Участники рынка заявили о катастрофическом падении продаж – на 90 % – и уже не думают о сохранении бизнеса. Кинозалам ищут другое применение.
«Магнит» и МФЦ вместо кинозалов Омские кинотеатры, как и по всей стране, находятся в глубоком кризисе. Проблемы с продажами билетов возникли еще в ковидные времена. А уход из России крупнейших голливудских студий и, как следствие, проблемы с кассовыми фильмами, нанесли по этой отрасли удар, который может стать для нее фатальным.
Участники рынка неоднократно сигнализировали властям об аховом положении в отрасли и просили о помощи. Летом министр экономики региона Анна Негодуйко встречалась в закрытом режиме с омскими кинопрокатчиками, выслушала их предложения, но ощутимого результата это не дало.
Понимая, что выкручиваться придется самостоятельно, предприниматели начали перепрофилировать свой бизнес. Первым это сделал Валерий Кокорин, переоборудовавший кинотеатр «Космос» в Чкаловском районе под магазин бытовой техники DNS и пункт выдачи маркетплейса Wildberries. «Галактика» отдала первый этаж под супермаркет «Магнит», а на части торгового комплекса «Кристалл», где находится одноименный кинотеатр, вскоре откроется отделение МФЦ. Ищет арендаторов на цокольный этаж и кинотеатр «Вавилон», уже сменивший двух директоров.
Обозреватель РИА «Омск-Информ» поговорил с представителями отрасли кинопроката и узнал, есть ли у нее перспективы выжить. Впереди декабрь и новогодние каникулы – едва ли не самый кассовый период, когда многие ходят в кино за праздничным настроением. Спасут ли зимние релизы омские кинотеатры?
«Маяковский» и «Кристалл» ищут варианты перепрофилирования
Совладелец кинотеатров «Маяковский» и «Кристалл» Илья Иванов говорит о колоссальном падении выручки. Причина все та же – дефицит кассовых зарубежных лент, доступа к которым кинопрокатчики фактически лишены.
– Мы ничем не отличаемся от 3 тысяч кинотеатров по всей стране. Выручка упала на 90 %. Самое главное – не устаревшее импортное оборудование, а то, что фильмов нет. Голливудские ленты нам не дают уже больше двух лет. Основная проблема с этим, – высказался предприниматель. – На российские фильмы зрители ходят хуже. На частных показах не заработаешь.
По словам бизнесмена, спасти кинотеатры под силу только руководству страны. А пока поддержки со стороны властей нет, Иванов думает, как перепрофилировать свои развлекательные заведения.
– Мы считаем, что решение о помощи должно приниматься на уровне федеральных властей. Отмена имущественных налогов региональным правительством не изменит ситуацию. Все равно не получится вернуть в прокат зарубежные фильмы без изменения геополитической обстановки. Мы же помним, как в 1990-е были видеосалоны. Ищем варианты для перепрофилирования, но их пока нет. Вот и все, – заключил Илья Иванов.
«Первомайский» и «Слава» работают «в ноль»
В кинотеатрах «Слава» и «Первомайский» дела также идут не лучшим образом, говорит директор обоих Дмитрий Савельев.
– Мы переживаем не самые лучшие времена, оказавшись в первых списках пострадавших от ковида и санкций отраслей. Сейчас, ближе к зиме, кинозалы стали наполняться, не то что летом, – сказал он. – Но все равно эти показатели далеки от цифр 2018–2019 годов, разница в выручке составляет 70 %. Мы работаем «в ноль», чтобы содержать здание и не «разморозить» его.
При этом переделывать залы весьма накладно, взять под это кредит проблематично.
– А где деньги взять на перепрофилирование? Это же специфический бизнес со специфическими коммуникациями. Мы находимся в списке отраслей под вопросом. Какие банки дадут нам кредит, чем его выплачивать? Чтобы купить что-то ненужное, надо продать что-то ненужное, – справедливо отмечает Савельев.
Предприниматель не теряет надежды, что состояние рынка кинопроката придет в норму: с помощью руководства страны и с качественными российскими фильмами.
– В силах региональных властей протянуть руку помощи. Федеральные же могут спасти этот бизнес, лицензировав, то есть узаконив контент. Поэтому ждем, что ситуация изменится, – высказался бизнесмен. – Наверное, возможно закрыть дефицит фильмов российским контентом. Для этого нужны хороший продукт, постпродакшн. Сделайте кино, на которое пойдет народ. К Новому году запланирован выход нескольких российских лент, но сделают ли они кассу, мы не знаем.
Депутат Заксобрания Валерий Кокорин, владеющий, помимо перепрофилированного «Космоса», кинотеатрами «Атриум-кино» и «Континент», уверен, что помочь кинопрокатчикам по силам и региональным властям.
– Сегодняшнее состояние кинопрокатной отрасли в Омске реально поменять к лучшему. Нужно лишь желание власти, в первую очередь региональной, – лаконично высказался он.
Для спасения кинозалов нужно создавать свой Голливуд
Депутат Омского горсовета, предприниматель Сергей Дроздов, в 2007 году разработавший концепцию «Атриум-кино», назвал объективные причины кризиса отрасли.
– Во-первых, у нас после частичной мобилизации сократилось количество посетителей. А кому ходить на показы в дальнейшем? Во-вторых, нет рекламы новых фильмов из-за запрета на прокат голливудских лент, – говорит эксперт. – Сомнительно, что российское кино начнут снимать в тех же объемах и с таким же качеством, как в советские времена. Хотя раньше кинопрокат был дотационной отраслью. Да и прогресс не стоит на месте: раньше для создания спецэффектов достаточно было подручных средств, а сегодня в тренде компьютерная анимация. Для этого нужно новое оборудование, которое, к сожалению, тоже импортное. Да и чтобы посмотреть кино, достаточно открыть интернет. Американская культура, когда можно было посмотреть кино на большом экране с попкорном, как пришла в 2003 году, так и ушла. Чтобы сохранить ее, надо было создавать свой Голливуд, но этого не произошло.
Продолжая свою мысль, Сергей Дроздов отметил, что показ классических отечественных фильмов вряд ли сделает кассу.
– Советские фильмы можно найти в свободном доступе. Демонстрировать российское кино – это путь в никуда, потому что расходы владельцев кинопрокатного бизнеса неизбежно превысят доходы. Предпринимателям наверняка пора думать, что делать дальше. Планировать на ближайшую перспективу что-то трудно, и, возможно, переформатирование кинозалов – правильное решение, – подчеркнул он.
Эксперт предлагает бизнесу искать креативные ходы, чтобы залы не пустовали. Например, транслировать спортивные матчи.
– Нужно чувствовать потребности потребителя. Странно, сейчас идет чемпионат мира по футболу, но ни один из кинотеатров не показывает матчи. Никто не учитывает, что к стоимости билета можно прибавлять попкорн и газводу. Или сделать бесплатный вход, а еду и напитки зритель будет покупать уже в зале. Можно брать какое-то направление в спорте и устраивать платные трансляции на большом экране, – подчеркнул он. – Будет ли от этого толк, мы не знаем, но нужно пробовать. Конечно, в предпринимательской среде накопилась усталость. Случился слом, но после него неизбежно будет подъем.
Экономист: единственный выход – переделывать залы
Доктор социологических наук, профессор, завкафедрой региональной экономики и управления территориями ОмГУ Олег Рой считает, что спасти омские кинотеатры будет сложно. А вот перепрофилировать залы под другие нужды вполне реально.
– Кинотеатры спасти будет сложно. Понятно, что сейчас дефицит российских фильмов. Государство может спонсировать отечественный кинематограф, но, во-первых, это дорого, во-вторых, качество российских лент сильно уступает зарубежным, – считает профессор. – Поэтому сколько ни направляй денег, вряд ли мы сможем конкурировать с Голливудом. Давать средства в качестве дотаций кинотеатрам? Нет, власти на это не пойдут. Поэтому единственный выход – диверсификация кинотеатров, оказание других услуг, например, проведение дискотек. Выжить за счет показа кино явно невозможно.
Реально ли спасти омские кинотеатры?
Гадать о судьбе кинотеатров в нынешней ситуации дело бесполезное. Участники рынка ищут выход из сложившейся ситуации: кто-то начал приспосабливать киноцентры под магазины, кто-то устраивает частные показы. Но кардинально ситуацию это не изменит: для реанимации этого вида бизнеса нужна помощь региональных и федеральных властей, а также эквивалентная замена американским фильмам. Будет ли у нас свой Голливуд – вопрос отдельной дискуссии. Но запрос на качественный российский продукт есть.
В любом случае кинотеатры – это самый доступный для населения вид досуга, и если они канут в Лету, то встает вопрос: где омичи будут проводить свободное время? «Магнит», МФЦ и DNS для этого не очень подходят.