Поиск

«Урезонить» любителей быстрой езды на электросамокатах омские власти не в силах. Но и сами горожане не проявляют ответственности.

Прошел уже год, как в Омске появился сервис проката электросамокатов Whoosh. Прошлым летом улицы города заполонили сотни желто-черных электросамокатов, которые омичи, покатавшись, бросали где попало. В этом году мэрия упорядочила места стоянки индивидуальных средств мобильности, определив для парковки электросамокатов 556 точек в разных районах города.

Но тут же вылезла новая проблема – омичи стали попадать в ДТП на электросамокатах. Юная омичка упала с электросамоката и чуть не лишилась пальца, а 12-летний (!) мальчик, катаясь на самокате, сбил пешехода.  Как сообщили РИА «Омск-информ» в региональной Госавтоинспекции, всего с начала года в городе произошло 6 ДТП с участием электросамокатов, в которых 6 человек получили травмы.

На омских тротуарах пешеходам и самокатчикам разойтись не так просто 

Теплыми летними вечерами гуляющим по городу омичам приходится в буквальном смысле уворачиваться от летящих на них электросамокатов. Неудивительно, что 40 % омичей выступают за запрет проката электросамокатов, а 60 % жителей города требуют сокращения скорости этих средств индивидуальных мобильности до 15 км/ч.

«Никакой культуры вождения»

Самое большое сосредоточение электросамокатчиков наблюдается в центре города. Особенно активно омичи передвигаются на них по тротуарам проспекта Маркса, улиц Думской, 10 лет Октября, Маршала Жукова, Гагарина, Красному Пути. Некоторые любители острых ощущений ездят по краю проезжей части, рискуя каждую минуту быть сбитыми автомобилями. Пешеходы прямо говорят, что электросамокатчики их бесят.

– Раньше можно было спокойно погулять с ребенком, а теперь приходится все время смотреть, чтобы его не сбил электросамокат, – говорит молодая омичка Мария, гулявшая с сыном у фонтана на площади Бударина. – Где-то слышала, что в омском парке электросамокатчик сбил малыша. Это страшно. Почему не могут найти на них управу?

Жительница города Екатерина предлагает определить места, куда бы не могли заехать электросамокатчики.

Омичи могут кататься на электросамокатах в многолюдных местах 

– В других городах им запретили кататься по паркам, скверам, прогулочным зонам. У нас такого нет. Или все ждут, когда электросамокатчик собьет кого-нибудь насмерть? – недоумевает омичка.

Приехавшие в центр с Левого берега Айгуль и Ирина в шоке от обилия самокатчиков. Девушки не понимают, как жители центра гуляют по улицам.

– Живем на Левом берегу, у нас такого количества самокатчиков, как здесь, нет. Как вообще жители центра гуляют по улицам? Это же ужас, бескультурье полное у самокатчиков! – заявили девушки.

«Бескультурные» самокатчики, представившиеся Олегом и Андреем, просят не «свешивать всех собак» на любителей катаний по тротуарам.

– Просто надо знать правила, не разгоняться на тротуарах. Сейчас же запретили кататься на самокатах по дорогам. И где нам теперь ездить? Мы катаемся и никому не мешаем, скорость соблюдаем, – сказали молодые люди, взявшие напрокат самокаты Whoosh.

Удивительно, но на электросамокатчиков жалуются даже велосипедисты. Их по тротуарам города ездит так же немало.

Электросамокатчики потихоньку вытесняют велосипедистов из Омска 

– Я велосипедистка, и если раньше была опасность сбить пешехода, то теперь намного страшнее столкнуться с электросамокатом, – говорит жительница Нефтяников Юлия, ежедневно приезжающая на велосипеде в центр города на работу. – И не знаешь, кто прав, а кто виноват будет в этом ДТП. Завезли самокаты эти, а как на них ездить, не научили. Я за то, чтобы все передвигались на велосипедах – это и безопаснее, и для здоровья полезнее. На электросамокатах ездят лентяи, которым лень крутить педали!

«Главный на тротуаре – пешеход, а не электросамокатчик»

Как по тротуарам должны передвигаться электросамокатчики, рассказали в областном управлении ГИБДД.

– ПДД четко регламентируют, что электросамокаты могут передвигаться по тротуару, велопешеходной дорожке, а при их отсутствии – по краю проезжей части или обочине дорог. При пересечении перекрестка электросамокатчик должен спешиться. Если электросамокатчик двигается по тротуару, то у пешехода всегда будет преимущество. Если есть затруднение в передвижении, то водитель электросамоката должен снизить скорость вплоть до 0 км/ч. В случае столкновения электросамокатчика и пешехода на тротуаре всегда будет виноват электросамокатчик. Это все четко прописано в главе 24 ПДД, – пояснила начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения регионального ГИБДД  Наталья Бобылева.

Согласно Правилам дорожного движения, наезд электросамокатчика на пешехода – это дорожно-транспортное происшествие. Его участники обязаны вызвать экипаж ГИБДД. В самой Госавтоинспекции рекомендовали сервису Whoosh ограничить скорость электросамокатов в Омске 25 км/ч. В кикшеринговой компании отчитались о выполнении просьбы, но, как выяснилось, технически проверить это невозможно.

В Омске нет устройств и приборов, которые бы могли точно определить скорость движущегося электросамоката. Определить скорость машины можно, а электросамоката – нет! Часто невооруженным глазом видно, что любители электротранспорта двигаются по тротуарам со скоростью явно большей, чем 25 км/ч.

Отдельная тема – это электросамокаты, находящиеся в личном пользовании омичей, и их тоже немало. Ограничить их скорость и географию передвижения по городу фактически невозможно.

«Электросамокатчикам и пешеходам нужно с уважением относиться друг к другу»

Организацией дорожного движения в городе занимается департамент транспорта. Его руководитель Вадим Кормилец отметил, что его ведомство готовы рассмотреть предложения об организации выделенных полос для электросамокатов. Но пока таковых в дептранс не поступало.

– Организация дорожного движения предусматривает разделение потоков пешеходов, велосипедистов и электросамокатчиков на тротуаре. Если будет такая возможность, то можно сделать отдельно полосы для одних, полосы для других. Если такие предложения поступят, мы обязательно будем их рассматривать и утверждать, – сказал Кормилец.

Руководитель дептранса признает, что помимо организации инфраструктуры для электросамокатов нужно повышать и правовую грамотность омичей, обучать их культуре вождения на электросамокатах.

Мест, где можно спокойно проехать на электросамокате, в центре Омска не так много 

– Нужно заниматься двумя направлениями: первое – это упорядочение движения электросамокатов и пешеходов, второе – это воспитание и обучение, повышение культуры водителей электросамокатов. И электросамокатчикам, и пешеходам нужно с уважением относиться друг к другу. Есть хорошая фраза – твои права заканчиваются там, где начинаются права других. Это надо, безусловно, учитывать, – отметил Кормилец.

 «Главное – это культура вождения и инфраструктура для электросамокатов»

Урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев солидарен с главой дептранса в том, что в Омске нужно создавать инфраструктуру для электросамокатов и повышать культуру вождения ими. Если заниматься только чем-то одним, то толку не будет никакого.

– Вопрос с электросамокатами сложный, у него нет однозначного решения. Тут нужна соответствующая инфраструктура. Но наличие инфраструктуры не гарантирует возникновение таких эксцессов, как наезд на пешеходов. Если будет инфраструктура, но не будет культуры, будут столкновения, если будет культура, но не будет инфраструктуры, тоже будут столкновения. Даже если ты знаешь правила, но ездить негде, то все равно могут быть эксцессы, – уверен урбанист.

По словам Сергея Костарева, полностью запрещать электросамокаты в Омске бессмысленно, поэтому необходимо искать варианты решения проблемы – создавать отдельные полосы, возможно, запрещать передвижение на электротранспорте, но только в определенных местах. К примеру, на тротуарах с высоким пешеходным трафиком.

Не сидеть сложа руки, а действовать

Омские власти, как и общество в целом, оказались не готовы к наплыву новых технических средств, которые стали доступны абсолютному большинству горожан – от детей до пенсионеров. Ждать, что через год-другой появятся выделенные полосы для электросамокатов, бессмысленно. На это нет ни политической воли, ни денег. 

Тем не менее мэрия могла бы хотя бы юридически запретить движение на электротранспорте по тротуарам с высоким пешеходным трафиком, а также организовать рейды с целью проверок правильности парковки самокатов. И при выявлении нарушений наказывать не арендаторов транспорта, а кикшеринговые компании, которых, судя по всему, мало волнует то, как омичи передвигаются на их транспорте. 

Что касается культуры вождения электросамокатов, то обучать этому нужно со школы. В рамках уроков ОБЖ не так сложно организовать просвещение юных омичей, которые чаще всего и пользуются электротранспортом. Ну а ГИБДД нужно тщательнее следить за тем, как водители электротранспорта соблюдают ПДД. Таковых нарушителей тоже немало. Может быть, через год-другой ноу-хау войдет в правовые рамки, омичи привыкнут к электросамокатам, а пешеходы будут без боязни ходить по тротуарам.

Сергей Энквист 

2397

«Урезонить» любителей быстрой езды на электросамокатах омские власти не в силах. Но и сами горожане не проявляют ответственности.

Прошел уже год, как в Омске появился сервис проката электросамокатов Whoosh. Прошлым летом улицы города заполонили сотни желто-черных электросамокатов, которые омичи, покатавшись, бросали где попало. В этом году мэрия упорядочила места стоянки индивидуальных средств мобильности, определив для парковки электросамокатов 556 точек в разных районах города.

Но тут же вылезла новая проблема – омичи стали попадать в ДТП на электросамокатах. Юная омичка упала с электросамоката и чуть не лишилась пальца, а 12-летний (!) мальчик, катаясь на самокате, сбил пешехода.  Как сообщили РИА «Омск-информ» в региональной Госавтоинспекции, всего с начала года в городе произошло 6 ДТП с участием электросамокатов, в которых 6 человек получили травмы.

На омских тротуарах пешеходам и самокатчикам разойтись не так просто 

Теплыми летними вечерами гуляющим по городу омичам приходится в буквальном смысле уворачиваться от летящих на них электросамокатов. Неудивительно, что 40 % омичей выступают за запрет проката электросамокатов, а 60 % жителей города требуют сокращения скорости этих средств индивидуальных мобильности до 15 км/ч.

«Никакой культуры вождения»

Самое большое сосредоточение электросамокатчиков наблюдается в центре города. Особенно активно омичи передвигаются на них по тротуарам проспекта Маркса, улиц Думской, 10 лет Октября, Маршала Жукова, Гагарина, Красному Пути. Некоторые любители острых ощущений ездят по краю проезжей части, рискуя каждую минуту быть сбитыми автомобилями. Пешеходы прямо говорят, что электросамокатчики их бесят.

– Раньше можно было спокойно погулять с ребенком, а теперь приходится все время смотреть, чтобы его не сбил электросамокат, – говорит молодая омичка Мария, гулявшая с сыном у фонтана на площади Бударина. – Где-то слышала, что в омском парке электросамокатчик сбил малыша. Это страшно. Почему не могут найти на них управу?

Жительница города Екатерина предлагает определить места, куда бы не могли заехать электросамокатчики.

Омичи могут кататься на электросамокатах в многолюдных местах 

– В других городах им запретили кататься по паркам, скверам, прогулочным зонам. У нас такого нет. Или все ждут, когда электросамокатчик собьет кого-нибудь насмерть? – недоумевает омичка.

Приехавшие в центр с Левого берега Айгуль и Ирина в шоке от обилия самокатчиков. Девушки не понимают, как жители центра гуляют по улицам.

– Живем на Левом берегу, у нас такого количества самокатчиков, как здесь, нет. Как вообще жители центра гуляют по улицам? Это же ужас, бескультурье полное у самокатчиков! – заявили девушки.

«Бескультурные» самокатчики, представившиеся Олегом и Андреем, просят не «свешивать всех собак» на любителей катаний по тротуарам.

– Просто надо знать правила, не разгоняться на тротуарах. Сейчас же запретили кататься на самокатах по дорогам. И где нам теперь ездить? Мы катаемся и никому не мешаем, скорость соблюдаем, – сказали молодые люди, взявшие напрокат самокаты Whoosh.

Удивительно, но на электросамокатчиков жалуются даже велосипедисты. Их по тротуарам города ездит так же немало.

Электросамокатчики потихоньку вытесняют велосипедистов из Омска 

– Я велосипедистка, и если раньше была опасность сбить пешехода, то теперь намного страшнее столкнуться с электросамокатом, – говорит жительница Нефтяников Юлия, ежедневно приезжающая на велосипеде в центр города на работу. – И не знаешь, кто прав, а кто виноват будет в этом ДТП. Завезли самокаты эти, а как на них ездить, не научили. Я за то, чтобы все передвигались на велосипедах – это и безопаснее, и для здоровья полезнее. На электросамокатах ездят лентяи, которым лень крутить педали!

«Главный на тротуаре – пешеход, а не электросамокатчик»

Как по тротуарам должны передвигаться электросамокатчики, рассказали в областном управлении ГИБДД.

– ПДД четко регламентируют, что электросамокаты могут передвигаться по тротуару, велопешеходной дорожке, а при их отсутствии – по краю проезжей части или обочине дорог. При пересечении перекрестка электросамокатчик должен спешиться. Если электросамокатчик двигается по тротуару, то у пешехода всегда будет преимущество. Если есть затруднение в передвижении, то водитель электросамоката должен снизить скорость вплоть до 0 км/ч. В случае столкновения электросамокатчика и пешехода на тротуаре всегда будет виноват электросамокатчик. Это все четко прописано в главе 24 ПДД, – пояснила начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения регионального ГИБДД  Наталья Бобылева.

Согласно Правилам дорожного движения, наезд электросамокатчика на пешехода – это дорожно-транспортное происшествие. Его участники обязаны вызвать экипаж ГИБДД. В самой Госавтоинспекции рекомендовали сервису Whoosh ограничить скорость электросамокатов в Омске 25 км/ч. В кикшеринговой компании отчитались о выполнении просьбы, но, как выяснилось, технически проверить это невозможно.

В Омске нет устройств и приборов, которые бы могли точно определить скорость движущегося электросамоката. Определить скорость машины можно, а электросамоката – нет! Часто невооруженным глазом видно, что любители электротранспорта двигаются по тротуарам со скоростью явно большей, чем 25 км/ч.

Отдельная тема – это электросамокаты, находящиеся в личном пользовании омичей, и их тоже немало. Ограничить их скорость и географию передвижения по городу фактически невозможно.

«Электросамокатчикам и пешеходам нужно с уважением относиться друг к другу»

Организацией дорожного движения в городе занимается департамент транспорта. Его руководитель Вадим Кормилец отметил, что его ведомство готовы рассмотреть предложения об организации выделенных полос для электросамокатов. Но пока таковых в дептранс не поступало.

– Организация дорожного движения предусматривает разделение потоков пешеходов, велосипедистов и электросамокатчиков на тротуаре. Если будет такая возможность, то можно сделать отдельно полосы для одних, полосы для других. Если такие предложения поступят, мы обязательно будем их рассматривать и утверждать, – сказал Кормилец.

Руководитель дептранса признает, что помимо организации инфраструктуры для электросамокатов нужно повышать и правовую грамотность омичей, обучать их культуре вождения на электросамокатах.

Мест, где можно спокойно проехать на электросамокате, в центре Омска не так много 

– Нужно заниматься двумя направлениями: первое – это упорядочение движения электросамокатов и пешеходов, второе – это воспитание и обучение, повышение культуры водителей электросамокатов. И электросамокатчикам, и пешеходам нужно с уважением относиться друг к другу. Есть хорошая фраза – твои права заканчиваются там, где начинаются права других. Это надо, безусловно, учитывать, – отметил Кормилец.

 «Главное – это культура вождения и инфраструктура для электросамокатов»

Урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев солидарен с главой дептранса в том, что в Омске нужно создавать инфраструктуру для электросамокатов и повышать культуру вождения ими. Если заниматься только чем-то одним, то толку не будет никакого.

– Вопрос с электросамокатами сложный, у него нет однозначного решения. Тут нужна соответствующая инфраструктура. Но наличие инфраструктуры не гарантирует возникновение таких эксцессов, как наезд на пешеходов. Если будет инфраструктура, но не будет культуры, будут столкновения, если будет культура, но не будет инфраструктуры, тоже будут столкновения. Даже если ты знаешь правила, но ездить негде, то все равно могут быть эксцессы, – уверен урбанист.

По словам Сергея Костарева, полностью запрещать электросамокаты в Омске бессмысленно, поэтому необходимо искать варианты решения проблемы – создавать отдельные полосы, возможно, запрещать передвижение на электротранспорте, но только в определенных местах. К примеру, на тротуарах с высоким пешеходным трафиком.

Не сидеть сложа руки, а действовать

Омские власти, как и общество в целом, оказались не готовы к наплыву новых технических средств, которые стали доступны абсолютному большинству горожан – от детей до пенсионеров. Ждать, что через год-другой появятся выделенные полосы для электросамокатов, бессмысленно. На это нет ни политической воли, ни денег. 

Тем не менее мэрия могла бы хотя бы юридически запретить движение на электротранспорте по тротуарам с высоким пешеходным трафиком, а также организовать рейды с целью проверок правильности парковки самокатов. И при выявлении нарушений наказывать не арендаторов транспорта, а кикшеринговые компании, которых, судя по всему, мало волнует то, как омичи передвигаются на их транспорте. 

Что касается культуры вождения электросамокатов, то обучать этому нужно со школы. В рамках уроков ОБЖ не так сложно организовать просвещение юных омичей, которые чаще всего и пользуются электротранспортом. Ну а ГИБДД нужно тщательнее следить за тем, как водители электротранспорта соблюдают ПДД. Таковых нарушителей тоже немало. Может быть, через год-другой ноу-хау войдет в правовые рамки, омичи привыкнут к электросамокатам, а пешеходы будут без боязни ходить по тротуарам.

Сергей Энквист 

2397