Поиск

Несколько десятилетий назад трамваи ходили по площади Бударина и через лес сельхозинститута. Маршруты были очень интересными.

Очередная транспортная реформа, затеянная в Омске минувшим летом, привела к ухудшению качества жизни горожан: переполненные автобусы и долгое время ожидания на остановках постепенно возвращаются в обыденную действительность сибирского миллионника. Вместо развития общественного транспорта мэрия по факту стимулирует омичей покупать личный автотранспорт. К чему это приведет? Пробок станет еще больше, экология ухудшится.

Между тем весь мир идет по пути развития общественного транспорта, не ухудшающего экологическую обстановку в городах. Электробусы, трамваи, троллейбусы, городская электричка – вот современный транспорт для миллионников. Самое интересное, что Омск был таким продвинутым в части развития электрического транспорта городом. Четверть века тому назад, в середине 1990-х годов, в Омске существовала целая россыпь троллейбусных и трамвайных маршрутов, ими ежедневно пользовались десятки тысяч горожан.

Достраивать метро власти, похоже, не собираются. Но почему бы не возродить развитую трамвайно-троллейбусную сеть, которой в свое время был опутан весь город? Омичи с удовольствием пользуются новыми троллейбусами «Адмирал» и тепло отзываются о трамваях, которые незаслуженно убрали с центральных улиц города в угоду маршруткам и легковым машинам.

Омичи любят троллейбусы и трамваи. Чиновники же создают условия для легковушек

Сегодня мы расскажем, как Омск несколько десятилетий строил крутую трамвайную сеть, а в понедельник, 16 октября, опубликуем второй материал – о троллейбусных маршрутах. Это не ностальгическое чтиво, а реальные кейсы о транспорте будущего, который наш город почему-то решил оставить в прошлом. 

Трамвайный мост через Омь

По возрасту трамвай – самый старый вид общественного транспорта в Омске. Запуск первого трамвая произошел 7 ноября 1936 года, первого троллейбуса Омск ждал еще почти двадцать лет: «рогатые» вышли на улицы города 5 ноября 1955 года.

Проект первой трамвайной линии в Омске был подготовлен еще в 1915 году, но из-за революции, Гражданской войны и других потрясений запуск инновационного по тем временам вида транспорта был отложен на 20 лет.

Первая трамвайная линия проходила через самый центр города – по нынешнему проспекту Маркса, а через реку Омь был построен деревянный трамвайный мост. В 1937 году было запущено трамвайное движение от современной Соборной площади до городка Водников, чуть позже линию продлили до сельхозинститута.

Трамвай выезжает на улицу Ленина

Краевед Игорь Коновалов рассказывает, что необходимость строительства отдельного моста для трамваев через Омь возникла из-за невозможности прокладки путей по Железному мосту – предтеча нынешнего Юбилейного моста.

– Этот трамвайный мост построили рядом с Железным мостом, потому что по нему невозможно было запустить трамваи, – говорит Коновалов. – Трамваи шли по улице Гагарина, потом сворачивали на улицу Карла Либкнехта, далее следовали по Бударина, Щербанева и выходили к этому мосту. На пересечении проспекта Маркса и Лермонтова было кольцо, трамваи его миновали, затем шли по проспекту Маркса до площади Серова, уходили на улицу Серова, оттуда на Котельникова и «кольцевались» на улице Труда.

Тот самый трамвайный мост на Ленина 

В 1947 году трамвайный мост был разрушен ледоходом, и на несколько лет маршруты на левом и правом берегах Оми действовали автономно.

Откуда в Порт-Артуре улица 1-я Трамвайная?

Сквозное трамвайное движение через центр Омска было восстановлено в 1954 году после открытия Комсомольского моста. Уже в 1956 году трамваи пустили через городок Нефтяников до нефтезавода. Тогда же была построена трамвайная линия по улице Труда.

По словам Игоря Коновалова, в планах было пустить вагоны под железнодорожным мостом и продлить трамвайную линию до Порт-Артура. Этим задумкам не суждено было сбыться, а вот улица 1-я Трамвайная, по которой планировали пустить вагоны, в Порт-Артуре осталась.

Линия через лес

Тогда же, в конце 1950-х, в Омске появилась кажущаяся теперь невероятной линия, соединявшая Учхоз (проспект Королева) с проспектом Мира через территорию сельхозинститута. Вагоны шли прямо через лес.

Часть той самой линии в районе сельхозинститута 

– Я ездил по этой ветке, – вспоминает Игорь Коновалов. – Она проходила от Учхоза через лес, затем была остановка у сельхозинститута. От него трамваи шли мимо 18-й школы по дамбе, насыпанной на месте нынешнего пешеходного моста через Заозерную. По этой дамбе проходила старая Александровская дорога, ее срыли, когда строили Заозерную. Затем трамвай шел до автодорожного института и далее по проспекту Мира. Трамвай у аграрного ходил примерно до 1978 года, когда построили развязку у телецентра.

Загородный трамвай

Бурное развитие трамвайных линий в 1950-е–1960-е годы привело к тому, что трамвай вышел за черту Омска – вагоны пустили до завода СК на Красноярском тракте.

13-й трамвай, который шел до КДЦ «Кристалл»

– Трамвай шел по проспекту Мира, у кинотеатра «Кристалл» было кольцо. В начале 1950-х Нефтяники стали активно строить, и линию продлили по Нефтезаводской. Возникла дополнительная ветка. До «Кристалла» шел 5-й трамвай, а от «Кристалла» до завода СК – 6-й. Также существовала автономная ветка до завода пластмасс, – говорит краевед.

На улице 22 Апреля в 1970-е годы было построено второе трамвайное депо. Его здание существует до сих пор – сейчас в нем расположены магазины.

Омский трамвай на максималке

К концу 1980-х – началу 1990-х годов в Омске была сформирована самая большая за все годы существования города трамвайная сеть, включавшая 16 действующих маршрутов, на которых можно было добраться до самых разных районов – от улицы Труда до улицы Дергачева, от 3-го Разъезда до завода СК.

В первой половине 1990-х в Омске имелось три моста с трамвайным движением (мост у телецентра, Комсомольский и Октябрьский), несколько десятков трамвайных линий, по которым бегали более двух сотен вагонов. Трамваи, в частности, ездили по улицам Гагарина, Интернациональной, Гусарова, проспекту Мира, Нефтезаводской, Лукашевича, Дергачева.

Трамваи в самом центре Омска. Автомобилей почти нет

В начале 1990-х на трамвае еще можно было доехать от улицы Труда до кинотеатра «Кристалл» в Нефтяниках, с улицы Жукова через центр Омска (Гагарина – Интернациональную) можно было добраться до улицы Стрельникова (маршрут № 16), а с Левобережья – до завода пластмасс (маршрут № 10).

С площади Ленина в Амурский поселок ходили маршруты № 3 и № 14, а на «семерке» ездили на улицу Стрельникова в Нефтяниках.

Еще один интересный маршрут соединял Амурский поселок с улицей Долгирева через ТЦ «Омский» и улицу Интернациональную (маршрут № 12, просуществовал до 1997 года). В таком виде маршруты просуществовали до середины 1990-х, когда в Омске начался масштабный передел транспортного рынка – на смену экологичному транспорту пришли тысячи маршруток.

1997-й: роковой год для омского трамвая

Лавинообразное закрытие трамвайных маршрутов в Омске началось аккурат после президентских выборов 1996 года. Тогда было ликвидировано движение трамваев по улице Труда – вагоны стали ходить до улицы Котельникова. В марте 1997 года было прекращено движение трамваев через центр города – улицу Лермонтова на участке от Жукова до площади Ленина, Комсомольский мост и улицу Гагарина.

На трамвае в Омске можно было доехать прямо до мэрии 

В августе того же года было прекращено движение вагонов по Интернациональной, а затем трамвай убрали с проспекта Мира и Нефтезаводской. После чего часть путей была разобрана, а рельсы на Нефтезаводской закатали в асфальт.

1997-й стал годом, когда омичи чуть не лишились трамвая – за один год маршрутная сеть была сокращена вдвое. Горожан буквально вынудили пересесть из трамваев в маршрутки (тогда в городе появились сотни «Газелей») и на личный транспорт. Эксперты уверены, что это в корне неверно.

– При мэреРощупкине приняли ложную концепцию, согласно которой в городе стали делать акцент на расширении дорог и стимулировании приобретения личных автомобилей, а не развития общественного транспорта. Это не решило проблемы – расширение дорог, наоборот, привело к пробкам. Убрали трамвай с Гагарина – пробки оттуда не исчезли. В машине нет смысла, если в городе есть хороший общественный транспорт. А у нас машин сейчас много как раз из-за того, что общественный транспорт плохой, – говорит урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев.

«Трамвай в Омске просто загнобили»

К началу XXI века омичи в основном ездили уже не на экологичных трамваях, а на маршрутках, которые сильно портили воздух на центральных магистралях. Смело можно предположить, что без «газельного лобби» трамвай в Омске никто бы не тронул. Мало того что власти убрали половину трамвайных маршрутов, так они еще и радикально снизили доверие жителей к этому виду транспорта, убрав его на окраины.

– Кредит доверия к трамваю в Омске низкий из-за того, что его гнобили, уничтожали, и люди привыкли, что в Омске это ненадежный вид транспорта. Хотя трамвай в этом не виноват. В других городах – Краснодаре, Ростове-на Дону, Екатеринбурге – развивают трамвай, а в Омске тишина в этом направлении, – говорит лидер движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский.–Последние два десятилетиятрамвай не развивали, объясняя это необходимостью строительства метрополитена. В итоге в городе нет ни метро, ни нормального трамвая. Если взять все деньги, которые потратили на метро, можно было бы трамвайными сетями опутать весь город и пустить по ним современные скоростные вагоны.

Эксперт призвал вернуть трамвай на Левый берег, а при строительстве аэропорта Федоровка предусмотреть линию и до него.

Последний из могикан

Трамвайный маршрут № 10, связывавший Левобережье с Нефтяниками, ездил до 2007 года, когда была сдана «Арена Омск». Чтобы хоккейные болельщики из Центрального и Советского округов могли быстрее попасть в спорткомплекс, на улице Лукашевича сделали подземный переход. Он и «похоронил» легендарный трамвай – власти заявили, что многотонный электротранспорт продавит бетонную конструкцию перехода.

Легендарная «десятка», которая ходила по Лукашевича

Чуть позже рельсы на мосту имени 60-летия ВЛКСМ закатали в асфальт. Речи о возвращении трамвая на Левый берег сегодня не идет.

Трамваи по мосту 60-летия ВЛКСМ не ходят уже 16 лет 

– Трамвай – это магистральный транспорт, он должен применяться там, где есть максимальный пассажиропоток. Тогда он экономически эффективен. У нас же в Омске, наоборот, взяли и трамвай вырезали с основных центральных маршрутов. 10-й трамвайный маршрут был последним пассажироемким маршрутом. Но этот маршрут явно добивали, резали по живому, – считает Юрий Романовский.

Жители Левобережья с большой теплотой вспоминают про 10-й трамвай.

– Я на этом трамвае в конце 90-х ездила на Первомайский рынок, так как продукты там были дешевле. Очень популярный был маршрут у жителей улицы Лукашевича. Пенсионеры, студенты им пользовались. Плохо, что убрали этот трамвай, только навредили людям, – говорит пенсионерка Екатерина Григорьева.

У омского трамвая – туманное будущее

На сегодняшний день трамвайные маршруты в Омске в основном проходят там, где нет других видов транспорта. Трамвай убран на периферию и представлен пятью постоянными маршрутами (№ 2, 4, 7, 8, 9) и одним маршрутом-призраком (№ 1).

2020 год. В Омск пришли новые трамваи 

Во всех нормальных городах именно трамвай – основной вид транспорта. В Омске же все наоборот – власти стимулируют жителей пересаживаться на личные авто, говорит урбанист Сергей Костарев.

– Если в пробке на машине стоять час, а на трамвае вы доедете за 20 минут, то что выберете вы? Ответ очевиден, – рассуждает эксперт. – Можно все продумать, не поздно еще пустить трамвай по Заозерной – Лукашевича. Это актуально в свете бурного жилищного строительства на Левобережье. Вместо Комсомольского моста трамвай можно пустить по Фрунзенскому. Там есть место, где можно проложить рельсы. Хороший общественный транспорт в виде трамвая снизит количество частных авто на улицах города.

Да, трамвай на сегодняшний день – самый дорогой вид транспорта. Стоимость одного вагона доходит до 30–40 млн рублей, это как два троллейбуса или три автобуса. Да, строительство трамвайных путей тоже удовольствие не из дешевых – каждый километр обходится в десятки миллионов рублей. Но именно трамвай – один из самых эффективных видов городского наземного транспорта. Он экоологичен, не стоит в пробках, вагоны редко бывают переполнены. 

Улица Лермонтова. Как и почти 100 лет назад, здесь ездят трамваи

К концу 2024 года омские власти обещают запустить три троллейбусных маршрута, которые свяжут новые районы Левобережья с центром и другими частями города. О развитии трамвая чиновники молчат. Возможно, еще не созрели для понимания его выгоды для города. А может, не хотят заморачиваться: трамвайное хозяйство – хлопотное и затратное дело. Но пройдет время, и жизнь заставит вернуться к опыту советского и раннего российского периодов. Омск – город, вытянутый вдоль реки, здесь сама природа благоволит развивать рельсовый транспорт.

Сергей Энквист 

14601

Несколько десятилетий назад трамваи ходили по площади Бударина и через лес сельхозинститута. Маршруты были очень интересными.

Очередная транспортная реформа, затеянная в Омске минувшим летом, привела к ухудшению качества жизни горожан: переполненные автобусы и долгое время ожидания на остановках постепенно возвращаются в обыденную действительность сибирского миллионника. Вместо развития общественного транспорта мэрия по факту стимулирует омичей покупать личный автотранспорт. К чему это приведет? Пробок станет еще больше, экология ухудшится.

Между тем весь мир идет по пути развития общественного транспорта, не ухудшающего экологическую обстановку в городах. Электробусы, трамваи, троллейбусы, городская электричка – вот современный транспорт для миллионников. Самое интересное, что Омск был таким продвинутым в части развития электрического транспорта городом. Четверть века тому назад, в середине 1990-х годов, в Омске существовала целая россыпь троллейбусных и трамвайных маршрутов, ими ежедневно пользовались десятки тысяч горожан.

Достраивать метро власти, похоже, не собираются. Но почему бы не возродить развитую трамвайно-троллейбусную сеть, которой в свое время был опутан весь город? Омичи с удовольствием пользуются новыми троллейбусами «Адмирал» и тепло отзываются о трамваях, которые незаслуженно убрали с центральных улиц города в угоду маршруткам и легковым машинам.

Омичи любят троллейбусы и трамваи. Чиновники же создают условия для легковушек

Сегодня мы расскажем, как Омск несколько десятилетий строил крутую трамвайную сеть, а в понедельник, 16 октября, опубликуем второй материал – о троллейбусных маршрутах. Это не ностальгическое чтиво, а реальные кейсы о транспорте будущего, который наш город почему-то решил оставить в прошлом. 

Трамвайный мост через Омь

По возрасту трамвай – самый старый вид общественного транспорта в Омске. Запуск первого трамвая произошел 7 ноября 1936 года, первого троллейбуса Омск ждал еще почти двадцать лет: «рогатые» вышли на улицы города 5 ноября 1955 года.

Проект первой трамвайной линии в Омске был подготовлен еще в 1915 году, но из-за революции, Гражданской войны и других потрясений запуск инновационного по тем временам вида транспорта был отложен на 20 лет.

Первая трамвайная линия проходила через самый центр города – по нынешнему проспекту Маркса, а через реку Омь был построен деревянный трамвайный мост. В 1937 году было запущено трамвайное движение от современной Соборной площади до городка Водников, чуть позже линию продлили до сельхозинститута.

Трамвай выезжает на улицу Ленина

Краевед Игорь Коновалов рассказывает, что необходимость строительства отдельного моста для трамваев через Омь возникла из-за невозможности прокладки путей по Железному мосту – предтеча нынешнего Юбилейного моста.

– Этот трамвайный мост построили рядом с Железным мостом, потому что по нему невозможно было запустить трамваи, – говорит Коновалов. – Трамваи шли по улице Гагарина, потом сворачивали на улицу Карла Либкнехта, далее следовали по Бударина, Щербанева и выходили к этому мосту. На пересечении проспекта Маркса и Лермонтова было кольцо, трамваи его миновали, затем шли по проспекту Маркса до площади Серова, уходили на улицу Серова, оттуда на Котельникова и «кольцевались» на улице Труда.

Тот самый трамвайный мост на Ленина 

В 1947 году трамвайный мост был разрушен ледоходом, и на несколько лет маршруты на левом и правом берегах Оми действовали автономно.

Откуда в Порт-Артуре улица 1-я Трамвайная?

Сквозное трамвайное движение через центр Омска было восстановлено в 1954 году после открытия Комсомольского моста. Уже в 1956 году трамваи пустили через городок Нефтяников до нефтезавода. Тогда же была построена трамвайная линия по улице Труда.

По словам Игоря Коновалова, в планах было пустить вагоны под железнодорожным мостом и продлить трамвайную линию до Порт-Артура. Этим задумкам не суждено было сбыться, а вот улица 1-я Трамвайная, по которой планировали пустить вагоны, в Порт-Артуре осталась.

Линия через лес

Тогда же, в конце 1950-х, в Омске появилась кажущаяся теперь невероятной линия, соединявшая Учхоз (проспект Королева) с проспектом Мира через территорию сельхозинститута. Вагоны шли прямо через лес.

Часть той самой линии в районе сельхозинститута 

– Я ездил по этой ветке, – вспоминает Игорь Коновалов. – Она проходила от Учхоза через лес, затем была остановка у сельхозинститута. От него трамваи шли мимо 18-й школы по дамбе, насыпанной на месте нынешнего пешеходного моста через Заозерную. По этой дамбе проходила старая Александровская дорога, ее срыли, когда строили Заозерную. Затем трамвай шел до автодорожного института и далее по проспекту Мира. Трамвай у аграрного ходил примерно до 1978 года, когда построили развязку у телецентра.

Загородный трамвай

Бурное развитие трамвайных линий в 1950-е–1960-е годы привело к тому, что трамвай вышел за черту Омска – вагоны пустили до завода СК на Красноярском тракте.

13-й трамвай, который шел до КДЦ «Кристалл»

– Трамвай шел по проспекту Мира, у кинотеатра «Кристалл» было кольцо. В начале 1950-х Нефтяники стали активно строить, и линию продлили по Нефтезаводской. Возникла дополнительная ветка. До «Кристалла» шел 5-й трамвай, а от «Кристалла» до завода СК – 6-й. Также существовала автономная ветка до завода пластмасс, – говорит краевед.

На улице 22 Апреля в 1970-е годы было построено второе трамвайное депо. Его здание существует до сих пор – сейчас в нем расположены магазины.

Омский трамвай на максималке

К концу 1980-х – началу 1990-х годов в Омске была сформирована самая большая за все годы существования города трамвайная сеть, включавшая 16 действующих маршрутов, на которых можно было добраться до самых разных районов – от улицы Труда до улицы Дергачева, от 3-го Разъезда до завода СК.

В первой половине 1990-х в Омске имелось три моста с трамвайным движением (мост у телецентра, Комсомольский и Октябрьский), несколько десятков трамвайных линий, по которым бегали более двух сотен вагонов. Трамваи, в частности, ездили по улицам Гагарина, Интернациональной, Гусарова, проспекту Мира, Нефтезаводской, Лукашевича, Дергачева.

Трамваи в самом центре Омска. Автомобилей почти нет

В начале 1990-х на трамвае еще можно было доехать от улицы Труда до кинотеатра «Кристалл» в Нефтяниках, с улицы Жукова через центр Омска (Гагарина – Интернациональную) можно было добраться до улицы Стрельникова (маршрут № 16), а с Левобережья – до завода пластмасс (маршрут № 10).

С площади Ленина в Амурский поселок ходили маршруты № 3 и № 14, а на «семерке» ездили на улицу Стрельникова в Нефтяниках.

Еще один интересный маршрут соединял Амурский поселок с улицей Долгирева через ТЦ «Омский» и улицу Интернациональную (маршрут № 12, просуществовал до 1997 года). В таком виде маршруты просуществовали до середины 1990-х, когда в Омске начался масштабный передел транспортного рынка – на смену экологичному транспорту пришли тысячи маршруток.

1997-й: роковой год для омского трамвая

Лавинообразное закрытие трамвайных маршрутов в Омске началось аккурат после президентских выборов 1996 года. Тогда было ликвидировано движение трамваев по улице Труда – вагоны стали ходить до улицы Котельникова. В марте 1997 года было прекращено движение трамваев через центр города – улицу Лермонтова на участке от Жукова до площади Ленина, Комсомольский мост и улицу Гагарина.

На трамвае в Омске можно было доехать прямо до мэрии 

В августе того же года было прекращено движение вагонов по Интернациональной, а затем трамвай убрали с проспекта Мира и Нефтезаводской. После чего часть путей была разобрана, а рельсы на Нефтезаводской закатали в асфальт.

1997-й стал годом, когда омичи чуть не лишились трамвая – за один год маршрутная сеть была сокращена вдвое. Горожан буквально вынудили пересесть из трамваев в маршрутки (тогда в городе появились сотни «Газелей») и на личный транспорт. Эксперты уверены, что это в корне неверно.

– При мэреРощупкине приняли ложную концепцию, согласно которой в городе стали делать акцент на расширении дорог и стимулировании приобретения личных автомобилей, а не развития общественного транспорта. Это не решило проблемы – расширение дорог, наоборот, привело к пробкам. Убрали трамвай с Гагарина – пробки оттуда не исчезли. В машине нет смысла, если в городе есть хороший общественный транспорт. А у нас машин сейчас много как раз из-за того, что общественный транспорт плохой, – говорит урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев.

«Трамвай в Омске просто загнобили»

К началу XXI века омичи в основном ездили уже не на экологичных трамваях, а на маршрутках, которые сильно портили воздух на центральных магистралях. Смело можно предположить, что без «газельного лобби» трамвай в Омске никто бы не тронул. Мало того что власти убрали половину трамвайных маршрутов, так они еще и радикально снизили доверие жителей к этому виду транспорта, убрав его на окраины.

– Кредит доверия к трамваю в Омске низкий из-за того, что его гнобили, уничтожали, и люди привыкли, что в Омске это ненадежный вид транспорта. Хотя трамвай в этом не виноват. В других городах – Краснодаре, Ростове-на Дону, Екатеринбурге – развивают трамвай, а в Омске тишина в этом направлении, – говорит лидер движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский.–Последние два десятилетиятрамвай не развивали, объясняя это необходимостью строительства метрополитена. В итоге в городе нет ни метро, ни нормального трамвая. Если взять все деньги, которые потратили на метро, можно было бы трамвайными сетями опутать весь город и пустить по ним современные скоростные вагоны.

Эксперт призвал вернуть трамвай на Левый берег, а при строительстве аэропорта Федоровка предусмотреть линию и до него.

Последний из могикан

Трамвайный маршрут № 10, связывавший Левобережье с Нефтяниками, ездил до 2007 года, когда была сдана «Арена Омск». Чтобы хоккейные болельщики из Центрального и Советского округов могли быстрее попасть в спорткомплекс, на улице Лукашевича сделали подземный переход. Он и «похоронил» легендарный трамвай – власти заявили, что многотонный электротранспорт продавит бетонную конструкцию перехода.

Легендарная «десятка», которая ходила по Лукашевича

Чуть позже рельсы на мосту имени 60-летия ВЛКСМ закатали в асфальт. Речи о возвращении трамвая на Левый берег сегодня не идет.

Трамваи по мосту 60-летия ВЛКСМ не ходят уже 16 лет 

– Трамвай – это магистральный транспорт, он должен применяться там, где есть максимальный пассажиропоток. Тогда он экономически эффективен. У нас же в Омске, наоборот, взяли и трамвай вырезали с основных центральных маршрутов. 10-й трамвайный маршрут был последним пассажироемким маршрутом. Но этот маршрут явно добивали, резали по живому, – считает Юрий Романовский.

Жители Левобережья с большой теплотой вспоминают про 10-й трамвай.

– Я на этом трамвае в конце 90-х ездила на Первомайский рынок, так как продукты там были дешевле. Очень популярный был маршрут у жителей улицы Лукашевича. Пенсионеры, студенты им пользовались. Плохо, что убрали этот трамвай, только навредили людям, – говорит пенсионерка Екатерина Григорьева.

У омского трамвая – туманное будущее

На сегодняшний день трамвайные маршруты в Омске в основном проходят там, где нет других видов транспорта. Трамвай убран на периферию и представлен пятью постоянными маршрутами (№ 2, 4, 7, 8, 9) и одним маршрутом-призраком (№ 1).

2020 год. В Омск пришли новые трамваи 

Во всех нормальных городах именно трамвай – основной вид транспорта. В Омске же все наоборот – власти стимулируют жителей пересаживаться на личные авто, говорит урбанист Сергей Костарев.

– Если в пробке на машине стоять час, а на трамвае вы доедете за 20 минут, то что выберете вы? Ответ очевиден, – рассуждает эксперт. – Можно все продумать, не поздно еще пустить трамвай по Заозерной – Лукашевича. Это актуально в свете бурного жилищного строительства на Левобережье. Вместо Комсомольского моста трамвай можно пустить по Фрунзенскому. Там есть место, где можно проложить рельсы. Хороший общественный транспорт в виде трамвая снизит количество частных авто на улицах города.

Да, трамвай на сегодняшний день – самый дорогой вид транспорта. Стоимость одного вагона доходит до 30–40 млн рублей, это как два троллейбуса или три автобуса. Да, строительство трамвайных путей тоже удовольствие не из дешевых – каждый километр обходится в десятки миллионов рублей. Но именно трамвай – один из самых эффективных видов городского наземного транспорта. Он экоологичен, не стоит в пробках, вагоны редко бывают переполнены. 

Улица Лермонтова. Как и почти 100 лет назад, здесь ездят трамваи

К концу 2024 года омские власти обещают запустить три троллейбусных маршрута, которые свяжут новые районы Левобережья с центром и другими частями города. О развитии трамвая чиновники молчат. Возможно, еще не созрели для понимания его выгоды для города. А может, не хотят заморачиваться: трамвайное хозяйство – хлопотное и затратное дело. Но пройдет время, и жизнь заставит вернуться к опыту советского и раннего российского периодов. Омск – город, вытянутый вдоль реки, здесь сама природа благоволит развивать рельсовый транспорт.

Сергей Энквист 

14601