Поиск

Работники заведений рассказали, что нужно сделать, чтобы получить чаевые. Их размер зависит и от времени суток, и от настроения посетителей.

Во многих странах, в том числе и в России, принято оставлять чаевые. В ресторанах, в гостиницах, в салонах красоты, да даже таксистам и курьерам. Денежная благодарность в виде определенной суммы денег является почти нормой. Так откуда вообще пошла эта традиция?

Существует множество разных версий, хотя сходятся они все на том, что эта традиция пришла из Англии. Следует отметить, что в английском языке слово «чаевые» звучит как to tip, то есть к чаю (во всяком случае пока) не имеет никакого отношения. Одна из версий появления этого термина: когда человека отправляли на казнь, родственники этого человека скидывались палачу, чтобы он провел свою работу как можно более быстро, качественно и безболезненно. Другая версия – слово пошло из криминала, представители которого «отстегивали» энную сумму нужным людям, чтоб выйти сухими из воды. И есть более приземленная версия: постоялые дворы и чайные салоны оставляли коробочки, куда гость мог закинуть монету, чтобы привлечь внимание работников и получить более быстрое обслуживание.

Так или иначе, самая распространенная и общепринятая версия этого термина в том виде, в котором он существует сейчас, связана с традицией чаепития в Англии. Когда гости приходили на чай и если они оставались на ночь, то оставляли слугам этого дома небольшое вознаграждение за свою работу. Такая традиция существовала еще с XVI века и плавно распространялась по всему миру. Вероятно, потому слово и осталось в нашем языке именно как «чаевые».

Некоторые исследователи отмечали, что в России в XIX веке по факту у персонала заведений общепита вообще не было заработной платы, и жили они полностью за счет чаевых, часть из которых и вовсе уходила владельцу заведения.

Зачем вообще люди оставляют чаевые? По этому вопросу в целом идет много споров и существует много мнений. Ведь, по сути, нет ни одной причины платить лишние деньги. Но, к примеру, когда есть вещь, которую следует делать просто потому, что так принято, то для многих уже появляется веская причина. Для кого-то чаевые могут подчеркнуть статус. Для кого-то это самое банальное желание поблагодарить персонал за хорошую работу и мотивировать так же хорошо работать в будущем – это касается постоянных посетителей заведений.

С точки зрения экономики чаевые являются достаточно спорной вещью. Их нельзя обложить налогами, никак толком не отследить. Тем более что внутренняя «политика» заведений по сбору и распределению чаевых может отличаться. Где-то конкретный работник забирает все себе. В других местах все чаевые суммируют, а затем распределяют между работниками. К тому же само наличие чаевых может подтолкнуть владельца заведения к снижению зарплаты работникам: ведь он предполагает, что посетители буду платить чаевые. К примеру, в США некоторые рестораны напрямую указывают сумму чаевых в счете.

Корреспондент РИА «Омск-информ» поинтересовался у работников известных заведений города, как обстоят дела с чаевыми у них.

– Я считаю, что чаевые – это очень приятно и удобно для работника ресторана, – делится мнением менеджер ресторана «Иль-Патио» Светлана. – У нас нет такой политики, что мы ожидаем чаевые, поэтому зарплата не зависит от них. А официантов это мотивирует работать лучше, потому что все зависит от них. Не полностью, конечно, но если делать все корректно, то шанс получить чаевые выше. Для поваров, наверное, это несколько несправедливо: потому что обычно чаевые платят именно за хорошее обслуживание, а если еда была особенно удачной, то просто просят передать комплимент шеф-повару. По крайней мере, у нас оно сложилось именно так – по моему опыту работы.

Да, суммы чаевых очень сильно разнятся от страны к стране. У нас принята сумма в 5–10 % от счета. А в некоторых странах, например в Японии, чаевые считаются дурным тоном и иногда могут даже сойти за оскорбление. К слову, ряд ресторанов, можно сказать, перенимает эту практику и полностью отказывается от политики чаевых. Обычно изначально это вызывает недовольство работников, но с увеличением заработной платы недовольство, напротив, зачастую переходит в улучшение качества обслуживания. Впрочем, на практике случается разное.

– Наш ресторан обычно старается давать постоянным посетителям, которые часто оставляют чаевые, какие-то бонусы, комплименты от шеф-повара, – рассказывает Олег, официант ресторана Grisha. – У нас чаевые уходят именно конкретно каждому официанту. Я бы сказал, что днем, на бизнес-ланче, чаевые почти никогда не оставляют, но ближе к вечеру, когда люди приходят именно отдохнуть к нам, а не быстро пообедать, тогда оставляют значительно чаще. Постоянные клиенты, конечно, делают это намного чаще, и мы, разумеется, их запоминаем.

Иногда сотрудники омских заведений бывают поражены щедростью посетителей и долго вспоминают каждый такой случай.

– У меня был случай, когда нам с коллегами оставили большие чаевые, – рассказывает Татьяна, официант ресторана  «Шато». – По всей видимости, у людей была бизнес-встреча или что-то вроде того, и мы очень удачно выбрали столик, да и обслужили быстро, потому что не было много посетителей в это время. Если я правильно помню, то там было процентов 40 от счета – это очень много по нашим меркам, конечно. В основном оставляют 10 процентов, крайне редко больше или меньше.

И конечно, есть еще один фактор, когда всегда будет больше шанс, что гость оставит чаевые, – это дополнительные, необязательные услуги. Если, к примеру, официант в ресторане сможет помочь сориентироваться в незнакомом городе или подсказать, какие достопримечательности стоит посетить, или же, напротив, какие районы стоит избегать, то за это гости редко остаются в долгу.

Работники заведений рассказали, что нужно сделать, чтобы получить чаевые. Их размер зависит и от времени суток, и от настроения посетителей.

Во многих странах, в том числе и в России, принято оставлять чаевые. В ресторанах, в гостиницах, в салонах красоты, да даже таксистам и курьерам. Денежная благодарность в виде определенной суммы денег является почти нормой. Так откуда вообще пошла эта традиция?

Существует множество разных версий, хотя сходятся они все на том, что эта традиция пришла из Англии. Следует отметить, что в английском языке слово «чаевые» звучит как to tip, то есть к чаю (во всяком случае пока) не имеет никакого отношения. Одна из версий появления этого термина: когда человека отправляли на казнь, родственники этого человека скидывались палачу, чтобы он провел свою работу как можно более быстро, качественно и безболезненно. Другая версия – слово пошло из криминала, представители которого «отстегивали» энную сумму нужным людям, чтоб выйти сухими из воды. И есть более приземленная версия: постоялые дворы и чайные салоны оставляли коробочки, куда гость мог закинуть монету, чтобы привлечь внимание работников и получить более быстрое обслуживание.

Так или иначе, самая распространенная и общепринятая версия этого термина в том виде, в котором он существует сейчас, связана с традицией чаепития в Англии. Когда гости приходили на чай и если они оставались на ночь, то оставляли слугам этого дома небольшое вознаграждение за свою работу. Такая традиция существовала еще с XVI века и плавно распространялась по всему миру. Вероятно, потому слово и осталось в нашем языке именно как «чаевые».

Некоторые исследователи отмечали, что в России в XIX веке по факту у персонала заведений общепита вообще не было заработной платы, и жили они полностью за счет чаевых, часть из которых и вовсе уходила владельцу заведения.

Зачем вообще люди оставляют чаевые? По этому вопросу в целом идет много споров и существует много мнений. Ведь, по сути, нет ни одной причины платить лишние деньги. Но, к примеру, когда есть вещь, которую следует делать просто потому, что так принято, то для многих уже появляется веская причина. Для кого-то чаевые могут подчеркнуть статус. Для кого-то это самое банальное желание поблагодарить персонал за хорошую работу и мотивировать так же хорошо работать в будущем – это касается постоянных посетителей заведений.

С точки зрения экономики чаевые являются достаточно спорной вещью. Их нельзя обложить налогами, никак толком не отследить. Тем более что внутренняя «политика» заведений по сбору и распределению чаевых может отличаться. Где-то конкретный работник забирает все себе. В других местах все чаевые суммируют, а затем распределяют между работниками. К тому же само наличие чаевых может подтолкнуть владельца заведения к снижению зарплаты работникам: ведь он предполагает, что посетители буду платить чаевые. К примеру, в США некоторые рестораны напрямую указывают сумму чаевых в счете.

Корреспондент РИА «Омск-информ» поинтересовался у работников известных заведений города, как обстоят дела с чаевыми у них.

– Я считаю, что чаевые – это очень приятно и удобно для работника ресторана, – делится мнением менеджер ресторана «Иль-Патио» Светлана. – У нас нет такой политики, что мы ожидаем чаевые, поэтому зарплата не зависит от них. А официантов это мотивирует работать лучше, потому что все зависит от них. Не полностью, конечно, но если делать все корректно, то шанс получить чаевые выше. Для поваров, наверное, это несколько несправедливо: потому что обычно чаевые платят именно за хорошее обслуживание, а если еда была особенно удачной, то просто просят передать комплимент шеф-повару. По крайней мере, у нас оно сложилось именно так – по моему опыту работы.

Да, суммы чаевых очень сильно разнятся от страны к стране. У нас принята сумма в 5–10 % от счета. А в некоторых странах, например в Японии, чаевые считаются дурным тоном и иногда могут даже сойти за оскорбление. К слову, ряд ресторанов, можно сказать, перенимает эту практику и полностью отказывается от политики чаевых. Обычно изначально это вызывает недовольство работников, но с увеличением заработной платы недовольство, напротив, зачастую переходит в улучшение качества обслуживания. Впрочем, на практике случается разное.

– Наш ресторан обычно старается давать постоянным посетителям, которые часто оставляют чаевые, какие-то бонусы, комплименты от шеф-повара, – рассказывает Олег, официант ресторана Grisha. – У нас чаевые уходят именно конкретно каждому официанту. Я бы сказал, что днем, на бизнес-ланче, чаевые почти никогда не оставляют, но ближе к вечеру, когда люди приходят именно отдохнуть к нам, а не быстро пообедать, тогда оставляют значительно чаще. Постоянные клиенты, конечно, делают это намного чаще, и мы, разумеется, их запоминаем.

Иногда сотрудники омских заведений бывают поражены щедростью посетителей и долго вспоминают каждый такой случай.

– У меня был случай, когда нам с коллегами оставили большие чаевые, – рассказывает Татьяна, официант ресторана  «Шато». – По всей видимости, у людей была бизнес-встреча или что-то вроде того, и мы очень удачно выбрали столик, да и обслужили быстро, потому что не было много посетителей в это время. Если я правильно помню, то там было процентов 40 от счета – это очень много по нашим меркам, конечно. В основном оставляют 10 процентов, крайне редко больше или меньше.

И конечно, есть еще один фактор, когда всегда будет больше шанс, что гость оставит чаевые, – это дополнительные, необязательные услуги. Если, к примеру, официант в ресторане сможет помочь сориентироваться в незнакомом городе или подсказать, какие достопримечательности стоит посетить, или же, напротив, какие районы стоит избегать, то за это гости редко остаются в долгу.

1206Александр Барко