Глава дептранса рассказал о новой маршрутной сети, ликвидации пробок после хоккея, а также о запуске троллейбусов на Левобережье.
Тема общественного транспорта в Омске – традиционно одна из самых «горячих». Ежедневно сотни тысяч омичей пользуются автобусами, маршрутками, троллейбусами и трамваями. От качественного транспортного обслуживания зависит в целом комфортность проживания в городе.
Пока идут очередные споры вокруг метрополитена, в Омске готовится к запуску новая маршрутная сеть с магистральными и подвозящими маршрутами. О формировании такого «наземного метро», о новых автобусах и запуске троллейбуса до «Меги» в интервью РИА «Омск-информ» рассказал глава департамента транспорта мэрии Вадим Кормилец.
![](https://img.omskinform.ru/images/13_kormilec.jpg)
– Вадим Геннадьевич, когда будет внедрена новая маршрутная сеть, о которой так много говорилось?
– Работа по внедрению новой маршрутной сети идет, ее никто не останавливал. Новая маршрутная сеть должна способствовать повышению эффективности общественного транспорта, увеличению наполняемости автобусов и троллейбусов, разгрузке центральных магистралей от избытка микроавтобусов. И главное, мы постараемся сократить время, которое омичи тратят на поездку.
Задача сложная, ее сразу не решишь. Мэр поручил постепенно внедрять изменения, не революционно, а эволюционно. Пассажиры не должны пострадать при переходе со старой сети на новую. В Омске планируется промежуточный переходный период, когда будут действовать старые и новые маршруты. А когда омичи привыкнут к новым удобным маршрутам, будут закрываться старые, невостребованные направления.
– Изначально речь шла об организации работы в городе магистральных и подвозящих маршрутов. Чем новая схема организации перевозок будет лучше действующей?
– Новая маршрутная сеть будет строиться по принципу метро. Но только не подземного, а наземного. У нас будут маршруты с малыми интервалами движения, на них будут работать автобусы большого класса. Они будут работать по хребтовым направлениям на центральных магистралях, перевозя основную массу пассажиров. Пассажир доезжает до пересадочного узла и там садится на автобусы малого или среднего класса, которые увезут его до той или иной окраины города. Это будут подвозящие маршруты. В Амуре, Старом Кировске, в Нефтяниках такие маршруты будут. Будут, наверное, и подвозящие маршруты для отдаленных территорий с увеличенным интервалом.
![](https://img.omskinform.ru/images/ostanovka_transport.jpg)
К работам по проектированию новой маршрутной сети мы не так давно привлекли СибАДИ. Университет должен выполнить обследование пассажиропотока в центральной части города на остановках. Когда мы будем избавляться от автобусов малого класса в центре, мы должны понимать, какой объем пассажиропотока там будет. Его будут подхватывать автобусы большого и среднего класса. СибАДИ до 15 июля выдаст нам отчет с проектами организации дорожного движения.
– Кардинальные изменения в транспортной сфере всегда пугают горожан. Не почувствуют ли омичи ухудшения транспортного обслуживания в период внедрения новой маршрутной сети?
– Вновь организованные и старые маршруты первое время могут частично дублировать друг друга. Конечно, длительно это бюджет города себе не позволит. Речь не идет о каких-то заоблачных годах. Смело могу сказать, что уже с 1 июля начнется внедрение очередного этапа новой маршрутной сети. В течение 2023 года мы планируем завершить обновление маршрутов.
![](https://img.omskinform.ru/images/avtobus_2.jpg)
Более того, внедрение новой маршрутной сети уже началось. В ее рамках в начале года запущен регулируемый маршрут № 20, заработал 42-й маршрут, который становится все более востребованным у пассажиров. С появлением 42-го маршрута появилась удобная беспересадочная альтернатива трамваю. Автобусный маршрут проложен по улицам, на которых расположены больницы, роддома, многоквартирные дома на улицах Панфилова и 3-й Транспортной.
– Где в первую очередь планируется организация автобусных маршрутов? К примеру, на той же улице Маршала Жукова уже два года стоят новые остановочные павильоны, но автобусы там не ездят.
– На сегодняшний день для того, чтобы автобусы уходили по Жукова через метромост в направлении Левого берега, нам нужно три остановочных пункта. Первый пункт уже обустроен за перекрестком с улицей Орджоникидзе в направлении метромоста. Необходима организация еще двух пунктов на длинном участке по улице Фрунзе от Орджоникидзе до улицы Гусарова. Там можно сделать два остановочных пункта. Будем работать в этом направлении с департаментом городского хозяйства.
![](https://img.omskinform.ru/images/1_ostanovka1.jpg)
Пока не буду говорить о планируемой организации новых маршрутов, хотя такие планы есть. Объясню почему: в ходе разработки новой сети могут возникнуть изменения, планировавшиеся к организации маршруты могут в нее не войти, а вместо них появятся другие. Поэтому о конкретных маршрутах расскажем после завершения всей работы осенью. И, как уже говорил, начнем поэтапное внедрение нововведений с июля.
– Когда простой омич, садясь в транспорт, не будет чувствовать разницы между муниципальным автобусом и частной маршруткой? В них и стоимость проезда сейчас разная, и в маршрутке нельзя воспользоваться бесплатной пересадкой.
– Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ» (№ 220-ФЗ) предусматривает работу перевозчиков по двум видам тарифов – регулируемому и нерегулируемому. Размер регулируемого тарифа устанавливает муниципалитет. Перевозчику вменяется в обязанность обеспечивать льготный проезд и безналичный расчет при оплате проезда. Взамен городской бюджет компенсирует разницу между установленной стоимостью проезда и реальными затратами на организацию перевозок, подтвержденными РЭК. Перевозчики, работающие по нерегулируемым тарифам компенсацию из бюджета не получают, но имеют право самостоятельно устанавливать стоимость проезда, действие льгот и безналичной оплаты.
Конечно, омичам выгоднее пользоваться транспортом, который работает по регулируемым тарифам. Там они могут воспользоваться терминалами безналичной оплаты, и в этом случае стоимость поездки для них не превысит 25 рублей. При этом студентам и пенсионерам поездка обходится в 18 рублей, а школьникам в 15 рублей. На регулируемых маршрутах действуют транспортные карты «Омка», новая единая карта, безлимитные проездные билеты и пересадочные тарифы.Стоимость поездки на маршруте, который работает по нерегулируемым тарифам, может быть выше, даже если она будет оплачена «безналом». Кроме того, там действует пересадочный тариф.
![](https://img.omskinform.ru/images/omka_shkola_pens.jpg)
При внедрении новой маршрутной сети возможность бесплатной пересадки в течение 45 минут будет расширена. Увеличится скорость передвижения в общественном транспорте, и каждая поездка будет занимать меньше времени.
Вообще департамент транспорта ведет постоянную работу по переводу маршрутов на регулируемые тарифы. В настоящее время из 137 городских маршрутов большинство – 71 – уже переведены на регулируемый тариф. Десять из этих маршрутов обслуживают частные перевозчики. В ближайшее время маршрутов, на которых омичам будет доступен весь спектр льгот и транспортных услуг, станет еще больше.
– Когда омичи смогут доехать на троллейбусе до микрорайона «Прибрежный» на Левом берегу?
– На Левобережье будет построена новая контактная сеть. Она охватит проспект Комарова, улицу Лукашевича от Дианова до Волгоградской, улицу Волгоградскую до пересечения с Дергачева, бульвар Архитекторов. Работы предполагается вести в основном в 2023 году. Омской области выдан инфраструктурный бюджетный кредит в сумме 4,6 млрд рублей. Это большие деньги. На них планируется провести реконструкцию бульвара Архитекторов, покупку 49 троллейбусов, строительство контактной сети и подстанций. Все работы должны быть завершены к декабрю 2023 года. Уже в этом году за счет кредита планируем закупку 20 новых троллейбусов.
Жители Кузьминок в скором времени смогут ездить на троллейбусе
Будет проработана организация трех новых троллейбусных маршрутов до «Меги», микрорайонов Зеленая Река и Прибрежного, маршруты свяжут Левобережье с городком Нефтяников и ж/д вокзалом. Намного повысится качество транспортного обслуживания пассажиров.
– В прошлом году на слуху был проект запуска в теле метромоста трамвая – так называемого метротрама. Сейчас про него как будто забыли.
– Тема нами не забыта, это точно. Метромост – это областной объект, не городской. Но мы готовы подключиться, готовы подставить свое плечо, мы, как профессионалы, можем лишь строить планы по возможному использованию этого объекта для перевозки пассажиров.
![](https://img.omskinform.ru/images/metromost3.jpg)
Данную тему мы подробно прорабатывали. Сравнивали возможность эксплуатации трамваев и троллейбусов. Отдали предпочтение троллейбусам по очень простой причине: трамвайная сеть – обособленное полотно. Для того чтобы его разместить в центре города, нужно сносить здания. Сами понимаете, что, мягко говоря, это непросто сделать. Либо тогда в ущерб автомобилистам прокладывать пути по существующим дорогам.
Думаем, что окончательное использование метромоста должна определять проектная организация, имеющая компетенции в этой сфере. Могу сказать, что в тело метромоста невозможно загнать троллейбусы. Они просто не впишутся в существующие габариты. Запуск троллейбусов по верху метромоста – это нам неинтересно. Нам важно, чтобы маршрут по мосту был выделенным и безостановочным.
– За последние годы подвижной состав в Омске существенно обновился: приобретены трамваи, троллейбусы, множество автобусов на газе. Планируются ли новые закупки?
– Минприроды РФ в рамках нацпроекта «Экология» выделяет Омской области 400 миллионов рублей на приобретение новых автобусов, работающих на комплимированном природном газе. В действующих ценах – это 20 автобусов большого класса. Если заводы снизят стоимость автобусов, мы может приобрести больше машин.
![](https://img.omskinform.ru/images/3_salon_avtobus.jpg)
Предполагаем, что подвижной состав будет приобретен и поставлен до 1 сентября. Это будут большие, комфортабельные автобусы, работающие на комплимированном природном газе. В первую очередь они заменят старые машины. Это обязательное условие участия в нацпроекте – замена старых, неэкологичных автобусов на машины с минимальными выбросами в атмосферу.
– Омск не так давно получил 20 новых больших «экоавтобусов». Сообщалось, что их задействуют для развоза болельщиков после матчей «Авангарда».
– Департамент транспорта и раньше организовывал подачу спецмаршрутов к «Арене Омск» ко времени окончания хоккейных матчей. Новые автобусы большого класса, подаренные Омским НПЗ «Газпром нефти», для этих целей вполне подходят, и в случае поступления заявки от организаторов матчей мы обязательно ее рассмотрим и постараемся удовлетворить. Предварительно можно говорить о пяти специальных маршрутах, которые повезут болельщиков в каждый из округов города.
– Омичи также ждут решения застарелой проблемы – ликвидации пробок после хоккейных матчей. Что будет предпринимать департамент транспорта в этом направлении?
– Было поручение разработать схемы организации дорожного движения для того, чтобы облегчить разъезд. Проектант, а это СибАДИ, очень качественно выполнил свою работу. Они сделали многое: сняли показатели по трафику в границах улиц Шаронова, Лукашевича, проспекта Комарова и бульвара Архитекторов. Все ключевые перекрестки были изучены в утренние и вечерние часы с разбивкой по типу транспорта.
![](https://img.omskinform.ru/images/arena_osteklenie.jpg)
Мы, департамент транспорта, провели изучение мнения горожан о том, как болельщики после матчей планируют добираться домой. С уверенностью могу сказать, что 10 % зрителей по окончании матчей будут добираться до дома пешком. Это жители близлежащих домов. А дальше идет разделение: кто-то на автомобилях, кто-то на такси, кто-то на общественном транспорте. Есть и те, кто будет сочетать способы добраться до дома. Примерно 33 % болельщиков будут добираться до дома на общественном транспорте.
СибАДИ предоставило нам проект организации дорожного движения по дублеру Лукашевича, Шаронова. Кстати, дублер Лукашевича будет уширен до 4 полос в районе «Арены Омск». Будет канализированный правый поворот с дублера Лукашевича на улицу Лукашевича. Изменится пешеходный переход от остановки «Арена Омск» через дублер Лукашевича. Появится регулируемый пешеходный переход через Шаронова в сторону Иртыша, где будет организован большой парк. Изменится организация дорожного движения на перекрестке Крупской и дублера Лукашевича. Одним словом, изменений там будет много, и на словах их объяснить не так просто.
– И омичи больше не будут стоять в пробках после матчей?
– Все делается ради одного – увеличения пропускной способности улиц и увеличения трафика. Но я не хочу никого обманывать и говорить, что за 5 минут все после матчей разъедутся. Количество зрителей на «Арене Омск» увеличится с 10 до 12 тысяч. Большое количество омичей планируют пользоваться личным транспортом. Поэтому пиковая разовая нагрузка на близлежащие улицы после окончания хоккея будет очень большой. И мы предполагаем, что все придет в норму в течение 30–40 минут. При старой арене трафик на близлежащих улицах приходил в норму в течение часа или даже больше. Сотрудники ГИБДД все равно частично будут регулировать движение по окончании игр.
– Увеличение количества транспорта, высокий трафик постоянно требуют мер по оптимизации работы светофоров, снижению загруженности дорог. Что предпринимается дептрансом в этом направлении?
– В 2021 году департамент транспорта во взаимодействии с участком МП УДХиБ «Транссигнал» реализовал 218 корректировок светофоров. Половина из них была направлена на снижение числа заторов, еще половина – на повышение безопасности движения. С начала этого года проведено еще 58 корректировок. В том числе в очагах аварийности.
![](https://img.omskinform.ru/images/15_svetofor.jpg)
Работаем на улице Герцена по запрещению левых поворотов. Ситуация значительно изменилась, условия проезда улучшились. Но все равно этот участок у нас в проработке. К примеру, планируем перевести работу светофора на перекрестке Герцена – Булатова из четырехфазной работы в три фазы и организовать выделенную пешеходную фазу. И это мероприятие, как ни странно, должно увеличить пропускную способность участка. Мы там откажемся от правых поворотов по стрелкам.
– Где еще в городе будут запрещены левые повороты?
– В планах – отказаться от трех левых поворотов в городе. Это Кирова – 15-я Рабочая, перекресток Химиков – Энтузиастов в направлении улицы Коммунальной и Красный Путь – Агрономическая при движении из центра города.
![](https://img.omskinform.ru/images/levyy_povorot_znak.jpg)
Запрещение левых поворотов является очень эффективной мерой по увеличению пропускной способности дорог. Потому что количество транспорта, который проезжает по одной полосе в одном направлении составляет около 1000 единиц в час, при наличии левого поворота на перекрестке – порядка 600 автомобилей в час. При светофорном регулировании эти показатели значительно сокращаются. Бывает, что на полосе стоит 1-2 автомобиля в ожидании поворота, они не дают возможности десяткам машин проехать прямо.
В сотрудничестве с департаментом городского хозяйства мы провели изменение схемы на перекрестке Перелета – Степанца. Когда появилась дополнительная полоса, уровень заторов там значительно спал.
Пробок в 7-8 баллов в Омске давно не было
Да, работа наша не сильно заметна, главное, что она приносит результат. Уровень заторов в городе за последние годы сильно снизился. Давно не было утром пробок 7-8 баллов. Исключение – это зимнее время, когда выпадают обильные осадки. Омск в 2020 году занял первое место из 15 городов-миллионников по антизаторовой ситуации. То есть среди миллионников мы стали лучшими. Даже по сравнению с Новосибирском ездить в Омске приятнее и безопаснее.
– В целом хорошо себя показали выделенные полосы. Планируется ли организация таких полос в ближайшее время?
– Суммарная длина выделенных полос в Омске составляет 6 километров. В планах увеличение их количества. В 2023 году планируем реализовать выделенные полосы по улице Богдана Хмельницкого. Стоимость работ – порядка 1,1 млн рублей. Это и разметка, и знаки. Любой крепкий город-миллионник должен иметь выделенные полосы.
– В Омске за последние годы было организовано много выделенных пешеходных фаз на перекрестках. Из-за этого автомобилисты теперь стоят в пробках. Может, стоит отказаться от этого и оборудовать перекрестки бело-лунными секциями, которые неплохо себя зарекомендовали?
– Обратно отыграть ситуацию со светофорами сейчас – это значит поставить жизнь пешеходов под угрозу. Пешеход – самый незащищенный участник дорожного движения. Рисковать жизнями людей ради увеличения пропускной способности дорог я не уполномочен. Главное для нас – безопасность дорожного движения, а не пропускная способность дорог.
![](https://img.omskinform.ru/images/17_svetofor.jpg)
Бело-лунные светофоры размещены на 22 перекрестках. Там режим «просачивания» пешеходов, он допускается ГОСТом. Практика применения бело-лунных секций продолжится. Количество ДТП на таких перекрестках сократилось.
– Весной был установлен первый «умный» светофор на перекрестке Окружной дороги и улицы 10 лет Октября. Но пробки от этого там меньше не стали, даже наоборот, увеличились. «Умные» светофоры Омску не помогут?
– На этом перекрестке глобальная проблема – это чрезмерная нагрузка. Количество прибывающего транспорта превышает пропускную способность участка. И состояние дорожного покрытия там заставляет водителей снижать скорость, это сокращает пропускную способность. Это предельно нагруженный перекресток. У «умного» светофора нет возможности у кого-то забрать излишки времени и отдать их кому-то. Проще говоря, оборудование делает вывод, что при предельной нагрузке там ничего поделать нельзя.
– Омичи заметили, что значительное число автобусов в городе работают без кондукторов. Это создает неудобства пассажирам, особенно в часы пик. Никто не хочет идти работать в общественный транспорт?
– Мы достаточно активно приглашаем на работу кондукторов и водителей. Заработная плата сейчас у них более чем приемлемая. Конечно, условия труда непростые, нужно очень рано вставать и тяжело целый день находиться за рулем. И кондукторам тяжело работать в салоне.
![](https://img.omskinform.ru/images/konduktor_oplata_passazhir.jpg)
В январе 2021 года на 3,6 % индексировали зарплату сотрудникам, потом с 1 сентября увеличили зарплату на 10 % в МП «Электрический транспорт», в 8-м пассажирском парке. В январе уже проиндексировали зарплату на 4,3 % и планируем повышать ее еще раз, но пока не готов назвать дату и размер индексации.
Средняя зарплата в МП «Электрический транспорт» доходит до 47 тысяч. Но это с учетом переработок. Базовая ставка – в районе 36 тысяч. У кондукторов диапазон зарплат – от 24 до 30 тысяч. Средняя зарплата кондукторов составляет около 28 тысяч рублей. Увеличиваем зарплату и ремонтникам.
– Ровно 4 года назад в Омске чуть не прекратил свое существование муниципальный транспорт. Как оцениваете его состояние сейчас и какие перспективы для развития?
– Состояние пассажирского транспорта в Омске по сравнению с другими городами достаточно крепкое. И по количеству муниципального подвижного состава мы очень хорошо выглядим. Мы не допустили в свое время стагнации. Ежедневный выпуск 420 автобусов, 125 троллейбусов, 60 трамваев – это очень хороший показатель. Во многих городах вообще не сохранили муниципальный транспорт. Сейчас главная проблема – это нехватка людей.
Беседовал Сергей Энквист