Поиск

Громкое заявление главы департамента транспорта прокомментировали экологи. Они сомневаются в улучшении качества воздуха в городе.

Директор департамента транспорта омской мэрии Вадим Кормилец назвал неожиданный эффект от выноса маршруток из центра города на улицы Фрунзе – Жукова. По словам чиновника, благодаря предпринятым изменениям в Омске… улучшилась экология, и это «подтвердили экологи». Объективных данных, подтверждающих снижение объемов выбросов, глава дептранса не предоставил.

Мы решили узнать у специалистов в области экологии: действительно ли вынос 18 маршрутов общественного транспорта из центра благотворно повлиял на экологию города? Как оказалось, не все так однозначно и, возможно, чиновники мэрии немного лукавят.

«Не вижу никакого влияния на экологию»

Член Общественной палаты Омской области, профессор СибАДИ Анатолий Соловьев не видит никакого влияния от переноса маршрутов. По словам эксперта, цель транспортной реформы была совершенно в другом, и она в целом выполнена.

2 Я думаю, это несущественно, что какое-то число маршруток перестало ходить через центр. Там же цель реформы была другая – не улучшение экологии, а наполнение муниципального транспорта. И эта цель выполнена. А с точки зрения экологии влияния выноса маршруток я не вижу. Это влияние будет, если вообще весь транспорт убрать из центра, но это невозможно сделать, – говорит Соловьев.

Эколог назвал механизм, который позволит хотя бы немного, но сократить выбросы от транспорта, в том числе общественного, в центре города. Причем сделать это в силах департамента транспорта.

– Наибольший вред от транспорта идет, когда он стоит на светофоре. Там происходят наибольшие выбросы вредных веществ, в том числе и разных опасных частиц. Поэтому для снижения числа выбросов в первую очередь нужно отлаживать светофорную сеть. Тогда транспорт будет меньше стоять на перекрестках на красном сигнале, будет меньше пробок и, соответственно, выбросов, – отметил профессор Соловьев.

«Для одних омичей экологию улучшили, для других – ухудшили»

Менее категоричен в оценках влияния маршруток на выбросы в городе урбанист, эколог, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев. Он согласен с главой дептранса в том, что количество выбросов от маршруток на Маркса – Гагарина несколько сократилось. Но одновременно число этих выбросов увеличилось на улицах Фрунзе и Жукова, куда переместился транспорт.

– На самом деле, это локальное изменение. То есть вдоль проспекта Маркса воздух действительно стал чище. Насколько – не знаю, надо проводить измерения. При этом на улице Жукова, куда маршрутки перенесли, воздух чище не стал, наоборот, экология там ухудшилась. Поэтому говорить об улучшении экологии в городе из-за перемещения транспорта с одной улицы на другую я бы не стал. Кому-то сделали лучше, кому-то сделали хуже. В сумме ничего не поменялось. Это все жонглирование цифрами, – говорит Костарев.

По словам профессора, новые «газовые» автобусы, которые курсируют через центр города, действительно осуществляют меньше выбросов, чем их «сородичи», работающие на бензине или солярке. Но уже есть и более экологичное топливо, чем газомоторная смесь.

Через центр Омска теперь в основном ездят автобусы на газомоторном топливе 

– На сегодняшний день не самый экологичный вид топлива. В мире уже существует транспорт на водороде, от которого нет вообще никаких выбросов, кроме пара. Хотелось бы и в Омске видеть самые чистые технологии, хотя бы в виде эксперимента, – отметил эколог.

При этом, указывает эксперт, сокращая выбросы в центре города, чиновники мэрии ухудшили качество транспортного обслуживания населения. То есть по факту, решая одну социальную проблему, сами породили другую, еще более острую.

– Не нужно, прикрываясь решением одной социальной проблемы – сокращением выбросов, создавать другую проблему – ухудшать транспортное обслуживание населения. В перспективе вынос маршруток на Жукова – правильное решение. Но реализация этого замысла осуществлялась неправильно. Сначала нужно было подумать, посчитать, все взвесить, а потом уже приступать к реализации. У нас же все получилось наоборот, когда создали огромные проблемы горожанам, а потом подумали, – заключил Сергей Костарев.

«Из маршруток пересядут на личные авто, и экология ухудшится»

Директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов считает, что нельзя лишать жителей одного вида общественного транспорта, не предоставляя им альтернативы. Иначе горожане пересядут на личные авто, и тогда экология станет еще хуже. В крупных городах и так до 95 % выбросов – это выбросы от личных авто. Поэтому вынос маршруток из центра в перспективе может привести к ухудшению экологии. 

– То, что в Омске покупают автобусы на газомоторном топливе, – это хорошо. Следующим шагом для улучшения экологии должно стать развитие электрического транспорта – троллейбусов, трамваев, электробусов. И в целом нужно развивать общественный транспорт, а не убирать его с улиц. Убираешь маршрутку – замени ее на трамвай или электробус. Но лишать горожан общественного транспорта нельзя – ведь тогда им придется пересаживаться на личный транспорт, а это чревато еще большим увеличением выбросов. То есть эффект от этой меры будет совершенно обратным, – подчеркивает эксперт.

«Какая экология? Домой бы уехать!»

А что думают об экологическом эффекте транспортной реформы жители Омска? Как оказалось, ничего хорошего. Омичка Екатерина, проживающая в микрорайоне Кристалл на Левобережье, ежедневно ездит в офис своей компании на улице Масленникова в центре. Девушка остро критически отзывается о работе общественного транспорта. Улучшение экологии отходит на второй план, когда не на чем уехать домой.

– Какая экология? После этой реформы теперь думаешь о том, как добраться до работы и вечером уехать назад. Причем вечером это же вообще ад: автобусы переполнены, маршруток просто нет. Стоим в пробках по полчаса. Общественный транспорт у нас работает просто ужасно! – категорична омичка.

Экологический эффект пока виден под микроскопом

Через центр Омска ежедневно проезжают десятки тысяч машин. И несколько сотен маршруток, которые там ездили раньше, – это капля в море. Конечно, выбросы от этого транспорта в какой-то мере влияют на экологию города, но это влияние пока видно разве что под микроскопом.

Куда сильнее на загрязнение воздуха влияли не маршрутки, а старые автобусы, работавшие на солярке. Эти «ЛиАЗы», «НефАЗы» чадили, словно паровозы. Их замена на новые «газовые» автобусы куда благотворнее повлияла на улучшение экологической обстановки, чем вынос маршруток из центра города. 

Не исключено, что те омичи, которым из-за отсутствия маршруток надоест ездить в переполненных автобусах, купят личные авто. И тогда экологический эффект от транспортной реформы будет нивилирован, ведь выбросов от нескольких тысяч дополнительных машин на улицах города куда больше, чем выбросов от нескольких сотен маршруток. То есть в результате транспортной реформы экология в Омске может, наоборот, ухудшиться. 

Сергей Энквист 

1989

Громкое заявление главы департамента транспорта прокомментировали экологи. Они сомневаются в улучшении качества воздуха в городе.

Директор департамента транспорта омской мэрии Вадим Кормилец назвал неожиданный эффект от выноса маршруток из центра города на улицы Фрунзе – Жукова. По словам чиновника, благодаря предпринятым изменениям в Омске… улучшилась экология, и это «подтвердили экологи». Объективных данных, подтверждающих снижение объемов выбросов, глава дептранса не предоставил.

Мы решили узнать у специалистов в области экологии: действительно ли вынос 18 маршрутов общественного транспорта из центра благотворно повлиял на экологию города? Как оказалось, не все так однозначно и, возможно, чиновники мэрии немного лукавят.

«Не вижу никакого влияния на экологию»

Член Общественной палаты Омской области, профессор СибАДИ Анатолий Соловьев не видит никакого влияния от переноса маршрутов. По словам эксперта, цель транспортной реформы была совершенно в другом, и она в целом выполнена.

2 Я думаю, это несущественно, что какое-то число маршруток перестало ходить через центр. Там же цель реформы была другая – не улучшение экологии, а наполнение муниципального транспорта. И эта цель выполнена. А с точки зрения экологии влияния выноса маршруток я не вижу. Это влияние будет, если вообще весь транспорт убрать из центра, но это невозможно сделать, – говорит Соловьев.

Эколог назвал механизм, который позволит хотя бы немного, но сократить выбросы от транспорта, в том числе общественного, в центре города. Причем сделать это в силах департамента транспорта.

– Наибольший вред от транспорта идет, когда он стоит на светофоре. Там происходят наибольшие выбросы вредных веществ, в том числе и разных опасных частиц. Поэтому для снижения числа выбросов в первую очередь нужно отлаживать светофорную сеть. Тогда транспорт будет меньше стоять на перекрестках на красном сигнале, будет меньше пробок и, соответственно, выбросов, – отметил профессор Соловьев.

«Для одних омичей экологию улучшили, для других – ухудшили»

Менее категоричен в оценках влияния маршруток на выбросы в городе урбанист, эколог, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев. Он согласен с главой дептранса в том, что количество выбросов от маршруток на Маркса – Гагарина несколько сократилось. Но одновременно число этих выбросов увеличилось на улицах Фрунзе и Жукова, куда переместился транспорт.

– На самом деле, это локальное изменение. То есть вдоль проспекта Маркса воздух действительно стал чище. Насколько – не знаю, надо проводить измерения. При этом на улице Жукова, куда маршрутки перенесли, воздух чище не стал, наоборот, экология там ухудшилась. Поэтому говорить об улучшении экологии в городе из-за перемещения транспорта с одной улицы на другую я бы не стал. Кому-то сделали лучше, кому-то сделали хуже. В сумме ничего не поменялось. Это все жонглирование цифрами, – говорит Костарев.

По словам профессора, новые «газовые» автобусы, которые курсируют через центр города, действительно осуществляют меньше выбросов, чем их «сородичи», работающие на бензине или солярке. Но уже есть и более экологичное топливо, чем газомоторная смесь.

Через центр Омска теперь в основном ездят автобусы на газомоторном топливе 

– На сегодняшний день не самый экологичный вид топлива. В мире уже существует транспорт на водороде, от которого нет вообще никаких выбросов, кроме пара. Хотелось бы и в Омске видеть самые чистые технологии, хотя бы в виде эксперимента, – отметил эколог.

При этом, указывает эксперт, сокращая выбросы в центре города, чиновники мэрии ухудшили качество транспортного обслуживания населения. То есть по факту, решая одну социальную проблему, сами породили другую, еще более острую.

– Не нужно, прикрываясь решением одной социальной проблемы – сокращением выбросов, создавать другую проблему – ухудшать транспортное обслуживание населения. В перспективе вынос маршруток на Жукова – правильное решение. Но реализация этого замысла осуществлялась неправильно. Сначала нужно было подумать, посчитать, все взвесить, а потом уже приступать к реализации. У нас же все получилось наоборот, когда создали огромные проблемы горожанам, а потом подумали, – заключил Сергей Костарев.

«Из маршруток пересядут на личные авто, и экология ухудшится»

Директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов считает, что нельзя лишать жителей одного вида общественного транспорта, не предоставляя им альтернативы. Иначе горожане пересядут на личные авто, и тогда экология станет еще хуже. В крупных городах и так до 95 % выбросов – это выбросы от личных авто. Поэтому вынос маршруток из центра в перспективе может привести к ухудшению экологии. 

– То, что в Омске покупают автобусы на газомоторном топливе, – это хорошо. Следующим шагом для улучшения экологии должно стать развитие электрического транспорта – троллейбусов, трамваев, электробусов. И в целом нужно развивать общественный транспорт, а не убирать его с улиц. Убираешь маршрутку – замени ее на трамвай или электробус. Но лишать горожан общественного транспорта нельзя – ведь тогда им придется пересаживаться на личный транспорт, а это чревато еще большим увеличением выбросов. То есть эффект от этой меры будет совершенно обратным, – подчеркивает эксперт.

«Какая экология? Домой бы уехать!»

А что думают об экологическом эффекте транспортной реформы жители Омска? Как оказалось, ничего хорошего. Омичка Екатерина, проживающая в микрорайоне Кристалл на Левобережье, ежедневно ездит в офис своей компании на улице Масленникова в центре. Девушка остро критически отзывается о работе общественного транспорта. Улучшение экологии отходит на второй план, когда не на чем уехать домой.

– Какая экология? После этой реформы теперь думаешь о том, как добраться до работы и вечером уехать назад. Причем вечером это же вообще ад: автобусы переполнены, маршруток просто нет. Стоим в пробках по полчаса. Общественный транспорт у нас работает просто ужасно! – категорична омичка.

Экологический эффект пока виден под микроскопом

Через центр Омска ежедневно проезжают десятки тысяч машин. И несколько сотен маршруток, которые там ездили раньше, – это капля в море. Конечно, выбросы от этого транспорта в какой-то мере влияют на экологию города, но это влияние пока видно разве что под микроскопом.

Куда сильнее на загрязнение воздуха влияли не маршрутки, а старые автобусы, работавшие на солярке. Эти «ЛиАЗы», «НефАЗы» чадили, словно паровозы. Их замена на новые «газовые» автобусы куда благотворнее повлияла на улучшение экологической обстановки, чем вынос маршруток из центра города. 

Не исключено, что те омичи, которым из-за отсутствия маршруток надоест ездить в переполненных автобусах, купят личные авто. И тогда экологический эффект от транспортной реформы будет нивилирован, ведь выбросов от нескольких тысяч дополнительных машин на улицах города куда больше, чем выбросов от нескольких сотен маршруток. То есть в результате транспортной реформы экология в Омске может, наоборот, ухудшиться. 

Сергей Энквист 

1989