Эксперты высказались по поводу внесенного в Госдуму законопроекта об отмене ЕГЭ. Он породил огромное количество серьезнейших проблем.
Депутат Госдумы Ярослав Нилов внес законопроект об отмене ЕГЭ. Свою инициативу парламентарий объяснил тем, что ЕГЭ не показывает реальный уровень образования школьников, а количество выпускников, сдающих экзамены на 300 баллов, резко сократилось. По мнению Нилова, это связано с тем, что экзамен изжил себя как инструмент оценки знаний.
Инициативы об отмене единого государственного экзамена появляются каждый год на протяжении всего его существования. Несмотря на жесткую критику, власти не отменяют этот формат итоговой аттестации школьников. Значит, не все здесь однозначно. Вместе с экспертами попытаемся разобраться: а так ли плох ЕГЭ, как он влияет на развитие регионов и нужно ли его отменять прямо сейчас?
«Из-за ЕГЭ выпускники школ не возвращаются в свои регионы»
Депутат Госдумы, первый зампредседателя комитета по образованию Олег Смолин является последовательным сторонником отмены обязательной сдачи ЕГЭ. Депутат несколько раз лично вносил законодательные инициативы по отмене единого госэкзамена, но их не приняли. Смолин выступает за то, чтобы сделать ЕГЭ добровольным.
– Законопроектов на тему перевода ЕГЭ в добровольный режим мы вносили раз 7, не меньше. Один из них сейчас как раз находится на рассмотрении в Госдуме. И я совершенно уверен, что нет никакой необходимости мучать всех детей единым госэкзаменом. Суть нашего законопроекта такая: если тебе позарез хочется в московский или питерский вуз, сдавай ЕГЭ. Если собираешься в региональный вуз или в колледж, ты вправе сдать обычный экзамен. Я думаю, что это было бы намного лучше, чем современная практика, – говорит Смолин.
Федеральные власти, по словам депутата, оправдывают существование ЕГЭ тем, что он является социальным лифтом – увеличивает число детей из регионов в столичных вузах.
– Но есть и обратная сторона медали – эти ребята в регионы уже обратно не возвращаются. И, как говорил бывший ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, наверное, половина успешных студентов столичных вузов на стадии бакалавриата уезжает за рубеж. По крайней мере, так было до недавних известных событий. Поэтому ЕГЭ превращает столичные вузы в перевалочную базу и помогает оттоку человеческого капитала из нашей страны. Я говорю об этом много лет, – отметил Олег Смолин.
«Главный недостаток ЕГЭ – зазубривание и натаскивание»
Доктор социологических наук, профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой указывает на другую проблему, возникшую из-за ЕГЭ, – падение уровня подготовки будущих студентов: школьники просто зазубривают программу, нет понимания сути предметов.
– Школьников начали натаскивать на тесты. Сформировалось тестовое мышление, не адаптированное к какому-то аналитическому мышлению. Перестали писать сочинения, учить детей мыслить. Сориентировались только на сдачу экзаменов. С каждым годом идет деградация поступающих в вуз, – посетовал профессор Рой.
О проблеме натаскивания на экзамены говорит и депутат Госдумы, член комитета по просвещению, известный интеллектуал Анатолий Вассерман. Депутат, комментируя инициативу об отмене ЕГЭ, подчеркивает, что натаскивание на конкретные предметы – это проблема системы образования в целом.
– Что касается критики ЕГЭ как экзамена, вызывающего натаскивание, то эта критика относится на самом деле не к экзамену, а ко всему образованию. Все образование, причем не только у нас, но и в большей части мира, давным-давно повернулось от обучения пониманию к зазубриванию разрозненных фактов, – цитирует Вассермана издание «Лента.ру».
По словам депутата¸ у России еще есть возможность вернуться к системе образования, нацеленной на понимание. И необязательно полностью отменять ЕГЭ, чтобы изменить подходы к обучению и его методике.
– Я очень надеюсь на то, что скоро будут сняты те претензии, что адресуются сейчас к ЕГЭ, но связаны на самом деле не с форматом экзамена, а с методикой образования в целом, – добавил Анатолий Вассерман.
«Бороться нужно не с ЕГЭ»
Доктор политических наук, профессор, бывший преподаватель ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, а ныне заведующая кафедрой социальных технологий Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Инна Ветренко уверена, что ЕГЭ отменять не требуется.
– Очень большой плюс связан с тем, что ЕГЭ решило раз и навсегда вопросы с коррупционными проявлениями. А они были в том числе и в омских вузах. У нас были преподаватели-сидельцы, даже ректорский корпус обвинялся во взятках. Еще один плюс связан с тем, что у ребят есть возможность выбора – остаться в своем регионе или уехать учиться в другой. И это плюс, когда человек может сам определить свою судьбу, – уверена Ветренко.
Она согласна с тем, что при этом возникает проблема миграции талантливой молодежи, которая уезжает учиться в Москву или Питер и уже не возвращается в Омск и другие регионы. Но эксперт не понимает, причем здесь ЕГЭ?
– Это вопрос не ЕГЭ, а того, насколько привлекателен регион, насколько ребята потом смогут свой образовательный капитал конвертировать в финансовый. То есть свое образование приложить к получению хорошей, высокооплачиваемой работы. Они смотрят, сколько с тем или иным образованием они будут у себя в регионе получать, – говорит эксперт. – Нужно не с ЕГЭ бороться, а создавать благоприятные условия, финансовую привлекательность и хорошую образовательную среду в регионах, чтобы ребята оставались в них.
Выпускники вузов хотят получать высокую зарплату
Омск по структуре вузов может конкурировать в том числе и с Москвой, так как здесь есть, по сути, эксклюзивные учебные заведения. В частности, одна из двух на страну автодорожных академий, одна из шести академий МВД, один из восьми медицинских вузов, один из восьми аграрных вузов. Но качество образования в этих учебных заведениях зачастую оставляет желать лучшего.
– Структура вузов хорошая, но качество образования в них – это другой вопрос, – акцентирует внимание Инна Ветренко. – Ребята смотрят, как диплом вуза будет котироваться на рынке труда. Омские вузы в рейтинги топ-50, топ-100 не входят. А для нефтегазовых корпораций, госкорпораций очень важно, на каком месте в рейтинге находятся вузы. И омские вузы здесь просели. Поэтому я бы не стала отменять ЕГЭ, а изменила бы другое – привлекательность вузов в регионах, чтобы ребята там оставались, ну и необходимо непосредственно развитие регионов, чтобы студенты понимали, что у них есть там будущее.
Школьники с высокими баллами на ЕГЭ нередко уезжают из Омска
В отличие от своих омских коллег, представитель питерского вуза не видит падения уровня подготовки абитуриентов, которые поступают в СЗИУ РанХИГС, где она сейчас преподает. По словам эксперта, зачастую абитуриенты из регионов подготовлены даже лучше, чем местные.
– Мы из регионов забираем очень хороший потенциал. Но если бы регионы этим ребятам предложили хорошие условия трудоустройства с хорошей зарплатой, то, я думаю, они бы вернулись туда после окончания нашего вуза, – резюмировала эксперт.
Вопрос лишь в том, а заинтересованы ли сами регионы в возвращении таких выпускников и планируется ли создавать для них какие-либо условия? Ни в Омской области, ни в других регионах нет никаких специальных программ по возвращению «поуехавших» в столичные вузы.
Из-за ЕГЭ омские школьники не идут в 10-е классы
На фоне рассуждений о плюсах и минусах ЕГЭ в тень ушла другая тенденция, связанная с единым госэкзаменом. Сегодня резко сокращается число средних школ в сельской местности. То есть формально школы остаются средними, но 10-е и 11-е классы в них не набираются.
Школьники сдают ОГЭ в 9-м классе и поступают в колледжи и техникумы, так как боятся ЕГЭ. А «пугают» их, как ни странно, учителя. Им проще не готовить детей к сдаче единого госэкзамена, поскольку плохие результаты школьников на ЕГЭ приводят к последствиям для учебного заведения, ее руководства, сказываются на рейтингах глав районов.
Учиться в 10-11 классах школьники не хотят
Аналогичная проблема начала проявляться и в Омске. Уйдя после девятого класса в колледжи и техникумы, молодежь получает среднее образование и начинает работать. В вузы многие стали поступать в 20–21 год. Можно сказать, что они делают осознанный выбор, но по факту, конечно, это банальное уклонение от сдачи ЕГЭ в школе.
Вряд ли российские власти пойдут на отмену единого госэкзамена или сделают его сдачу добровольной. Но проблем, связанных с этой формой итоговой аттестации, накопилось так много, что просто отмахнуться от них не получится. В обществе созрел запрос на изменение ситуации. Сможет ли министерство просвещения его удовлетворить – вопрос крайне любопытный.
Сергей Энквист