уходит на одно здание, расточительное безумие. Препятствия создают зажимы и уничтожают свободу. Так во всех сферах жизни. Сегодня из города Омска ушла мечта, которая не позволяет людям здесь жить, оставаться и рожать детей, – считает он.
Легкость и свобода еще могут вернуться в город, если не зацикливаться на реинкарнации старых концепций метро, «города-сада», а создать что-то новое. Тогда, по мнению Сакена Хусаинова, омичам захочется не покидать регион. И он уже объяснил, почему стоит здесь остаться: спроектировал башни с лучшим видом на Омск.