Поиск

Омичи каждый день ездят по мосту, который может рухнуть, а идея платного моста имеет 300-летнюю историю. Омские мосты уникальны.

Один из мостов через Омь – Комсомольский может рухнуть во время сильных морозов

В начале ноября стало известно о том, что в Омске вновь планируют строить пятый мост через Омь в створе улиц 1-й Заречной и Раздольной. Новое сооружение должно напрямую соединить Амурский поселок с Окружной дорогой и Чкаловским поселком.

Впервые о планах построить мост в этом месте стало известно три года назад – в декабре 2020 года. Тогда 700 млн рублей в строительство нового платного моста была готова вложить тульская компания «Инвеста-Омск». Однако уже к началу 2022 года проект «сдулся» – о нем просто забыли.

На этот раз инвестором строительства выступает компания ООО «ИФР-Омь», бенефициаром которой являются омский бизнесмен Геворг Акопян и структуры, связанные с «Газпромбанком». Будет ли этот инвестор точно строить мост, платным или бесплатным станет проезд по нему и, главное, когда мост возведут, пока неизвестно.

Между тем, как оказалось, в городе уже были платные переправы, и омичи уже платили за то, чтобы переехать с одного берега Оми на другой. В этом году как раз исполнилось ровно 300 лет первому платному омскому мосту. Мы выяснили, где он располагался и сколько стоил проезд по нему, а также узнали интересные и уникальные факты из «жизни» других омских переправ.

Переправа за 500 рублей и мост, который смыло

Исторически первая переправа в Омске появилась в том месте, где сейчас располагается Юбилейный мост. Ровно 300 лет назад, в 1723 году, деревянная переправа соединила два берега Оми, а также старую и новую Омские крепости.

Как пишет в своей книге «Мосты города Омска» заведующая кафедрой «Мосты» факультета «Автомобильные дороги и мосты» СибАДИ Тамара Шишова, первый мост в этом месте был плашкоутным, то есть наплавным. На лодки, которые стояли на якорях, укладывали доски, и по этим доскам могли ходить люди, проезжать повозки.

Самое интересное, что мост был платным – бесплатно им могли пользоваться только военные, а с гражданских брали около 500 рублей в год. Деньги как раз шли на постройку новой переправы – каждую осень этот мост разбирали, а весной его делали вновь.

В 1766 году через Омь был построен первый деревянный мост – Андреевский, названный в честь инженера Ивана Андреева. Причем в 1790 году Андреев построил в том месте новый мост на сваях, который три года спустя смыло во время наводнения. В 1795 году мост восстановили, но к 1818 году он серьезно обветшал.

«Парижский мост», который поворачивался

Ускорить строительство нового моста должен был визит сибирского генерал-губернатора Михаила Сперанского. Уже были готовы документы, но в 1819 году в Омске случился страшный пожар, уничтоживший большую часть города и документы на мост. В итоге новую переправу построили только в 1826 году. Мост получил название Ильинский – по названию расположенной рядом церкви. Он простоял 77 лет – до постройки в том месте Железного моста, который был возведен в 1903 году.

Ильинский мост

Как отмечает Тамара Шишова, омские чиновники даже ездили в Париж, чтобы подсмотреть идеи строительства такого моста. Стоимость сооружения составила 170 тыс. рублей. Интересно, что деньги на этот мост и на строительство неподалеку расположенного драмтеатра город взял в кредит у нижегородского банка.

Как отмечает историк Игорь Коновалов, один пролет Железного моста сделали поворотным – чтобы под ним могли проходить суда, зимующие в устье Оми.

– Конструкции Железного моста привезли на барже по реке. И этот мост был поворотным. Не разводным, как в Петербурге, а именно поворотным. То есть его пролеты не поднимались, а поворачивались силой течения реки. У него был пролет стационарный и поворотный. И элементы этой поворотной опоры долгое время сохранялись под Юбилейным мостом. Потом их сломали, и остался лишь фундамент опоры. Хотя эти элементы можно было сохранить как историческую ценность, – говорит Коновалов.

В народе Железный мост называли «парижским» и «золотым», так как по тем временам его стоимость была запредельной.

Железный мост прослужил омичам более 60 лет, но потом значительно обветшал. Конструкции настолько заржавели, что сооружение чуть не рухнуло. В итоге к 50-летию революции в 1967 году на месте Железного построили ныне существующий Юбилейный мост. Испытанием для моста стал проход по нему колонн демонстрантов 7 ноября 1967 года. Ради этого сооружение открыли на два месяца раньше срока. Юбилейный мост стал первым арочным мостом в городе.

– Еще древние греки строили арочные мосты. Там все просто: вертикальный и горизонтальный распор, который ставился на арки. В Греции стоят такие мосты со времен античности, – говорит экс-директор НПО «Мостовик» Олег Шишов. – Что касается нашего Юбилейного моста, то там очень пологая арка и повышенный распор плюс не очень качественное напряжение. Это в свое время вызвало деформации, которые были видны невооруженным глазом, когда перила на мосту пошли в разные стороны. Но во время реконструкции 2018 года мост усилили, и я надеюсь, он теперь будет стоять долго.

Комсомольский – мост, который в морозы может обрушиться

Находящийся неподалеку от Юбилейного в створе улицы Гагарина и проспекта Маркса Комсомольский мост де-факто является самым старым ныне существующим омским мостом. Он был построен в 1953 году.

– В то время транспортная схема в центре города была совершенно иной. Ни улица Гагарина, ни проспект Маркса не были главными магистралями. Более того, между ними не было сквозного проезда, они были тупиковыми. Чуть выше по течению Оми располагался Никольский мост, к которому сходились современные улицы Щербанева, Краснофлотская, Чехова на правом берегу, а на левом берегу к нему сходились улицы Березовского, Подгорная, Омская, Сажинская и Пушкинская. Соответственно, эти улицы были главными городскими магистралями, – говорит краевед Игорь Коновалов.

Барельеф на Комсомольском мосту 

Как отмечает Тамара Шишова, для строительства Комсомольского моста на правом берегу Оми пришлось сносить жилые дома, а при возведении сооружения произошло ЧП – из-за ошибки строителей одна из балок рухнула на пролет и погнулась.

Авария во время строительства Комсомольского моста 

Из-за этого строительство пришлось остановить на два месяца. Более того, на объекте впоследствии пришлось даже менять подрядчика (ничего не напоминает?), так как взявшийся за работы стройтрест не справился с поставленной задачей. Комсомольский мост был инновационным по тем временам.

– В этом сооружении применено новое решение – металлические балки объединялись с помощью специальных упоров с железобетонной плитой для совместной работы. Железобетонная плита, работая на сжатие, попадала в сжатую зону, и от этого усиливалась ее несущая способность. Это давало экономию металла до 10 %, – пишет в своей книге «Мосты города Омска» Тамара Шишова.

Историк Игорь Коновалов вспоминает, что в 1970-е годы Комсомольский мост хотели «развернуть».

– Этот мост построили строго перпендикулярно реке. Поэтому створ моста не совпадает со створом проспекта Маркса – они соединяются под углом. В 1950-е годы это никого не смущало, а в 1970-е годы обратили на это внимание и даже думали о том, как развернуть Комсомольский мост. Но он так и остался поперек реки, а не вдоль улицы. Этот мост еще захватил эпоху советского ампира. Поэтому он самый пышный с богатым чугунным литьем, – говорит краевед.

А Олег Шишов, в свою очередь, предупреждает, что Комсомольский мост очень опасен, особенно в морозы.

– В 1995 году я проводил расчеты по Комсомольскому мосту, когда на нем велась реконструкция. Их должен был делать институт «Ленгипротрансмост», но они не справились с этим заданием и обратились ко мне. Тогда-то я и узнал о том, что при строительстве этого моста была авария, – говорит Олег Шишов. – Кроме того, проблема этого моста заключается в том, что он сделан из кипящей стали. В ней много углерода. В мостах такую сталь вообще запрещали использовать, так как она имеет свойство хладнохрупкости. Небольшой автомобиль или трактор при –40 может стать причиной обрушения моста. В Усть-Каменогорске так и было. И мы играем с огнем, имея в городе мост с кипящей сталью.

Октябрьский – мост, который подняли на 5 метров

Олег Шишов имеет прямое отношение к «судьбе» еще одного омского моста – Октябрьского, построенного в 1961 году. Свое неофициально название «Горбатый» мост получил из-за того, что располагался в низине – между двумя крутыми берегами Омки. Спуски на этот мост и подъемы на него имели запредельные показатели. Именно поэтому к началу 1990-х годов мост решили реконструировать.

За проектирование и работы взялось НПО «Мостовик» Олега Шишова. Ставился вопрос о том, чтобы вообще снести этот мост и построить на его месте новый, но инженеры «Мостовика», а также учены СибАДИ посчитали, что переправу можно поднять, а также пристроить к ней 700-метровую эстакаду. Благодаря этому пропадала «горбатость» моста.

Работы велись в условиях тотального дефицита средств и растянулись на несколько лет. Открыли обновленный мост к 280-й годовщине основания Омска 4 августа 1996 года.

Конструкции моста были надстроены и усилены 

– Мы поднимали Октябрьский мост. Это уникальная технология, уникальное решение. Я даже написал про это рассказ, наверное, где-то через месяц я его опубликую, – говорит Олег Шишов. – Мы там создали комбинированную систему, в которой ввели дополнительный продольный верхний пояс с решетчатым элементом и объединили их со старыми арками. И эта система стала нести большие нагрузки, чем старые арки. Плюс трамвай на консоль повесили. По сути, мы сделали новую комбинированную систему.

«Пять минут Америки», или Фрунзенский мост

В месте, где сейчас расположен всеми известный Фрунзенский мост, ранее существовала деревянная переправа, построенная в 1857 году. Этот мост именовался Никольским. В 1947 году его смыло ледоходом.

Спустя 30 лет омские власти задумались о строительстве в этом месте нового моста с эстакадой – нужно было соединить расстраиваемую улицу Жукова с правым берегом Оми. Так был спроектирован Фрунзенский мост.

Фрунзенский мост в 1990-е годы 

В нем также применялись уникальные для Омска технологии – сооружение монтировалось неразрезным способом: деформационные швы были не над каждой опорой, а на одной из четырех. Две нитки строились параллельно с внутренним просветом.

Несмотря на то что мост строился еще в советское время, работы затянулись на 5 лет, как из-за дефицита финансирования, так и из-за нерасторопности подрядчиков. Вообще, в советское время все важные объекты сдавались к 7 ноября. Вот и Фрунзенский мост планировали открыть 7 ноября 1987 года – аккурат в день 70-й годовщины Октябрьской революции. Но сдали мост на год позже – 5 ноября 1988 года. Если бы строители успели к круглой дате, то наверняка этот объект назвали бы мостом 70-летия Октября.

Омские водители сразу оценили сооружение, по которому за несколько минут можно было попасть с улицы Жукова в район улиц Герцена и Интернациональной. Омичи неофициально окрестили этот мост «Пять минут Америки» по аналогии со скоростными шоссе США. Но это было тогда, 35 лет назад, а теперь омичи на Фрунзенском мосту часто стоят в пробках по 30–40 минут.

Мост, «удвоивший» население Омска

Почти 130 лет назад в Омске стояли в пробках… поезда на подходах к железнодорожному мосту – единственной капитальной переправе, соединившей в 1896 году правый и левый берега Иртыша. Строился железнодорожный мост в течение 4 лет силами тысяч человек – как инженеров, так и простых крестьян, а также батраков, которым пришлось проделать титанический труд.

Грандиозное по тем временам сооружение было построено при помощи кирки и тачки. А вот для надвижки пролетов железнодорожного моста применялась уникальная технология. Собранные на берегу железные пролеты весом в несколько тысяч тонн ставились на высокие баржи, которые «подгонялись» между опорами моста, затем баржи притапливались в Иртыше, и пролеты ложились на опоры.

Изначально железнодорожный мост был однопунтным, и на подходах к нему образовывались пробки из паровозов. Но роль этого сооружения переоценить сложно. Именно после того, как через Омск пошли паровозы, население города стало стремительно расти и увеличилось с 35 тысяч человек в 1890 году до 100 тысяч к 1900-му. Начал активно расстраиваться нынешний Старый Кировск, а также появились Порт-Артур и другие южные районы города.

Именно по этому мосту впервые была запущена электричка.

– Городские власти не смогли договориться с железнодорожниками, чтобы мост был коммунальным. По нему не пускали пешеходов, но зато можно было проехать на местных поездах, которые курсировали с правого берега на левый, – говорит Игорь Коновалов.

Активному развитию Старого Кировска способствовал и наплавной мост через Иртыш, который был южнее железнодорожного. Функционировала эта переправа только летом – на зиму ее разбирали. Окончательно наплавной мост исчез после постройки Ленинградского моста.

Ленинградский – мост, сделавший город единым целым

Находящийся ныне на реконструкции Ленинградский мост был открыт в 1959 году и стал первым «коммунальным», то есть общедоступным мостом через Иртыш в городе. Место для его строительства – створ улицы Масленникова – было выбрано не случайно.

– В створе улицы Масленникова до появления моста организовывали ледовую переправу зимой, а летом там была платная лодочная переправа. Исторически улица Масленникова именовалась перевозочной. Именно так – перевозом именовалась переправа с правого берега Иртыша на левый. Желающие могли на лодках переправиться – для этого лодочнику надо было заплатить. Это было очень неудобно. Да и много груза таким образом не перевезешь. Из-за этого застройка левого берега развивалась очень медленно, так как не было стабильной связи между берегами, – говорит Игорь Коновалов.

Проектировали новый мост ленинградские инженеры, в честь которых он и назван. На строительство моста потратили 14 тыс. кубометров бетона, 5500 тонн железа и 2200 кубометров железобетона. Сооружение обошлось в 50 млн рублей.

После завершения строительства этого моста Омск стал единым городом – добраться с одного берега на другой можно было за считаные минуты в любое время года и в любую погоду.

Мост, за который омичи рассчитались собственным здоровьем

В 1975 году Омск стал миллионником. Население города в то время стремительно росло, а жить людям было негде. Снос частного сектора в центре не решал этой проблемы – жителям сносимых домов где-то надо было взамен предоставлять новое жилье. Поэтому было принято решение застраивать Левобережье. Там стремительно росли кварталы новых девятиэтажек. При этом многие новоселы работали в Нефтяниках. И добираться до заводов им приходилось через единственный Ленинградский мост. А для этого нужно было делать огромный крюк в несколько десятков километров.

Интересно, что не сразу омским властям удалось «выбить» средства на строительство так необходимого моста, который был связал Нефтяники с Левобережьем. Союзное руководство дало добро на возведение этого сооружения взамен на то, чтобы Омск «принял» у себя завод пластмасс. Несмотря на то что в Нефтяниках уже было немало химических производств, омские власти были вынуждены согласиться на такой размен.

И в городе появились как завод пластмасс, так и мост имени 60-летия ВЛКСМ, более известный в народе как мост у Телецентра. Открыт этот мост был 6 ноября 1978 года. По нему же были проложены трамвайные пути – аккурат до того самого завода пластмасс. Можно сказать, что за появление этого моста все жители Омска рассчитались собственным здоровьем.

Мост, строительство которого затянулось из-за… Чернобыля

Еще один важный мост, который де-юре находится в Омске, но довольно редко упоминается в сводках ГИБДД и омских новостях, – это мост на Южном обходе. Он был открыт в 1991 году, но мог появиться на несколько лет раньше, если бы не авария на Чернобыльской АЭС.

Дело в том, что для этого сооружения металлоконструкции заказывались на Курганском заводе. После аварии в Чернобыле нужно было срочно строить новую переправу через реку Припять, поэтому курганский завод в приоритетном порядке поставлял конструкции в Киевскую область, а не в Омск.

Несостоявшийся тоннель под Красным Путем

Тот же курганский завод спустя 15 лет стал поставщиком металлоконструкций для самого нового на данный момент мостового сооружения – моста им. 60-летия Победы. Всем известно, что возводили этот мост как часть Омского метрополитена. Задумка построить мост в створе улицы Фрунзе появилась еще в 1970 году. Возводить метромост начали много позже – в 1993 году. Из-за дефицита финансирования его активно достраивали уже в «нулевые».

А ведь никакого метромоста в городе могло бы и не быть. По словам Тамары Шишовой, изначально планировалось сделать лишь метротоннель под Иртышом. Но затем власти поняли, что лучше сделать объединенный мост для поездов и автомобилей.

Метромост – это сложнейшее сооружение, включающее в себя не только мостовую переправу, но и эстакаду над Красным Путем.

А ведь ее могло бы не быть – проектировщики из СибАДИ рассматривали возможность создания подземного тоннеля под главной магистралью города, который бы выходил на поверхность в районе нынешнего ночного клуба «Малибу». И в месте, где сейчас располагается единственная в городе станция метро «Библиотека им. Пушкина», могли бы ездить машины. Но проектировщики решили сделать вместо тоннеля эстакаду, и рабочие НПО «Мостовик» возвели ее за рекордные 9 месяцев.

Эстакады над Красным Путем могло бы и не быть 

Мост им. 60-летия Победы был торжественно открыт 15 октября 2005 года. На открытии присутствовали в том числе ветераны Великой Отечественной войны, которым тогда обещали, что вот-вот по метромосту поедут поезда метро. Не случилось. И теперь омский метромост – единственное подобное сооружение в мире, по которому не ходят поезда метро. Интересно, что у этого объекта, по словам Олега Шишова, есть братья-близнецы в Москве и Киеве. Только по ним-то поезда метро ходят.

Мосты – нити развития города

Каждый мост – это не только кратчайший путь с одного берега реки на другой. Это еще и мощный драйвер для развития всего города. И в истории Омска таких примеров было немало. Каждый новый мост становился толчком к развитию того или иного района города или целого округа. Для Левобережья таким драйвером стал метромост, и страшно подумать, что было бы, если бы его сейчас не существовало.

В генплане Омска предусмотрен как упомянутый выше мост через Омь, так и мост через Иртыш на Северном обходе. В разное время высказывались идеи строительства мостов через Иртыш в районе Лукьяновки и Солнечного, а также Старого Кировска и Порт-Артура. Но вряд ли мы увидим их в ближайшие годы. Все-таки это очень дорогие сооружения, и проблемы с их возведением были всегда – как в царское, так и в советское время.

Зато в ближайшие годы омичи станут свидетелями реновации сразу нескольких мостов – у Телецентра, а также Комсомольского – того самого, который, по словам Олега Шишова, может обрушиться в мороз. И очень хотелось бы, чтобы омские власти  обратили на эту проблему внимание. Она намного важнее, чем строительство еще одного моста через Омь.

Омичи каждый день ездят по мосту, который может рухнуть, а идея платного моста имеет 300-летнюю историю. Омские мосты уникальны.

Один из мостов через Омь – Комсомольский может рухнуть во время сильных морозов

В начале ноября стало известно о том, что в Омске вновь планируют строить пятый мост через Омь в створе улиц 1-й Заречной и Раздольной. Новое сооружение должно напрямую соединить Амурский поселок с Окружной дорогой и Чкаловским поселком.

Впервые о планах построить мост в этом месте стало известно три года назад – в декабре 2020 года. Тогда 700 млн рублей в строительство нового платного моста была готова вложить тульская компания «Инвеста-Омск». Однако уже к началу 2022 года проект «сдулся» – о нем просто забыли.

На этот раз инвестором строительства выступает компания ООО «ИФР-Омь», бенефициаром которой являются омский бизнесмен Геворг Акопян и структуры, связанные с «Газпромбанком». Будет ли этот инвестор точно строить мост, платным или бесплатным станет проезд по нему и, главное, когда мост возведут, пока неизвестно.

Между тем, как оказалось, в городе уже были платные переправы, и омичи уже платили за то, чтобы переехать с одного берега Оми на другой. В этом году как раз исполнилось ровно 300 лет первому платному омскому мосту. Мы выяснили, где он располагался и сколько стоил проезд по нему, а также узнали интересные и уникальные факты из «жизни» других омских переправ.

Переправа за 500 рублей и мост, который смыло

Исторически первая переправа в Омске появилась в том месте, где сейчас располагается Юбилейный мост. Ровно 300 лет назад, в 1723 году, деревянная переправа соединила два берега Оми, а также старую и новую Омские крепости.

Как пишет в своей книге «Мосты города Омска» заведующая кафедрой «Мосты» факультета «Автомобильные дороги и мосты» СибАДИ Тамара Шишова, первый мост в этом месте был плашкоутным, то есть наплавным. На лодки, которые стояли на якорях, укладывали доски, и по этим доскам могли ходить люди, проезжать повозки.

Самое интересное, что мост был платным – бесплатно им могли пользоваться только военные, а с гражданских брали около 500 рублей в год. Деньги как раз шли на постройку новой переправы – каждую осень этот мост разбирали, а весной его делали вновь.

В 1766 году через Омь был построен первый деревянный мост – Андреевский, названный в честь инженера Ивана Андреева. Причем в 1790 году Андреев построил в том месте новый мост на сваях, который три года спустя смыло во время наводнения. В 1795 году мост восстановили, но к 1818 году он серьезно обветшал.

«Парижский мост», который поворачивался

Ускорить строительство нового моста должен был визит сибирского генерал-губернатора Михаила Сперанского. Уже были готовы документы, но в 1819 году в Омске случился страшный пожар, уничтоживший большую часть города и документы на мост. В итоге новую переправу построили только в 1826 году. Мост получил название Ильинский – по названию расположенной рядом церкви. Он простоял 77 лет – до постройки в том месте Железного моста, который был возведен в 1903 году.

Ильинский мост

Как отмечает Тамара Шишова, омские чиновники даже ездили в Париж, чтобы подсмотреть идеи строительства такого моста. Стоимость сооружения составила 170 тыс. рублей. Интересно, что деньги на этот мост и на строительство неподалеку расположенного драмтеатра город взял в кредит у нижегородского банка.

Как отмечает историк Игорь Коновалов, один пролет Железного моста сделали поворотным – чтобы под ним могли проходить суда, зимующие в устье Оми.

– Конструкции Железного моста привезли на барже по реке. И этот мост был поворотным. Не разводным, как в Петербурге, а именно поворотным. То есть его пролеты не поднимались, а поворачивались силой течения реки. У него был пролет стационарный и поворотный. И элементы этой поворотной опоры долгое время сохранялись под Юбилейным мостом. Потом их сломали, и остался лишь фундамент опоры. Хотя эти элементы можно было сохранить как историческую ценность, – говорит Коновалов.

В народе Железный мост называли «парижским» и «золотым», так как по тем временам его стоимость была запредельной.

Железный мост прослужил омичам более 60 лет, но потом значительно обветшал. Конструкции настолько заржавели, что сооружение чуть не рухнуло. В итоге к 50-летию революции в 1967 году на месте Железного построили ныне существующий Юбилейный мост. Испытанием для моста стал проход по нему колонн демонстрантов 7 ноября 1967 года. Ради этого сооружение открыли на два месяца раньше срока. Юбилейный мост стал первым арочным мостом в городе.

– Еще древние греки строили арочные мосты. Там все просто: вертикальный и горизонтальный распор, который ставился на арки. В Греции стоят такие мосты со времен античности, – говорит экс-директор НПО «Мостовик» Олег Шишов. – Что касается нашего Юбилейного моста, то там очень пологая арка и повышенный распор плюс не очень качественное напряжение. Это в свое время вызвало деформации, которые были видны невооруженным глазом, когда перила на мосту пошли в разные стороны. Но во время реконструкции 2018 года мост усилили, и я надеюсь, он теперь будет стоять долго.

Комсомольский – мост, который в морозы может обрушиться

Находящийся неподалеку от Юбилейного в створе улицы Гагарина и проспекта Маркса Комсомольский мост де-факто является самым старым ныне существующим омским мостом. Он был построен в 1953 году.

– В то время транспортная схема в центре города была совершенно иной. Ни улица Гагарина, ни проспект Маркса не были главными магистралями. Более того, между ними не было сквозного проезда, они были тупиковыми. Чуть выше по течению Оми располагался Никольский мост, к которому сходились современные улицы Щербанева, Краснофлотская, Чехова на правом берегу, а на левом берегу к нему сходились улицы Березовского, Подгорная, Омская, Сажинская и Пушкинская. Соответственно, эти улицы были главными городскими магистралями, – говорит краевед Игорь Коновалов.

Барельеф на Комсомольском мосту 

Как отмечает Тамара Шишова, для строительства Комсомольского моста на правом берегу Оми пришлось сносить жилые дома, а при возведении сооружения произошло ЧП – из-за ошибки строителей одна из балок рухнула на пролет и погнулась.

Авария во время строительства Комсомольского моста 

Из-за этого строительство пришлось остановить на два месяца. Более того, на объекте впоследствии пришлось даже менять подрядчика (ничего не напоминает?), так как взявшийся за работы стройтрест не справился с поставленной задачей. Комсомольский мост был инновационным по тем временам.

– В этом сооружении применено новое решение – металлические балки объединялись с помощью специальных упоров с железобетонной плитой для совместной работы. Железобетонная плита, работая на сжатие, попадала в сжатую зону, и от этого усиливалась ее несущая способность. Это давало экономию металла до 10 %, – пишет в своей книге «Мосты города Омска» Тамара Шишова.

Историк Игорь Коновалов вспоминает, что в 1970-е годы Комсомольский мост хотели «развернуть».

– Этот мост построили строго перпендикулярно реке. Поэтому створ моста не совпадает со створом проспекта Маркса – они соединяются под углом. В 1950-е годы это никого не смущало, а в 1970-е годы обратили на это внимание и даже думали о том, как развернуть Комсомольский мост. Но он так и остался поперек реки, а не вдоль улицы. Этот мост еще захватил эпоху советского ампира. Поэтому он самый пышный с богатым чугунным литьем, – говорит краевед.

А Олег Шишов, в свою очередь, предупреждает, что Комсомольский мост очень опасен, особенно в морозы.

– В 1995 году я проводил расчеты по Комсомольскому мосту, когда на нем велась реконструкция. Их должен был делать институт «Ленгипротрансмост», но они не справились с этим заданием и обратились ко мне. Тогда-то я и узнал о том, что при строительстве этого моста была авария, – говорит Олег Шишов. – Кроме того, проблема этого моста заключается в том, что он сделан из кипящей стали. В ней много углерода. В мостах такую сталь вообще запрещали использовать, так как она имеет свойство хладнохрупкости. Небольшой автомобиль или трактор при –40 может стать причиной обрушения моста. В Усть-Каменогорске так и было. И мы играем с огнем, имея в городе мост с кипящей сталью.

Октябрьский – мост, который подняли на 5 метров

Олег Шишов имеет прямое отношение к «судьбе» еще одного омского моста – Октябрьского, построенного в 1961 году. Свое неофициально название «Горбатый» мост получил из-за того, что располагался в низине – между двумя крутыми берегами Омки. Спуски на этот мост и подъемы на него имели запредельные показатели. Именно поэтому к началу 1990-х годов мост решили реконструировать.

За проектирование и работы взялось НПО «Мостовик» Олега Шишова. Ставился вопрос о том, чтобы вообще снести этот мост и построить на его месте новый, но инженеры «Мостовика», а также учены СибАДИ посчитали, что переправу можно поднять, а также пристроить к ней 700-метровую эстакаду. Благодаря этому пропадала «горбатость» моста.

Работы велись в условиях тотального дефицита средств и растянулись на несколько лет. Открыли обновленный мост к 280-й годовщине основания Омска 4 августа 1996 года.

Конструкции моста были надстроены и усилены 

– Мы поднимали Октябрьский мост. Это уникальная технология, уникальное решение. Я даже написал про это рассказ, наверное, где-то через месяц я его опубликую, – говорит Олег Шишов. – Мы там создали комбинированную систему, в которой ввели дополнительный продольный верхний пояс с решетчатым элементом и объединили их со старыми арками. И эта система стала нести большие нагрузки, чем старые арки. Плюс трамвай на консоль повесили. По сути, мы сделали новую комбинированную систему.

«Пять минут Америки», или Фрунзенский мост

В месте, где сейчас расположен всеми известный Фрунзенский мост, ранее существовала деревянная переправа, построенная в 1857 году. Этот мост именовался Никольским. В 1947 году его смыло ледоходом.

Спустя 30 лет омские власти задумались о строительстве в этом месте нового моста с эстакадой – нужно было соединить расстраиваемую улицу Жукова с правым берегом Оми. Так был спроектирован Фрунзенский мост.

Фрунзенский мост в 1990-е годы 

В нем также применялись уникальные для Омска технологии – сооружение монтировалось неразрезным способом: деформационные швы были не над каждой опорой, а на одной из четырех. Две нитки строились параллельно с внутренним просветом.

Несмотря на то что мост строился еще в советское время, работы затянулись на 5 лет, как из-за дефицита финансирования, так и из-за нерасторопности подрядчиков. Вообще, в советское время все важные объекты сдавались к 7 ноября. Вот и Фрунзенский мост планировали открыть 7 ноября 1987 года – аккурат в день 70-й годовщины Октябрьской революции. Но сдали мост на год позже – 5 ноября 1988 года. Если бы строители успели к круглой дате, то наверняка этот объект назвали бы мостом 70-летия Октября.

Омские водители сразу оценили сооружение, по которому за несколько минут можно было попасть с улицы Жукова в район улиц Герцена и Интернациональной. Омичи неофициально окрестили этот мост «Пять минут Америки» по аналогии со скоростными шоссе США. Но это было тогда, 35 лет назад, а теперь омичи на Фрунзенском мосту часто стоят в пробках по 30–40 минут.

Мост, «удвоивший» население Омска

Почти 130 лет назад в Омске стояли в пробках… поезда на подходах к железнодорожному мосту – единственной капитальной переправе, соединившей в 1896 году правый и левый берега Иртыша. Строился железнодорожный мост в течение 4 лет силами тысяч человек – как инженеров, так и простых крестьян, а также батраков, которым пришлось проделать титанический труд.

Грандиозное по тем временам сооружение было построено при помощи кирки и тачки. А вот для надвижки пролетов железнодорожного моста применялась уникальная технология. Собранные на берегу железные пролеты весом в несколько тысяч тонн ставились на высокие баржи, которые «подгонялись» между опорами моста, затем баржи притапливались в Иртыше, и пролеты ложились на опоры.

Изначально железнодорожный мост был однопунтным, и на подходах к нему образовывались пробки из паровозов. Но роль этого сооружения переоценить сложно. Именно после того, как через Омск пошли паровозы, население города стало стремительно расти и увеличилось с 35 тысяч человек в 1890 году до 100 тысяч к 1900-му. Начал активно расстраиваться нынешний Старый Кировск, а также появились Порт-Артур и другие южные районы города.

Именно по этому мосту впервые была запущена электричка.

– Городские власти не смогли договориться с железнодорожниками, чтобы мост был коммунальным. По нему не пускали пешеходов, но зато можно было проехать на местных поездах, которые курсировали с правого берега на левый, – говорит Игорь Коновалов.

Активному развитию Старого Кировска способствовал и наплавной мост через Иртыш, который был южнее железнодорожного. Функционировала эта переправа только летом – на зиму ее разбирали. Окончательно наплавной мост исчез после постройки Ленинградского моста.

Ленинградский – мост, сделавший город единым целым

Находящийся ныне на реконструкции Ленинградский мост был открыт в 1959 году и стал первым «коммунальным», то есть общедоступным мостом через Иртыш в городе. Место для его строительства – створ улицы Масленникова – было выбрано не случайно.

– В створе улицы Масленникова до появления моста организовывали ледовую переправу зимой, а летом там была платная лодочная переправа. Исторически улица Масленникова именовалась перевозочной. Именно так – перевозом именовалась переправа с правого берега Иртыша на левый. Желающие могли на лодках переправиться – для этого лодочнику надо было заплатить. Это было очень неудобно. Да и много груза таким образом не перевезешь. Из-за этого застройка левого берега развивалась очень медленно, так как не было стабильной связи между берегами, – говорит Игорь Коновалов.

Проектировали новый мост ленинградские инженеры, в честь которых он и назван. На строительство моста потратили 14 тыс. кубометров бетона, 5500 тонн железа и 2200 кубометров железобетона. Сооружение обошлось в 50 млн рублей.

После завершения строительства этого моста Омск стал единым городом – добраться с одного берега на другой можно было за считаные минуты в любое время года и в любую погоду.

Мост, за который омичи рассчитались собственным здоровьем

В 1975 году Омск стал миллионником. Население города в то время стремительно росло, а жить людям было негде. Снос частного сектора в центре не решал этой проблемы – жителям сносимых домов где-то надо было взамен предоставлять новое жилье. Поэтому было принято решение застраивать Левобережье. Там стремительно росли кварталы новых девятиэтажек. При этом многие новоселы работали в Нефтяниках. И добираться до заводов им приходилось через единственный Ленинградский мост. А для этого нужно было делать огромный крюк в несколько десятков километров.

Интересно, что не сразу омским властям удалось «выбить» средства на строительство так необходимого моста, который был связал Нефтяники с Левобережьем. Союзное руководство дало добро на возведение этого сооружения взамен на то, чтобы Омск «принял» у себя завод пластмасс. Несмотря на то что в Нефтяниках уже было немало химических производств, омские власти были вынуждены согласиться на такой размен.

И в городе появились как завод пластмасс, так и мост имени 60-летия ВЛКСМ, более известный в народе как мост у Телецентра. Открыт этот мост был 6 ноября 1978 года. По нему же были проложены трамвайные пути – аккурат до того самого завода пластмасс. Можно сказать, что за появление этого моста все жители Омска рассчитались собственным здоровьем.

Мост, строительство которого затянулось из-за… Чернобыля

Еще один важный мост, который де-юре находится в Омске, но довольно редко упоминается в сводках ГИБДД и омских новостях, – это мост на Южном обходе. Он был открыт в 1991 году, но мог появиться на несколько лет раньше, если бы не авария на Чернобыльской АЭС.

Дело в том, что для этого сооружения металлоконструкции заказывались на Курганском заводе. После аварии в Чернобыле нужно было срочно строить новую переправу через реку Припять, поэтому курганский завод в приоритетном порядке поставлял конструкции в Киевскую область, а не в Омск.

Несостоявшийся тоннель под Красным Путем

Тот же курганский завод спустя 15 лет стал поставщиком металлоконструкций для самого нового на данный момент мостового сооружения – моста им. 60-летия Победы. Всем известно, что возводили этот мост как часть Омского метрополитена. Задумка построить мост в створе улицы Фрунзе появилась еще в 1970 году. Возводить метромост начали много позже – в 1993 году. Из-за дефицита финансирования его активно достраивали уже в «нулевые».

А ведь никакого метромоста в городе могло бы и не быть. По словам Тамары Шишовой, изначально планировалось сделать лишь метротоннель под Иртышом. Но затем власти поняли, что лучше сделать объединенный мост для поездов и автомобилей.

Метромост – это сложнейшее сооружение, включающее в себя не только мостовую переправу, но и эстакаду над Красным Путем.

А ведь ее могло бы не быть – проектировщики из СибАДИ рассматривали возможность создания подземного тоннеля под главной магистралью города, который бы выходил на поверхность в районе нынешнего ночного клуба «Малибу». И в месте, где сейчас располагается единственная в городе станция метро «Библиотека им. Пушкина», могли бы ездить машины. Но проектировщики решили сделать вместо тоннеля эстакаду, и рабочие НПО «Мостовик» возвели ее за рекордные 9 месяцев.

Эстакады над Красным Путем могло бы и не быть 

Мост им. 60-летия Победы был торжественно открыт 15 октября 2005 года. На открытии присутствовали в том числе ветераны Великой Отечественной войны, которым тогда обещали, что вот-вот по метромосту поедут поезда метро. Не случилось. И теперь омский метромост – единственное подобное сооружение в мире, по которому не ходят поезда метро. Интересно, что у этого объекта, по словам Олега Шишова, есть братья-близнецы в Москве и Киеве. Только по ним-то поезда метро ходят.

Мосты – нити развития города

Каждый мост – это не только кратчайший путь с одного берега реки на другой. Это еще и мощный драйвер для развития всего города. И в истории Омска таких примеров было немало. Каждый новый мост становился толчком к развитию того или иного района города или целого округа. Для Левобережья таким драйвером стал метромост, и страшно подумать, что было бы, если бы его сейчас не существовало.

В генплане Омска предусмотрен как упомянутый выше мост через Омь, так и мост через Иртыш на Северном обходе. В разное время высказывались идеи строительства мостов через Иртыш в районе Лукьяновки и Солнечного, а также Старого Кировска и Порт-Артура. Но вряд ли мы увидим их в ближайшие годы. Все-таки это очень дорогие сооружения, и проблемы с их возведением были всегда – как в царское, так и в советское время.

Зато в ближайшие годы омичи станут свидетелями реновации сразу нескольких мостов – у Телецентра, а также Комсомольского – того самого, который, по словам Олега Шишова, может обрушиться в мороз. И очень хотелось бы, чтобы омские власти  обратили на эту проблему внимание. Она намного важнее, чем строительство еще одного моста через Омь.

16620Сергей Энквист