Поиск

Детский врач-психотерапевт о проблемах, с которыми сталкивается ребенок с самого рождения и о том, как родителям научиться его слышать.

Мы беседуем с детским врачом-психотерапевтом Омской клинической психиатрической больницы им. Н.Н. Солодникова, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры социальной работы ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Наталией Александровой.

- Наталия Викторовна, какие проблемы психического здоровья чаще всего беспокоят детей?

- Самих детей ничего не беспокоит, беспокоит их родителей, и касается это нарушений познавательных функций, эмоциональной и поведенческой сфер, коммуникации с окружающими. Родителей маленьких детей тревожит, что они плохо привыкают к детскому саду, кого-то обижают, кто-то сам агрессивен, кто-то плохо усваивает программу. У многих детишек, даже у тех, которые впоследствии развиваются нормально, есть проблемы с речевым развитием. Далее возникают проблемы с адаптацией к школе, появляются школьные страхи, проблемы в учебном коллективе. Причем, если несколько лет назад конфликты с травлей, записями издевательств на видео происходили преимущественно в средних и старших классах, то недавно такой инцидент был у младших школьников.

- Как понять, что это заболевание, а не плохое воспитание, например?

- Понять это не всегда просто. Человек – создание биопсихосоциодуховное. Многие проявления психических расстройств совсем не похожи на болезни в общепринятом смысле этого слова. Ведь у ребенка ничего не болит, он не страдает. А проблемы поведения, эмоциональной или интеллектуальной сфер ошибочно принимают за избалованность, невоспитанность, запущенность, дурную наследственность и обращаются к специалисту очень поздно. И, даже если какой-то компетентный человек посоветует родителям обратиться к психиатру, отметают это предложение со словами: «Он же у нас такой умненький, складывает пазлы, все понимает, хорошо учится, он не может быть психически больным!» Большинство людей не осознают, что если у ребенка в порядке интеллектуальная сфера, то он может иметь проблемы психического здоровья.

- Каковы причины возникновения психических заболеваний?

- Они возникают чаще всего в результате повреждения мозга на том или ином этапе развития ребенка. Это может быть этап, когда его еще в проекте не было. Будущая мама курила, болела, принимала какие-то препараты. Все это могло повлиять на состояние ее яйцеклетки, которая несет генетический материал. Образ жизни отца также влияет на здоровье его репродуктивных органов, и изменения тоже могут быть в его генетическом материале. В социально-неблагополучных семьях, где родители имеют проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, у детей практически предопределены проблемы с психическим здоровьем.

Ни в коем случае я не хочу сказать, что детские психические расстройства бывают только у неблагополучных родителей. Нет! Никто не застрахован от этой неприятности. Есть не зависящие от воли человека неблагоприятные для детской души вредности. Например, грязная экология. С воздухом, которым дышит будущая мама, в ее кровь могут попадать вредные вещества, которые плод получает через плаценту в мозг. Причиной также могут быть инфекционные заболевания матери в период беременности, и не обязательно краснуха и токсоплазмоз, которые точно приводят к изменениям нервной системы. Даже безобидное на первый взгляд острое вирусное заболевание – простуда в просторечии, которым мама переболела в чувствительные для формирования мозга плода периоды, может в последующем проявиться психическим расстройством ребенка. Немаловажен возраст родителей, особенно мам, ведь чем она моложе, тем моложе ее яйцеклетка, тем больше шансов родить здорового ребенка.

В раннем возрасте повреждающее влияние на мозг ребенка оказывают черепно-мозговые травмы, нейроинфекции – энцефалит, менингит. Встречаются психически больные дети среди рожденных недоношенными, с экстремально низкой массой тела, потому что их мозг еще недостаточно сформирован, а также среди тех, кто появился на свет с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.

- Почему родители боятся обращаться к психиатру?

- В России психиатрия стигматизирована, лет 70 она использовалась, как карательный инструмент, поэтому несколько поколений впитали, что психиатрическая больница - это нечто жуткое и страшное. У нас нет культуры обращения к специалистам по сопровождению психического здоровья, поэтом очень редко психические заболевания выявляются вовремя. Обычно люди пройдут через невролога, психолога, к бабкам сходят, и когда дело все-таки доходит до психиатра, время оказывается упущенным. Такой ресурс, как пластичность детского мозга, бывает значительно утрачен.

- Психические заболевания лечатся?

- Мне бы не хотелось вселять иллюзию, что любая проблема детской психики может быть быстро и полностью устранена психиатрическим вмешательством. Пограничные психические расстройства компенсируются медикаментозным лечением - ноотропным и метаболическим. Но не одним курсом, лечение нужно проводить регулярно – весной и осенью. Если заболевания тяжелые, может потребоваться стационарный режим, лечение может быть длительным с периодическими улучшениями или ухудшениями, которые связаны со стрессами, перегрузкой, с периодами полового созревания ребенка, особенностями протекания заболевания и так далее. На биологический компонент заболевания действуют препараты, на психологический – психотерапия. Большую роль играет социальная поддержка в лице специалиста по социальной работе больницы.

- Вы более 20 лет в профессии, что изменилось за эти годы?

- Появились частные клиники, где работают очень хорошие психиатры и где родители могут получить квалифицированную помощь без постановки ребенка на учет. К нам в психиатрическую больницу в 80 % случаев обращаются родители с детьми-инвалидами, в остальных случаях – выписанные из стационаров пациенты с достаточно серьезными психическими расстройствами, которые уже прошли лечение и требуют дальнейшего сопровождения. С жалобами на пограничные состояния, невротические расстройства в психиатрическую больницу сейчас обращаются не так часто.

- Сегодня дети зависимы от гаджетов и не хотят учиться уже с первого класса. Как повлиять на ребенка и не стать при этом его врагом?

- Без гаджетов никуда, виртуальное пространство – это родная среда обитания современных детей, лишить их этого невозможно. Если ребенок учится, посещает кружки, это всего лишь одна из форм его жизнедеятельности. Но, если же он не охвачен вниманием близких, у него не решены проблемы учебы или общения со сверстниками, то чрезмерное увлечение интернетом может привести к неблагоприятным последствиям. Кроме общения и совместного времяпрепровождения с ребенком никаких волшебных рекомендаций нет.

- Почему дети бывают жестокими?

- Жестокость дети могут проявлять к сверстникам, которые отличаются от других, имеют проблемы развития. Это социально-психологическое явление, которое прослеживается и в животном мире - если детеныш отличается от других, то его изгоняют. В таких случаях необходимо вмешательство педагогов, которые помогают воспитать толерантность у детей. У знающих и любящих детей педагогов это получается, и дети наперегонки спешат помочь «особому» ребенку. Жестокость может проявляться в ответ на жестокость взрослого, например, отца. Только отцу ребенок не может ответить тем же, поэтому выплескивает ее на кого-то младше и слабее.  

- Влияет ли половое созревание на психику ребенка?

- Да, причем серьезно. Происходит перестройка организма, отмечается гормональная нестабильность, пробуждается сексуальность - это очень тяжелое время - еще не взрослый, но уже не ребенок. Подростку в это время нужны поддержка родителей и нередко помощь специалистов.

- В школе должен быть психолог?

- Конечно, но их не хватает, потому что работа очень объемная. Школьный психолог должен заниматься и профилактикой суицидов – очень непростое направление, и работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и разбирать конфликты.

- О детском суициде. Это решение ведь не приходит спонтанно, на протяжении долгого времени ребенок был в стрессе, не услышан, не понят родителями, учителями, сверстниками?

- Все очень по-разному. Бывает аффективное и спонтанное решение – его обидели, и он это сделал. Есть варианты шантажные, подростки не могут сказать словами: «Мама меня беспокоит то-то, мне нужна твоя помощь», поэтому привлекают к себе внимание суицидом. Только в 10% случаев ребенок испытывает истинное желание покончить с собой, все остальные - крик о помощи и неумение попросить о ней.

Ребенку нужно внимание, с ним нужно разговаривать и контролировать с самого раннего детства, но не перебарщивая. Если между родителями и ребенком не сложилось доверие с малых лет, то потом он вряд ли будет искренним. Иногда подросток лучше общается с кем-то незнакомым, он освобождается от напряжения и дурных мыслей. В этом плане очень хорошей формой является телефон доверия: нет барьеров, можно в любое время прервать контакт. Телефон доверия в нашей больнице всегда загружен.

- Тяжело работать психотерапевтом? Не передаются Вам страхи и проблемы пациентов, не транслируете их на своих близких?

- Передаются, потому что столько точек соприкосновения - как мать резонируешь, как бабушка, как педагог, который с этим сталкивался. Иногда люди и агрессию проявляют. Приходится над собой работать. Помогают специальные тренинги, книги, фильмы, медитация, релаксация, работа над телом, например, физические нагрузки. Душа психотерапевта - это инструмент, который нужно держать в рабочем состоянии, при этом заботясь о его сохранности.

- Какими качествами должен обладать детский психотерапевт?

- Профессионализмом, любовью к детям, сочувствием к родителям и желанием им всем помочь, при этом быть эмоционально стабильным и терпимым.

Вы смотрите телевизор? Что, как врач, считаете приемлемым для детей, а что нет?

- Телевизор смотрю, но не часто. «Спокойной ночи, малыши!», старые добрые мультфильмы вполне себе хороши. Там человек похож на человека, заяц выглядит, как заяц, а волк, как волк; понятно, что такое добро и зло, нет жесткой мимики и агрессии.

Периодически у нас решают демонизировать какие-то персонажи: то куклу Барби, то Гарри Поттера, но, если у ребенка гармоничное семейное окружение, никакого вреда от них не будет. А впечатлительный ребенок может и от сказки про Бабу-ягу просыпаться с криками ночью.

- Дайте советы родителям, как научиться слышать ребенка?

- Находите время для активного общения с ребенком, чтобы куда-то вместе сходить, погулять, почитать или просто посмеяться. При изменениях в ребенке, постарайтесь с ним поговорить, спросить, что произошло. Если изменения нарастают, а ребенок ничего не рассказывает, обратитесь к специалисту. Если изменения психологически понятны самому родителю - к психологу. Если же изменения не понятны, и они влияют на сон, поведение, общение, эмоции ребенка - тогда к детскому психиатру. В детской психиатрической службе Омска работают очень знающие и компетентные доктора, это наш бриллиантовый фонд. Сведения о факте обращения за психиатрической помощью, диагнозе ребенка и постановке его на учет, составляют врачебную тайну. Никто из окружающих его людей – одноклассники, учителя и даже врачи поликлиники - об этом не узнают.

Всероссийский телефон доверия для детей - 8 (800) 200-01-22.

Телефон доверия Омской клинической психиатрической больницы им. Н.Н.Солодникова – 8 (3812) 56-56-65.

Беседовала Наталья Чебакова.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Психиатр - врач, который занимается диагностикой и лечением нарушений высших психических функций: познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. В его арсенале современные методы диагностики и медикаментозного лечения.

Психотерапевт - врач, который использует в лечении психических заболеваний психологические методы.

Психолог - это специалист с гуманитарным образованием, который оказывает помощь психологическими методами психически здоровым людям.

Детский врач-психотерапевт о проблемах, с которыми сталкивается ребенок с самого рождения и о том, как родителям научиться его слышать.

Мы беседуем с детским врачом-психотерапевтом Омской клинической психиатрической больницы им. Н.Н. Солодникова, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры социальной работы ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Наталией Александровой.

- Наталия Викторовна, какие проблемы психического здоровья чаще всего беспокоят детей?

- Самих детей ничего не беспокоит, беспокоит их родителей, и касается это нарушений познавательных функций, эмоциональной и поведенческой сфер, коммуникации с окружающими. Родителей маленьких детей тревожит, что они плохо привыкают к детскому саду, кого-то обижают, кто-то сам агрессивен, кто-то плохо усваивает программу. У многих детишек, даже у тех, которые впоследствии развиваются нормально, есть проблемы с речевым развитием. Далее возникают проблемы с адаптацией к школе, появляются школьные страхи, проблемы в учебном коллективе. Причем, если несколько лет назад конфликты с травлей, записями издевательств на видео происходили преимущественно в средних и старших классах, то недавно такой инцидент был у младших школьников.

- Как понять, что это заболевание, а не плохое воспитание, например?

- Понять это не всегда просто. Человек – создание биопсихосоциодуховное. Многие проявления психических расстройств совсем не похожи на болезни в общепринятом смысле этого слова. Ведь у ребенка ничего не болит, он не страдает. А проблемы поведения, эмоциональной или интеллектуальной сфер ошибочно принимают за избалованность, невоспитанность, запущенность, дурную наследственность и обращаются к специалисту очень поздно. И, даже если какой-то компетентный человек посоветует родителям обратиться к психиатру, отметают это предложение со словами: «Он же у нас такой умненький, складывает пазлы, все понимает, хорошо учится, он не может быть психически больным!» Большинство людей не осознают, что если у ребенка в порядке интеллектуальная сфера, то он может иметь проблемы психического здоровья.

- Каковы причины возникновения психических заболеваний?

- Они возникают чаще всего в результате повреждения мозга на том или ином этапе развития ребенка. Это может быть этап, когда его еще в проекте не было. Будущая мама курила, болела, принимала какие-то препараты. Все это могло повлиять на состояние ее яйцеклетки, которая несет генетический материал. Образ жизни отца также влияет на здоровье его репродуктивных органов, и изменения тоже могут быть в его генетическом материале. В социально-неблагополучных семьях, где родители имеют проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, у детей практически предопределены проблемы с психическим здоровьем.

Ни в коем случае я не хочу сказать, что детские психические расстройства бывают только у неблагополучных родителей. Нет! Никто не застрахован от этой неприятности. Есть не зависящие от воли человека неблагоприятные для детской души вредности. Например, грязная экология. С воздухом, которым дышит будущая мама, в ее кровь могут попадать вредные вещества, которые плод получает через плаценту в мозг. Причиной также могут быть инфекционные заболевания матери в период беременности, и не обязательно краснуха и токсоплазмоз, которые точно приводят к изменениям нервной системы. Даже безобидное на первый взгляд острое вирусное заболевание – простуда в просторечии, которым мама переболела в чувствительные для формирования мозга плода периоды, может в последующем проявиться психическим расстройством ребенка. Немаловажен возраст родителей, особенно мам, ведь чем она моложе, тем моложе ее яйцеклетка, тем больше шансов родить здорового ребенка.

В раннем возрасте повреждающее влияние на мозг ребенка оказывают черепно-мозговые травмы, нейроинфекции – энцефалит, менингит. Встречаются психически больные дети среди рожденных недоношенными, с экстремально низкой массой тела, потому что их мозг еще недостаточно сформирован, а также среди тех, кто появился на свет с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.

- Почему родители боятся обращаться к психиатру?

- В России психиатрия стигматизирована, лет 70 она использовалась, как карательный инструмент, поэтому несколько поколений впитали, что психиатрическая больница - это нечто жуткое и страшное. У нас нет культуры обращения к специалистам по сопровождению психического здоровья, поэтом очень редко психические заболевания выявляются вовремя. Обычно люди пройдут через невролога, психолога, к бабкам сходят, и когда дело все-таки доходит до психиатра, время оказывается упущенным. Такой ресурс, как пластичность детского мозга, бывает значительно утрачен.

- Психические заболевания лечатся?

- Мне бы не хотелось вселять иллюзию, что любая проблема детской психики может быть быстро и полностью устранена психиатрическим вмешательством. Пограничные психические расстройства компенсируются медикаментозным лечением - ноотропным и метаболическим. Но не одним курсом, лечение нужно проводить регулярно – весной и осенью. Если заболевания тяжелые, может потребоваться стационарный режим, лечение может быть длительным с периодическими улучшениями или ухудшениями, которые связаны со стрессами, перегрузкой, с периодами полового созревания ребенка, особенностями протекания заболевания и так далее. На биологический компонент заболевания действуют препараты, на психологический – психотерапия. Большую роль играет социальная поддержка в лице специалиста по социальной работе больницы.

- Вы более 20 лет в профессии, что изменилось за эти годы?

- Появились частные клиники, где работают очень хорошие психиатры и где родители могут получить квалифицированную помощь без постановки ребенка на учет. К нам в психиатрическую больницу в 80 % случаев обращаются родители с детьми-инвалидами, в остальных случаях – выписанные из стационаров пациенты с достаточно серьезными психическими расстройствами, которые уже прошли лечение и требуют дальнейшего сопровождения. С жалобами на пограничные состояния, невротические расстройства в психиатрическую больницу сейчас обращаются не так часто.

- Сегодня дети зависимы от гаджетов и не хотят учиться уже с первого класса. Как повлиять на ребенка и не стать при этом его врагом?

- Без гаджетов никуда, виртуальное пространство – это родная среда обитания современных детей, лишить их этого невозможно. Если ребенок учится, посещает кружки, это всего лишь одна из форм его жизнедеятельности. Но, если же он не охвачен вниманием близких, у него не решены проблемы учебы или общения со сверстниками, то чрезмерное увлечение интернетом может привести к неблагоприятным последствиям. Кроме общения и совместного времяпрепровождения с ребенком никаких волшебных рекомендаций нет.

- Почему дети бывают жестокими?

- Жестокость дети могут проявлять к сверстникам, которые отличаются от других, имеют проблемы развития. Это социально-психологическое явление, которое прослеживается и в животном мире - если детеныш отличается от других, то его изгоняют. В таких случаях необходимо вмешательство педагогов, которые помогают воспитать толерантность у детей. У знающих и любящих детей педагогов это получается, и дети наперегонки спешат помочь «особому» ребенку. Жестокость может проявляться в ответ на жестокость взрослого, например, отца. Только отцу ребенок не может ответить тем же, поэтому выплескивает ее на кого-то младше и слабее.  

- Влияет ли половое созревание на психику ребенка?

- Да, причем серьезно. Происходит перестройка организма, отмечается гормональная нестабильность, пробуждается сексуальность - это очень тяжелое время - еще не взрослый, но уже не ребенок. Подростку в это время нужны поддержка родителей и нередко помощь специалистов.

- В школе должен быть психолог?

- Конечно, но их не хватает, потому что работа очень объемная. Школьный психолог должен заниматься и профилактикой суицидов – очень непростое направление, и работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и разбирать конфликты.

- О детском суициде. Это решение ведь не приходит спонтанно, на протяжении долгого времени ребенок был в стрессе, не услышан, не понят родителями, учителями, сверстниками?

- Все очень по-разному. Бывает аффективное и спонтанное решение – его обидели, и он это сделал. Есть варианты шантажные, подростки не могут сказать словами: «Мама меня беспокоит то-то, мне нужна твоя помощь», поэтому привлекают к себе внимание суицидом. Только в 10% случаев ребенок испытывает истинное желание покончить с собой, все остальные - крик о помощи и неумение попросить о ней.

Ребенку нужно внимание, с ним нужно разговаривать и контролировать с самого раннего детства, но не перебарщивая. Если между родителями и ребенком не сложилось доверие с малых лет, то потом он вряд ли будет искренним. Иногда подросток лучше общается с кем-то незнакомым, он освобождается от напряжения и дурных мыслей. В этом плане очень хорошей формой является телефон доверия: нет барьеров, можно в любое время прервать контакт. Телефон доверия в нашей больнице всегда загружен.

- Тяжело работать психотерапевтом? Не передаются Вам страхи и проблемы пациентов, не транслируете их на своих близких?

- Передаются, потому что столько точек соприкосновения - как мать резонируешь, как бабушка, как педагог, который с этим сталкивался. Иногда люди и агрессию проявляют. Приходится над собой работать. Помогают специальные тренинги, книги, фильмы, медитация, релаксация, работа над телом, например, физические нагрузки. Душа психотерапевта - это инструмент, который нужно держать в рабочем состоянии, при этом заботясь о его сохранности.

- Какими качествами должен обладать детский психотерапевт?

- Профессионализмом, любовью к детям, сочувствием к родителям и желанием им всем помочь, при этом быть эмоционально стабильным и терпимым.

Вы смотрите телевизор? Что, как врач, считаете приемлемым для детей, а что нет?

- Телевизор смотрю, но не часто. «Спокойной ночи, малыши!», старые добрые мультфильмы вполне себе хороши. Там человек похож на человека, заяц выглядит, как заяц, а волк, как волк; понятно, что такое добро и зло, нет жесткой мимики и агрессии.

Периодически у нас решают демонизировать какие-то персонажи: то куклу Барби, то Гарри Поттера, но, если у ребенка гармоничное семейное окружение, никакого вреда от них не будет. А впечатлительный ребенок может и от сказки про Бабу-ягу просыпаться с криками ночью.

- Дайте советы родителям, как научиться слышать ребенка?

- Находите время для активного общения с ребенком, чтобы куда-то вместе сходить, погулять, почитать или просто посмеяться. При изменениях в ребенке, постарайтесь с ним поговорить, спросить, что произошло. Если изменения нарастают, а ребенок ничего не рассказывает, обратитесь к специалисту. Если изменения психологически понятны самому родителю - к психологу. Если же изменения не понятны, и они влияют на сон, поведение, общение, эмоции ребенка - тогда к детскому психиатру. В детской психиатрической службе Омска работают очень знающие и компетентные доктора, это наш бриллиантовый фонд. Сведения о факте обращения за психиатрической помощью, диагнозе ребенка и постановке его на учет, составляют врачебную тайну. Никто из окружающих его людей – одноклассники, учителя и даже врачи поликлиники - об этом не узнают.

Всероссийский телефон доверия для детей - 8 (800) 200-01-22.

Телефон доверия Омской клинической психиатрической больницы им. Н.Н.Солодникова – 8 (3812) 56-56-65.

Беседовала Наталья Чебакова.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Психиатр - врач, который занимается диагностикой и лечением нарушений высших психических функций: познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. В его арсенале современные методы диагностики и медикаментозного лечения.

Психотерапевт - врач, который использует в лечении психических заболеваний психологические методы.

Психолог - это специалист с гуманитарным образованием, который оказывает помощь психологическими методами психически здоровым людям.