Глава дептранса рассказал о новой маршрутной сети, ликвидации пробок после хоккея, а также о запуске троллейбусов на Левобережье.
Тема общественного транспорта в Омске – традиционно одна из самых «горячих». Ежедневно сотни тысяч омичей пользуются автобусами, маршрутками, троллейбусами и трамваями. От качественного транспортного обслуживания зависит в целом комфортность проживания в городе.
Пока идут очередные споры вокруг метрополитена, в Омске готовится к запуску новая маршрутная сеть с магистральными и подвозящими маршрутами. О формировании такого «наземного метро», о новых автобусах и запуске троллейбуса до «Меги» в интервью РИА «Омск-информ» рассказал глава департамента транспорта мэрии Вадим Кормилец.
– Вадим Геннадьевич, когда будет внедрена новая маршрутная сеть, о которой так много говорилось?
– Работа по внедрению новой маршрутной сети идет, ее никто не останавливал. Новая маршрутная сеть должна способствовать повышению эффективности общественного транспорта, увеличению наполняемости автобусов и троллейбусов, разгрузке центральных магистралей от избытка микроавтобусов. И главное, мы постараемся сократить время, которое омичи тратят на поездку.
Задача сложная, ее сразу не решишь. Мэр поручил постепенно внедрять изменения, не революционно, а эволюционно. Пассажиры не должны пострадать при переходе со старой сети на новую. В Омске планируется промежуточный переходный период, когда будут действовать старые и новые маршруты. А когда омичи привыкнут к новым удобным маршрутам, будут закрываться старые, невостребованные направления.
– Изначально речь шла об организации работы в городе магистральных и подвозящих маршрутов. Чем новая схема организации перевозок будет лучше действующей?
– Новая маршрутная сеть будет строиться по принципу метро. Но только не подземного, а наземного. У нас будут маршруты с малыми интервалами движения, на них будут работать автобусы большого класса. Они будут работать по хребтовым направлениям на центральных магистралях, перевозя основную массу пассажиров. Пассажир доезжает до пересадочного узла и там садится на автобусы малого или среднего класса, которые увезут его до той или иной окраины города. Это будут подвозящие маршруты. В Амуре, Старом Кировске, в Нефтяниках такие маршруты будут. Будут, наверное, и подвозящие маршруты для отдаленных территорий с увеличенным интервалом.
К работам по проектированию новой маршрутной сети мы не так давно привлекли СибАДИ. Университет должен выполнить обследование пассажиропотока в центральной части города на остановках. Когда мы будем избавляться от автобусов малого класса в центре, мы должны понимать, какой объем пассажиропотока там будет. Его будут подхватывать автобусы большого и среднего класса. СибАДИ до 15 июля выдаст нам отчет с проектами организации дорожного движения.
– Кардинальные изменения в транспортной сфере всегда пугают горожан. Не почувствуют ли омичи ухудшения транспортного обслуживания в период внедрения новой маршрутной сети?
– Вновь организованные и старые маршруты первое время могут частично дублировать друг друга. Конечно, длительно это бюджет города себе не позволит. Речь не идет о каких-то заоблачных годах. Смело могу сказать, что уже с 1 июля начнется внедрение очередного этапа новой маршрутной сети. В течение 2023 года мы планируем завершить обновление маршрутов.
Более того, внедрение новой маршрутной сети уже началось. В ее рамках в начале года запущен регулируемый маршрут № 20, заработал 42-й маршрут, который становится все более востребованным у пассажиров. С появлением 42-го маршрута появилась удобная беспересадочная альтернатива трамваю. Автобусный маршрут проложен по улицам, на которых расположены больницы, роддома, многоквартирные дома на улицах Панфилова и 3-й Транспортной.
– Где в первую очередь планируется организация автобусных маршрутов? К примеру, на той же улице Маршала Жукова уже два года стоят новые остановочные павильоны, но автобусы там не ездят.
– На сегодняшний день для того, чтобы автобусы уходили по Жукова через метромост в направлении Левого берега, нам нужно три остановочных пункта. Первый пункт уже обустроен за перекрестком с улицей Орджоникидзе в направлении метромоста. Необходима организация еще двух пунктов на длинном участке по улице Фрунзе от Орджоникидзе до улицы Гусарова. Там можно сделать два остановочных пункта. Будем работать в этом направлении с департаментом городского хозяйства.
Пока не буду говорить о планируемой организации новых маршрутов, хотя такие планы есть. Объясню почему: в ходе разработки новой сети могут возникнуть изменения, планировавшиеся к организации маршруты могут в нее не войти, а вместо них появятся другие. Поэтому о конкретных маршрутах расскажем после завершения всей работы осенью. И, как уже говорил, начнем поэтапное внедрение нововведений с июля.
– Когда простой омич, садясь в транспорт, не будет чувствовать разницы между муниципальным автобусом и частной маршруткой? В них и стоимость проезда сейчас разная, и в маршрутке нельзя воспользоваться бесплатной пересадкой.
– Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ» (№ 220-ФЗ) предусматривает работу перевозчиков по двум видам тарифов – регулируемому и нерегулируемому. Размер регулируемого тарифа устанавливает муниципалитет. Перевозчику вменяется в обязанность обеспечивать льготный проезд и безналичный расчет при оплате проезда. Взамен городской бюджет компенсирует разницу между установленной стоимостью проезда и реальными затратами на организацию перевозок, подтвержденными РЭК. Перевозчики, работающие по нерегулируемым тарифам компенсацию из бюджета не получают, но имеют право самостоятельно устанавливать стоимость проезда, действие льгот и безналичной оплаты.
Конечно, омичам выгоднее пользоваться транспортом, который работает по регулируемым тарифам. Там они могут воспользоваться терминалами безналичной оплаты, и в этом случае стоимость поездки для них не превысит 25 рублей. При этом студентам и пенсионерам поездка обходится в 18 рублей, а школьникам в 15 рублей. На регулируемых маршрутах действуют транспортные карты «Омка», новая единая карта, безлимитные проездные билеты и пересадочные тарифы.Стоимость поездки на маршруте, который работает по нерегулируемым тарифам, может быть выше, даже если она будет оплачена «безналом». Кроме того, там действует пересадочный тариф.
При внедрении новой маршрутной сети возможность бесплатной пересадки в течение 45 минут будет расширена. Увеличится скорость передвижения в общественном транспорте, и каждая поездка будет занимать меньше времени.
Вообще департамент транспорта ведет постоянную работу по переводу маршрутов на регулируемые тарифы. В настоящее время из 137 городских маршрутов большинство – 71 – уже переведены на регулируемый тариф. Десять из этих маршрутов обслуживают частные перевозчики. В ближайшее время маршрутов, на которых омичам будет доступен весь спектр льгот и транспортных услуг, станет еще больше.
– Когда омичи смогут доехать на троллейбусе до микрорайона «Прибрежный» на Левом берегу?
– На Левобережье будет построена новая контактная сеть. Она охватит проспект Комарова, улицу Лукашевича от Дианова до Волгоградской, улицу Волгоградскую до пересечения с Дергачева, бульвар Архитекторов. Работы предполагается вести в основном в 2023 году. Омской области выдан инфраструктурный бюджетный кредит в сумме 4,6 млрд рублей. Это большие деньги. На них планируется провести реконструкцию бульвара Архитекторов, покупку 49 троллейбусов, строительство контактной сети и подстанций. Все работы должны быть завершены к декабрю 2023 года. Уже в этом году за счет кредита планируем закупку 20 новых троллейбусов.
Жители Кузьминок в скором времени смогут ездить на троллейбусе
Будет проработана организация трех новых троллейбусных маршрутов до «Меги», микрорайонов Зеленая Река и Прибрежного, маршруты свяжут Левобережье с городком Нефтяников и ж/д вокзалом. Намного повысится качество транспортного обслуживания пассажиров.
– В прошлом году на слуху был проект запуска в теле метромоста трамвая – так называемого метротрама. Сейчас про него как будто забыли.
– Тема нами не забыта, это точно. Метромост – это областной объект, не городской. Но мы готовы подключиться, готовы подставить свое плечо, мы, как профессионалы, можем лишь строить планы по возможному использованию этого объекта для перевозки пассажиров.
Данную тему мы подробно прорабатывали. Сравнивали возможность эксплуатации трамваев и троллейбусов. Отдали предпочтение троллейбусам по очень простой причине: трамвайная сеть – обособленное полотно. Для того чтобы его разместить в центре города, нужно сносить здания. Сами понимаете, что, мягко говоря, это непросто сделать. Либо тогда в ущерб автомобилистам прокладывать пути по существующим дорогам.
Думаем, что окончательное использование метромоста должна определять проектная организация, имеющая компетенции в этой сфере. Могу сказать, что в тело метромоста невозможно загнать троллейбусы. Они просто не впишутся в существующие габариты. Запуск троллейбусов по верху метромоста – это нам неинтересно. Нам важно, чтобы маршрут по мосту был выделенным и безостановочным.
– За последние годы подвижной состав в Омске существенно обновился: приобретены трамваи, троллейбусы, множество автобусов на газе. Планируются ли новые закупки?
– Минприроды РФ в рамках нацпроекта «Экология» выделяет Омской области 400 миллионов рублей на приобретение новых автобусов, работающих на комплимированном природном газе. В действующих ценах – это 20 автобусов большого класса. Если заводы снизят стоимость автобусов, мы может приобрести больше машин.
Предполагаем, что подвижной состав будет приобретен и поставлен до 1 сентября. Это будут большие, комфортабельные автобусы, работающие на комплимированном природном газе. В первую очередь они заменят старые машины. Это обязательное условие участия в нацпроекте – замена старых, неэкологичных автобусов на машины с минимальными выбросами в атмосферу.
– Омск не так давно получил 20 новых больших «экоавтобусов». Сообщалось, что их задействуют для развоза болельщиков после матчей «Авангарда».
– Департамент транспорта и раньше организовывал подачу спецмаршрутов к «Арене Омск» ко времени окончания хоккейных матчей. Новые автобусы большого класса, подаренные Омским НПЗ «Газпром нефти», для этих целей вполне подходят, и в случае поступления заявки от организаторов матчей мы обязательно ее рассмотрим и постараемся удовлетворить. Предварительно можно говорить о пяти специальных маршрутах, которые повезут болельщиков в каждый из округов города.
– Омичи также ждут решения застарелой проблемы – ликвидации пробок после хоккейных матчей. Что будет предпринимать департамент транспорта в этом направлении?
– Было поручение разработать схемы организации дорожного движения для того, чтобы облегчить разъезд. Проектант, а это СибАДИ, очень качественно выполнил свою работу. Они сделали многое: сняли показатели по трафику в границах улиц Шаронова, Лукашевича, проспекта Комарова и бульвара Архитекторов. Все ключевые перекрестки были изучены в утренние и вечерние часы с разбивкой по типу транспорта.
Мы, департамент транспорта, провели изучение мнения горожан о том, как болельщики после матчей планируют добираться домой. С уверенностью могу сказать, что 10 % зрителей по окончании матчей будут добираться до дома пешком. Это жители близлежащих домов. А дальше идет разделение: кто-то на автомобилях, кто-то на такси, кто-то на общественном транспорте. Есть и те, кто будет сочетать способы добраться до дома. Примерно 33 % болельщиков будут добираться до дома на общественном транспорте.
СибАДИ предоставило нам проект организации дорожного движения по дублеру Лукашевича, Шаронова. Кстати, дублер Лукашевича будет уширен до 4 полос в районе «Арены Омск». Будет канализированный правый поворот с дублера Лукашевича на улицу Лукашевича. Изменится пешеходный переход от остановки «Арена Омск» через дублер Лукашевича. Появится регулируемый пешеходный переход через Шаронова в сторону Иртыша, где будет организован большой парк. Изменится организация дорожного движения на перекрестке Крупской и дублера Лукашевича. Одним словом, изменений там будет много, и на словах их объяснить не так просто.
– И омичи больше не будут стоять в пробках после матчей?
– Все делается ради одного – увеличения пропускной способности улиц и увеличения трафика. Но я не хочу никого обманывать и говорить, что за 5 минут все после матчей разъедутся. Количество зрителей на «Арене Омск» увеличится с 10 до 12 тысяч. Большое количество омичей планируют пользоваться личным транспортом. Поэтому пиковая разовая нагрузка на близлежащие улицы после окончания хоккея будет очень большой. И мы предполагаем, что все придет в норму в течение 30–40 минут. При старой арене трафик на близлежащих улицах приходил в норму в течение часа или даже больше. Сотрудники ГИБДД все равно частично будут регулировать движение по окончании игр.
– Увеличение количества транспорта, высокий трафик постоянно требуют мер по оптимизации работы светофоров, снижению загруженности дорог. Что предпринимается дептрансом в этом направлении?
– В 2021 году департамент транспорта во взаимодействии с участком МП УДХиБ «Транссигнал» реализовал 218 корректировок светофоров. Половина из них была направлена на снижение числа заторов, еще половина – на повышение безопасности движения. С начала этого года проведено еще 58 корректировок. В том числе в очагах аварийности.
Работаем на улице Герцена по запрещению левых поворотов. Ситуация значительно изменилась, условия проезда улучшились. Но все равно этот участок у нас в проработке. К примеру, планируем перевести работу светофора на перекрестке Герцена – Булатова из четырехфазной работы в три фазы и организовать выделенную пешеходную фазу. И это мероприятие, как ни странно, должно увеличить пропускную способность участка. Мы там откажемся от правых поворотов по стрелкам.
– Где еще в городе будут запрещены левые повороты?
– В планах – отказаться от трех левых поворотов в городе. Это Кирова – 15-я Рабочая, перекресток Химиков – Энтузиастов в направлении улицы Коммунальной и Красный Путь – Агрономическая при движении из центра города.
Запрещение левых поворотов является очень эффективной мерой по увеличению пропускной способности дорог. Потому что количество транспорта, который проезжает по одной полосе в одном направлении составляет около 1000 единиц в час, при наличии левого поворота на перекрестке – порядка 600 автомобилей в час. При светофорном регулировании эти показатели значительно сокращаются. Бывает, что на полосе стоит 1-2 автомобиля в ожидании поворота, они не дают возможности десяткам машин проехать прямо.
В сотрудничестве с департаментом городского хозяйства мы провели изменение схемы на перекрестке Перелета – Степанца. Когда появилась дополнительная полоса, уровень заторов там значительно спал.
Пробок в 7-8 баллов в Омске давно не было
Да, работа наша не сильно заметна, главное, что она приносит результат. Уровень заторов в городе за последние годы сильно снизился. Давно не было утром пробок 7-8 баллов. Исключение – это зимнее время, когда выпадают обильные осадки. Омск в 2020 году занял первое место из 15 городов-миллионников по антизаторовой ситуации. То есть среди миллионников мы стали лучшими. Даже по сравнению с Новосибирском ездить в Омске приятнее и безопаснее.
– В целом хорошо себя показали выделенные полосы. Планируется ли организация таких полос в ближайшее время?
– Суммарная длина выделенных полос в Омске составляет 6 километров. В планах увеличение их количества. В 2023 году планируем реализовать выделенные полосы по улице Богдана Хмельницкого. Стоимость работ – порядка 1,1 млн рублей. Это и разметка, и знаки. Любой крепкий город-миллионник должен иметь выделенные полосы.
– В Омске за последние годы было организовано много выделенных пешеходных фаз на перекрестках. Из-за этого автомобилисты теперь стоят в пробках. Может, стоит отказаться от этого и оборудовать перекрестки бело-лунными секциями, которые неплохо себя зарекомендовали?
– Обратно отыграть ситуацию со светофорами сейчас – это значит поставить жизнь пешеходов под угрозу. Пешеход – самый незащищенный участник дорожного движения. Рисковать жизнями людей ради увеличения пропускной способности дорог я не уполномочен. Главное для нас – безопасность дорожного движения, а не пропускная способность дорог.
Бело-лунные светофоры размещены на 22 перекрестках. Там режим «просачивания» пешеходов, он допускается ГОСТом. Практика применения бело-лунных секций продолжится. Количество ДТП на таких перекрестках сократилось.
– Весной был установлен первый «умный» светофор на перекрестке Окружной дороги и улицы 10 лет Октября. Но пробки от этого там меньше не стали, даже наоборот, увеличились. «Умные» светофоры Омску не помогут?
– На этом перекрестке глобальная проблема – это чрезмерная нагрузка. Количество прибывающего транспорта превышает пропускную способность участка. И состояние дорожного покрытия там заставляет водителей снижать скорость, это сокращает пропускную способность. Это предельно нагруженный перекресток. У «умного» светофора нет возможности у кого-то забрать излишки времени и отдать их кому-то. Проще говоря, оборудование делает вывод, что при предельной нагрузке там ничего поделать нельзя.
– Омичи заметили, что значительное число автобусов в городе работают без кондукторов. Это создает неудобства пассажирам, особенно в часы пик. Никто не хочет идти работать в общественный транспорт?
– Мы достаточно активно приглашаем на работу кондукторов и водителей. Заработная плата сейчас у них более чем приемлемая. Конечно, условия труда непростые, нужно очень рано вставать и тяжело целый день находиться за рулем. И кондукторам тяжело работать в салоне.
В январе 2021 года на 3,6 % индексировали зарплату сотрудникам, потом с 1 сентября увеличили зарплату на 10 % в МП «Электрический транспорт», в 8-м пассажирском парке. В январе уже проиндексировали зарплату на 4,3 % и планируем повышать ее еще раз, но пока не готов назвать дату и размер индексации.
Средняя зарплата в МП «Электрический транспорт» доходит до 47 тысяч. Но это с учетом переработок. Базовая ставка – в районе 36 тысяч. У кондукторов диапазон зарплат – от 24 до 30 тысяч. Средняя зарплата кондукторов составляет около 28 тысяч рублей. Увеличиваем зарплату и ремонтникам.
– Ровно 4 года назад в Омске чуть не прекратил свое существование муниципальный транспорт. Как оцениваете его состояние сейчас и какие перспективы для развития?
– Состояние пассажирского транспорта в Омске по сравнению с другими городами достаточно крепкое. И по количеству муниципального подвижного состава мы очень хорошо выглядим. Мы не допустили в свое время стагнации. Ежедневный выпуск 420 автобусов, 125 троллейбусов, 60 трамваев – это очень хороший показатель. Во многих городах вообще не сохранили муниципальный транспорт. Сейчас главная проблема – это нехватка людей.
Беседовал Сергей Энквист