В департаменте транспорта омской мэрии рассказали о планах приобретения 240 новых автобусов «ЛиАЗ», работающих на природном газе. Первую партию машин ждут уже в декабре.
О том, что омская компания «Автомаркет» выиграла торги на поставку в город 48 новых автобусов, стало известно в конце сентября. По условиям договора с департаментом транспорта Омска автобусы должны прибыть на территорию муниципального «Пассажирского предприятия № 8» до 15 декабря текущего года. Однако, как выяснило РИА «Омск-информ», это будут лишь первые ласточки большого проекта по кардинальному обновлению автобусного парка. Речь идет именно о замене старых машин новыми, и обновление парка напрямую не связано с увеличением числа автобусов, выходящих в рейс. Давайте разбираться, действительно ли это ключевой вопрос транспортной проблемы.
Что покупаем?
В требованиях, которые омские транспортники выдвинули поставщикам, прописано: вместимость автобуса – не менее 95 человек с 25–30 посадочными местами, вид топлива – компримированный (сжатый) природный газ. Кузов автобуса должен быть низкопольным, оснащенным откидной аппарелью для возможности заезда инвалидной коляски. В салоне должны быть установлены не менее пяти камер видеонаблюдения, водительское место дополнительно дооборудовано монитором, видеорегистратором, навигационной системой ЭРА-ГЛОНАСС.
Под заданные параметры «Автомаркет» подобрал для Омска автобусы марки «ЛиАЗ-5292.67».
– Автобус большого класса, предназначен для работы на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком. Отсутствие ступеней обеспечивает высокую скорость пассажирообмена, что сокращает время прохождения маршрута на 15 %, – сообщает о модели производитель.
Заявленный ресурс агрегатной базы в 1 млн километров ни один из новых ЛиАЗов еще не выработал в силу новизны модели, но машины уже успели достаточно хорошо себя зарекомендовать на дорогах Москвы, Казани, Ростова-на-Дону, Тюмени и Алматы.
За чей счет «банкет»?
Цены на новые газомоторные ЛиАЗы стартуют примерно с 13 млн рублей. Это дорого, и до недавнего времени омские власти если и решались на массовую закупку нового подвижного состава, то делали ставку на более дешевые машины. Так, в 2018 году на муниципальные маршруты вышли 100 новых автобусов «ПАЗ» модели «Вектор Next» (вместимость – до 53 пассажиров) и 100 «ГАЗелей Next» (20 пассажиров). Тогда это стало спасением от транспортного коллапса, но выход на перегруженные городские магистрали большого количества автобусов среднего и малого классов создал новые проблемы.
– Толчея из микроавтобусов приводит к замедлению скорости передвижения по городу. В результате в пробках вынуждены стоять все – и большие автобусы, и личные автомобили, и сами маршрутки. Мы хотим от этого избавиться. Маловместительные автобусы должны уйти на периферию, на подвозящие направления, – считает заместитель директора департамента транспорта Омска Игорь Кожухов.
По его словам, по-настоящему массовая закупка автобусов большого класса стала возможным благодаря участию в нескольких национальных проектах.
– Если раньше автобусы приобретались из средств регионального и муниципального бюджетов, то сейчас появилась возможность покупать подвижной состав за счет бюджета федерального. Такая возможность предоставляется в рамках национальных проектов «Безопасные и качественные дороги» (БКД), «Экология» и «Чистый воздух». Именно по линии БКД для Омска были закуплены 62 троллейбуса «Адмирал». Стоимость каждой машины чуть больше 20 млн рублей, однако город оплатил только 40 % этой суммы, а остальное закрыл федеральный бюджет. По аналогичной схеме в 2020 году были приобретены 20 автобусов газомоторных Volgabus, – сообщил Кожухов. – Сейчас ситуация складывается еще благоприятнее. За счет участия в нацпроектах «Экология» и «Чистый воздух» уже в этом году для Омска будет закуплена партия из 48 автобусов марки «ЛиАЗ». При этом все деньги – 613 млн рублей, выделяются из федерального бюджета. Из бюджетов Омска и Омской области не будет потрачено ни рубля.
Условия контракта оказались столь привлекательными, что департамент транспорта теперь хочет договориться о дополнительной поставке еще трех метановых «ЛиАЗов-5292.67» за счет 39 млн рублей, сэкономленных на торгах. Таким образом, в Омск может поступить не 48, а 51 автобус большого класса. В следующем году планируется приобрести еще 72 машины. Вообще же для Омской области утвержден комплексный план развития, рассчитанный до 2024 года, которым предусматривается выделение Федерацией денежных средств на приобретение 240 новых автобусов, работающих на природном газе.
Как увезти всех?
Средства на приобретение подвижного состава по линии нацпроектов «Экология» и «Чистый воздух» выделяются именно для замещения морально и физически устаревших, а потому нещадно дымящих автобусов. Иными словами, общего увеличения количества больших автобусов в рамках данного проекта не произойдет. Между тем омичи часто жалуются на дискомфорт от поездок в постоянно переполненном общественном транспорте. Изогнутым в три погибели пассажирам уже не до экологии.
Увеличить общую вместимость муниципального транспорта и уменьшить интервал движения можно за счет новых автобусов, приобретаемых в рамках участия в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги». Однако свои ограничения есть и в этом случае. Так, новые автобусы и троллейбусы должны работать только на так называемых магистральных маршрутах. Транспорт на таких маршрутах должен работать с 6 до 23 часов с интервалами в час пик не более 10, в остальное время не больше 20 минут.
– Работы по приобретению нового подвижного состава по различным нацпроектам идут параллельно. По линии БКД мы разместили заявки на 2021 и 2022 год, сейчас ждем их одобрения, – сообщили в департаменте транспорта.
Пока ясно, что работающие по нерегулируемым тарифам частники «вывезти» транспортную ситуацию в миллионном городе не способны. Во-первых, их маловместительные «ГАЗели» и микроавтобусы аналогичного класса неэффективны. Утром такая машина заполняется еще на конечной остановке и дальше едет в таком виде практически без остановок. Людям в центре города остается только провожать переполненные маршрутки взглядом и переполняться раздражением.
Во-вторых, погоня за прибылью не стимулирует к работе на окраинах, тем более в вечерние часы. В последнее время это стало особенно заметно, поскольку общее количество микроавтобусов в Омске уменьшилось. Административное регулирование здесь ни при чем. В период пандемии произошло значительное снижение пассажиропотока, а в результате частникам стало невыгодно работать в рамках контракта по нерегулируемым тарифам. Они просто покидают рынок перевозок.
– Эту нишу нужно оперативно заполнять, а для этого нужна новая маршрутная сеть. Мы разрабатываем ее с учетом фактического пассажиропотока. Пока подсчеты производятся на основе данных о безналичной оплате проезда. Мы уже научились понимать, сколько человек пользуется тем или иным маршрутом, но методику нужно еще дорабатывать. Например, в ходе одного из мониторингов наша система показала, что пассажиры садились на автобусы, идущие из микрорайона Осташково в сторону центра, но значительная масса людей выходила на улицах Кирова и Богдана Хмельницкого. Мы предполагаем, что они пересаживались на маршруты, идущие, в частности, на Московку. Значит, это направление востребовано, а вот в какой мере – нужно просчитывать более детально, – сообщил о планах дептранса Игорь Кожухов.
По его словам, новая маршрутная сеть должна быть готова в следующем году. Кстати, готовность включиться в ее разработку выразили операторы сотовой связи. Смартфоны сегодня есть в руках почти у каждого, и данные о концентрации подключенных к сети устройств в том или ином месте и в интересующее время теоретически могут указать востребованные направления. Закроют их и с помощью новых метановых ЛиАЗов, а до появления схемы эти машины планируется разделить между маршрутами № 29, 33, 45, 61, 79, 95, 103.