Дирижер, сценарист и ведущий Олег Бураков в Омске личность известная и в дополнительном представлении не нуждается. Сейчас он занят подготовкой к своему новому проекту 2 июля в Омске в Концертном зале Омской филармонии пройдет одно из ярких культурных событий года – концерт «Весь вечер - Штраус». Корреспондент РИА «Омск-Информ» встретился с Олегом Бураковым и узнал подробности создания этого проекта.
- Олег Владимирович, афиша представляет концерт как авторский проект. Что это значит?
- Вообще говоря, если программа и способы ее сценического воплощения намечены, то это уже проект. А в моем случае сюда входят также разработка рекламной продукции на профессиональном дизайнерском уровне, грамотное ее размещение, серия интервью и анонсов в СМИ, изучение спроса и даже экспериментирование в технике продаж билетов.
- И всем этим занимаетесь вы? Пожалуй, необычное амплуа для дирижера..
- Знаете, мне это интересно, это меня увлекает. А толчком к подобному занятию стала своеобразная аллергия на полупустые залы.… Даже если это залы на тысячу и более мест. Дыхание публики – это далеко не второстепенный импульс для вдохновенной работы артиста. Из пятнадцати лет службы главным дирижером, три года у меня прошли в яростной борьбе за свою аудиторию, остальные двенадцать – в условиях почти постоянных аншлагов. Теперь я гастролирующий дирижер, но по-прежнему, выходя за пульт, каждый раз мечтаю увидеть полный зал! И нередко принимаю для этого меры..как сейчас.
- Тем не менее, многие считают, что «оседлая» жизнь дирижера лучше…
- Видите ли, можно взвешивать плюсы и минусы, но в «свободном полете» я оказался вынужден придумывать нестандартные программы, чтобы их с охотой принимали для тиражирования разные города. Они всегда должны быть событийными, а значит – создаваться и исполняться на пике творческого горения.
- Ваш концерт «Весь вечер - Штраус» в афише обозначен в рамках «российского тура». Он уже побывал не только в России?
- Да, богатый «урожай» собран в Испании – десятки больших и малых городов… но в эксклюзивном варианте программа прошла неоднократно в Барнауле, Новосибирске, Красноярске, Томске, Уфе.
- В чем ее эксклюзивность?
- Под этим словом я подразумеваю не претенциозность, а просто особую манеру преподнесения музыки…в «нескучном» виде.
- А разве Штраус сам по себе может быть другим?
- Никогда. Но речь идет об очень хорошо забытом старом: жизнь Штраусов тоже прошла в битвах за право блистать на сцене, в условиях жесткой конкуренции. Поэтому их концерты часто превращались в спектакли, в игру с публикой, полную розыгрышей, шуток, жонглирования шокирующими названиями премьерных сочинений.
- И вы оживляете их сценарии и копируете их?
- Нет, скорее сочиняю и оживляю ту атмосферу в осовремененном варианте.
- Получается что-то вроде музыкального капустника?
- Я бы так не сказал, хотя что-то подобное и происходит. Во всяком случае, зал часто погружается в какую-то интеллектуально-чувственную эйфорию…. Так было, например, в переполненном зале новосибирского Академгородка. А ученую и изысканную публику, поверьте, трудно раскачать. Но все же, главное – это музыка, качество ее исполнения. И к этому я отношусь очень трепетно, потому что в нашей стране для абсолютного большинства «случайных» уличных слушателей Штрауса представление о его музыке сильно искажено исполнением в парковых концертах, на площадках с ужасной акустикой. Слава богу, эти «ракушки» почти все уже снесены…
- Но, согласитесь, ведь 1 января в нашей стране, как и во всем мире, смотрят и слушают новогоднюю трансляцию Штрауса из Вены?
- Не спорю. Да и звукозапись давно изменила нашего человека – от аудиокассет и до дисков – все доступно. Правда, есть маленькое «но» - живое исполнение в зале….Это совсем иное. Я и сам другой раз выключаю телевизор, когда мне не близка интерпретация какой-нибудь музыкальной вещи, а вот в зале всегда найду, чем заинтересоваться – от техники штрихов музыкантов до особой наэлектризованности слушателей.
Кстати, раз уж мы заговорили о венских трансляциях, то перескажу вам один из самых дорогих для меня комплиментов, которые я когда-либо получал. В 1998 году корреспондент испанского журнала «Факаниас», беря у меня интервью, сказал: «Я много лет не пропускаю новогоднего Штрауса из Вены по телевидению – для меня это высшее удовольствие. Но сегодня во время вашего концерта в Granteatro я пребывал в состоянии не меньшего восторга».
- Спасибо вам за беседу. И напоследок хочется спросить, много ли у вас еще нестандартных проектов и сможет ли с ними познакомиться Омск?
- Уже реализованных проектов и пригодных для тиражирования – около десяти. Но самые кассовые и востребованные – это «Реквием» Уэббера, Гершвин. А также две программы моих джазовых оркестровок - «Эллингтония» для двух роялей и оркестра и «Американа» - калейдоскоп оркестровых миниатюр и песенных хитов американских композиторов для вокального квинтета с оркестром. Омская премьера последнего из этих проектов намечена на следующий сезон.