Поиск

За пиаром Минтранса на отремонтированных дорогах скрывается плачевная реальность: десятки тысяч жителей региона оторваны от внешнего мира.

Дороги в области: тратим миллиарды, а где результат?

На недавней встрече губернатора Александра Буркова с руководителем Росавтодора Романом Новиковым было объявлено о «грандиозных» планах по ремонту и строительству дорог в Омской области. До конца 2027 года в регионе отремонтируют более 850 км дорог и построят 53,4 км новых магистралей. На эти цели предусмотрено более 64 млрд рублей, в том числе 10 миллиардов из федерального бюджета.

Одна из дорог на севере Омской области 

Областной Минтранс тут же отрапортовал, что с 2017 года, когда регион начал участвовать в нацпроекте «Безопасные качественные дороги», было отремонтировано 700 километров региональных и межмуниципальных дорог. В частности, в 2022 году привели в порядок 25 участков дорог общего пользования общей протяженностью свыше 100 км. Планы на следующий год – еще 100 км. Казалось бы, нужно радоваться, но ситуация с дорогами в Омской области такая, что впору пустить слезу: смотреть на это по-другому не получается.

Как сообщили РИА «Омск-информ» в пресс-службе Минтранса, из 25 тысяч километров дорог региона лишь 15 тысяч километров имеют твердое покрытие. Но даже на асфальтированных трассах найти этот асфальт сложно. Капитального ремонта требуют 5700 (!) километров дорог с твердым покрытием. Еще 2258 километрам таких дорог требуется текущий ремонт.

В общей сложности это без малого 8 тысяч километров дорог. Нетрудно подсчитать, что при сохранении действующих темпов на приведение омских дорог в нормальное состояние потребуется 80 (!) лет. Ведомство, которое возглавляет Антон Заев, громко и с удовольствием пиарится на ремонте дорог, хотя любому нормальному человеку должно быть по меньшей мере стыдно за их состояние.

«Болотоход становится основным средством передвижения»

Достаточно отъехать от Омска, как начинается настоящее «шоу»: ямы, колдобины, выбоины. В области полно дорог, куда не ступала нога ремонтника. И вряд ли ступит. Такие дороги есть как на севере, так и на юге региона.

Весной 2021 года, когда в Большеуковском районе неожиданно потерялся глава Минздрава Александр Мураховский, вся страна узнала о том, в каком ужасном состоянии находится дорога Тюкалинск – Большие Уки. Фактически целый район не имел надежного транспортного сообщения с «большой землей». Чтобы попасть в Большие Уки, водители оставляли на дороге колеса. Благодаря «потере» Мураховского в тайге начался ремонт полностью «убитой» трассы. А что было бы, если б чиновник там не потерялся? Так и ездили бы, наверное, на болотоходах, как это происходит в других районах.

– Я много колес пробил на дорогах области, – говорит депутат Заксобрания Константин Ткачев, который постоянно поднимает проблемы северных районов на заседаниях регионального парламента. – На трассе Знаменское – Большие Уки за одну поездку – сразу два. На севере области местные жители переходят на болотоходы, чтобы просто передвигаться. Часто с трассы проехать к селам невозможно. Бросают там машины, а потом этих людей болотоходы забирают. Межпоселенческим дорогам, дорогам между селами вообще не оказывается внимания, там нет цензурных выражений.

Трасса Тара – Васисс в Тарском районе уже стала притчей во языцех. Она никогда не имела твердого покрытия, и ежегодно в период распутиц, а также летних дождей становится непроезжей. Добраться до села Васисс, бывшего когда-то даже райцентром, не получается даже на уазиках и тяжелых «Уралах». Эти проходимые машины вязнут в грязи. Куда только не жаловались жители села – результата никакого. Об асфальтированной дороге жители Васисса даже не мечают.

Так выглядела летом дорога Тара – Васисс

– Действительно, проезд по дороге Тара – Мартюшево – Васисс в связи с отсутствием твердого покрытия на участке с 32 по 58 километр при выпадении осадков летом и осенью затруднен, – признают в Минтрансе. – Для круглогодичного бесперебойного движения необходима реконструкция дороги, требующая существенных финансовых затрат. Произвести ремонт всех дорог одновременно не представляется возможным.

Миллионы в глину

Вместо того чтобы ремонтировать «убитые» дороги, чиновники Минтранса ежегодно тратят миллионы рублей на их, с позволения сказать, содержание. Как пример, дорога Крутинка – Рыжково в Крутинском районе. Из 32 километров на 24 там грунтовое покрытие. Весной и осенью дорога превращается в липкое месиво. В прошлом году ее решили частично засыпать глиной. Потратили бюджетные средства, а в итоге дорога стала еще хуже – теперь в распутицу она просто непроезжая.

– Засыпали дорогу глиной, а глина эта просто превращается в кашу. Трактор К-700 там даже проехать не может! – негодуют местные жители в разговоре с обозревателем РИА «Омск-информ». – Мы тот участок дороги называем «долиной слез», потому что без слез оттуда не выберешься. Каждую весну, осень, а также летом в период дождей мы по несколько недель остаемся отрезанными от внешнего мира. Привыкли уже и лучшей жизни не ждем. Стыдно за это нашим властям должно быть. Пока у нас такие чиновники, будем мы сидеть без дорог.

Неудивительно, что численность населения таких сел, как Рыжково, стремительно сокращается. Из некогда 1000 жителей там осталось от силы 200 человек. И то это в основном пенсионеры. Из-за отсутствия нормальной дороги в Рыжково перестал ходить рейсовый автобус. Жители теперь добираются до райцентра на «Ниве», принадлежащей одному из местных жителей. Скидываются по 400 рублей и едут. Обратно также платят по 400 рублей. В селе закрылась почта. И чтобы оплатить коммунальные услуги, жителям приходится ездить в райцентр, тратя на это огромные деньги. И то в хорошую погоду, когда по дороге можно проехать на внедорожнике.

К слову, за организацию автобусного сообщения в области у нас отвечает также Минтранс. Жители Рыжково говорят:

– Надо министра у нас на неделю оставить, пусть почувствует все «прелести» жизни без дорог и автобусов.

Яма на яме

Не только на севере, но и на сельскохозяйственном юге Омской области проблем с дорогами хоть отбавляй. Казалось бы, плотность населения там выше, есть производство, а жители сел и деревень все равно не могут добраться до райцентров.

Так выглядит дорога, входящая в опорную сеть региона 

Дорога Русская Поляна – Сибиряк. Формально это региональная трасса, причем она входит в так называемую опорную сеть дорог, связывает несколько крупных сел юга области. Ремонта здесь не было с советских времен. Сейчас дорога длиной более 60 километров представляет собой удручающее зрелище – остатки асфальта перемежаются с глубокими ямами и выбоинами.

Жители сел Сибирское, Цветочное и Добровольск ездят по обочинам, а летом накатывают дорогу по соседним полям. Но настоящий ужас начинается осенью и весной в период распутицы – не проедешь ни по полю, ни по дороге. Люди, фактически оторванные от внешнего мира, написали о своей проблеме в соцсетях. Представители Минстроя им ответили в духе «Денег нет, но вы держитесь».

Многие омские дороги уже потрескались от времени 

– Дороги требуют ремонта, но ремонт дороги Русская Поляна – Сибиряк не предусмотрен. Вопрос обязательно будет рассмотрен при дополнительном финансировании в дорожный фонд Омской области, на данный момент говорить о сроках затруднительно. Просим отнестись с пониманием, – заявили в Минтрансе.

С пиаром в ведомстве Антона Заева все в порядке,

чего не скажешь о состоянии омских дорог 

Так как власти не могут создать жителям хотя бы минимально достойных условий жизни, в регионе стремительно пустеют огромные сельские территории. Ежегодно численность сельского населения области сокращается на 5-7 тыс. человек, в отдельные годы до 10 тысяч. Дорожная проблема скоро приведет к тому, что целые районы области могут банально обезлюдеть. Будут ли нести за эту персональную ответственность чиновники Минтранса во главе с Антоном Заевым – большой вопрос.

Пока чиновники Минтранса занимаются отписками, омичи сами борются за свои дороги

Проблема с дорогами не решается даже в расположенных рядом с Омском населенных пунктах, где население не убывает. Чтобы добиться ремонта, людям приходится идти на радикальные меры. Так, жители села Верхний Карбуш в Омском районе попросили отремонтировать дорогу... канцлера Германии Ангелу Меркель. Разразился скандал, ситуацию даже комментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Лишь после этого Минтранс соизволил включить дорогу в план ремонта, и асфальтовое покрытие в Верхнем Карбуше сделали летом текущего года. Чиновники еще и знатно попиарились на этом.

Жители села Куликово Калачинского района уже не первый год пытаются добиться ремонта подъездной дороги длиной всего 1,5 километра. Дорога имеет статус региональной трассы, но ее толком не ремонтировали с советских времен, в результате там образовались многочисленные ямы, выбоины и колдобины, значительно превышающие в размерах все допустимые нормы.

В прошлом году люди обратились в прокуратуру с требованием привести дорогу в нормативное состояние. Дошло до суда, который лишь оштрафовал структуру Минтранса – КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» – за неудовлетворительное состояние дороги. Ремонтировать ее никто не стал. В этом году жители направили в прокуратуру новое обращение, на что получили ответ, что на ремонт подъездной дороги к селу Управлению дорожного хозяйства Омской области дан срок до... ноября 2024 года.

Есть производство – дорогу, может быть, сделают. Нет – извините

Справедливости ради стоит отметить, что в регионе работает программа ремонта подъездных путей к селам. Но за нее отвечает не Минтранс, а Минсельхоз. Деньги, выделяемые на эти цели, также немалые. Но дороги ремонтируют только там, где сохранились производства.

– В 2022 году мы сделали 11 подъездных дорог к селам. На это затратили 500 млн. На селе должны быть не только дороги, это и здравоохранение, образование, – заявляет глава Минсельхоза Николай Дрофа. – Сегодня первоочередная задача – сделать комфортное дорожное сообщение с райцентрами и оттуда сделать разветвленную сеть до тех сел, где есть производства. Мы же помним, что не ко всем районным центрам у нас были дороги.

А что делать жителям сел и поселков, где производств не сохранилось? Видимо, переезжать в другие места. Или ждать того, что когда-то дорогу все-таки сделают. Понятно, что класть 20–30 километров асфальта до деревни, где живут 20–30 человек, никто не будет. Но и оставлять людей совсем без дорог – преступление.

Удешевить ремонт омских дорог реально

Чиновники любят ссылаться на то, что на ремонт дорог требуются большие деньги, миллионы рублей. Это не так. Доцент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» СибАДИ Александр Лыткин рассказал о дешевых технологиях, которые можно применять при ремонте дорог с низкой интенсивностью движения – как асфальтированных, так и грунтовых. Эти технологии особенно актуальны для межпоселковых дорог, которые чаще всего находятся в ужасном состоянии.

– Для низших типов дорожных одежд рекомендуется использовать щебеночно-гравийно-песчаные смеси, каменные материалы и шлаки, грунты, укрепленные или улучшенные различными стабилизаторами, местными материалами, – говорит Александр Лыткин. – Выбор конструкции дорожной одежды зависит от фактической интенсивности движения, гидрогеологических условий, состояния действующей дороги и других параметров.

По словам специалиста, покрытие можно устраивать из грунтощебеночной смеси, укрепленной органическим вяжущим (битумная эмульсия, битум). На вдребезги разбитых старых асфальтовых дорогах можно применять и измельченный материал покрытия и основания старой дорожной одежды с добавлением в него до 20 % щебня, его укрепления вяжущими веществами.

Технологии удешевления ремонта сельских дорог есть 

На полностью грунтовых дорогах можно применять грунтощебень. По словам специалиста СибАДИ, грунтовые дороги можно также привести в нормальный вид при помощи так называемых улучшенных стабилизаторов со скелетными добавками, а также с добавлением извести, битумной эмульсии или цемента. То есть в грунт вводятся специальные химические добавки, благодаря чему грунтовая дорога не «плывет» и не превращается в болото во время дождей.

Подобные современные технологии ремонта дорог в Омской области почему-то не применяются. Неужели чиновники Минтранса о них не знают? Или им выгодно «не знать»?

«Нельзя допустить, чтобы Омская область превратилась в пустыню»

За несколько десятилетий дороги между Омском и райцентрами довели до такого состояния, что попасть в те же Большие Уки, Седельниково или Полтавку стало проблематично. Сейчас эта проблема постепенно решается, многие дороги объективно стали лучше. Но ремонтируют только самые важные магистрали, ведущие в райцентры. При этом разрушаются тысячи километров дорог к более мелким населенным пунктам, где проживают десятки тысяч жителей области. Зачастую это депрессивные территории, где нет работы, уже нет школ, больниц, не развиваются производства. В том числе из-за отсутствия дорог. А отсутствие дорог людям объясняют бесперспективностью населенных пунктов. Получается замкнутый круг.

Многие омские трассы не могут дождаться ремонта десятилетиями

Стремительно пустеют села и деревни Колосовского, Седельниковского, Называевского, Большеуковского, Большереченского, Нижнеомского районов. Скоро там основная масса населения будет сконцентрирована в райцентрах, а соседние деревни потихоньку вымрут. В том же Седельниковском районе за 20 лет исчезло не менее 20 сел. И в том числе из-за того, что там нет хороших дорог.

Омичи бросают добротные дома в селах, куда нет дорог

Доктор экономических наук, профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой подчеркивает, что дороги – это не просто хороший асфальт, это стратегический вопрос, вопрос удержания территорий, их развития.

– Область у нас большая, она раскидана. Нельзя допустить того, чтобы все население у нас было сосредоточено в райцентрах и в Омске. Территория региона должна быть равномерно заселена. А эта равномерность должна быть обеспечена нормальными дорогами, нормальной инфраструктурой. Это гарант развития региона. А превращать регион в экономическую пустыню – это означает, что все отдаленные поселения мы приговариваем к гибели. Они развиваться без хороших дорог не будут, – говорит профессор.

По словам эксперта, нужен пересмотр системы межбюджетных отношений, чтобы те же муниципалитеты могли в складчину участвовать в ремонте дорог, чтобы они имели возможность получать кредиты. Но судя по всему, чиновники Минтранса делают все, чтобы на подобных территориях просто никто не жил. Ведь нет людей – нет проблем. Меньше поселков, сел и деревень – меньше дорог до них нужно ремонтировать. Получается «выгодно».

И ведь есть дешевые технологии улучшения дорог до небольших поселков. Но этими технологиями почему-то не пользуются. Складывается впечатление, что Минтрансу нет дела до развития территорий за городом. Проще попиариться на хороших, отремонтированных дорогах в Омске, чем заниматься дорогой до того же Васисса. Пиар у министерства налажен хорошо, и у большинства жителей города складывается мнение, что с дорогами в регионе все отлично. А до жителей отдаленной деревни, откуда не выбраться по полгода, никому нет дела. И судя по всему, не будет.

Сергей Энквист

4429

За пиаром Минтранса на отремонтированных дорогах скрывается плачевная реальность: десятки тысяч жителей региона оторваны от внешнего мира.

Дороги в области: тратим миллиарды, а где результат?

На недавней встрече губернатора Александра Буркова с руководителем Росавтодора Романом Новиковым было объявлено о «грандиозных» планах по ремонту и строительству дорог в Омской области. До конца 2027 года в регионе отремонтируют более 850 км дорог и построят 53,4 км новых магистралей. На эти цели предусмотрено более 64 млрд рублей, в том числе 10 миллиардов из федерального бюджета.

Одна из дорог на севере Омской области 

Областной Минтранс тут же отрапортовал, что с 2017 года, когда регион начал участвовать в нацпроекте «Безопасные качественные дороги», было отремонтировано 700 километров региональных и межмуниципальных дорог. В частности, в 2022 году привели в порядок 25 участков дорог общего пользования общей протяженностью свыше 100 км. Планы на следующий год – еще 100 км. Казалось бы, нужно радоваться, но ситуация с дорогами в Омской области такая, что впору пустить слезу: смотреть на это по-другому не получается.

Как сообщили РИА «Омск-информ» в пресс-службе Минтранса, из 25 тысяч километров дорог региона лишь 15 тысяч километров имеют твердое покрытие. Но даже на асфальтированных трассах найти этот асфальт сложно. Капитального ремонта требуют 5700 (!) километров дорог с твердым покрытием. Еще 2258 километрам таких дорог требуется текущий ремонт.

В общей сложности это без малого 8 тысяч километров дорог. Нетрудно подсчитать, что при сохранении действующих темпов на приведение омских дорог в нормальное состояние потребуется 80 (!) лет. Ведомство, которое возглавляет Антон Заев, громко и с удовольствием пиарится на ремонте дорог, хотя любому нормальному человеку должно быть по меньшей мере стыдно за их состояние.

«Болотоход становится основным средством передвижения»

Достаточно отъехать от Омска, как начинается настоящее «шоу»: ямы, колдобины, выбоины. В области полно дорог, куда не ступала нога ремонтника. И вряд ли ступит. Такие дороги есть как на севере, так и на юге региона.

Весной 2021 года, когда в Большеуковском районе неожиданно потерялся глава Минздрава Александр Мураховский, вся страна узнала о том, в каком ужасном состоянии находится дорога Тюкалинск – Большие Уки. Фактически целый район не имел надежного транспортного сообщения с «большой землей». Чтобы попасть в Большие Уки, водители оставляли на дороге колеса. Благодаря «потере» Мураховского в тайге начался ремонт полностью «убитой» трассы. А что было бы, если б чиновник там не потерялся? Так и ездили бы, наверное, на болотоходах, как это происходит в других районах.

– Я много колес пробил на дорогах области, – говорит депутат Заксобрания Константин Ткачев, который постоянно поднимает проблемы северных районов на заседаниях регионального парламента. – На трассе Знаменское – Большие Уки за одну поездку – сразу два. На севере области местные жители переходят на болотоходы, чтобы просто передвигаться. Часто с трассы проехать к селам невозможно. Бросают там машины, а потом этих людей болотоходы забирают. Межпоселенческим дорогам, дорогам между селами вообще не оказывается внимания, там нет цензурных выражений.

Трасса Тара – Васисс в Тарском районе уже стала притчей во языцех. Она никогда не имела твердого покрытия, и ежегодно в период распутиц, а также летних дождей становится непроезжей. Добраться до села Васисс, бывшего когда-то даже райцентром, не получается даже на уазиках и тяжелых «Уралах». Эти проходимые машины вязнут в грязи. Куда только не жаловались жители села – результата никакого. Об асфальтированной дороге жители Васисса даже не мечают.

Так выглядела летом дорога Тара – Васисс

– Действительно, проезд по дороге Тара – Мартюшево – Васисс в связи с отсутствием твердого покрытия на участке с 32 по 58 километр при выпадении осадков летом и осенью затруднен, – признают в Минтрансе. – Для круглогодичного бесперебойного движения необходима реконструкция дороги, требующая существенных финансовых затрат. Произвести ремонт всех дорог одновременно не представляется возможным.

Миллионы в глину

Вместо того чтобы ремонтировать «убитые» дороги, чиновники Минтранса ежегодно тратят миллионы рублей на их, с позволения сказать, содержание. Как пример, дорога Крутинка – Рыжково в Крутинском районе. Из 32 километров на 24 там грунтовое покрытие. Весной и осенью дорога превращается в липкое месиво. В прошлом году ее решили частично засыпать глиной. Потратили бюджетные средства, а в итоге дорога стала еще хуже – теперь в распутицу она просто непроезжая.

– Засыпали дорогу глиной, а глина эта просто превращается в кашу. Трактор К-700 там даже проехать не может! – негодуют местные жители в разговоре с обозревателем РИА «Омск-информ». – Мы тот участок дороги называем «долиной слез», потому что без слез оттуда не выберешься. Каждую весну, осень, а также летом в период дождей мы по несколько недель остаемся отрезанными от внешнего мира. Привыкли уже и лучшей жизни не ждем. Стыдно за это нашим властям должно быть. Пока у нас такие чиновники, будем мы сидеть без дорог.

Неудивительно, что численность населения таких сел, как Рыжково, стремительно сокращается. Из некогда 1000 жителей там осталось от силы 200 человек. И то это в основном пенсионеры. Из-за отсутствия нормальной дороги в Рыжково перестал ходить рейсовый автобус. Жители теперь добираются до райцентра на «Ниве», принадлежащей одному из местных жителей. Скидываются по 400 рублей и едут. Обратно также платят по 400 рублей. В селе закрылась почта. И чтобы оплатить коммунальные услуги, жителям приходится ездить в райцентр, тратя на это огромные деньги. И то в хорошую погоду, когда по дороге можно проехать на внедорожнике.

К слову, за организацию автобусного сообщения в области у нас отвечает также Минтранс. Жители Рыжково говорят:

– Надо министра у нас на неделю оставить, пусть почувствует все «прелести» жизни без дорог и автобусов.

Яма на яме

Не только на севере, но и на сельскохозяйственном юге Омской области проблем с дорогами хоть отбавляй. Казалось бы, плотность населения там выше, есть производство, а жители сел и деревень все равно не могут добраться до райцентров.

Так выглядит дорога, входящая в опорную сеть региона 

Дорога Русская Поляна – Сибиряк. Формально это региональная трасса, причем она входит в так называемую опорную сеть дорог, связывает несколько крупных сел юга области. Ремонта здесь не было с советских времен. Сейчас дорога длиной более 60 километров представляет собой удручающее зрелище – остатки асфальта перемежаются с глубокими ямами и выбоинами.

Жители сел Сибирское, Цветочное и Добровольск ездят по обочинам, а летом накатывают дорогу по соседним полям. Но настоящий ужас начинается осенью и весной в период распутицы – не проедешь ни по полю, ни по дороге. Люди, фактически оторванные от внешнего мира, написали о своей проблеме в соцсетях. Представители Минстроя им ответили в духе «Денег нет, но вы держитесь».

Многие омские дороги уже потрескались от времени 

– Дороги требуют ремонта, но ремонт дороги Русская Поляна – Сибиряк не предусмотрен. Вопрос обязательно будет рассмотрен при дополнительном финансировании в дорожный фонд Омской области, на данный момент говорить о сроках затруднительно. Просим отнестись с пониманием, – заявили в Минтрансе.

С пиаром в ведомстве Антона Заева все в порядке,

чего не скажешь о состоянии омских дорог 

Так как власти не могут создать жителям хотя бы минимально достойных условий жизни, в регионе стремительно пустеют огромные сельские территории. Ежегодно численность сельского населения области сокращается на 5-7 тыс. человек, в отдельные годы до 10 тысяч. Дорожная проблема скоро приведет к тому, что целые районы области могут банально обезлюдеть. Будут ли нести за эту персональную ответственность чиновники Минтранса во главе с Антоном Заевым – большой вопрос.

Пока чиновники Минтранса занимаются отписками, омичи сами борются за свои дороги

Проблема с дорогами не решается даже в расположенных рядом с Омском населенных пунктах, где население не убывает. Чтобы добиться ремонта, людям приходится идти на радикальные меры. Так, жители села Верхний Карбуш в Омском районе попросили отремонтировать дорогу... канцлера Германии Ангелу Меркель. Разразился скандал, ситуацию даже комментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Лишь после этого Минтранс соизволил включить дорогу в план ремонта, и асфальтовое покрытие в Верхнем Карбуше сделали летом текущего года. Чиновники еще и знатно попиарились на этом.

Жители села Куликово Калачинского района уже не первый год пытаются добиться ремонта подъездной дороги длиной всего 1,5 километра. Дорога имеет статус региональной трассы, но ее толком не ремонтировали с советских времен, в результате там образовались многочисленные ямы, выбоины и колдобины, значительно превышающие в размерах все допустимые нормы.

В прошлом году люди обратились в прокуратуру с требованием привести дорогу в нормативное состояние. Дошло до суда, который лишь оштрафовал структуру Минтранса – КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» – за неудовлетворительное состояние дороги. Ремонтировать ее никто не стал. В этом году жители направили в прокуратуру новое обращение, на что получили ответ, что на ремонт подъездной дороги к селу Управлению дорожного хозяйства Омской области дан срок до... ноября 2024 года.

Есть производство – дорогу, может быть, сделают. Нет – извините

Справедливости ради стоит отметить, что в регионе работает программа ремонта подъездных путей к селам. Но за нее отвечает не Минтранс, а Минсельхоз. Деньги, выделяемые на эти цели, также немалые. Но дороги ремонтируют только там, где сохранились производства.

– В 2022 году мы сделали 11 подъездных дорог к селам. На это затратили 500 млн. На селе должны быть не только дороги, это и здравоохранение, образование, – заявляет глава Минсельхоза Николай Дрофа. – Сегодня первоочередная задача – сделать комфортное дорожное сообщение с райцентрами и оттуда сделать разветвленную сеть до тех сел, где есть производства. Мы же помним, что не ко всем районным центрам у нас были дороги.

А что делать жителям сел и поселков, где производств не сохранилось? Видимо, переезжать в другие места. Или ждать того, что когда-то дорогу все-таки сделают. Понятно, что класть 20–30 километров асфальта до деревни, где живут 20–30 человек, никто не будет. Но и оставлять людей совсем без дорог – преступление.

Удешевить ремонт омских дорог реально

Чиновники любят ссылаться на то, что на ремонт дорог требуются большие деньги, миллионы рублей. Это не так. Доцент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» СибАДИ Александр Лыткин рассказал о дешевых технологиях, которые можно применять при ремонте дорог с низкой интенсивностью движения – как асфальтированных, так и грунтовых. Эти технологии особенно актуальны для межпоселковых дорог, которые чаще всего находятся в ужасном состоянии.

– Для низших типов дорожных одежд рекомендуется использовать щебеночно-гравийно-песчаные смеси, каменные материалы и шлаки, грунты, укрепленные или улучшенные различными стабилизаторами, местными материалами, – говорит Александр Лыткин. – Выбор конструкции дорожной одежды зависит от фактической интенсивности движения, гидрогеологических условий, состояния действующей дороги и других параметров.

По словам специалиста, покрытие можно устраивать из грунтощебеночной смеси, укрепленной органическим вяжущим (битумная эмульсия, битум). На вдребезги разбитых старых асфальтовых дорогах можно применять и измельченный материал покрытия и основания старой дорожной одежды с добавлением в него до 20 % щебня, его укрепления вяжущими веществами.

Технологии удешевления ремонта сельских дорог есть 

На полностью грунтовых дорогах можно применять грунтощебень. По словам специалиста СибАДИ, грунтовые дороги можно также привести в нормальный вид при помощи так называемых улучшенных стабилизаторов со скелетными добавками, а также с добавлением извести, битумной эмульсии или цемента. То есть в грунт вводятся специальные химические добавки, благодаря чему грунтовая дорога не «плывет» и не превращается в болото во время дождей.

Подобные современные технологии ремонта дорог в Омской области почему-то не применяются. Неужели чиновники Минтранса о них не знают? Или им выгодно «не знать»?

«Нельзя допустить, чтобы Омская область превратилась в пустыню»

За несколько десятилетий дороги между Омском и райцентрами довели до такого состояния, что попасть в те же Большие Уки, Седельниково или Полтавку стало проблематично. Сейчас эта проблема постепенно решается, многие дороги объективно стали лучше. Но ремонтируют только самые важные магистрали, ведущие в райцентры. При этом разрушаются тысячи километров дорог к более мелким населенным пунктам, где проживают десятки тысяч жителей области. Зачастую это депрессивные территории, где нет работы, уже нет школ, больниц, не развиваются производства. В том числе из-за отсутствия дорог. А отсутствие дорог людям объясняют бесперспективностью населенных пунктов. Получается замкнутый круг.

Многие омские трассы не могут дождаться ремонта десятилетиями

Стремительно пустеют села и деревни Колосовского, Седельниковского, Называевского, Большеуковского, Большереченского, Нижнеомского районов. Скоро там основная масса населения будет сконцентрирована в райцентрах, а соседние деревни потихоньку вымрут. В том же Седельниковском районе за 20 лет исчезло не менее 20 сел. И в том числе из-за того, что там нет хороших дорог.

Омичи бросают добротные дома в селах, куда нет дорог

Доктор экономических наук, профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой подчеркивает, что дороги – это не просто хороший асфальт, это стратегический вопрос, вопрос удержания территорий, их развития.

– Область у нас большая, она раскидана. Нельзя допустить того, чтобы все население у нас было сосредоточено в райцентрах и в Омске. Территория региона должна быть равномерно заселена. А эта равномерность должна быть обеспечена нормальными дорогами, нормальной инфраструктурой. Это гарант развития региона. А превращать регион в экономическую пустыню – это означает, что все отдаленные поселения мы приговариваем к гибели. Они развиваться без хороших дорог не будут, – говорит профессор.

По словам эксперта, нужен пересмотр системы межбюджетных отношений, чтобы те же муниципалитеты могли в складчину участвовать в ремонте дорог, чтобы они имели возможность получать кредиты. Но судя по всему, чиновники Минтранса делают все, чтобы на подобных территориях просто никто не жил. Ведь нет людей – нет проблем. Меньше поселков, сел и деревень – меньше дорог до них нужно ремонтировать. Получается «выгодно».

И ведь есть дешевые технологии улучшения дорог до небольших поселков. Но этими технологиями почему-то не пользуются. Складывается впечатление, что Минтрансу нет дела до развития территорий за городом. Проще попиариться на хороших, отремонтированных дорогах в Омске, чем заниматься дорогой до того же Васисса. Пиар у министерства налажен хорошо, и у большинства жителей города складывается мнение, что с дорогами в регионе все отлично. А до жителей отдаленной деревни, откуда не выбраться по полгода, никому нет дела. И судя по всему, не будет.

Сергей Энквист

4429