Бывший градоначальник порассуждал о работе связки Фадина-Бурков, кланах в омской политике, а также высказался о Генплане и метро.
РИА «Омск-информ» публикует вторую, заключительную, часть интервью с бывшим мэром города Вячеславом Двораковским. Беседа состоялась в рамках нового спецпроекта «ПолитФинанс» (первая часть интервью – здесь).
Экс-глава города обозначил свой взгляд на расстановку политических сил в регионе, критически оценил новый Генплан до 2040 года и напомнил о необходимости строительства метро.
О варягах и кланах
– Сейчас мэрия и правительство региона – единая команда. Но при этом складывается ощущение, что область подмяла под себя муниципалитет. И кадровые решения напрямую идут от губернатора.
– С вами можно согласиться. Об этом говорят многие. Сегодня руководящие кадры представлены не омичами. Приходят люди, не имеющие опыта работы, это не очередная ступень карьеры, а огромная дистанция с тем, чем они занимались раньше. Что называется, ждешь, что человек освоится на новом месте, но время проходит, а улучшений никаких. Раз варяги появились в правительстве Омской области и в городской администрации из одного и того же региона, то, вероятно, налицо влияние губернатора, приехавшего из Екатеринбурга.
К примеру, сейчас департаментом архитектуры руководят юристы, нет главного архитектора города. Но любой из нас отчетливо понимает, что архитектор – особая профессия, он должен глубоко знать демографию, психологию людей, экономику, понимать особенности климата, иметь широкий кругозор, знать историю и культуру.
– Развивая тему «приглашенных» политиков, местный агитпроп сейчас ставит в заслугу нынешнему губернатору победу над омскими кланами. Так ли это?
– Я считаю, что кланы – миф у нас в Омской области. Если хотите, вся история – это история кланов, то есть финансовых групп. Русско-Японская, Первая и Вторая мировая войны – борьба за капитал.
Так и в современном Омске. Да, есть у нас компании, руководители которых или собственники, помимо коммерческих интересов, занимают определенные должности. Все это кланы. Если заняться исполнением наших законов, роль кланов резко снизится. Если коммерция давит на власть, значит, власть дала для этого повод.
Поэтому степень независимости правительства и борьба за исполнение законов – единственная защита от кланов. Как только начали этим немного заниматься, то вот кланы и «подсели». Думаю, власть найдет в себе силы и наведет в порядок окончательно.
Фадиной работать мэром сложнее
– Перейдем к теме преемственности руководства городом. Как считаете, вашей сменщице, Оксане Фадиной, легче или сложнее в должности руководителя муниципалитета? Сейчас, казалось бы, проблема финансов решается федеральным центром.
– Думаю, Оксане Николаевне ни капли не легче. Впрочем, нет нападок со стороны области, это хорошо, энергия впустую не уходит, и можно сосредоточиться на выполнении своих функций. Но, с другой стороны, проще не стало: деньги везут, но они целевые. За город очень досадно. У нас сейчас 60 % дорог отремонтированы, причем сделаны хорошо. Представьте, если бы на них была разметка, какой стал бы нарядный город! А ее нет, потому что не хватает денег. К тому же это безопасность дорожного движения.
Или вот нынешняя зима практически бесснежная, и снова нападки на городские власти. Друзья мои, но ведь там не хватает техники, людей, потому что зарплата копеечная. Мы в 2014-м году единственный раз подняли оплату труда рабочим. Представьте, трудиться на ветру, на морозе, с лопатой, весь день, а иной раз еще и ночью. Кстати, именно в бытность мою мэром принято решение о работе дорожных служб в ночное время.
Как вы думаете, ей легко разговаривать с этими людьми: нужно требовать, добиваться результата? Но, увы, есть реальные условия жизни. Поэтому не думаю, что Оксане Фадиной проще работать.
– Как вы считаете, есть ли у действующего мэра команда?
– Думаю, ей с этой командой работать очень сложно. Сейчас нет многих руководителей департаментов: депфинансов, депэкономики, депкультуры. Человек, который временно исполняет обязанности и видит, что не станет руководителем, он не негодяй и не бездельник. Он психологически не может работать так, чтобы департамент полноценно действовал. И когда у руководителя помощников нет, то добиваться высоких показателей эффективности сложно.
– По поводу женщин в вашей команде, их работало достаточно много: вице-мэры Елена Бреер и Ирина Касьянова, глава депфинансов Инна Парыгина, руководитель депэкономики Гульнар Айтхожина. И все они были на виду. Сейчас ситуация такова, что женщины – руководители департаментов как-то не приживаются. Так, депэкономики покинула Ольга Парфенова, и замену ей до сих пор не нашли. С чем, думаете, такая ситуация связана?
– Если бы этот вопрос задали физику, он бы сказал, что одноименные заряды отталкиваются. У нас почему столько женщин работало? Потому что отбор был исключительно по профессиональным качествам. Так сложилось, не существовало разделения по гендерному признаку. А то, что сейчас женщин не стало, не очень понятно. Департамент экономического развития обезглавили, а замену на это место не нашли. Какой в этом смысл? Мне трудно это объяснить. Может, такова позиция нынешнего главы города, может, это такой стиль главы города, в который женщины не вписываются. А может, подходящих кандидатур на эту должность просто не нашлось, то есть реальный кадровый голод. Признаться, я только сейчас задумался над ответом на этот вопрос.
– Есть в команде Оксаны Фадиной и руководитель, который работал еще при вас, глава Управления дорожного хозяйства и благоустройства Владимир Казимиров. В чем секрет его долгой работы в мэрии?
– Позволю себе еще одну вольность. Когда опубликовали отчет о результатах трехлетней деятельности Оксаны Фадиной, там указывалось, что создана система управления и руководства администрации города. Когда ночью, в половину четвертого, глава города объясняла, почему снег плохо убирают, она сказала, что нет системной работы с дорожными службами, главами округов, управляющими компаниями и бизнесом. Так есть система или нет?
А на следующий день Владимир Казимиров в интервью заявил, что не хватает техники и людей. Понятно, почему он держится? Он не врет, а работает.
Объединение бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» в свое время стоило нам больших усилий. Когда это произошло, на 47 % увеличилась производительность техники, на 36 % увеличилась производительность рабочих. Не стало непроизводительных затрат. Владимир Казимиров понимает и откликается на такие вещи.
– Вы последний мэр города, которого избирали горожане. Оксану Фадину в конце 2017 года сделал главой города горсовет. На ваш взгляд, какая система наиболее эффективна?
– Когда обсуждался вопрос об изменении законодательства и что руководителей муниципальных образований будут избирать по-другому, территориям предоставили выбор. На эту тему были слушания в Госдуме, я также участвовал в этом мероприятии. Профессор Александр Костюков (профессор, завкафедрой государственного и муниципального права юридического факультета ОмГУ имени Достоевского – РИА «Омск-информ») был готов к выступлению. Мы его позицию знали. Но на входе в зал секретариат комитета предупредил: «Не вздумайте лезть со своим выступлением». То есть заранее была поставлена задача изменить систему выборов.
Я тогда и сейчас считаю, что если мэра выбирает не население, это уже не местное самоуправление.
Фактически местное самоуправление в нашей стране не сумело стать самостоятельным уровнем власти, как это написано в Конституции. Полномочия, которые были определены, постоянно менялись федеральными законами, без учета финансового подкрепления этих корректив.
Таким образом, местное самоуправление довели такого состояния, что необходимо было что-то менять. В таком случае надо делать сейчас, как в советские времена, и вернуть такую структуру, как исполнительный комитет Омска, то есть восстановить вертикаль власти. Тогда будет правильно. А сейчас, я считаю, это несоответствие нынешнему законодательству.
– Есть такое наблюдение, что, когда изменилась выборная система, областная и городская власти дистанцировались, отстранились от людей, несмотря на соцсети, тот же «Инстаграм». Возникла какая-то стена на уровне города и области. Когда вы работали мэром, такой закрытости не было. Это федеральный тренд или дань времени, что у нас ушла как таковая демократия?
– Демократия в нашей стране случайно заблудилась и где-то умерла (Улыбается). Это вопрос очень сложный. Может, это прозвучит крамольно. Местное самоуправление потеряло свою самостоятельность и возможность откликаться на нужды населения, это привело к сокращению контактов власти с людьми. Но и область потеряла возможность непосредственно реализовать свои функции по удовлетворению нужд населения. Все переместилось в федеральный центр, а руководители страны стали закрывать все это целевыми программами. Из Москвы сложно учесть своеобразие каждого региона страны.
Наступил 2012 год – майские указы президента, потом ежегодные послания президента Федеральному собранию. Особенно запомнились всем 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест и так далее. Все мы знаем, что далеко не все было исполнено. Но в это время возникали проблемы на территории области и города, которые решались далеко не в полном объеме. Так и нарастает разрыв между властью и населением.
И тут наступила беда информационного века. Информации море, никто даже не помыслил соориентировать людей. Эта информация заполнила пустоту, образовавшуюся от разрыва контактов власти с населением.
– На прошлой неделе появились данные, что Оксана Фадина собирается идти в Госдуму. Вы считаете, она может позволить себе покинуть управление городом или правильнее доработать до конца полномочий мэра?
– Мы начали с того, что любая территория должна управляться. А основа управления – анализ. Сделав анализ трех лет работы, сделали вывод: идем в Госдуму, потому что мы исчерпали свои возможности и надо идти спасать местное самоуправление на высшем уровне. Если мотив такой, тогда еще понятно.
А если кадров нет, разобраться в жизни города сложно, как тогда? Меня эта новость, мягко говоря, поразила. Даже с точки зрения политтехнологов: планируется, что у Фадиной будет четвертое место в объединенном округе в Госдуму. Функция этого списка – «паровоз». Что-то этот паровоз без угля.
Сложно на этот вопрос отвечать, но, наверное, для этих амбиций есть какие-то основания.
Велодорожка не заменит метро
– Перейдем к еще одной важной теме – архитектуре города. Как вы относитесь к Генплану до 2040 года, принятому в прошлом году?
– Город принял Генплан, в котором полностью исключены путепроводы, магистрали непрерывного движения. Сохранится частный сектор, Генплан его не затрагивает, а у нас в частном секторе 30 % брошенных домов, люди ждут, когда за них получат деньги. Там никто не будет жить и строить там сложно, потому что нет коммуникаций и к каждому конкретному объекту их не подведешь.
Или еще пример, район 5-го таксопарка, станции Восточной. Там развивается мелкий и средний бизнес, люди создали различные предприятия. Поскольку этот район развивается, данная площадка востребована для бизнеса. А в Генплане это территория жилищного строительства.
Мы и так каждый год регистрируем ликвидацию малого бизнеса, ежегодно прекращают свою деятельность тысячи малых предприятий. Давайте и это смахнем и будем строить. А частный сектор, где нужно возводить многоэтажное жилье, оставим в таком полуразрушенном виде. Я привел конкретные примеры, чтобы наглядно показать, что Генплан не отвечает интересам жителей Омска.
– В обновленном Генплане есть некая альтернатива метро – метротрам. Областные власти предлагают и другую альтернативу – грандиозную набережную вдоль Иртыша с велодорожками, восстановление водного транспорта. Достаточно ли это жизнеспособная замена «подземке»?
– Метро Омску крайне необходимо. Простой пример – омичи, уезжающие каждое утро с Левого берега на работу. Едешь, на остановке в 7:15, 7:20 стоят люди, дует ветер, идет снег, они на ней гарцуют (показывает, как люди ждут транспорта, уворачиваясь от порывов ветра – РИА «Омск-информ»). А если выпал снег и автобус застрял в пробке, то омичи еще и мерзнут в нашем сибирском городе с его протяженностью вдоль Иртыша. Омск – второй по протяженности после Волгограда. Как вы считаете, нужно ли нашему городу метро? Вот и все!
Основа любого Генплана – транспортный каркас города. В нем есть место и развязкам, и метрополитену, и мостам. Только тогда возможно развитие города. Почему произошел отказ от метро, я плохо понимаю.
Извините меня, эта велодорожка вдоль Иртыша, она что дает, когда у нас колоссальные проблемы с транспортом в городе. Что она решит? Она только для велосипедистов. Самый страх заключается в том, что велодорожка выходит в Иртыш и располагается на опорах. Какие же надо ставить опоры, учитывая, что у нас на реке ледоходы! Там еще запланирован то ли подвесной, то ли разводной мост в районе Нефтяников. Мягко говоря, мой взгляд на развитие транспортного каркаса совершенно иной.
Что касается водного транспорта, он эффективен при наличии точек притяжения по берегам рек. А есть такие в городе и в области вдоль Иртыша? И потом это решение транспортной проблемы на 5 месяцев.
Считаю, что нужно было изыскивать ресурсы и ни в коем случае не останавливать строительство метро.
То, что горсовет настаивал на смещении красных линий, чтобы можно было возводить здания и развиваться бизнесу, так это еще страшнее. Мы отодвинем будущее метро, это решение либо совсем убьет надежду на «подземку», либо повлечет дополнительные расходы.
– А что стало с теми линиями метро, которые уже построены?
– Спасти еще можно, наибольшие проблемы с тоннелями на Левом берегу, от станции Заречная до «Кристалла». Там тоннели уже собраны, но туда заходила вода, она замерзала, поэтому геометрия подземного сооружения изменилась. Убежден, что все уже существующие станции после обследования можно привести в нормальное состояние, и, как любое метро,оно прослужит более 100 лет. Все будет работать, но если все в таком положении оставить, то наступит точка невозврата.
– В продолжение темы городской инфраструктуры, есть ли у вас любимое место в городе и та точка, которая вас отталкивает?
– В городе много хороших мест. Очень дорог СибНИИСХоз, потому что он два депутатских созыва был на моем округе. Мы там очень много сделали, люди там были очень активные. Это оазис в городе фанатов сельского хозяйства. Когда областью руководил Сергей Манякин, ориентировочно с 1970 по 1981 год объем выращенной пшеницы твердых сортов вырос в 35 раз. И потом СибНИИСХоз сделал много для создания других сортов. Я, когда в этом округе избирался, мне этот край очень полюбился.
А сказать, что что-то не нравится, много и досадных мест. Например, район Луговых: и место там заброшенное, и люди маются. Такие места, к сожалению, есть.
– В завершение беседы такой вопрос: когда вы работали мэром, ходили на матчи футбольного клуба «Иртыш». Сейчас команда в ФНЛ, в состав учредителей вошло облправительство. Следите сейчас за нашими футбольными успехами?
– Все замечательно! Команду поддержали, дали возможность поработать тренеру на достойной зарплате, область вошла в состав учредителей. Омск – футбольный город, у нас шикарные были команды, потому я очень рад этому событию. Думаю, что будущее у омского футбола самое светлое.
P.S. Как бы ни критиковали Вячеслава Двораковского как мэра, однако его работа прочно ассоциируется с понятием «команда». Существовал коллектив единомышленников, все пять лет действовавших сплоченно. Это команда, которая умела слаженно работать, обеспечивая развитие города, потому что ее скрепляла и продвигала любовь к родному Омску.
Записала Елена Ляхова,
Фото Максима Самылкина