Власти много лет говорят о переводе омских ТЭЦ на газ, а они как травили город выбросами, так и травят. Разбираемся, почему так.
В середине января стало известно о том, что АО «ТГК-11» потратит 531 млн рублей на модернизацию омских ТЭЦ № 3, 4 и самой крупной – № 5. Четвертая и пятая станции работают на казахстанском высокозольном угле из Экибастуза, ежегодно расходуя по 3,6 млн тонн этого неэкологичного топлива.
На крупнейшие омские ТЭЦ приходится львиная доля выбросов в атмосферу среди предприятий города – примерно 100 из 180 тыс. тонн. Теплоэлектроцентрали извергают пепел как зимой, так и летом – жители Чкаловского, Линий, Амура давно привыкли к тому, что их машины с утра покрыты белым налетом. Зимой же серым налетом покрывается снег.
Снег в Чкаловском поселке покрыт серым налетом. И так каждую зиму
– В этом году очень много жалоб на выбросы от ТЭЦ-5. Весь снег черный. В «Спортландии» скоро по серым дорожкам кататься на сноубордах будут, – говорит депутат Заксобрания, ведущий программы «Управдом» Владимир Казанин.
На фоне озвученной информации о больших инвестициях в оборудование ТЭЦ возникает вопрос: сократятся ли выбросы после проведения этого ремонта объектов электроэнергетики? И почему омские ТЭЦ никак не могут перевести на газ – более дешевый, экономичный, а главное, экологичный вид топлива?
Эти вопросы мы задали компании ТГК-11, а также экспертам в сфере ЖКХ, которые по-разному оценивают перспективы перевода ТЭЦ на газ и их модернизацию.
На что потратят полмиллиарда?
Как выяснлось, инвестиции компании ТГК-11 в размере 531 млн рублей будут направлены исключительно на ремонт оборудования омских ТЭЦ.
– Объем финансирования в размере 531 млн рублей будет направлен только на ремонтные работы с целью обеспечения работы оборудования структурных подразделений АО «ТГК-11» в надлежащем, безаварийном состоянии. Модернизация газоочистного оборудования выполняется в рамках Комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в Омске. В 2023–2024 годах запланирована модернизация четырех электрофильтров на ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5. Все работы выполняются за счет собственных средств АО «ТГК-11», – сообщил РИА «Омск-информ» директор ресурсоснабжающей организации Владислав Полочанский.
То есть в планах компании пока нет перевода теплоэлектроцентралей на газ. А возможен ли такой переход в принципе?
«Альтернативы ТЭЦ на казахстанском угле в Омске нет»
Профессор СибАДИ, председатель комиссии по вопросам экологии, охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев уверен, что омские ТЭЦ невозможно перевести на газ. Да и очистить выбросы из труб после сжигания угля тоже затруднительно.
– Уголь из казахстанского Экибастуза, который используется на ТЭЦ, он очень зольный. Я был на разрезе «Богатырь», где этот уголь добывают. При его сжигании 60–70 % уходит в золу. И если жечь такой уголь, то никакой фильтр не поможет, – говорит Анатолий Соловьев. – На газ если переводить, то ТЭЦ надо полностью останавливать, менять все оборудование. Это не миллионы, миллиарды рублей. Нереально. И для перевода на кузбасский уголь там тоже нужно менять все оборудование. Поэтому пока альтернатив экибастузскому углю на ТЭЦ нет. Часто, когда ты хочешь добиться экологических результатов, экономика становится просто неподъемной.
Профессор уверен, что частный сектор в Омске наносит вреда больше экологии, чем ТЭЦ. Его жители топят свои печи дровами, а порой и различными отходами, вплоть до резины. Дым от всего этого намного опаснее угольного дыма от ТЭЦ, пропущенного через фильтры. считает Соловьев. Эксперт отметил, что больше половины выбросов в Омске приходится именно на частный сектор, поэтому «вешать всех собак» на ТЭЦ нельзя.
«Губернатор, который переведет омские ТЭЦ на газ, встанет в один ряд с Манякиным»
Эксперт в сфере ЖКХ, председатель Общества защиты прав потребителей в сфере ЖКХ Александр Лихачев объяснил, почему в свое время омские ТЭЦ не стали переводить на альтернативное казахстанскому углю топливо.
– При СССР казахам надо было продавать свой уголь, тогда же никто не знал, что СССР развалится, вот и предусмотрели ТЭЦ на экибастузском угле. А экс-губернатор Леонид Полежаев «топил» за отношения с Нурсултаном Назарбаевым, поэтому и сохранил поставки угля из Экибастуза. В итоге сейчас Омская область вместе с Алтаем наиболее неэффективно расходуют топливо. Мы берем низкокачественный экибастузский уголь, у которого теплоотдача меньше, чем у кузбасского, – отмечает Лихачев.
По его мнению, перевести ТЭЦ с угля на газ вполне реально, но требуется политическая воля.
– Уверен, что тот губернатор, который переведет ТЭЦ на природный газ или хотя бы кемеровский уголь, он останется вторым после Сергея Манякина губернатором в истории Омской области.
«Перевод ТЭЦ на газ снизит тарифы на тепло»
Член общественного совета при Региональной энергетической комиссии Омской области Сергей Мизя много лет изучает проблему перевода омских ТЭЦ на газ. Мнение эксперта однозначно: переводить ТЭЦ на газ не просто можно, а нужно. Эта история тянется со времен, когда областью руководил вышеупомянутый Сергей Манякин.
– В России есть примеры, когда ТЭЦ переводились на газ за счет средств компании-оператора. Например, ТЭЦ-2 в Челябинске за 800 млн рублей перевели на газ. Эта ТЭЦ аналогична омской ТЭЦ-5. В советское время в Ростовке была построена ГРС для подключения к магистральному газопроводу ТЭЦ-5, – рассказывает Мизя.
Дальнейшую эксплуатацию угольных станций в Омске невозможно объяснить соображениями экономической целесообразности или энергетической безопасности, полагает Мизя.
– Угольные ТЭЦ выбрасывают не только золу, но и огромное количество оксидов, к тому же при определенных режимах работы электрофильтры они вынуждены отключать. И тогда все выбросы идут напрямую в атмосферу. Мелкие частицы продуктов сгорания являются причиной многих респираторных и онкологических заболеваний. Для ежегодного импорта и перевозки 3,6 млн тонн угля, его хранения, замены электрофильтров требуются огромные средства, и отследить их рачительное и законное использование очень сложно, – говорит эксперт.
Сергей Мизя уверен, что именно в этом кроется причина нежелания переводить ТЭЦ на газ.
– Как только вы подведете к ТЭЦ газовую трубу, все эти гигантские затраты остаются в прошлом, и нечего будет писать в строке «Затраты» для формирования необходимой валовой выручки при обосновании искусственно завышенных тарифов в РЭК. Перевод ТЭЦ на газ позволит избавиться от большей части пыльных выбросов в атмосферу города и минимум на 20 % снизит тарифы на тепло, – приводит расчет Сергей Мизя.
Эксперт также опроверг утверждение, что тепло, выработанное за счет природного газа, будет обходиться для омичей дороже, чем «угольная» генерация.
Зола от ТЭЦ оседает на всем: на машинах, предметах, попадает в легкие
– Уже сейчас из общего объема тепловой энергии, которая потребляется в Омске, на долю ТГК-11 приходится около 52 % ее производства. Остальное вырабатывают котельные крупных промышленных предприятий, сжигая природный газ. Сама ТГК-11 тоже 26 % тепловой энергии производит за счет сжигания природного газа на ТЭЦ-3, Кировской районной котельной и в одном котле ТЭЦ-4. То есть в Омске лишь 26 % тепловой энергии производится на угле, но из-за этого пылью и выбросами дышит весь город, – недоумевает эксперт.
«ТЭЦ реально перевести на газ. Просто группировки не могут договориться»
Депутат Заксобрания, ведущий программы «Управдом»Владимир Казанинне понимает заявлений относительно нехватки денег для перевода омских ТЭЦ на газ.
– Когда они задирают тарифы, нам говорят: дайте денег! Я считаю, здесь государство должно вмешаться и провести аудит. Они просят денег на перевод на газ, и в то же время миллиарды идут в офшоры. Как здесь себя проявило государство? Никак! Месячной выручки ТГК-11 хватит на модернизацию одной ТЭЦ. За лето все можно сделать, – рассуждает Казанин. – Одно непонятно: «Газпрому» же выгодно ТЭЦ на газ перевести. Это же огромные деньги – не копейки со двора, когда догазификация. Здесь совсем другие деньги. Просто, видимо, разные группировки договориться не могут.
«В Омске нужно построить множество газовых котельных и закрыть ТЭЦ»
Профессор ОмГУПС, эколог и урбанист Сергей Костарев – перевести город на отопление от небольших газовых котельных. А громоздкие и неэффективные ТЭЦ закрыть.
– Вряд ли эти 500 млн, которые будут вложены в омские ТЭЦ, повлекут снижение выбросов. Единственный выход, который я вижу, – это полностью заменить систему теплоснабжения в городе Омске. Это программа не на год, не на два, а на десятилетия. Но мы все равно рано или поздно к этому придем. Нужно поделить город на сектора и строить небольшие газовые котельные, может быть, даже на крышах домов – как в Амуре-2. Конечно, это требует хорошей экономической проработки. Это может быть дороже, чем сейчас, но вопрос, скорее, в том, готовы ли омичи платить за собственное здоровье или не готовы, – размышляет профессор.
По словам Сергея Костарева, та система теплоснабжения, которая сложилась в Омске, сильно вредит городу и его экологии. И газ мог бы помочь в решении проблемы.
– Большое количество природного газа сейчас будет оставаться в России. И «Газпрому» нужно искать потребителей, которые бы использовали этот газ. Омск мог бы хорошо в это вписаться. Почему бы не перевести экологически неблагополучный город на отопление природным газом? Пусть это будет стоить дорого, но это будет федеральная программа, и финансирует пусть это федерация, – предложил эксперт.
В Омске уже есть опыт перевода многоквартирного жилья на отопление природным газом. Несколько десятиэтажек в «Амуре-2» отапливаются мини-котельными, установленными на крышах. Но здесь есть одна проблема – 10-летний срок эксплуатации котлов уже вышел, и теперь собственникам квартир придется покупать новые котлы. А стоят они недешево – от 100 тыс. рублей.
Газ рядом, а мы все-равно посыпаем голову пеплом
Большинство опрошенных нами экспертов считают перевод угольных ТЭЦ в Омске на природный газ возможным и необходимым. Однако ни власть, ни сами «ресурсники» заниматься этим не торопятся. В итоге ТЭЦ продолжают извергать гигантские столбы дыма и сотни тысяч тонн золы на головы омичей.
Китай массово отказывается от угольной генерации и переходдит на российский газ. А в Омске, расположенном совсем неподалеку от самых больших в мире запасов природного газа, как топили с прошлого века ТЭЦ углем, так и продолжают это делать. То есть газ гоним на экспорт, а сами продолжаем дышать золой. И где здесь логика?
На этом фоне как-то забываются взятые омскими властями обязательства по сокращению объема выбросов в рамках нацпроекта «Экология». В городе запущена программа догазификации частного сектора. Но могут ли сравниться выбросы даже нескольких тысяч печек с выбросами от одной ТЭЦ-5? Перевод одной только этой теплоцентрали способствовал бы кратному снижению объемов промышленных выбросов.
Нежелание переходить на экологичное топливо омичам объясняют гигантскими затратами на модернизацию ТЭЦ и, соответственно, ростом тарифа на отопление и горячую воду в будущем. Это официальные причины. А неофициально, возможно, «ресурсникам» действительно проще «прятать» свои расходы в тариф при работе ТЭЦ на угле и получать прибыль. Зачем вкладываться в модернизацию оборудования, переводить котлы на газ, если можно годами «снимать сливки» со старой инфраструктуры?
Сергей Энквист