Поиск

Омичи готовы на любые жертвы и пожертвования ради хорошего среднего образования для своих наследников. Таких школ в городе немного.

Не пробиться в школы

Формирование первых классов в омских школах каждый год приводит к скандалам. Из-за изменений законодательства и появления так называемых приоритетных списков, куда входят в том числе дети льготников, ученикам, проживающим на «приписанных» территориях, обычным ребятам часто не хватает мест. В этом году, к примеру, в гимназию № 9 «по прописке» попал только один ученик. Конечно же, это не может не возмущать тех, кто видит школу из своего окна, а для его ребенка там места нет.

Это тема для отдельного материала, а сегодня мы поговорим о школах, куда учеников возят с разных концов города, а родители готовы идти на любые жертвы, чтобы их дети там учились.

В десятке лучших

Внутренних рейтингов школ в Омске никто не делает. Но ТОП-10 по различным позициям в доступе есть. К примеру, рейтинговое агентство RAEX («Раэкс-аналитика», работает в 1995 года) на основе данных, подаваемых вузами, публикует рейтинги ТОП-10 школ российских регионов. Важнейшим критерием оценки качества школьного образования является количество выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Данные за 2023 год появятся в августе. Однако если посмотреть рейтинги за предыдущие три года, то мы видим практически одни и те же учебные заведения.

Если в прошлом году лидировал лицей № 64, то в два предыдущих года первую строчку занимал Многопрофильный образовательный центр развития одаренности № 117. Стабильно на третьем месте с 2020 по 2022 годы находится гимназия № 19, на четвертом месте укрепилась гимназия № 115. В прошлом году впервые 5-ю строку занял лицей № 92, подвинув с этого места на строчку ниже лицей № 149. Седьмое место в ТОП-10 у гимназии № 140, восьмое – у гимназии № 146. На 9-м месте лицей «Бизнес и информационные технологии», а на 10-е место с более высоких в прошлом позиций неожиданно опустилась гимназия № 84.

По итогам 2022–2023 учебного года Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня» и «Учительской газеты» при содействии министерства образования и науки РФ подготовил перечень 500 лучших школ с высокими результатами, отдельно выделив из них ТОП-25.  В числе лучших из лучших оказалось только одно учреждение из Омска – МОЦРО № 117, занявшее последнюю строку в ТОП-25. В число 500 лучших школ страны вошли еще три, уже знакомые нам: гимназии № 19 и № 115, а также лицей № 64.

Еще одно учебное заведение Омска отличилось в этом году. Гимназия № 84 приняла участие в интеллектуальном турнире «Лиги знаний: школы и колледжи», по итогам индивидуального этапа которого был составлен рейтинг 500 лучших школ России. В этом рейтинге учебное заведение из Омска заняло 216-е место.

Также важными показателями успешности школ являются победы в различных олимпиадах, в том числе всероссийской.

Всего в Омске около трех десятков школ со статусами «гимназия», «лицей» и с углубленным изучением определенных предметов, куда охотнее идут учиться. Это примерно 20 % от общего числа школ города. По совокупности различных рейтингов и данных «сарафанного радио», которое отчасти переместилось в соцсети, ТОП-5 омских школ мы видим так.

Многопрофильный образовательный центр развития одаренности № 117

Расположен в городке Нефтяников, на улице Андрианова, 4, через дорогу от Советского  парка.

По результатам прошлого года МОЦРО № 117 в рейтинге RAEX «200 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников» занял 167-ю строчку, а в рейтинге «300 школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России», оказался на 197-м месте. Уточним, что в лучшие вузы России поступает 70 % выпускников этого учебного заведения.

На Всероссийской олимпиаде школьников 2023 года по экономике ученик 9-го класса Владимир Константинов стал призером заключительного этапа. Отметим, что ученики МОЦРО № 117 стабильно каждый год побеждают в олимпиадах на уровне города, области и страны. В этом году два выпускника сдали ЕГЭ на 100 баллов по русскому языку. Стобалльники в этой школе появляются регулярно.

МОЦРО № 117 является базовой школой Высшей школы экономики и ОмГУ имени Ф. М. Достоевского. Это не просто слова. Некоторые учителя здесь являются вузовскими преподавателями.

Не стоит удивляться тому, что попасть сюда можно по результатам тестирования. Школа же должна соответствовать своему названию. Чтобы развивать одаренность, ею надо для начала обладать.

В центре есть три компьютерных класса, 18 интерактивных досок, современная копировальная техника, информационно-библиотечный центр, два спортивных зала, спортивная площадка, современный пищеблок, мультидисциплинарная лаборатория, шахматный клуб, хореографический зал, кабинет робототехники.

Есть чем заняться и помимо учебы. Есть хореографическая и театральная студии, шахматный клуб, команда КВН и многое другое.

Уточним, что на текущий момент вакантных мест для учеников здесь нет.

Из минусов те, кто был связан с МОЦРО № 117, отмечают дороговизну пребывания в этой школе. Суммы называются, сопоставимые с ипотекой или обучением в негосударственных учебных заведениях. Хотя учреждение это бюджетное и опубликован скромный прайс на преподавание спецдисциплин.

Еще один минус. Центр полностью вытеснил бывшую школу № 117, от нее остался только номер, и жителям микроучастков приходится обходить стороной его красивые заборы. Так же как и выпускникам школы № 117, окончившим это учебное заведение 30 и более лет назад. Уточним, что школа была открыта в 1962 году, но преемственность, к сожалению, утрачена.

Лицей № 64

Расположен в центре города, на улице Чкалова, 3, практически на берегу Иртыша. В 1989 году на базе школы № 64 была открыта специализированная школа с углубленным изучением физики и математики при Омском государственном университете и Омском политехническом институте. Это дало возможность посещать лекции в университетах, изучать искусственные языки в культуре и науке, проводить различные исследования.

В 1998 году школа была переименована в лицей № 64, который стал базовой школой Российской академии наук.

Ежегодно учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, творческих конкурсах, научно-практических конференциях городского, областного, зонального, Всероссийского уровней, причем по разным предметам, и одерживают заслуженные победы. Допобразование – это создание сайтов, авиамоделирование, робототехника и многое другое.

Свободных мест, конечно же, здесь нет ни для кого.

Гимназия № 19

История ее «элитарности» нарабатывалась даже не десятилетиями, год основания – 1876. Изначально она располагалась в другом здании, на Тарской, 2, (сейчас на Таубе, 15) и была Омской мужской классической гимназией, которую закрыли в 1920-м. И только в 1954 году в историческом здании появилась школа № 19. 

Школа считалась одной из самых престижных в городе, в ней учились дети крупных партийных работников, руководителей предприятий. Это учебное заведение стало восприниматься многими амбициозными омичами как местный «питомник для элит». А в 1990 году школе вернули статус гимназии, после чего она стала еще более популярной.

Здесь работали в разные времена легенды педагогики, гимназия славилась в первую очередь высококачественным гуманитарным образованием. Приветствовалось литературное творчество, а с 5-го по 9-й класс помимо английского вводится второй иностранный язык – французский или немецкий.

Гимназия является базовой школой РАН. Старшеклассники выбирают узкую специализацию. Углубленное изучение предметов идет по индивидуальным планам. Дополнительные занятия – это робототехника, шахматы, танцы, хор, есть своя театральная студия «Метафора».

В первый класс в этом году в гимназию поступило 120 учеников, все места заняты. Откроем секрет. Шансы попасть в 1-й класс значительно увеличиваются, если с 5-6 лет заниматься в Центре раннего развития ребенка для детей 5-6 лет. В группах с кратковременным пребыванием детей проводятся занятия по развитию речи, гимнастике ума, окружающему миру, ритмике, изобразительному искусству, музыке.

Гимназия № 115

Расположена на улице Циолковского, 1, за ТЦ «Каскад». В прошлом году отметила свое 60-летие. Открывалась как школа-восьмилетка, но вскоре стала полной средней, а с 1967 года – с преподаванием ряда предметов на английском языке, единственной в городе с такой «опцией». Статус гимназии приобрела в 1990 году. Вошла в 100 лучших школ России в 2001 году, неоднократно входила в ТОП-500 школ страны. С 2019 года является базовой гимназией Российской академии наук.

Престижным и модным это учебное заведение было с советских времен. Детей сюда возили со всего города. Аттестат школы №115 был пропуском в вуз для тех, кто собирался изучать иностранные языки. А конкурс на языковые факультеты всегда был высоким. Таким образом, попасть в эту школу детям с микроучастка всегда было проблематично. Но это не было критичным, поскольку рядом есть школа попроще.

Изначально упор делался на английский язык. С 2013 года гимназия стала базовой школой Кембриджского международного центра по подготовке к сдаче экзаменов по английскому языку. А с 2014 года – центром подготовки к сдаче международных экзаменов по немецкому языку. Теперь, следуя современным трендам, ведутся занятия по китайскому языку. С 2015 года на базе гимназии создана базовая кафедра факультета иностранных языков ОмГПУ.

Здесь также заботятся о гармоничном развитии детей, гимназия проводит традиционные спортивные мероприятия «День здоровья», «Папа, мама, брат, сестра и я – здоровая семья», спортивно-оздоровительное мероприятие «Перспектива», массовые катания на коньках. Есть соглашение о популяризации детского хоккея с ассоциацией «Хоккейный клуб «Авангард». 

Лицей № 149

Уникальность лицея в том, что это изначально была экспериментальная школа при СибАДИ, занятия проводились непосредственно в вузе. Идею открыть собственную школу поддержал ректор Леонид Горынин. Времена были непростые, 1992 год, построить свое здание – нереально. Позднее, в 2003 году, школа переехала в общеобразовательную школу № 20, в которой на тот момент был катастрофический недобор учеников, на бульвар Заречный, 3. Произошло слияние двух коллективов, которые и стали лицеем № 149 в 2008 году.

Логично, что точные науки и технические дисциплины тут в приоритете. Сюда приходят дети, нацеленные в дальнейшем приобрести инженерную специальность. Часть уроков по-прежнему проводится в СибАДИ.

В лицее также уделяется внимание всестороннему физическому и творческому развитию учеников. Есть спортивные кружки, шахматный клуб, робототехника. А также своя изостудия, театр и танцевальный ансамбль. На сайте заведения висит уведомление, что прием в первый класс на 2023–2024 учебный год завершен.

Как мы видим, ничего уникального в том, что в хорошую школу попасть трудно, нет. Так было и 20, и 40 лет назад. А если уж попал, то никто и не ропщет, что приходится тратить время на дорогу и прочие неудобства.

Другое дело, что если в одних школах Омска недобор, а в других дефицит ученических мест, стоит озаботиться тем, как этот дисбаланс ликвидировать.

Омичи готовы на любые жертвы и пожертвования ради хорошего среднего образования для своих наследников. Таких школ в городе немного.

Не пробиться в школы

Формирование первых классов в омских школах каждый год приводит к скандалам. Из-за изменений законодательства и появления так называемых приоритетных списков, куда входят в том числе дети льготников, ученикам, проживающим на «приписанных» территориях, обычным ребятам часто не хватает мест. В этом году, к примеру, в гимназию № 9 «по прописке» попал только один ученик. Конечно же, это не может не возмущать тех, кто видит школу из своего окна, а для его ребенка там места нет.

Это тема для отдельного материала, а сегодня мы поговорим о школах, куда учеников возят с разных концов города, а родители готовы идти на любые жертвы, чтобы их дети там учились.

В десятке лучших

Внутренних рейтингов школ в Омске никто не делает. Но ТОП-10 по различным позициям в доступе есть. К примеру, рейтинговое агентство RAEX («Раэкс-аналитика», работает в 1995 года) на основе данных, подаваемых вузами, публикует рейтинги ТОП-10 школ российских регионов. Важнейшим критерием оценки качества школьного образования является количество выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Данные за 2023 год появятся в августе. Однако если посмотреть рейтинги за предыдущие три года, то мы видим практически одни и те же учебные заведения.

Если в прошлом году лидировал лицей № 64, то в два предыдущих года первую строчку занимал Многопрофильный образовательный центр развития одаренности № 117. Стабильно на третьем месте с 2020 по 2022 годы находится гимназия № 19, на четвертом месте укрепилась гимназия № 115. В прошлом году впервые 5-ю строку занял лицей № 92, подвинув с этого места на строчку ниже лицей № 149. Седьмое место в ТОП-10 у гимназии № 140, восьмое – у гимназии № 146. На 9-м месте лицей «Бизнес и информационные технологии», а на 10-е место с более высоких в прошлом позиций неожиданно опустилась гимназия № 84.

По итогам 2022–2023 учебного года Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня» и «Учительской газеты» при содействии министерства образования и науки РФ подготовил перечень 500 лучших школ с высокими результатами, отдельно выделив из них ТОП-25.  В числе лучших из лучших оказалось только одно учреждение из Омска – МОЦРО № 117, занявшее последнюю строку в ТОП-25. В число 500 лучших школ страны вошли еще три, уже знакомые нам: гимназии № 19 и № 115, а также лицей № 64.

Еще одно учебное заведение Омска отличилось в этом году. Гимназия № 84 приняла участие в интеллектуальном турнире «Лиги знаний: школы и колледжи», по итогам индивидуального этапа которого был составлен рейтинг 500 лучших школ России. В этом рейтинге учебное заведение из Омска заняло 216-е место.

Также важными показателями успешности школ являются победы в различных олимпиадах, в том числе всероссийской.

Всего в Омске около трех десятков школ со статусами «гимназия», «лицей» и с углубленным изучением определенных предметов, куда охотнее идут учиться. Это примерно 20 % от общего числа школ города. По совокупности различных рейтингов и данных «сарафанного радио», которое отчасти переместилось в соцсети, ТОП-5 омских школ мы видим так.

Многопрофильный образовательный центр развития одаренности № 117

Расположен в городке Нефтяников, на улице Андрианова, 4, через дорогу от Советского  парка.

По результатам прошлого года МОЦРО № 117 в рейтинге RAEX «200 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников» занял 167-ю строчку, а в рейтинге «300 школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России», оказался на 197-м месте. Уточним, что в лучшие вузы России поступает 70 % выпускников этого учебного заведения.

На Всероссийской олимпиаде школьников 2023 года по экономике ученик 9-го класса Владимир Константинов стал призером заключительного этапа. Отметим, что ученики МОЦРО № 117 стабильно каждый год побеждают в олимпиадах на уровне города, области и страны. В этом году два выпускника сдали ЕГЭ на 100 баллов по русскому языку. Стобалльники в этой школе появляются регулярно.

МОЦРО № 117 является базовой школой Высшей школы экономики и ОмГУ имени Ф. М. Достоевского. Это не просто слова. Некоторые учителя здесь являются вузовскими преподавателями.

Не стоит удивляться тому, что попасть сюда можно по результатам тестирования. Школа же должна соответствовать своему названию. Чтобы развивать одаренность, ею надо для начала обладать.

В центре есть три компьютерных класса, 18 интерактивных досок, современная копировальная техника, информационно-библиотечный центр, два спортивных зала, спортивная площадка, современный пищеблок, мультидисциплинарная лаборатория, шахматный клуб, хореографический зал, кабинет робототехники.

Есть чем заняться и помимо учебы. Есть хореографическая и театральная студии, шахматный клуб, команда КВН и многое другое.

Уточним, что на текущий момент вакантных мест для учеников здесь нет.

Из минусов те, кто был связан с МОЦРО № 117, отмечают дороговизну пребывания в этой школе. Суммы называются, сопоставимые с ипотекой или обучением в негосударственных учебных заведениях. Хотя учреждение это бюджетное и опубликован скромный прайс на преподавание спецдисциплин.

Еще один минус. Центр полностью вытеснил бывшую школу № 117, от нее остался только номер, и жителям микроучастков приходится обходить стороной его красивые заборы. Так же как и выпускникам школы № 117, окончившим это учебное заведение 30 и более лет назад. Уточним, что школа была открыта в 1962 году, но преемственность, к сожалению, утрачена.

Лицей № 64

Расположен в центре города, на улице Чкалова, 3, практически на берегу Иртыша. В 1989 году на базе школы № 64 была открыта специализированная школа с углубленным изучением физики и математики при Омском государственном университете и Омском политехническом институте. Это дало возможность посещать лекции в университетах, изучать искусственные языки в культуре и науке, проводить различные исследования.

В 1998 году школа была переименована в лицей № 64, который стал базовой школой Российской академии наук.

Ежегодно учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, творческих конкурсах, научно-практических конференциях городского, областного, зонального, Всероссийского уровней, причем по разным предметам, и одерживают заслуженные победы. Допобразование – это создание сайтов, авиамоделирование, робототехника и многое другое.

Свободных мест, конечно же, здесь нет ни для кого.

Гимназия № 19

История ее «элитарности» нарабатывалась даже не десятилетиями, год основания – 1876. Изначально она располагалась в другом здании, на Тарской, 2, (сейчас на Таубе, 15) и была Омской мужской классической гимназией, которую закрыли в 1920-м. И только в 1954 году в историческом здании появилась школа № 19. 

Школа считалась одной из самых престижных в городе, в ней учились дети крупных партийных работников, руководителей предприятий. Это учебное заведение стало восприниматься многими амбициозными омичами как местный «питомник для элит». А в 1990 году школе вернули статус гимназии, после чего она стала еще более популярной.

Здесь работали в разные времена легенды педагогики, гимназия славилась в первую очередь высококачественным гуманитарным образованием. Приветствовалось литературное творчество, а с 5-го по 9-й класс помимо английского вводится второй иностранный язык – французский или немецкий.

Гимназия является базовой школой РАН. Старшеклассники выбирают узкую специализацию. Углубленное изучение предметов идет по индивидуальным планам. Дополнительные занятия – это робототехника, шахматы, танцы, хор, есть своя театральная студия «Метафора».

В первый класс в этом году в гимназию поступило 120 учеников, все места заняты. Откроем секрет. Шансы попасть в 1-й класс значительно увеличиваются, если с 5-6 лет заниматься в Центре раннего развития ребенка для детей 5-6 лет. В группах с кратковременным пребыванием детей проводятся занятия по развитию речи, гимнастике ума, окружающему миру, ритмике, изобразительному искусству, музыке.

Гимназия № 115

Расположена на улице Циолковского, 1, за ТЦ «Каскад». В прошлом году отметила свое 60-летие. Открывалась как школа-восьмилетка, но вскоре стала полной средней, а с 1967 года – с преподаванием ряда предметов на английском языке, единственной в городе с такой «опцией». Статус гимназии приобрела в 1990 году. Вошла в 100 лучших школ России в 2001 году, неоднократно входила в ТОП-500 школ страны. С 2019 года является базовой гимназией Российской академии наук.

Престижным и модным это учебное заведение было с советских времен. Детей сюда возили со всего города. Аттестат школы №115 был пропуском в вуз для тех, кто собирался изучать иностранные языки. А конкурс на языковые факультеты всегда был высоким. Таким образом, попасть в эту школу детям с микроучастка всегда было проблематично. Но это не было критичным, поскольку рядом есть школа попроще.

Изначально упор делался на английский язык. С 2013 года гимназия стала базовой школой Кембриджского международного центра по подготовке к сдаче экзаменов по английскому языку. А с 2014 года – центром подготовки к сдаче международных экзаменов по немецкому языку. Теперь, следуя современным трендам, ведутся занятия по китайскому языку. С 2015 года на базе гимназии создана базовая кафедра факультета иностранных языков ОмГПУ.

Здесь также заботятся о гармоничном развитии детей, гимназия проводит традиционные спортивные мероприятия «День здоровья», «Папа, мама, брат, сестра и я – здоровая семья», спортивно-оздоровительное мероприятие «Перспектива», массовые катания на коньках. Есть соглашение о популяризации детского хоккея с ассоциацией «Хоккейный клуб «Авангард». 

Лицей № 149

Уникальность лицея в том, что это изначально была экспериментальная школа при СибАДИ, занятия проводились непосредственно в вузе. Идею открыть собственную школу поддержал ректор Леонид Горынин. Времена были непростые, 1992 год, построить свое здание – нереально. Позднее, в 2003 году, школа переехала в общеобразовательную школу № 20, в которой на тот момент был катастрофический недобор учеников, на бульвар Заречный, 3. Произошло слияние двух коллективов, которые и стали лицеем № 149 в 2008 году.

Логично, что точные науки и технические дисциплины тут в приоритете. Сюда приходят дети, нацеленные в дальнейшем приобрести инженерную специальность. Часть уроков по-прежнему проводится в СибАДИ.

В лицее также уделяется внимание всестороннему физическому и творческому развитию учеников. Есть спортивные кружки, шахматный клуб, робототехника. А также своя изостудия, театр и танцевальный ансамбль. На сайте заведения висит уведомление, что прием в первый класс на 2023–2024 учебный год завершен.

Как мы видим, ничего уникального в том, что в хорошую школу попасть трудно, нет. Так было и 20, и 40 лет назад. А если уж попал, то никто и не ропщет, что приходится тратить время на дорогу и прочие неудобства.

Другое дело, что если в одних школах Омска недобор, а в других дефицит ученических мест, стоит озаботиться тем, как этот дисбаланс ликвидировать.

24707Ольга Ложникова